Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Евдокимов А.Ю., Роговой П.Н., Исатов Ю.С. Аннотированный список литературы по проблеме креационизма и эволюционизма (Справочный материал для работников образования)

 

Признавая важнейшей целью образовательного процесса создание как минимум базы для формирования мировоззрения учащихся, следует отме­тить необходимость преодоления разобщенности гуманитарной и естествен­нонаучной областей знания с целью формирования у учащихся целостной картины мира.

Стройную картину мироздания невозможно иметь без четкого миро­воззрения - системы взглядов на мир в целом, без конкретной идеологии - системы идей. В современных науке и образовании в качестве основного ми­ровоззренческого подхода к познанию господствует универсальный эволю­ционизм, базирующийся в основном на учении Ч. Дарвина, неодарвинизме и сравнительно новом научном направлении - синергетике.

В основе такого подхода лежит чистейший рационализм, заводящий мысль в тупик и не дающий никакой надежды на нахождение истины. С дру­гой стороны, современная реальность характеризуется развитием глобально­го экологического кризиса, ставящего под сомнение истинность эволюцион­ной теории. И действительно, если мироздание эволюционно развивается от менее совершенного к более совершенному, то почему же человечество оказалось перед угрозой гибели цивилизации?

В то же время, первоначально на Западе протестантскими учеными, а затем и в России - православными, разрабатывается креационная модель бы­тия, основанная на идее изначального сотворения мира Богом из ничего.

Рассуждая в направлении от общего к частному, мы видим совершенно очевидный факт существования только двух основных мировоззренческих систем - теистической (религиозной) и атеистической. Существует ли Бог -Творец всего сущего, или Вселенная возникла сама собой (или же существу­ет вечно, что в принципе одно и тоже)? Все прочие мировоззренческие системы при ближайшем рассмотрении оказываются частными случаями двух основных.

Научные факты, которыми оперируют ученые, придерживающиеся ка­кой-либо из названных мировоззренческих систем, практически одинаковы. Различна логика связывания этих фактов в единое целое, в единую систему. И этим последним определяется все! Любая мировоззренческая система та­ким образом становится идеологией - системой идей, принципов, объеди­няющих наиболее значимые ценности народа, определяемые мировоззрением всего общества.

В чисто научном плане названные мировоззренческие системы можно подразделить соответственно на креационизм и эволюционизм, хотя такое разделение будет в определенной степени условным.

Креационизм (от лат. creatio - сотворение) - учение о сотворении ми­ра Богом из ничего, основанное на буквальном понимании книги Бытия с привлечением данных естественных наук. Эволюционизм (от лат. evolutio -развертывание) - постепенное количественное и качественное изменение че­го-либо. Наилучшее и наиболее объективное определение эволюции дано выдающимся русским ученым Н. Н. Моисеевым: «Эволюция - самооргани­зация, изменение системы под действием внутренних факторов и механиз­мов, присущих системе и лишенных целенаправляющего начала».

Говоря о креационизме, следует иметь в виду, что в современном виде он зародился в среде ученых-протестантов, что не могло не отложить спе­цифического отпечатка. Об этом говорит уже одно название книги известно­го креациониста Г. Морриса «Сотворение и современный христианин» (М., Протестант, 1993). Прилагательное «современный» применительно к христи­анству для Православия бессмысленно и неприемлемо.

В религиозной системе имеем акт творения Вселенной из ничего. Стремление материи к упрощению, потере разнообразия, пресекается разум­но вводимыми информацией и энергией. Все созданное прекрасно и гармонично - «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31).

Создан ли мир неизменным, или развивающимся? В настоящее время мы можем наблюдать лишь цикличность существования природы. С другой стороны, необходимость и возможность духовного развития человека после грехопадения для нас вполне очевидна. Если человек не работает над своим духовным совершенствованием, он вольно или невольно идет по пути дегра­дации, по пути противостояния Богу. Протестантизм же в отличие от Право­славия отрицает этот факт, отрицает синергию - сотрудничество Божествен­ной благодати и человеческой свободы. Для Православия «... человек оправ­дывается делами, а не верою только ...» (Послание св. Апостола Иакова 2:24) и «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (там же 2: 26). Для протестанта достаточно одной веры. Как следствие - мир рассматривает­ся как фатально предопределенный, статичный и не меняющийся. Согласить­ся с этим безусловно нельзя, как и с невмешательством Творца в дела сотво­ренной Вселенной.

