Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Понкин И.В.
кандидат юридических наук,

 

Правовые основы запрещения и пресечения деятельности религиозных сект в государственных и муниципальных образовательных учреждениях

 

Начиная с 1991 г. по настоящее время российские школы стали самым настоящим полигоном для внедрения оккультных и иных сектантских учений, для проведения оккультных экспериментов на российских детях. Религиозные секты до недавнего времени чувствовали себя в российских школах как дома. В последние годы пути вторжения религиозных сект стали более разнообразными и латентными. Сегодня известно не так много исследований, посвященных вопросам мониторинга фактов проникновения религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения, защиты национального образования от разрушительной экспансии религиозных сект. Вопросы же правового регулирования запрещения, предупреждения и пресечения проникновения религиозных сект в государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения сегодня почти не исследованы. Между тем, попытки обосновать правом на свободу совести право любой религиозной секты вести неограниченную пропаганду в какой бы то ни было форме не имеют под собой совершенно никаких оснований. Настоящее исследование посвящено вопросу правового регулирования профилактики и пресечения вторжения и деятельности религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения. Что касается правомерности применения термина «секта», то 23 ноября 1999 г. Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил правомерность использования термина «секта», использовав этот термин в Постановлении по делу о проверке конституционности абзацев третьего и четвертого пункта 3 статьи 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ в связи с жалобами Религиозного общества Свидетелей Иеговы в городе Ярославле и религиозного объединения «Христианская церковь Прославления».

 

Основные направления вторжения религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения

 

Основными направлениями вторжения религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения в настоящее время являются:

1. Проведение религиозными сектами в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений публичных мероприятий (праздничные, культурно-просветительские, образовательные, спортивные, задекларированные как направленные на борьбу с наркоманией, алкоголизмом и моральной распущенностью и пр.), принудительно обязательных для учащихся, организованных по договоренности и при содействии руководства или преподавателей образовательных учреждений.

Примеры: так называемые «фестивали» секты С.М.Муна, проводившиеся в московских школах дочерними подразделениями секты – Федерацией «Семьи за единство и мир во всем мире», «Международный фонд образования» и пр.; мероприятия секты «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет»; мероприятия под общим названием «культура мира», проводимые оккультными сектами последователей Рерихов.

2. Достижение представителями религиозных сект договоренностей с руководством и преподавателями образовательных учреждений о направлении учащихся этих образовательных учреждений на мероприятия религиозных сект, проводимые вне помещений образовательного учреждения.

Пример: направление целых параллелей классов нескольких московских школ на мероприятия секты Муна в лице Федерации «Семьи за единство и мир во всем мире» в 1999-2001 гг.

3. Участие государственных и муниципальных образовательных учреждений в совместных с религиозными сектами мероприятиях или мероприятиях, организованных религиозными сектами.

Пример: мероприятия секты «Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет» совместно с управой «Лефортово» и школами микрорайона в 1999-2001 гг.

4. Формирование представителями религиозных сект или вовлеченными в них преподавателями государственных и муниципальных образовательных учреждений через учебные предметы и внедрение религиозных практик религиозных сект (медитация, разные виды йоги и пр.) у учащихся религиозных воззрений, подмена в их сознании научных представлений представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений религиозных сект, прямое внедрение оккультных или сектантских мировоззренческих блоков в содержание образования по учебным дисциплинам (в том числе факультативным) гуманитарного цикла: психология, этика, эстетика, граждановедение, философия, история религий, религиоведение, обществознание, воспитание здорового образа жизни и др.

Примеры: деятельность Т.Ф.Акбашева, Ш.А.Амонашвили, Ю.П.Азарова, А.П.Казаковой, А.А.Шендеровича, Н.В.Масловой, Г.К.Селевко в части пропаганды вероучений религиозных сект и пр.

5. Попытки создания новых учебных дисциплин, которые маскируются под светские педагогические новации, но в которых раскрывались бы основы вероучения религиозных сект, в сознании учащихся происходила подмена научных представлений представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений религиозных сект, и в процессе обучения по которым учащиеся вовлекались бы в религиозные объединения.

