Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Троицкий В.Ю. Задачи державного просвещения // Русь Державная. 1999. №2(57).

 

Без всенародного об­разования и культу­ры не может быть независимой, защи­щенной и процвета­ющей России. Без ду­ховно-нравственного воспитания личности не может быть граж­данина России, сына своего Отечества. Без национально-госу­дарственного едине­ния не может быть самой почвы для лич­ности, возрастающей на осознании исторической общности, на чувстве исторического долга и на глубокой причастнос­ти к национальным духовным традициям.

Всенародное образование и культура, духовно-нравственные основы личности, осознание России и чувство высокого исторического долга и причаст­ности к духовным национальным традициям - вот путь русского просвещения, соответствующего ста­тусу независимой державы.

У нас не то. Несмотря на частные достижения и успехи, образование в России в целом продолжает утрачивать необходимые качества, которые должны быть неотъемлемо свойственны этой стратегической области каждого самостоятельного государства.

Продолжается движение по пути к обра­зованию колониального уровня и типа, с низким качеством подготовки в общеобра­зовательной массовой школе, с ориентаци­ей на ограниченное число элитарных учеб­ных заведений для «верхних десяти тысяч» и с переводом массовой школы на ликбез.

Это становится непреодолимым препятствием на пути трудового большинства к высшей школе.

Народ усиленно и сознательно раскультуривают. Еще недавно, в годы усердно поносимой СМИ совет­ской власти, движение к подлинной культуре и выс­шему образованию всемерно поощрялось и одобря­лось, а всякая псевдо- и субкультура служила неиз­менно предметом осуждения Теперь почти не скры­ваемой задачей «хозяев жизни» стало снижение уровня мышления и здоровых, традиционных духовно-нравственных представлений. Индустрия раскультуривания и примитивизации сознания широких народных масс увеличивает обороты.

Враги рода человеческого силятся приватизиро­вать народное сознание, подорвать органическое, нравственное чувство стыда, совести и личной от­ветственности, погасить в массах свойственный каж­дому духовно здоровому человеку рефлекс идеала, наконец - извратить и оболгать здоровое стремле­ние народа к национальному самоутверждению, под­менив его разжиганием сепаратизма, национальной обособленности и шовинизма.

Массовая культура «загоняет» мысль в русло мелких, обыденных пристрастий, уводит от значитель­ных человеческих интересов к мелкому любопытству равнодушного обывателя. Главная ее задача - увес­ти народное сознание из круга общенациональных и общегосударственных проблем и представлений.

Этому служит прежде всего пресса. Характер­ные «сенсационные» заголовки газетных и жур­нальных статей, не содержащих нравственной оцен­ки, многочисленные «душещипательные» истории, чрезвычайные случаи, факты и т.п. даются вне связи с коренными их причинами. Читателя пы­таются убедить, что он живет в мире случайностей, и его опыт сводится к «накоплению» этих случай­ностей. Рассуждение, обобщение, анализ и синтез - все эти умственные операции, внушают широко­му читателю, вовсе не нужны: живи мимолетным впечатлением, не задумывайся.

Издательская деятельность «демократического» периода при пестром разбросе самых разнохарак­терных изданий в отношении массовой литерату­ры также направлена на снижение интеллекта ши­рокого круга читателей: укрепляющие и возвыша­ющие ум произведения издаются, как правило, в удивительно малом количестве и не могут удов­летворить действительные потребности.

Народ отучают от душеполезного, образовыва­ющего чтения отечественной и зарубежной клас­сики. Прилавки завалены выходящими огромны­ми тиражами третьесортными детективами, пошля­тиной и вульгарщиной. Нетрудно представить, как сказывается подобная среда на сознании многих граждан и особенно - молодежи.

Каковы же здесь наши задачи, каковы пути про­тиводействия беспределу нынешних губителей России?

Наши задачи - лечить слух, зрение на­рода, возбуждать теплящиеся в его сердце добрые чувства, готовить его для духовно­го возрождения.

Что для этого необходимо?

Прежде всего - не лгать. Говорить ясно и опре­деленно, спокойно и убедительно правду о челове­ке и о России, о ведущейся информационно психо­логической войне, ее вдохновителях, интервентах и о ее разрушительном оружии.

