Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Троицкий В.Ю. Система образования или разрушения // Ветеран. №25 (402).

 

ВАЖНЕЙШАЯ сторона безопасности России - ох­рана ее духовного и интеллектуального потенциала. Напомню слова А.В. Суворо­ва: «Природа произвела Рос­сию только одну - она сопер­ниц не имеет!» Это относится и к нашей культуре, к образо­ванию, то есть к накопленному духовному и интеллектуально­му опыту и его передаче буду­щему поколению. Зная, какой опыт и как он передается мо­лодежи, мы можем говорить, какой будет ее закваска, ее поведение, ее дальнейшая жизнь, а значит - судьба Рос­сии. Образование - коренная проблема безопасности. Защи­щенность и незави­симость государства, особенно в наше вре­мя, обусловлены его са­мобытностью и уровнем духовно-информацион­ного потенциала.

В деле воспитания нет ме­лочей. Необходимо внимание ко всем сторонам образо­вания: от семьи и детского сада до высшей школы. Пока по всему фронту идет раз­ложение.

Из граждан России, и прежде всего из молодежи, способной к созидательному общеполез­ному труду, в последние годы активно стараются сформиро­вать потребителей и обывате­лей, равнодушных к судьбам своей страны и своего народа. Отталкивают молодежь от на­рода, осознающего свое ду­ховно-историческое единство, ответственность перед Роди­ной и ее будущим, - стараются ложью и оглуплением превра­тить учащихся в толпу одино­чек, в аморфное население, политически дебилизированное, лишенное единого духов­ного стержня, оторванное от почвы родной культуры, от ис­тории и глубинных националь­ных традиций. Все это делает­ся незаметно, под предлогом реформ без сколько-нибудь определенных научных оценок результатов, и главное же под прикрытием всевозможных обманных приемов.

Как же поступают современ­ные воспитатели-«демократы»?

Пренебрегая одним из важ­нейших свойств русской куль­туры - непостыдной совестью, стыдливостью, они, например, санкционируют введение в школе обязательного курса «Основ сексологии» и с актив­ной помощью Центра социаль­ной педагогики РАО и его ди­ректора В.Г. Бочаровой, пра­вой руки директора М.П. Гурь­янова из Ассоциации социаль­ных педагогов и социальных работников Министерства об­разования РФ, и др. распрост­раняют по школам комплект литературы о сексуальной жиз­ни для родителей и для детей 7-9, 10-13 лет - красочные бук­леты под названиями «Ваш друг презерватив», «Сексуальность» и т. п., где пропагандируются контрацепция, аборты, проти­возачаточные средства и т. д.

Из этих книг ребенок должен почерпнуть, что случайные половые отношения - это дело обыденное, что онанизм - это вполне даже пристойно и обыч­но (брошюра «Отвечая на во­просы своего ребенка. Инфор­мация для родителей»), равно как гомосексуализм. Сексуаль­ность - это якобы «живая сила личности, средство выражения привязанностей» и т.д. («По­говорим о сексуальности»). Каково! В другой книге как об обыденном рассказывается о всех видах извращений.

Да, обстановка непростая. После антинародных «реформ» и пришедшей с ними разрухи широко распространяются со­циальные болезни - СПИД, си­филис и др. Но одно дело - защита от болезней, другое дело - разврат под видом за­щиты от заразы. Повторяю: этот разврат осуществляется с помощью учреждений РАО. Об этом не может не знать Ми­нистерство образования РФ. Учебник же биологии для 5-го класса содержит наглядное изображение беременной жен­щины...

Однажды я увидел девочку, игравшую с куклой Барби. За­метив, что мой взгляд упал на эту куклу, девочка покраснела и стала тряпочкой прикрывать взросло очерченные груди кук­лы. У этой маленькой девочки гораздо больше разумения, чем у наших «умников» из РАО, насаждающих сексологию в школе.

Все эти «фокусы» и инновации РАО «падают» на антиду­ховную дея­тельность значительной части враж­дебных куль­туре СМИ.

СМИ при теперешнем режиме стали оружием разрушения человеческого разума.