Примеры: направленные на пропаганду рерихианско-теософского оккультизма «гуманная педагогика» Ш.А.Амонашвили, «валеология», «вальдорфская педагогика» Р.Штайнера, «педагогика Монтессори», «педагогика эпохи огня – интегральная педагогика» В.Мурашова, «ноосферное образование» Н.В.Масловой, «холодинамика», «холософия», «культура мира», «альтруистическая педагогика» Л.С.Болотовой и пр.

6. Создание и внедрение в государственные и муниципальные образовательные учреждения учебников, учебных и учебно-методических пособий, пропагандирующих элементы религиозных мировоззрений и вероучений религиозных сект, по учебным дисциплинам (в том числе факультативным) гуманитарного цикла: психология, этика, эстетика, граждановедение, философия, история религий, религиоведение, обществознание, воспитание здорового образа жизни и др.; распространение пособий, содержащих пропаганду религиозных сект под видом информирования о культуре и религии.

Примеры: внедрение вероучений оккультно-религиозных сект через преподавание курса «Самосовершенствование личности» по книгам Г.К.Селевко; навязывание учащимся русофобских и антиправославных взглядов через учебники «Граждановедение» Якова Соколова); внедрение учебников секты С.Муна «Мой мир и я» и пр.

7. Попытки добиться государственного финансирования ряда псевдонаучных исследований в рамках оккультно-религиозной тематики, организованной в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, изыскание государственного финансирования публикации сектантской или содержащей пропаганду религиозных сект литературы.

Примеры: деятельность оккультной секты В.Мурашова в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ в 1996-1998 гг.; получение в августе 1999 г. сектой С.М.Муна в лице Федерации «Семьи за единство и мир во всем мире» от председателя Комитета общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы Л.И.Швецовой диплома (решение конкурсной комиссии №3 от 11.08.1999г.) с получением финансовой поддержки на реализацию собственных программ по вовлечению детей и молодежи в свою секту; издание в 1997 году под грифом Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы сборника «Воспитание духовности, целомудрия и альтруистического поведения московских школьников» (Тезисы докладов, методические материалы и программы первой научно-практической конференции / Под ред. Болотовой Л.С. - М.: Международная Академия Общественного Развития, 1997), содержащего пропаганду вероучений ряда оккультно-религиозных сект.

8. Выпуск оккультно-религиозных или сектантских журналов педагогической направленности, публикация в светских педагогических журналах и сборниках материалов оккультно-религиозной ли сектантской направленности.

Примеры: оккультный журнал «Школа духовности», издаваемого оккультно-религиозной сектой «Институт интегральной педагогики» В.Мурашова; образовательные сборники, выпускаемые оккультной сектой «СУПЕР» Аллы Казаковой; периодическая реклама оккультной секты последователей Рерихов в журнале «Этносфера» и пр.

9. Проникновение сект в учреждения повышения квалификации и переподготовки работников образования с целью вербовки учителей.

Примеры: деятельность оккультно-религиозной секты В.Мурашова в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ в 1996-1998 гг.; деятельность с 1994 г. там же оккультно-религиозного «Федерального центра валеологии и медико-психологических проблем образования»; многочисленные аналогичные факты в учреждениях повышения квалификации и переподготовки работников образования в субъектах Российской Федерации, в частности, вторжение оккультистов-рериховцев в воронежский Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

10. Проведение религиозными сектами образовательных конференций с приглашениями на них сотрудников государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений.

Пример: прошедшая 17-23 сентября 1998 г. в Санкт-Петербурге так называемая российско-китайская конференция «Роль нравственного воспитания в укреплении мира во всем мире», в реальности – организованная сектой С.Муна.

11. Участие и распространение сектантских материалов оккультистами и последователями иных религиозных сект в работе светских образовательных конференций.

12. Внедрение в деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, чуждых российской национальной культуре или имеющих непосредственное отношений к нетрадиционным религиозным объединениям.

Примеры: сатанистский «праздник Хэллоуин» с кельтскими корнями; неоязыческий «праздник Ивана Купала» и пр.

13. Вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные секты через предоставление якобы медицинских услуг.

Примеры: деятельность «Нарконона» - дочерней организации секты «Церковь саентологии» - якобы занимающейся излечением от наркотической зависимости; деятельность псевдомедицинской секты В.Д.Столбуна; деятельность псевдомедицинской секты Н.Н.Антоненко.

 

Нарушение светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вторжением в них религиозных сект

 

Вторжение религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения противоречит, прежде всего, светскому характеру образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Российской Федерации.

В Российской Федерации светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплен в п.5 ст.2 Закона РФ «Об образовании»: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», а также в ч.2 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:… обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

Приказ министра образования Российской Федерации Е.В.Ткаченко от 5 февраля 1996 г. №47 «О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации» устанавливал: «…9. Органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации: 9.1. Систематически анализировать состояние соблюдения законодательства о свободе вероисповеданий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Своевременно давать оценку фактам нарушения принципов светского характера образования…».

Приказ первого заместителя министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.Д.Шадрикова от 18 октября 1996 г. №17-36-37/17-22 «О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений»­ требовал: «…в ряде государственных и муниципальных учебных заведений имеют место случаи нарушения светского характера образования и законодательства о свободе вероисповеданий. На занятиях вместо овладения знаниями о религии как феномене человеческой культуры порой ведется пропаганда в пользу той или иной конфессии. Религиозным организациям сдаются в аренду помещения учебных заведений, и при этом в договоре не оговаривается характер деятельности на арендуемой площади. В результате в стенах государственного или муниципального ­­светского учебного заведения ведется миссионерская, религиозно-пропагандистская работа. В учебные заведения, среду учащейся и студенческой молодежи под видом популяризаторов новейших научных знаний, современных педагогических технологий и этических концепций все активнее стремятся проникать так называемые новые религиозные организации, в том числе зарубежные, деятельность которых запрещена в тех странах, где они были созданы (Церковь Христа, «АУМ Синрике» и др.). В ряде учебных заведений необоснованно вводится в учебные курсы оккультная, иррационалистическая тематика, что ведет к ослаблению научных основ образования. Отмеченные и другие недостатки являются следствием слабого контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании и свободе вероисповеданий в учебных заведениях, недостаточного внимания к вопросам внеучебной работы с ними, к организации научных исследований в области духовного развития, мировоззренческих ориентаций и жизненных планов учащейся молодежи. Министерство обращает внимание руководителей государственных и муниципальных учебных заведений на необходимость принятия мер, обеспечивающих строгое соблюдение светского характера образования, законодательства о свободе вероисповеданий и профилактику нарушений в этой области».

С точки зрения, конституционного права, закрепленный п.5 ст.2 Закона РФ «Об образовании» и ч.2 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» светский характер образования, как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях означает следующее:

·        образование (включая религиоведческое образование и образование по предметам основного образования на основе традиционных духовно-нравственных ценностей) осуществляется по государственным стандартам и не преследует целей принудительного приобщения обучаемых против их воли к какому-либо религиозному вероучению или нерелигиозной, включая атеистическую, антирелигиозную или агностическую, идеологии;

·        в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не может быть установлено в качестве общеобязательного или государственного какое-либо религиозное вероучение или нерелигиозная, включая атеистическую или агностическую (индифферентную) в отношении к религии, идеология;

·        никакое образование (включая религиозное) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не направлено на профессиональную религиозную (духовную) подготовку священнослужителей, церковнослужителей и иных служителей, обеспечивающих отправление религиозного культа и осуществление религиозной деятельности религиозного объединения (за исключением тех случаев, когда такая подготовка осуществляется вне рамок образовательной программы в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений на основе договоров религиозных объединений с руководством образовательных учреждений по согласованию с органами управления образованием);

·        государственные и муниципальные органы управления образованием и образовательные учреждения не организуются и не контролируются религиозными объединениями (за исключением участия в общественном контроле светской системы образования на равных с остальными институтами гражданского общества основаниях, в том числе путем совместного учредительства образовательных учреждений со светскими - государственными и муниципальными - органами управления образованием);