Механизм эволюции по признанию самих эволюционистов неизвестен, необходимое время - неясно. Вероятность самопроизвольной самоорганиза­ции материи с позиций классической статистической физики оценивается ве­личиной порядка от 10'50 до 10'100, то есть - невероятно. Здесь уместно вспомнить высказывание В.И. Вернадского; «Разум, мысль, жизнь - не могут возникнуть не из разума, мысли, жизни».

Сравнительно новое научное направление - синергетика (термин вве­ден Г. Хакеном в 1971 г.), теория самоорганизации и поведения сложных систем, рассматривает эволюцию как чередование порядка и хаоса. С этих позиций - возникновение жизни не чудо, а свойство материи, а глобальный экологический кризис - всего лишь ускорение эволюционных процессов. Че­ловек может успеть приспособиться к ним, а может и нет... В последнем слу­чае кризис перерастает в катастрофу с возникновением хаоса - то есть (по мысли синергетиков) беспорядочного движения материи. Однако вряд ли4можно усмотреть наличие хаоса в самой материи, где каждая молекула со­держит колоссальное количество информации о расположении атомов и эле­ментарных частиц. А информация, как известно, есть мера упорядоченности. Так что едва ли доводы синергетики можно считать убедительными.

В образовательном процессе необходимо изложение обеих мировоз­зренческих систем с беспристрастным представлением всех «за» и «против». Только в этом случае учащийся сможет иметь достаточную информацию для свободного выбора и формирования мировоззрения.

Ниже приводится список литературы по вопросам эволюционизма и креационизма, снабженный краткими аннотациями; заглавия ряда книг и ста­тей говорят сами за себя. Наряду с современной литературой приведены и некоторые издания мыслителей, ученых и общественных деятелей XIX века. Представленный список не является исчерпывающим, практически в каждом из приводимых изданий имеется свой список литературы по данному вопро­су.

1. Виланд К. Камни и кости. Неопровержимые свидетельства против теории эволюции. М.: Паломникъ, 2000

2. Виненко В. Как хаос может превращаться в порядок. // Лицейское и гимназическое образование. 1999, № 4, с. 34-36. Кратко изложены основы синергетики и методика школьного образования в этой области.

3. Гиш Д. Ученые-креационисты отвечают своим критикам. СПБ.: «Биб­лия для всех», 1995. Рассматриваются основные положения критики креацио­низма учеными-эволюционистами, приводятся аргументированные научные дока­зательства того, что теория сотворения - гораздо более достоверная модель про­исхождения мира.

4. Головин С. Л. Эволюция мифа как человек стал обезьяной. М., Палом-

ник, 1999. Дана критика эволюционной теории Ч. Дарвина.

5. Головин С.Л. Всемирный потоп. Миф, легенда или реальность? М., Па­ломник, 1999. Рассмотрен вопрос о Всемирном Потопе как реальном историче­ском событии.

6. Голубев B.C., Шаповалова Н.С. Человек в биосфере. М., ЛА «Варяг», 1995. Изложены основные положения эволюционного подхода к мирозданию.

7. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жиз­ни. М.: Наука, 1995. Важнейшая научная работа современности; с эволюцион­ных позиций изложена теория саморегуляции природных экосистем.

8. Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер.с англ. Ярославль: ДИА-пресс, 2000. Приводится обоснованная критика материалистического, эволюционного взгляда на мир. Одна­ко авторы рассматривают материал с позиций протестантизма, исказившего основ­ные догматы христианства в сторону потребительства (пусть даже и духовного).

Призыв к христианской вере, обращенный исключительно к разуму человека, не имеет корней в традиционной православной русской культуре, изложение в книге библейских текстов по содержанию и форме не приемлемо для российского обще­ства, менталитет которого за более чем тысячелетний период сформировало право­славие. Книга издана огромным тиражом в 500 тыс. экз. и разослана по школам бесплатно. Использование ее учащимися скорее будет способствовать дальнейше­му развитию у них потребительского, рационалистического мировоззрения, деструктивного по отношению к российскому обществу и государству. В то же время, книга содержит много ценной научной информации, которая при умелом подходе преподавателя может быть использована в учебном процессе.

9. Данилевский Н.Я. Дарвинизм: Критические исследования. СПБ., 1885.