С одной стороны - развра­щение. А с другой - политика Министерства образования России практически попусти­тельствует извращению поня­тия гражданственности, значи­тельному снижению интеллек­туального уровня учащихся массовой школы, ибо в доктри­не, отраженной в женевском докладе Э. Днепрова «Разви­тие образования в России» (1992 г.), заложены установка на беспрерывные инновации (новшества в чистом виде, но­вации без традиций), на игно­рирование богатого наследия национального образования (построение школы «по черте­жам общеевропейского, обще­мирового дома»), наконец, на смену менталитета через шко­лу, то есть разрушение исто­рически сложившегося нацио­нального самосознания, или духовное уничтожение народа.

Полгода назад в газете «Труд» (№222) уже говорилось о «за­дачнике» Григория Остера для учеников второго, третьего, четвертого классов, выпущен­ного с одобрения МО РФ. Без­нравственность, садистская извращенность текстов этих задач очевидна. Вот примеры:

«Допустим, твой лучший друг дал тебе 9 раз по шее, а ты ему только три раза...», «На трех первых страницах убийца застрелил 12 человек, на две­надцати следующих он 7 чело­век утопил и 14 отравил ужас­ным ядом...» Думаю, что к этим и другим подобным текстам не нужны комментарии.

А вот букварь В.В. Репкина, П.С. Жедека и В.А. Левина. Оставим в стороне, что он пос­троен так, что затрудняет ес­тественное обучение чтению всевозможными, якобы «раз­вивающими» (что? - В.Т.) при­емами. Поглядим на него со стороны воспитательной. Здесь уместно сравнение.

Положим, раньше в букваре мы читали:

Бог с тобою, золотая рыбка,

Твоего мне откупа не надо.

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.

А теперь в букваре вот такие «стихи» Г. Остера:

Бейте палками лягушек,

Это очень интересно.

Отрывайте крылья мухам,

Пусть побегают пешком.

Тренируйтесь ежедневно,

И наступит день счастливый -

Вас в какое-нибудь царство

Примут главным палачом...

И далее - в таком же духе:

Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот...;

Решил подраться - выбирай

Того, кто послабей.

А сильный может сдачи дать,

Зачем тебе она?

Или:

... Бейте лампочки в подъездах -

Люди вам спасибо скажут:

Вы поможете народу

Электричество беречь,

и т.д.

Все помнят хрестоматийные строки стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хоро­шо и что такое плохо»:

Этот в грязь залез и рад,

что грязна рубаха.

Про такого говорят:

он плохой, неряха.

А вот в названном букваре напечатано пространное «сти­хотворение», в котором гово­рится следующее:

Чтоб не портить и не пачкать

Ваше новое пальто,

Нужно сделать его старым.

Это делается так:

Залезайте прямо в лужу,

Покатайтесь на земле

И немножко на заборе

Повисите на гвоздях...

Верьте или не верьте, но так и написано! Подчеркнем: бук­варь выдержал 4 издания (вот торопятся-то!) и также одоб­рен МО РФ.

Посмотрим, как трудятся наши «демократы»-просветители для образования учеников старших классов.

Вот книга Б.А. Панина и М.М. Боришанской «Русская антиутопия XX века» (М., 1994). Она написана в стиле эссеистского «исследования», насы­щенного огромным количест­вом ассоциативных и неосмыс­ленных сопоставлений, срав­нений и рассуждений и требу­ет для освоения специального изучения представленной в ней узкой темы. Изложена не очень грамотным языком. Книга эта затрагивает узкие и совершен­но неподходящие для нормаль­ного образования детей вопро­сы. Так, на страницах этой кни­ги, предназначенной учителю (69-70), предлагается остано­виться на понятии... садомазохизма. Здесь разбираются и «наиболее частые формы мазохистских проявлений», «са­дистской привязанности» и повелительного воздействия «в отношении садиста к объекту его наклонностей» и т.д. Гово­рится и о различной направ­ленности садизма и мазохизма, вытекающей из их разной при­роды, выводится «11 положе­ний», которые «должны выра­зить различие между садизмом и мазохизмом и в не меньшей степени различие литературных приемов Сада и Мазоха» и т. п.