·        религиозное образование не подменяет собой общегражданское (мирское) общее или профессиональное образование, не препятствует таковому и не ущемляет таковое образование (преподавание образовательных предметов основного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но на основе традиционных духовно-нравственных ценностей не может быть признано препятствующим получению мирского (нерелигиозного, гражданского) образования или ущемляющим таковое);

·        установлено и строго соблюдается четкое разделение компетенции и функций органов управления образованием и руководства государственных и муниципальных образовательных учреждений, с одной стороны, и компетенции и функций образовательных структур или соответствующих должностных лиц религиозных объединений, с другой стороны;

·        религиозные объединения, их органы и должностные лица (руководители, священнослужители) не подменяют собой государственные или муниципальные органы управления образованием (что, однако, не препятствует их взаимодействию и сотрудничеству);

·        строго соблюдается принцип добровольности, заключающийся в получении образовательных услуг, связанных с религиозным образованием, исключительно на основе собственного осознанного и добровольного волеизъявления (добровольного и осознанного волеизъявления родителей или лиц их заменяющих при условии согласия их несовершеннолетних детей); никто не может быть принужден к получению образовательных услуг, связанных с религиозным или религиозно ориентированным образованием, против своей воли;

·        реализуемое в государственных или муниципальных образовательных учреждениях религиозное образование не сопровождается культовой или обрядовой деятельностью, проведением религиозных обрядов или ритуалов; при этом вполне допустимо, к примеру, прочтение краткой молитвы перед или после занятия по предмету религиозного образования с учетом добровольности посещения таких занятий.

Поэтому вторжение религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения, проведение последователями религиозных сект в государственных и муниципальных образовательных учреждениях мероприятий, направленных на индоктринацию учащимся своего вероучения и вовлечение учащихся   в свою секту нарушает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Российской Федерации.

 

Противоправность создания и деятельности религиозных сект в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием

 

Часть 5 статьи 1 Закона РФ «Об образовании» устанавливает запрет на деятельность религиозных объединений в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием: «В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур… религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются».

Согласно части 3 статьи 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, в том числе в национальной системе образования. Но реализация таких программ не может нарушать права граждан на свободу вероисповедания, на свободный мировоззренческий выбор, на выбор образования и воспитания своих детей в соответствии со своими убеждениями, не может нарушать законодательство Российской Федерации. Решать, является ли те или иные акции тех или иных религиозных организаций общественно значимыми, решать должно само общество, а не сама эта религиозная организация.

Сотрудничество государственных и муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений и религиозных объединений, а также религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях могут быть реализованы только и исключительно на основе социального заказа, то есть на основе добровольного волеизъявления учащихся и их родителей на получении образовательных услуг по религиозному образованию, при условии строгого соблюдения принципа добровольности.

Правовое содержание свободы совести и вероисповедания состоит в том, что каждый человек вправе свободно выбирать, свободно иметь и свободно исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой (ст.28 Конституции Российской Федерации). Свободу совести и вероисповедания нельзя трактовать как обязанность гражданина выслушивать и воспринимать пропаганду со стороны любого религиозного объединения. В соответствии со ст.28 Конституции Российской Федерации, каждый праве свободно распространять религиозные и иные убеждения, однако этому праву вовсе не корреспондирует обязанность других граждан выслушивать пропаганду этих религиозных и иных убеждений.

 

Нарушение прав учащихся при вторжении религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения

 

Создание и внедрение в государственные и муниципальные образовательные учреждения учебников, учебных и учебно-методических пособий, пропагандирующих элементы религиозных мировоззрений и вероучений религиозных сект, по учебным дисциплинам гуманитарного цикла; распространение пособий, содержащих пропаганду религиозных сект под видом информирования о культуре и религии; формирование представителями религиозных сект или вовлеченными в них преподавателями государственных и муниципальных образовательных учреждений через учебные предметы и внедрение религиозных практик религиозных сект у учащихся религиозных воззрений, подмена в их сознании научных представлений представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений религиозных сект, прямое внедрение оккультных или сектантских мировоззренческих блоков в содержание образования по учебным дисциплинам гуманитарного цикла и иные формы вторжения религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения нарушают права учащихся этих образовательных учреждений, а именно:

