Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

К.Д.Ушинский о христианской и материалистической педагогике и морали

 

 

"Основной целью воспитания человека может быть только сам человек, а в человеке цель воспитания составляет душа". (Собр. соч. Т.6.С. 498).

"Душа человеческая божественна по своей природе... она принадлежит вечности, она бессмертна... и составляет одно содержание с Творцом".

"Ни одна материалистическая теория не может говорить о развитии человека, ибо когда нет души с ее собственным содержанием, то развиваться нечему" (Т. 10.С. 299).

Это педагогика - "безголовый урод, деятельность без цели и результата впереди" (Т.2.С.452).

"Из материализма нравственности не выведешь. Как ничтожна и шатка мораль материалистов! "(Т.10.С.297).

"Материализм... низвел человека в своем миросозерцании до степени животного" (Т.5.С.480).

"Нравственность и свобода… одно без другого существовать не могут: воспитание не имеет права посягать на свободу души человеческой: наставник не должен навязывать своих убеждений воспитаннику, это есть величайшее насилие". "Каждый педагог, кто принимается за дело воспитания, прежде чем начать сеять в детские души семена материалистических воззрений, должен посмотреть плоды, которые могут вырасти из этих семян: оправдание деспотической власти одного человека над другим, презрение к человеческой личности, равнодушие к праву и к правде, полная бесправность отношений, уважение к одной силе, жестокость - словом все те страшные явления, которые замечаем мы в обществах дикарей и язычников... Вот почему те воспитатели, для которых дороги принципы личной человеческой свободы, человеческого достоинства, равенства людей перед законом, уважения к правам всякого человека не должны успокаивать себя той мыслью, что миросозерцание, какое бы оно ни было, не отразится в принципах жизни" (Т.5.С.481).

"Окружите человека всеми материальными благами и он не только не сделается лучше, но не будет счастливей и что-нибудь одно из двух: или будет тяготиться своей жизнью или начнет быстро понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку". "Всякая школа, позабывшая слова Спасителя: "Не хлебом единым жив человек" и приготовляющая человека только к материальной жизни, как бы утонченна эта жизнь не была и сколько бы не требовалось для нее познаний, не выполняет своего назначения. Она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает с настоящей дороги". "Есть только один идеал совершенства, перед которым преклоняются все народности, – это идеал, представляемый нам христианством... Христианство составляет основу европейской жизни, является главнейшим элементом образования у европейских народов" (Т.1.С.255).

"Современная педагогика выросла исключительно на христианской почве"

"Для нас любая нехристианский педагогика – вещь немыслимая".

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"