Общая направленность книги не может не развращать неок­репшее сознание, ибо актив­но способствует смешению разнородных понятий. Утопия как надежда, порыв к свету, мечта, чем она чаще всего и была в исто­рии челове­чества, вовсе не рассмат­ривается; все сводится к представле­нию о лож­ности, глу­пости, абсур­де, идиотиз­ме. Это спо­собствует на деле тому, чтобы спутать понятия, унизить утопию-иде­ал, опошлить и опорочить светлые порывы человечес­кого духа, выжечь из сознания «рефлекс идеала». О лите­ратуроведческих сторонах книги не говорю: в ней доста­точно не только спорных, но и неверных заключений. И это издание предназначено для руководства школьным обуче­нием!

Бочку меда можно испортить ложкой дегтя. Ну а если в бочке меда добрая половина дегтя, чего она стоит? Среди учебных книг и пособий, выпус­каемых ныне, попадаются не­плохие книги.* Но наряду с такими мы наблюдаем поток хлама и книг вредного свойст­ва, многие из которых одоб­рены МО РФ.

РАЗГОВОР о школьных кни­гах по истории начну с письма одной из моих коллег:

«Дорогой Всеволод Юрьевич! Что же это делается у нас в школе. Моего внука (развитие его считается выше среднего) будто бы учат истории. Но вместо осмысленного, доступ­ного и занимательного рассказа о доисторическом общест­ве (я еще помню, с каким инте­ресом я сама слушала все это в школе) ребят заставляют за­учивать наизусть или подроб­но пересказывать отрывки из сказки «Храбрый Чунг».Если верить введению в эту «учеб­ную» книгу, то сказка должна использоваться для работы «на слух». Но на деле детей за­ставляют как бы играть в ди­карей, пересказывая эту очень посредственную «фантазию» о жизни доисторических людей. Дети при этом должны всю эту ерунду воспроизводить. Они повторяют всевозможные бес­смысленные звуки: «У-о-кха-а, у-о-кха-а. Фи-и-уу. Фр-р-ра-а-ах!». Не хватает еще, чтобы их поставили на четвереньки и заставили грызть сырое мясо! И это называется - «изу­чать «в игровом варианте» ис­торию доисторического чело­века!..»

Моя коллега вряд ли преуве­личивает, и читатель может убедиться во многом сам, про­читав сочинение Нинель Яков­левны Чутко «История станов­ления человека. Учебно-мето­дический материал для рабо­ты в 3-м классе» (М., 1993). Из этой книги, выпущенной тира­жом 50 тыс. экземпляров на­учно-методическим объедине­нием «Творческая педагогика», конечно же, в серии преслову­той «методики развивающего обучения», и берутся образо­вательные клише для воспита­ния у детей доисторического мироощущения. Вот так исто­рия!.. Если это и развиваю­щее обучение, то развивает оно совсем не то, что следует, а современно и обобщенно мыс­лить о древнейшем прошлом человечества и вовсе никак не научит.

А вот как излагается в «учеб­ных» книгах отечественная история. Положим, в пособии В. Г. Хороса «Русская история в сравнительном освещении» (М., 1994) прошлое России изучается «отстранение», вне духовного и осмысленного ис­торического движения России. Автор не видит и не желает знать великих исторических заслуг нашей Родины, ее за­мечательных исторических де­ятелей. Национальные же тра­диции им попросту извраща­ются, ибо он неизменно зудит о патриархально-феодальной захолустной России, в которой «черты европейской культуры едва пробивались сквозь толщу азиатского варварства» (с. 218). С особым прово­кационным подтекстом пишет о «господствующей» (!) великорусской нации» (с. 225) и т. п. Бесправие, «недо­развитость» правовых норм, консерватизм и отсталость, по мнению автора, будто бы всегда были свойственны России.

Сей «учитель учителей» бесстыдно умалчивает об особенностях и несомненных достоинствах русских нацио­нальных традиций, унижает православие и возвышает католичество (с. 57-59). «В политическом и социальном плане, - пишет, например, В.Г. Хорос, - русское пра­вославное духовенство было гораздо более пассивно по сравнению с католичест­вом, протестантизмом и даже некоторыми восточными религиями; например, рус­ская церковь мало способство­вала развитию образования» (с 60).

