Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении»

 

Современное общеобразовательное учреждение - важней­ший общественный институт воспитания подрастающего поко­ления.

Государственная политика в области воспитания детей и мо­лодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в сис­теме образования России на 1999-2001 годы, утвержденной при­казом Минобразования России от 18.10.1999 № 574. Программа определила цели, задачи и направления совершенствования орга­низации воспитания в системе образования на долгосрочной ос­нове. Она направлена на реализацию стратегии развития воспита­ния подрастающих поколений, определенной в Федеральной про­грамме развития образования, Национальной доктрине образова­ния в Российской Федерации, Концепции модернизации россий­ского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», федеральной целевой программе «Формирование установок толе­рантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».

Главная задача российской образовательной политики - обес­печение современного качества образования на основе сохра­нения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Приоритет в образовании отдается воспитанию, которое дол­жно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.

В Концепции модернизации российского образования на пе­риод до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников граж­данской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Сегодня недостаточно внимания уделяется воспитательному потенциалу учебного процесса, между тем его реализация призвана повысить эффективность решения школой воспитательных задач. Усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла согласуется со стратегией модернизации образования, соот­ветствует приоритетам современной государственной политики в области образования.

Необходимость мер, направленных на повышение воспитатель­ного потенциала образовательного процесса в школе, обусловлена как позитивными, так и негативными тенденциями развития рос­сийского общества. С одной стороны, усиливаются демократичес­кие процессы в различных сферах общественной жизни, развива­ется диалог культур, Россия активно включается в мировое сооб­щество. Все это повышает социальный запрос на духовно-нрав­ственную, творческую, деятельную, развивающуюся личность. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост под­ростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь.

Реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг., утвержденных приказом Минобразования России от 25.01.02 № 193, призвана способство­вать решению ряда важнейших задач:

- сохранение исторической преемственности поколений; раз­витие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- формирование духовно-нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового демокра­тического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; разви­тие культуры межэтнических отношений;                                   

- разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализа­ции личности; воспитание у детей и молодежи целостного миро­понимания, современного научного мировоззрения;

- формирование основ культуры здоровья, сознательного от­ношения к семейной жизни;

-  формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- формирование социальной и коммуникативной компетент­ности школьников средствами всех учебных дисциплин.

Воспитание является одной из важнейших составляющих обра­зовательного процесса наряду с обучением. Модернизация систе­мы общего образования нацелена на формирование нового обра­зовательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, само­стоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов.

В процессе обучения создаются условия для непрерывного развития личности на всех ступенях образовательного процесса. Обучение и воспитание трансформируют социальный опыт, вклю­чающий знания, опыт осуществления способов деятельности, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отно­шений. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат еди­ной цели: целостному развитию личности школьника.

Определяющее значение в разработке современного содержа­ния образования, целей и методов воспитания имеет гуманисти­ческая идеология, обуславливающая общую направленность вос­питательной деятельности на гармоничное развитие личности.

Содержание современных учебных программ обладает зна­чительным воспитательным потенциалом. Его реализация зави­сит от продуманной организации воспитывающей среды, содер­жания и форм взаимодействий детей и взрослых как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время.

В целях совершенствования воспитательной деятельности в об­щеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потен­циала содержания общего образования.

Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответ­ственности за ее результаты.

Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные способы коммуникации уча­стников образовательного процесса в целях расширения предос­тавляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной творческой, практической деятельности.

Преподавание учебных дисциплин целесообразно строить на ряде общих принципов.

Принципы гуманизации и гуманитаризации напрямую связаны с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способ­ствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценнос­тей и содействуют включению молодежи в диалог разных культур.

Построение школьных курсов с учетом принципа экологизации способствует развитию у ребенка чувства ответственности за окру­жающий мир.

Принципы внешней и внутренней дифференциации предполага­ют выявление и развитие у школьника склонностей и способнос­тей к работе в различных направлениях творческой деятельности; предоставление обучающимся возможности выбора ряда учебных дисциплин или возможности работать на разном уровне глубины освоения каждого конкретного предмета.

При организации учебного процесса необходимо добиваться единства обучения, воспитания, развития. Эффективность реше­ния воспитательных задач зависит от целенаправленного отбора содержания учебного материала, предоставляющего ученикам об­разцы подлинной нравственности, духовности, гражданственнос­ти, гуманизма, от профессионализма педагога.

Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образо­вательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школь­ником собственной нравственной, гражданской позиции, расши­рение его социального опыта в результате проигрывания различ­ных социальных ролей в процессе обучения. Организация само­стоятельной творческой исследовательской деятельности учащих­ся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содей­ствует эффективному решению воспитательных задач. Совершен­ствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами .становления культурного человека, осуществления преемственно­сти между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение, позитивного социо­культурного опыта школьников.