До сих пор малоизвестный труд выдающегося русского мыслителя, утверждавше­го: «Я принадлежу к числу самых решительных противников дарвинова учения, считаю его вполне ложным».

10.Диакон Даниил Сысоев. Летопись начала. М.: Издательство Сретенско­го монастыря, 1999. С православных позиций рассмотрены естественнонаучные положения креационизма; впервые системно представлено креационное понимание сущности исторического процесса, определяемого и движимого реальными людь­ми, а не «массами», «борьбой классов», географическими и экономическими усло­виями и т.п.; с позиций креационизма подробно рассмотрена Книга Бытия. 11 .Доказательство существования Бога на примере порядка во Вселенной. М.: Даниловский благовестник, 1994. Рассмотрены естественнонаучные обоснование теистической мировоззренческой системы.

12.Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и об­ществе. М.: МНЭПУ, 1999. Материалы к вузовскому курсу. Наиболее полное изложение основ универсального эволюционизма с вовлечением идей 3. Фрейда, теософов и антропософов.

13.Иеромонах Серафим (Роуз). Православный взгляд на эволюцию. СПБ: ОАО «С-Пет. Типография № б», 1997. Наиболее последовательная критика эволюционных воззрений.

14. Иеромонах Серафим (Роуз). Православное понимание книги Бытия. М.: Российское отделение Валаамского общества Америки, 1998

15. Исатов Ю.С. Тропою питекантропа. // Божий мир. 1999 №4 (16). Крити­ка эволюционных взглядов.

16. Исатов Ю.С. Что такое дарвинизм? // Славянский дом. 2001 №4. Крити­ка эволюционных взглядов.

17.     Калябин Г.А. Наука как подтверждение библейского учения о творе­нии. Самара: редакция журнала «Путь к храму», 2001

18.     Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогно­зы будущего. М.: Наука, 1997. Монография по вопросам синергетики.

19. Колчуринский Н. Мир - Божие творение. Беседы со старшеклассника­ми. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лав­ры, 2000

20. Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г., Потапов А. Б. Синергетика - но­вые направления. М.: Знание, 1989. Монография по вопросам синергетики.

21. Маклин Г., Окленд Р., Маклин Л. Очевидность сотворения мира. Про­исхождение планеты Земля. М.: Христианская миссия «Триада», 1993. Обоснование креационной картины мира путем сопоставления данных палеонтоло­гии, геологии, археологии, биологии, привлечения библейских текстов.

22.Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Пер. с англ. под ред. Ягодина Г.А. (в 3х тт.) М.: Галактика, 1996. Учебник экологии, содержит информа­цию, необходимую для формирования естественнонаучной картины мира. 23. Моррис Г. Библейские основания современной науки. СПБ: «Библия для всех», 1995. В книге известного американского ученого-креациониста нако­пленные современной наукой данные соотносятся с тем, что написано в Библии о происхождении Вселенной, Земли и человека.

24.     Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. Второе издание. М.: Да­ниловский благовестник, 1997. Естествознание и православная картина мира.

25.     Петерсен Д. Открывая тайны Творения. СПБ: «Библия для всех», 1994. Популярное изложение фактического материала, подтверждающего библейскую теорию творения. Иллюстрированное издание.

26.     Победоносцев К.П. «Новая вера и новые браки». В сборнике «Великая ложь нашего времени», М.: «Русская книга», 1993. По мысли К.П. Побе­доносцева о дарвинизме, «Передовые люди науки уже начинают убеждаться в том, что это учение, в сущности, представляет только гипотезу, более или менее вероят­ную, но еще не удостоверенную достаточным количеством данных...». Что касает­ся экспериментальной недостаточности теории, то теперь она уже достаточно под­тверждена, в том числе исследованиями современных ученых-креационистов.

27.     Полак Л. С., Михайлов А. С. Самоорганизация в неравновесных физи­ко-химических системах. М.: Наука, 1983. Изложены основные положения синергетики.

28.Православие и экология. Московский Патриархат. Отдел религиозного образования И катехизации, 1997. На сегодняшний день наилучшее изложе­ние проблем экологии с позиций Православия.

29.     Пригожин И., Стингер И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. Основы теории диссипативных структур (иное обозначение синергетики).