Возрождение возможно только через воз­вращение России к духовному православ­ному началу, к русской идее, к националь­ному самосознанию.

Основное средство выздоровления нации - очи­щение ума и сердца от плодов зарубежного чужебесия, от бездумных заимствований и опора на луч­шие традиции национального народного просвеще­ния. Через просвещение - к созиданию, через со­зидание - к утверждению и торжеству православ­ной веры, в торжестве ее обретая уклад жизни зем­ной и благодатную основу жизни вечной. Наша задача - служить этому, постепенно возвышая на­циональное самосознание до уровня государствен­ной идеологии.

«Чтобы, преобразовать общество…, - справед­ливо заметил С.Н.Трубецкой, - способствовать, так или иначе, его развитию и нравственному улучшению нужен не только патриотизм, но и ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал»[1].

Школа должна обеспечивать не утили­тарные потребности воспроизводства ма­локвалифицированной рабочей силы, во духовно-нравственные и общеобразова­тельные цели воспитания культурной личности.

Создавать основы для целостного, всесторонне­го представления школьника о мире и человеке, о русской цивилизации и ее мировом значении, ут­вердить вехи надобыденного, самоценного созна­ния учащегося, одухотворенного идеалами добра и созидания, активно не принимающего разруши­тельных идей и способного им противостоять.

Все это возможно лишь при условии, что Мини­стерство образования официально откажется от ут­верждения в России системы обучения колониаль­ного типа. Идеи колониального образования были заложены в трех «руководящих» документах:

«Развитие образования в России», 1992; «Россий­ская Федерация. Образование в переходный пери­од», 1995; «Основные положения концепции оче­редного этапа реформирования образования», 1997. Идеи эти выражаются в обеднении содержатель­ности образования посредством вводимых в школь­ную практику убогих стандартов, новых учебных программ и учебных книг, в большинстве своем не отвечающих задаче подготовки гражданина са­мостоятельной державы. Идеи эти проявляются в упорной политике денационализации и дегумани­зации школы, в увеличении несоответствия уров­ня современной реформируемой школы богатей­шему научному потенциалу и традициям образо­вания в России. Идеи эти осуществляются путем игнорирования в изучении (особенно гуманитар­ных дисциплин) принципов научности, преемствен­ности, историзма, ценностно-личностного подхода к образованию, духовности и единства образова­тельных и воспитательных задач.

Непременной и неотложной задачей школы ста­новится возрождение гуманитарного образования и прежде всего дисциплин эстетического цикла как базиса всей школьной системы в направле­нии общего культурного развития личности. От нас требуется - бдительность. Мы должны видеть опасность «шизофренизации» школьников через СМИ и дека­данс в образовании и всемерно содейство­вать сохранению способности каждого уче­ника по-человечески мыслить, чувствовать, жить духовной жизнью.

Нужно научить школьников противостоять на­саждаемому нигилистическому прагматизму, идео­логии потребительства, разрушительным воздей­ствиям на психику (духовный мир) человека - массовой культуры, субкультуры, духовных наркотиков.

Сегодня каждый честный учитель словесности желающий верой и правдой служить народу, а не его колонизаторам, должен сказать: Не отдадим и пяди нашей духовной родины, великой литерату­ры, нашей трагичной и великой истории, принад­лежащей великому русскому народу, всем наро­дам России. Отнятое - вернем! Ни пяди родной ве­ликой русской культуры не уступим врагам Оте­чества. Донесем до наших детей и внуков «разум­ное, доброе, вечное» нашей словесности! Необходим строгий централизованный профессиональный культурно-педагогический контроль за учебными книгами, допускаемыми в школу.

Русская литература сформировалась в лоне пра­вославной культуры, и научный подход требует при ее преподавании в школе непременного учета это­го бесспорного факта.

Многие наши классики описывают времена, ког­да, казалось бы, невозможно было жить праведно, когда «святое и доброе больше, чем когда-нибудь пряталось от света» (Н.Лесков). Но вопреки вре­мени и пагубным обстоятельствам, жизнь героев этих произведений, в конечном счете, оказывается в основном независимой от соблазнов и вмеша­тельств, способных повернуть ее на путь греха или отвратить героев от безупречного поведения. Ока­зывается, что есть сила, преодолевающая земные условия, созданные людскими отношениями. Ока­зывается, что есть люди «высокой пробы», всегда поступающие в соответствии со своими представ­лениями о должном. Люди эти руководствуются, как правило, теми высокими духовными представ­лениями, которые дает православная вера и нахо­дящиеся в русле высокой нравственности принци­пы поведения, ей соответствующие. Можно ли не знать это изучающему русскую классику?