Как здесь не вспомнить слов В.Г. Белинского: «... Духовен­ство наше, в тиши и уедине­нии, без шума и скромно, трудится над полем еще не возделанным у нас, и, в благо­дарность за свое бескорыст­ное служение истине, довольствуется только счасти­ем, доставляемым самою ис­тиною, не требуя воздаяния от толпы суетной и непосвящен­ной... Честь и слава, нашему духовенству...»

Богатую духовно-интеллекту­альную жизнь России автор попросту не желает видеть. Ясно, что В.Г. Хорос не любит России. И эту нелюбовь он передает школьникам. Иначе его книгу не оценишь. Можно ли нам, сынам и дочерям Рос­сии, быть к этому равнодуш­ными и не желать того, чтобы ядовитые семена Хороса (да и субсидирующего его Сороса!) не проросли в сознании буду­щих поколений незнанием ис­тинной России и равнодушием к ее судьбе! Беспросветный субъективизм и то же пренебрежительное отношение к истине отличают книгу Э.П. Соколова «Культу­рология. Очерк истории куль­туры. Пособие для старших классов» (М., Интерпракс, 1994).

Не имея возможности сколь­ко-нибудь подробно разобрать эту книгу в целом, обратим внимание на ее антирусскую направленность. Так, говоря о русском национальном харак­тере, автор опирается в своем пособии не на Д.И. Менделе­ева и В.И. Вернадского, не на В.В. Зеньковского и И.А. Иль­ина. Нет, он излагает мнение путаника Н. Бердяева, переда­ет нашим детям самые ядови­тые высказывания Г.П. Федо­това, публициста, ослепленно­го своей злобой, и посвящает его безосновательным поно­шениям русского характера целую статью. Здесь, между прочим, утверждается, что русский человек якобы отли­чается равнодушием к страданиям и судьбе ближнего, работает в основном из-под палки, бездарен к языкам, неспособен входить в чужую среду и т. д. Лживость всего этого доказывать не нужно, но укажем, что писал по поводу писаний Г.П. Федотова, приводимых Э. Соколовым, выдающийся русский мыс­литель-эмигрант И.А. Ильин:

«Мы поймем эти слова в устах германского нациста, объ­явившего нас «унтерменшами» и заморившего миллионы наших братьев в плену и на работе, но мы никогда не пой­мем и не простим подобные слова в устах человека с рус­ской фамилией и русским пе­ром». **

ИТАК, под предлогом «сво­бодного выбора взглядов и убеждений» учащихся ориентируют на разнузданный субъективизм. О воспитании личности учащихся здесь не может быть и речи. Ведь лич­ность - понятие социальное и связано оно с наличием у че­ловека идейности, веры и типа осознанного поведения, при­общающих к высоким социаль­но-историческим, нравствен­ным и духовным представле­ниям. Эти цели, чтобы их до­стичь, должны осознаваться. Без этого нет ни воспитания личности, ни самой личности.

У современных просветителей- «демократов» есть и свои «принципы». Положим, в 20-е годы во время «первого захо­да» в разрушении русской шко­лы всех подводили к одному мнению: один сдавал экзамен за всех, все должны были ду­мать, как один. А сегодня те же «требования» навыворот: каж­дый должен думать обязатель­но по-своему, пусть неверно, но во что бы то ни стало сам, индивидуально, каждый должен иметь свое и только свое мне­ние, а общее - ни-ни!

Или еще «принцип»: утвердить, в отличие от «детерминирован­ного и институционого объясне­ний реальности» «модель ку­кольного театра общественной жизни»(см. Апробация учебной литературы. Информационный сборник. Выпуск 5. Центр гума­нитарного образования, М., 1994., с. 13).

Итак, в русской школе, по су­ществу, уже нет последова­тельного курса истории Рос­сии, опирающегося на науч­ный принцип историзма. Про­шлое России рассматривает­ся в новых пособиях вне ее духовно-исторического движе­ния. Здесь нет достойного ос­вещения великих исторических деятелей России. Националь­ные же традиции нашего Оте­чества попросту извращают­ся... Осознание исторического движения, этапов формирова­ния нации, государства Рос­сийского стало таким образом нарочито затруднено и даже, по существу, невозможно. Со­здается благоприятная почва для формирования космополи­тического, колониального со­знания молодежи. Разве это не должно обеспокоить чест­ных граждан?