1. Право на свободу совести и вероисповедания и свободный мировоззренческий выбор, закрепленное в статьях 18 и 19 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); статье 18 и части 1 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14.12.1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 11 сессии); части 1 статьи 12, части 1 статьи 13, частях 1 и 3 статьи 14 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); статье 9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.; текст, измененный в соответствии с положениями Протокола №3, вступившего в силу 21.09.1970 г., Протокола №5 (ETS, №55), вступившего в силу 20.12.1971 г., и Протокола №8 (ETS, №118), вступившего в силу 1.01.1990 г., и содержащий текст Протокола №2 (ETS, №44)); части VII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пункте 11 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); статье 28 Конституции Российской Федерации; статье 3 и части 1 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; части 4 статьи 14 Закона РФ «Об образовании».

2. Право на самоопределение личности и создание условий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях для ее самореализации, закрепленное в части 1 статьи 14 Закона РФ «Об образовании».

3. Право на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни и культурное развитие в рамках национальной культуры, закрепленное в части 2 статьи 26, части 1 статьи 27 и статье 22 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); части 1 статьи 5, части 1 статьи 1, части 1 статьи 13 и части 1 статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 03.01.1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 03.01.1976 г.); части 1 статьи 1 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); часть 1 статьи 1 и части 1 статьи 8 Декларации о праве на развитие, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №41/128 от 4 декабря 1986 г.; пункте «с» части 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); пунктах 2 и 8 Венской декларации и Программе действий, принятой 25.06.1993 г. Всемирной конференцией по правам человека; статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Принята 14.12.1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 11 сессии); статье 1 Декларации принципов международного культурного сотрудничества (Провозглашена 4.11.1966 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры на ее 14 сессии); части VIII  Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пункте 14 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); части 2 и 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации.

4. Право на получение в государственных и муниципальных образовательных учреждениях образования, содержание которого обеспечивает интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, закрепленное в части 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании».

5. Право на защиту от дискриминации, закрепленное в статьях 1,2,6,7 Всеобщей декларации прав человека (принята и провозглашена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №217А(III) от 10.12.1948 г.); части 1 статьи 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (принят для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 03.01.1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 03.01.1976 г.); статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах (Принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №2200А(III) от 16.12.1966 г.; вступил в силу 23 марта 1976 г.; подписан СССР 18.03.1968 г.; ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18.09.1973 г.; вступил в силу для СССР 23.03.1976 г.); статьях 2 и 3 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, провозглашенной Резолюцией №36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.; статье 2 Конвенции о правах ребенка (Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); статье 14 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4.11.1950 г.; текст, измененный в соответствии с положениями Протокола №3, вступившего в силу 21.09.1970 г., Протокола №5 (ETS, №55), вступившего в силу 20.12.1971 г., и Протокола №8 (ETS, №118), вступившего в силу 1.01.1990 г., и содержащий текст Протокола №2 (ETS, №44)); части VII Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1.08.1975 г.); пунктах 13, 13.7, 16, 16.1 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Вена, 15.01.1989 г.); части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.

6. Право на защиту от принуждения к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, закрепленное в части 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации; в части 15 статьи 50 Закона РФ «Об образовании».

7. Право на формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира, закрепленное в части 2 статьи 14 Закона РФ «Об образовании».

8. Право на ненарушение прав и свобод при реализации другими лицами своих прав и свобод, закрепленное в части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.

 

Принудительное вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные секты как форма культурной и религиозной дискриминации и геноцида

 

Учитывая, что большинство учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в Российской Федерации выражают свою принадлежность или предпочтительное отношение или культурологически относят себя к Русской Православной Церкви или другим традиционным для России религиозным организациям, принудительная пропаганда им вероучений оккультных и иных религиозных сект против их воли и воли их родителей (законных представителей) является грубым нарушением их прав, в том числе, права на свободу совести и вероисповедания, на культурное развитие в рамках своей национальной культуры, на свободный выбор образования в соответствии со своими убеждениями, закрепленные Конституцией Российской Федерации и международными правовыми актами.