Необходимо, чтобы в школьный курс литературы входили в основном художественные произведения, составляющие духовный потенциал нации, а история литературы рассматривалась в школе преж­де всего как отражение поисков идеала, как посту­пательное движение художественных открытий.

Истинная культура определяется, во-первых, твор­чески-созидательной направленностью и духовной ориентацией целей и результатов деятельности; во-вторых, исходной и определяющей ее становление и движение - иерархией ценностей (святое - обыденное - пошлое - низменное - преступно-отвратитель­ное); в-третьих, органической преемственностью с предшествующим культурным наследием и ува­жительно-бережным отношением к нему. Иными словами, истинная культура творчески-созидатель­на, системно-иерархична, бережно-памятлива[2].

Культурное отношение к образованию требует вернуть в школу гуманитарные дисциплины в объеме, необходимом для формирования полноцен­ной личности гражданина России, соответственно восстановив количество часов, «отнятых» ранее.

Речь идет не только о литературе, но и о рус­ском языке и истории.

Необходимо изменить даже отношение к род­ному слову и его преподаванию. Нельзя забывать, что в школах России при неблагоприятной обста­новке языкового беспредела в СМИ так и не вос­становлено не однажды сокращавшееся количество часов базового компонента на изучение русского языка. Большинство учебных книг по этому пред­мету нельзя признать удовлетворительными. А вводимые методики обучения в младших классах, вроде практикуемого скорочтения, нужно просто признать вредными. Ибо они не дают главного: воз­можности сформироваться органическому владе­нию языком, его соприродному восприятию, когда слова «на вкус, на цвет, на запах родные» (А.Тол­стой). Результаты такой политики преподавания налицо: поступившие в вуз зачастую затрудняются пересказать прочитанный  текст на родном языке. Это есть наглядное осуществление задачи на­ших Геростратов, определяющих политику в обла­сти образования: лишить народ полноценного вла­дения родной литературной речью.

Во многих учебных книгах и программах по ли­тературе - то же: сокращение необходимого, заме­на основного - второстепенным; и при этом ост­рый недостаток отведенных на изучение часов.

Отсутствие сколько-нибудь достойной образова­тельной линии на формирование гражданско-патриотического национального самосознания видно и в преподавании отечественной истории. Колониаль­ная школа формирует здесь не гражданина, а обы­вателя, человека толпы; не созидателя, а потребите­ля, не сына своего народа, а безродного космополи­та. Однако державное просвещение требует иного:

«Русский ребенок должен с самого начала почувствовать и понять, - писал И.А.Ильин, - что он славянин, сын великого славянского племени и в то же время сын великого рус­ского народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету.

Необходимо пробудить в ребенке уверен­ность, что история русского народа есть живая сокровищница, источник живого науче­ния мудрости и силы... Преподаватель исто­рии отнюдь не должен скрывать от ученика, слабых сторон национальном характера, но в то же время он должен указать ему все источники национальной силы и славы. Тон скрытого сарказма по отношению к своему народу и его истории должен быть исключен из этого преподавания... Историк, становясь между прошедшим и будущим своего народа, должен сам видеть его судьбу, разуметь его путь, любить его и верить в его призвание...»[3]. Вот так мыслил истинный ученый и сын России. Вот - достойный путь нашей школы.

Будем же отстаивать и развивать истинно дер­жавное просвещение, основанное на преподавании, соответствующем научной истине, объективности и историческому опыту, отвечающему задачам воспитания полноценного, культурного, духовно-нравственного человека, гражданина и патриота.

Всеволод ТРОИЦКИЙ

доктор филологических наук.

г. Москва.

 

 



[1] Трубецкой С.Н. О природе человеческого созна­ния // Сочинения, М. 1994. С.562.

[2] Здесь речь идет не о субкультуре и не о псев­докультуре и тем более - не об антикультуре, которые не обладают полнотой названных при знаков.

[3] Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993. С. 239-240.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"