Современная школа должна выявлять и активно реализовы­вать воспитательный потенциал всех образовательных областей и предметов.

Так, филологическое образование обладает особым потенциа­лом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружа­ющему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школь­никами системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического ми­ровоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного пове­дения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.

Осваивая общественные науки, школьники получают историче­скую, социальную, географическую информацию, которая поз­воляет учащимся обогатить их знания о человеке, об основных этапах истории человечества, о закономерностях исторического развития России, о географической среде, об основных областях общественной жизни. Дисциплины этого цикла позволяют обес­печить личностно-эмоциональное осмысление школьниками опы­та взаимодействия людей в настоящем и прошлом, формировать у них понимание ценностей демократического общества, важ­нейших качеств личности: толерантности, гражданской позиции, патриотизма. Воспитательный потенциал обществоведческих дис­циплин связан с задачами социальной адаптации учащихся, с обес­печением их социальной мобильностью в быстро меняющихся жиз­ненных условиях на примере широкого спектра проигрываемых ими в процессе обучения социальных ролей. Наиболее полному решению задач воспитания способствует реализация учащимися собственной гражданской позиции. Представляется необходимым - включение детей и подростков в деятельность органов школьного самоуправления, проигрывание модели социально-экономического взаимодействия людей, предоставление школьникам опыта политических дискуссий, личное участие в социально значимой дея­тельности школьных историко-краеведческих объединений, школьных музеев, взаимодействие с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленно­сти, социальными институтами, государственными учреждениями и других формах социальной практики.

Одной из ведущих идей модернизации естественно-научного образования является усиление его общекультурного значения, что способствует повышению воспитательного потенциала содержа­ния учебных программ. В процессе формирования у школьников физических, химических, биологических, географических и эко­логических знаний, при освоении учащимися естественно-науч­ного метода познания необходим акцент на воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства ответствен­ности за развитие биосферы, за экологическое благополучие пла­неты. На уроках естественно-научного цикла можно развивать у учащихся эстетическое отношение к объектам природной среды, расширять опыт практической экологически значимой деятельно­сти, в том числе во внеурочное время - в результате включения учащихся в работу школьных лесничеств, детских экологических центров, игровые экологически ориентированные программы дет­ских общественных объединений и т.д.

Предметы области «Искусство» помогают реализовывать це­лый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов раз­ных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к ду­ховно-нравственным ценностям. Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными видами ис­кусств, живописью, музыкой, архитектурой содействует воспита­нию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам цивилизации, к собственной националь­ной культуре.

Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Участие детей и подростков в разно­образных спортивных объединениях, секциях, создание в школе необходимых условий для занятий спортом - один из способов профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и право­нарушений среди подростков. Особое внимание в настоящее вре­мя уделяется внедрению в практику школы здоровье сберегающих технологий, пропаганде здорового образа жизни. Занятие физи­ческой культурой и спортом необходимо рассматривать как эф­фективное средство решения задач нравственного и патриотичес­кого воспитания подрастающего поколения.

Важной частью деятельности современной школы является осуществление мониторинга воспитательного процесса, культур­ных ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспита­тельных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чув­ственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нрав­ственное становление. При подготовке и переподготовке педагогических кадров сле­дует направлять усилия на формирование у педагогов позиции воспитателя, которая заключается во внутренней психологичес­кой установке на решение воспитательных задач, на формирова­ние представлений о воспитывающем влиянии собственной лич­ности на социально-нравственное становление ученика. Учителю необходимы знания о сущности, содержании, критериях эффек­тивности воспитательного процесса, методах воспитания и навы­ков практической реализации воспитательных технологий.

Современная школа призвана сохранять и развивать многооб­разие содержания и форм воспитательной деятельности в общеоб­разовательном учреждении, формировать ценностно-идеологичес­кую общность участников образовательного процесса, основан­ную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры. В работе с детьми и подростками важно преодолевать декларатив­ность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми - от привития им любви к своей малой Ро­дине - до формирования планетарного сознания, чувства ответ­ственности за будущее страны, человечества, Земли.

Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благо­приятную воспитывающую среду, оформить целостную воспита­тельную систему и качественно повысить уровень готовности вы­пускников школы к жизненному самоопределению.

Руководитель Департамента образовательных программ и стандартов общего образования

А.В.Баранников

Начальник Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи

В.А.Березина

 

Вестник образования России, июль 2002 г. №14. С.34-40.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"