30.     Проблемы теории эволюции. Второе издание. Симферополь: Крым­ское общество креационной науки, 1996.Сборник статей для студентов и преподавателей: Г.К. Миллз, М. Ланкастер, У.Л. Бредли. Происхож­дение жизни и эволюция в учебниках биологии (критические замеча­ния). Д.Т. Гит. Сотворение мира, эволюция и исторические свидетель­ства. С. Голдберг. Фактор наибольшей приспособленности. Э.Дж. Бул. Дарвиновская теория эволюции рушится. У. Воссинджер. Теория эво-люции никогда не была доказана. Великан пошатнулся: удастся ли Дарвину устоять?

31.     Протоиерей Стефан (Ляшевский). Библия и наука. М.: Лествица,1998. Православный мыслитель в защиту эволюционной теории. В книге также изложе­ны исторические материалы, подтверждающие факт Воскресения Иисуса Христа.

32.     Роузвер Д. Наука о сотворении мира, доказывающая правоту Библии.

Симферополь: Крымское общество креационной науки, 1995. Ученые до Дарвина с радостью восхваляли Бога-Творца, Который создал растения и живот­ных по роду их. Представители современной науки заменили Бога так называемы­ми «естественными процессами». По их мнению, именно в результате этих процес­сов материя возникла сама собой десяток миллиардов лет назад; жизнь зародилась спонтанно; человек произошел от обезьяны... Но если начальные главы Библии - не более чем красивая сказка, значит, доктрина первородного греха, как и само евангелие - тоже миф. В доступной форме доказывается, что Библейская версия происхождения Вселенной и жизни однозначно заслуживает доверия.

33.     Сарфати Д. Несостоятельность теории эволюции. Руководство для учеников, родителей и преподавателей, опровергающее современные аргументы в пользу эволюции. Симферополь: Христианский научно-апологетический центр, 2001. Изложение наиболее современных аргументов против теории эволюции.

34.     Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. М.: Издание Мос­ковского Подворья Троице-Сергиевой Лавры, 1999. Святоотеческое изло­жение взглядов на Сотворение мира.

35.     Священник Тимофей. Православное мировоззрение и современное ес­тествознание. М.: Паломник, 1998. Наиболее полное изложение позиций креационизма с точки зрения Православия; предназначено для старшеклассников;

может являться хорошим пособием для учителей и всех интересующихся данной проблемой.

36.     Священник Тимофей. Две космогонии. М.: Паломник, 1999. Эволюци­онная теория в свете святоотеческого учения. Философское обоснование креацио­низма; сравнительный анализ креационизма и эволюционизма. 37. Священник Тимофей. Природоведение. Учебник для младших классов православных гимназий и воскресных школ. М.: Паломник, 1999

38.Стотт Ф. Жизненно важные вопросы. СПБ.: «Библия для всех»,1996. Рассматриваются проблемы, оказавшие огромное влияние на формирование пред­ставлений общества, нашего мышления и взглядов на жизнь. Большинство из нас на протяжении многих лет считало, что в пользу таких глубоко укоренившихся убеждений, как «большой взрыв», теория относительности и теория эволюции, не­пременно должно существовать несметное множество доказательств. Однако при более подробном изучении обнаруживаешь, что эти доказательства удивительно слабы. Автор рассматривает ряд теорий, принимаемых за бесспорные как в началь­ной школе, так и в университете, и показывает, что они вызывают серьезные со­мнения.

39.     Тейлор И. В умах людей. Дарвин и новый мировой порядок. Симферо­поль: Христианский научно-апологетический центр, 2001. Показывается, что именно эволюционная точка зрения лежит в основании многочисленных соци­альных болезней современности и во всемирном масштабе ответственна за стрем­ление политиков к единому всемирному правительству, каковое, согласно провоз­глашенной гуманистами цели, предназначено человечеству.

40.     Тейлор П. Сотворение. Иллюстрированная книга ответов. Факты о происхождении жизни, человека и космоса. СПБ: «Библия для всех», 1994. Сборник свидетельств против эволюции. В краткой первой части затрагива­ется широкий круг тем, связанных с проблемой «творение или эволюция?» Вторая часть-справочник содержит множество цитат, фактов, обширную библиографию.

41.     Той повеле, и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. Православные эволюционисты о сотворении мира. Сборник статей.

42.     Тростников В. Мысли перед рассветом. - YMKA-PRESS, 1980. Опро­вержение эволюционной теории.