Приобщение к национальным культурным ценностям не исчерпывается только лишь просмотром телепрограмм. Основное приобщение к культурным ценностям наиболее полно реализуется (должно реализоваться) в процессе общего и профессионального образования. Часть 2 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» устанавливает в качестве одного из принципов государственной политики в области образования «защиту и развитие системой образования национальных культур… культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства».

Традиционная для того или иного народа религия составляет неотъемлемую часть национальной культуры, поэтому принудительное вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные объединения, отличные от того, к которому они выражают принадлежность или предпочтительное отношение, есть форма культурной и религиозной дискриминации и геноцида.

 

Принудительное вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные секты и отправление их ритуалов как форма психического насилия по отношению к обучающимся

 

В соответствии с частью 6 статьи 15 Закона РФ «Об образовании» устанавливает: «Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается».

Учитывая использование обмана и методов контроля сознания при вовлечении в религиозные секты и опасность, которому подвергается психическое здоровье учащихся при их участии в религиозных ритуалах и техниках религиозных сект (медитация, йога и пр.), принудительное вовлечение учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные секты и отправление их ритуалов должно квалифицироваться как форма психического насилия по отношению к учащимся.

 

 

Противоправность вовлечения учащихся в религиозные объединения, а также пропаганды учащимся религиозных вероучений вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих

 

В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих. Это означает, что без согласия учащихся и их родителей или лиц, их заменяющих (согласие их родителей или лиц, их заменяющих, в соответствии с указанным федеральным законом, требуется только для малолетних учащихся, однако, в соответствии с международными правовыми актами, устанавливающими право на выбор образования и воспитания для своих детей в соответствии с собственными убеждениями, родители вправе требовать согласования этого и в случае учащихся от 14 до 18 лет), не может осуществляться ни в какой форме пропаганда вероучения оккультных и иных религиозных сект и вовлечение в них учащихся.

Без согласия учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений и их родителей или лиц, их заменяющих, никто не вправе:

·          открыто или скрытно, с использованием методов психологического насилия и манипулирования сознанием и личностью, пропагандировать и внушать учащимся положения вероучений оккультных и иных религиозных сект;

·          принуждать учащихся обучаться по учебным дисциплинам, направленным на формирование у учащихся религиозных воззрений, подмену в их сознании научных представлений представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений иных религиозных сект;

·          принуждать учащихся посещать уроки, на которых осуществляется религиозное образование,

·          заставлять учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений пользоваться учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями, в которых содержится пропаганда вероучений религиозных сект;

·          принуждать учащихся к выполнению каких бы то ни было религиозных обрядов или ритуалов, включая техники медитации и йоги (раджа-, хатха-, агни- и пр. разновидностей йоги), оккультные техники, связанные с так называемыми «чакрами», «третьими глазами»и пр. оккультными и иными сектантскими терминами;

·          организовывать для учащихся в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений или вне таковых концерты или иные культурно-просветительские, спортивные, оздоровительные и пр. мероприятия, имеющие какое-либо отношение к религиозным сектам, содействовать проведению в государственных и муниципальных образовательных учреждениях такого рода мероприятий и принуждать учащихся посещать таковые мероприятия;

·          принудительно направлять учащихся на мероприятия, организованные и проводимые религиозными сектами или с их участием;

·          организовывать для учащихся празднования чуждых им религиозных праздников и принуждать учащихся посещать таковые празднования;

 

Нарушение прав родителей учащихся (или лиц, их заменяющих) на выбор воспитания и образования для своих детей в соответствии с собственными убеждениями при вторжении религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения

 