В национальных же районах России ее история уже не изу­чается. Так ведется исподволь разъединяющая антироссийс­кая, антирусская, антигосудар­ственная линия воздействия на сознание молодых россиян и усиленно готовится почва для новой государственной разроз­ненности и развала. Разве не ясно, что это политическая ак­ция, направленная на разру­шение?

Научные выводы по анализу ряда новых книг для школы были сделаны V конференцией «Филология и школа» (ноябрь 1995 г.). Конференция обна­ружила недостатки большей части книг, внедряемых сегод­ня в школу.

Что же это за недостатки? Во-первых, навязываемые новые учебники демонстрируют прак­тический отказ от принципа научности, ориентируют на «свободный выбор взглядов и убеждений» ***, то есть на от­кровенный субъективизм. Из них очевидны обеднение со­держательности материала обучения, перенесение акцен­тов на второстепенные, пери­ферийные явления и факты. В этих учебниках и пособиях идет разрушение исторически обос­нованной и вечной иерархии ценностей в характеристике явлений, наблюдается отказ от основополагающих научных понятий, дающих возможность грамотно и полноценно осмыс­ливать содержание предмета, например, практически изъяты из школьного обихода осново­полагающие понятия «идейный смысл», «идея», «нравственный пафос», «идеал», «духовное со­держание» и т. д.

В то же время книги эти навя­зывают школьникам нигилис­тическое отношение к тради­циям в толковании фактов и явлений, внедряют наряду с верными очевидно спорные, научно не проверенные, слу­чайные и необоснованные взгляды и мнения; В них отсут­ствуют основополагающие принципы изучения гуманитар­ных дисциплин: духовность, ис­торизм, целостно-личностное восприятие, игнорируются со­циально-политические, нрав­ственные и духовные воспита­тельные задачи при изложе­нии предмета, нарушаются на­учные принципы дидактики и методики преподавания, а со­держание, стиль и характер изложения не соответствуют учебным задачам школы...

Все это катастрофически снижает интеллектуальный уровень школьников, уводит от серьезного отношения к знаниям. Науку «заигрыва­ют», забывая о необходи­мости воспитать ответственное отношение к учению. Школь­ников настраивают на заведо­мо узкий, примитивный или попросту неверный взгляд на вещи, отучают от широких обобщении; их познания сво­дятся к узкой прагматике, что может сформировать лишь обыденное сознание или со­знание колониальное. Внедря­емые ныне книги нередко па­губно сказываются и на нрав­ственном самосознании, они как бы «расчеловечивают» че­ловека.

С СОЖАЛЕНИЕМ нужно признать: нынешняя сис­тема образования во мно­гом «работает» на разрушение интеллекта, нравственной ус­тойчивости и т. п. Поэтому не­обходимо срочное вмешатель­ство профессионалов, необхо­дима поддержка широкой об­щественности, людей старше­го поколения, чтобы противос­тоять дальнейшему разруше­нию системы образования.

В. ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук.

 

*Русский язык. Учебник для средней школы. Под ред. М.В. Панова, МИКО. М., 1995.

Русский язык. Учебное посо­бие для 5-го класса. Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М.,1995.

С.Ф. Иванова. Введение во храм слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. Школа-Пресс., 1994.

Татьяна Миронова. Необычай­ное путешествие в Древнюю Русь. Грамматика древнерусского языка для детей. М., Роман-га­зета, 1994.

Хрестоматия по литературе. Для 1-4-х классов средней школы. Чебоксары, 1994.

«Животворящая святыня...» Книга для чтения по курсу «Рус­ская культура и словесность...» Спб., 1994. (Составители Ю.А. и И.А. Сипиневы).

Русская народная словесность. Книга для чтения. Автор-соста­витель Н. Н.Костанян.М.,1994.

И другие.

** И.А. Ильин. Наши задачи т. 1., М., 1992., с. 173.

** Водянский А.М. Истори­ческое и обществоведческое образование: стратегия разви­тия. Преподавание истории в школе 1995, 13, с, 56.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"