43.Тупицин О. В. Верую и исповедую. Тетради православного ученого. М-.-Лествица, 1998

44.     Ученые - о теории эволюции. Издание второе, переработанное. Сим­ферополь: Крымское общество креационной науки, 1996. Подавляющее большинство статей, помещенных в сборник, принадлежит самым ярым защитникам теории эволюции. Но в этом-то и сила книги. Основы эволюционистских твер­дынь вряд ли пошатнут высказывания из уст ученых-креационистов. Но даже в су­де оправдывающие показания, приведенные враждебно настроенным свидетелем, считаются наиболее важными. Поэтому замечания палеонтолога-эволюциониста, который признается в отсутствии промежуточных форм, или биолога-эволюциониста, который сомневается в механизме естественного отбора, весьма существенны (особенно если эти высказывания приведены точно и без искажений).

45.     Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980

46.     Хобринк Б. Эволюция. Яйцо без курицы. М.: «Мартис», 1993 (Репринт: Хобринк Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. Киев: Из­дательский отдел УПЦ, 1994). Рассматриваются аргументы в пользу теории Сотворения мира и теории эволюции. Благодаря своей ясности и глубине книга может быть использована как альтернативный учебник для факультативных заня­тий в старших классах средней школы, изучающих теорию эволюции. Предназна­ченная для неспециалистов, эта книга, хотя и насыщена научными данными, напи­сана живым, простым языком.

47.     Хоменков А. Эволюционный миф и очевидность Сотворения. // Право­славная беседа, 1997. №5.

48.Хотунцев Ю.Л., Хотунцев А.Ю. Научный метод, реальные системы и элементы синергетики. Педагогическое образование и наука // Научно-методический журнал, 2001, № 2, С.9-14). Доступное изложение важнейших элементов синергетики без привлечения сложного математического аппарата. Спе­циально для школьных учителей.

49.     Хэм К., Сарфати Д., Виланд К.. Под редакцией Бэттена Д.. Книга От­ветов расширенная и обновленная. Ответы на двадцать наиболее часто задаваемых вопросов о Сотворении, эволюции и Книге Бытия. Симфе­рополь: Христианский научно-апологетический центр, 2000. Изложены научные свидетельства в пользу библейской истории Сотворения И Всемирного Потопа; для широкого круга читателей и учащихся всех типов обще­образовательных учебных заведений.

50.     Чепмен Д. Загадочные и удивительные. Двадцать живых примеров, опровергающих теорию эволюции. М.: Паломник, 1999. Может служить хорошим пособием при работе учителей начальной и средней школы. 51. Шафранова О.И. «Его называли солью земли русской». // Дворянское собрание. Историко-публицистический и литературно-художественный альманах. М.: Российское дворянское собрание, 1996, с. 104-117. Статья о трудах Н.Я. Данилевского, в частности - против дарвинизма. В сжатой форме представлены доводы ученого с позиций биологии.

52. Шестоднев против эволюции. В защиту святоотеческого учения о тво­рении. Сборник статей под ред. диакона Даниила Сысоева. М., Паломникъ,2000

53.     Эндрюс Э. Все из ничего. Креационизм и эволюция. Просто, доступ­но, ПОНЯТНО. «Альфом», 1998. Теория эволюции по-прежнему является главен­ствующей в вопросе происхождения жизни, но многие ученые ее не поддерживают. Книга написана просто, доступно, понятно и не требует глубоких научных позна­ний.

54.     Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. Талисман, 1995. Рассматри­вается ряд вопросов, посвященных теории эволюции.

55.     Юнкер Р., Шерер З. История происхождения и развития жизни. Ос­новные положения и понятия для уроков биологии. «Кайрос», 1997. В распространенных учебниках всеобщность эволюции преподается как установлен­ный факт. В них предлагается законченная в основных чертах теория эволюции, в которой отсутствуют какие бы то ни было спорные вопросы и проблемы. В дейст­вительности же, все больше данных в области естественных наук указывают на то, что теория эволюции опрометчиво была провозглашена неоспоримым фактом. Эти данные настоятельно требуют существенного пересмотра прежних представлений. На основании одних и тех же изучаемых данных можно построить различные ги­потезы и теории. Особенно это касается фактов, широко используемых в эволюци­онном учении. Этот учебник призван наглядно продемонстрировать, что факты из области естественных наук могут найти свое толкование не только в рамках эво­люционной модели, но и в рамках модели сотворения мира.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"