Создание и внедрение в государственные и муниципальные образовательные учреждения учебников, учебных и учебно-методических пособий, пропагандирующих элементы религиозных мировоззрений и вероучений религиозных сект, по учебным дисциплинам гуманитарного цикла; распространение пособий, содержащих пропаганду религиозных сект под видом информирования о культуре и религии; формирование представителями религиозных сект или вовлеченными в них преподавателями государственных и муниципальных образовательных учреждений через учебные предметы и внедрение религиозных практик религиозных сект у учащихся религиозных воззрений, подмена в их сознании научных представлений представлениями религиозного оккультизма или положениями вероучений религиозных сект, прямое внедрение оккультных или сектантских мировоззренческих блоков в содержание образования по учебным дисциплинам гуманитарного цикла и иные формы вторжения религиозных сект в государственные и муниципальные образовательные учреждения нарушают права родителей учащихся, а именно:

право на воспитание своих детей, закрепленное в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации; части 2 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

право граждан на выбор воспитания и образования для своих детей в соответствии с собственными убеждениями, закрепленное в части 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г.; части 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; части 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах; статье 5 Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 25.11.1981 г.; статье 5 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования от 14.12.1960 г.; статье 2 Протокола №1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 20.03.1952 г.; пункте 16 Итогового документа Венской встречи государств-участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 15.01.1989 г.; части 2 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; части 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»;

право на защиту законных прав и интересов своего ребенка, закрепленное в части 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании»;

право на участие в управлении образовательным учреждением, закрепленное в части 1 статьи 52 Закона РФ «Об образовании».

 

 

Противоправность вовлечения учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений в религиозные секты через предоставление якобы медицинских услуг

 

Часть 1 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» устанавливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №245 «Об упорядочении применения методов психологического и психотерапевтического воздействия» установил запрет на использование не разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методов и методик психологичес­кого и психотерапевтического воздействия, а также методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения: «В целях упорядочения применения методов психологического и пси­хотерапевтического воздействия приказываю: 1. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителям учреждений здравоохранения федерального подчинения, включая научно-исследовательские, лечебно-профилакти­ческие и образовательные, не допускать пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации: 1) не разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методов и методик психологичес­кого и психотерапевтического воздействия; 2) методов и средств оккультно-мистического и религиозного происхождения. 2. Руководителям органов здравоохранения субъектов Российской Федерации обеспечить строгий контроль за соблюдением части шестой статьи 57 Основ законодательства об охране здоровья граждан о зап­рещении проведения сеансов массового целительства, в том числе с использованием средств массовой информации; принимать все предус­мотренные законом меры при выявлении нарушителей. 3. Применение разрешенных Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации методов и методик психологического и психотерапевтического воздействия допускается толь­ко при наличии лицензии на данный вид деятельности в учреждениях здравоохранения при условии тщательного отбора пациентов на индиви­дуальном приеме. 4. К работе по указанным методам и методикам допускаются специалисты, имеющие соответствующую подготовку по психиатрии (наркологии) психотерапии (медицинской психологии) и получившие в установленном порядке сертификат специалиста по указанным специальностям».

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 19 июня 1996 г. №254 «Об отмене «Методических рекомендаций «Программа детоксикации» установил запрет пропаганды и использования методов детоксикации, иных вытекающих из учения Р.Хаббарда методов саентологии и дианетики в  практике  здравоохранения.

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 20 августа 1996 г. №321 «Об упорядочении применение методов воздействия на пси­хическое здоровье детей и подростков» установил запрет для использования руководителями органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, руководителями и сотрудниками учреждений здравоохранения федерального подчинения, включая научно-исследовательские, лечебно-профилакти­ческие и образовательные, «пропаганды и использования в целях оздоровления, профилактики, лечения и реабилитации детей и подростков: 1) не разрешенных Министерством здравоохранения Российской Федерации методов и средств воздействия на психическое здоровье детей и подростков; 2) методов и средств, используемых Столбуном В.Д. в качестве воздействия на психическое и физическое здоровье детей». В этом же приказе было закреплено положение, что к работе с применением методов и средств воздействия на пси­хическое здоровье детей и подростков допускаются только лишь специалисты, имею­щие соответствующую подготовку по детской психиатрии и получившие в установленном порядке сертификат специалиста по указанной специаль­ности.

 

Из книги:

Понкин И.В. Религия, образование и право / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. - М., 2002. – 88 с.

 

Материал размещен на интернет-сайте «Государство и религия в России»

www.state-religion.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"