Государство и религиозные объединения


Соловьев А.Ю. Информационная справка от 21 сентября 1999 г. о фактах нарушения законодательства о светском характере образования в школах г.Москвы

В настоящее время в системе образования России (в том числе, и Москвы) сложилась крайне сложная ситуация, вызванная многочисленными фактами нарушения российского законодательства о светском характере образования. Постоянно грубо нарушаются:

Конституции РФ, Закона РФ “О свободе совести и религиозных объединениях” 1997 г.,

Приказа Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5 февраля 1996 г. “О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации”,

Письма Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации”,

Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. “О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений”,

Распоряжения мэра Москвы №642-РМ от 19 августа 1997 г.

Доклад призван дать общую характеристику сложившейся ситуации и показать лишь наиболее типичные направления и факты вторжения оккультизма и ряда сект в государственную систему образования.

Основные направления инфильтрации оккультно-религиозных течений и деструктивных сект в систему образования

Основные направлениями являются следующие:

В ходе проведения анализа состояния выполнения законодательства РФ о светском характере образования и фактов предоставления школьных помещений нетрадиционным религиозным движениям, сектам, культам и оккультно-целительским организациям установлено, что Московским комитетом образования и отдельными окружными управлениями многое делается по обеспечению соблюдения законодательства и созданию условий для совместной с организациями традиционных конфессий России, национально-культурными объединениями, учреждениями науки, культуры и искусства разработки нового содержания образования, обеспечивающего единство культурного и образовательного пространства, с целью формирования духовно-нравственных основ развития ребенка и подростка и защиты системой образования национальной культуры. Комитетом образования проводятся семинары со специалистами управления образования, начальникам управлений направляются соответствующие материалы и информации о деятельности традиционных конфессий и новых религиозных движений, сект и культов. При лицензировании и аккредитации учреждений образования обращается особое внимание на экспертную оценку мировоззренческих учебных курсов и концепции духовно-нравственного образования.

Однако в ряде школ города имели место факты установления отношений сотрудничества руководства образовательных учреждений с деструктивными миссионерскими и оккультными объединениями и организациями. На коммерческой основе руководители образовательных учреждений сдавали указанным организациям учебные и другие помещения, нарушая установленный порядок арендных отношений и положения закона “Об образовании” (статьи 1 и 2), закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Факты проникновения оккультно-религиозных и иных деструктивных религиозных организаций в школы

Директор школы №1226 Юго-Восточного округа А.Н.Лазарев предоставлял школьные помещения сразу нескольким нетрадиционным мировоззренческим организациям: “Буддийскому университету” (точное название не установлено), Общественному объединению “Межрегиональный центр изучения единоборств” (таэквондо “по оригинальной методике соединения тренинга духа, разума и тела”), Общественному объединению “Феномен” (формирование мировоззрения о “космической сущности жизни и разума” и научение биоэнергоинформационному обмену и целительству - практическим навыкам экстрасенса и парапсихолога), Межконфессиональному христианскому религиозному объединению “Новая Жизнь”. В 1994-1997 гг. доминантами воспитательной работы в школе №1226 стали проводимые при участии миссионеров “Новой Жизни” праздники “Рождество в Америке”, “День Благодарения”, “День независимости США”. Таким образом, директором школы А.Н. Лазаревым формировались новые традиции духовно-нравственного образования при помощи протестантских миссионеров, гуру Восточных боевых искусств и оккультистов ОО “Феномен”. Эта работа велась без согласования с родителями и учителями.

Руководство школы №1054 Южного округа по ходатайству начальника окружного управления образования от 19.08.94 на арендной основе разместило Праджапита Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет, а в школе №975 Южного округа по ходатайству того же руководителя разместился негосударственный Институт Универсального духовного знания “Тетрада” (“Школа - Ашрам VII Луча эпохи Водолея в России”).

В 1992-96 гг. окружные методические центры не проявили должной компетенции и способствовали установлению и развитию контактов ряда школ с организациями Церкви Объединения Муна. В школах №709 Северо-Восточного округа, №347 Восточного округа, №1260 Юго-Западного округа, №1542 Западного округа, №1519 Северо-Западного округа проводились семинары по учебнику мунитов “Мой мир и я”, завозились, хранились и продавались пособия для учащихся, учителей и родителей, в учебные планы включались соответствующие дисциплины.

В стенах ряда школ по договоренности с их руководителями вели проповедническую, оккультно-целительскую работу среди населения:

Распространение практики предоставления учебных помещений миссионерским и оккультно-оздоровительным организациям привело к тому, что в ряде школ под видом педагогических инноваций произвольно вносились изменения в учебные планы и учащимся на уроках или факультативах прививалось мировоззрение прямо противоположенное традиционным мировоззренческим и духовно-нравственным основам уклада жизни россиян. Так, в 1993-94 учебном году в школах №48, №53, №789 Юго-Западного округа, №1134 Западного округа, №40 Центрального округа в урочное или внеурочное время преподавались различные курсы, программы и пособия которых были разработаны Информационно-методическим центром “ЮНИВЕР” и представляли собой псевдонаучное эклектичное соединение различных оккультных учений (Только вмешательство Комитета образования позволило прекратить деятельность Центра “ЮНИВЕР” в школах Москвы). В школе №790 Юго-Западного округа Корейская церковь “Слава” организовала изучение восточных единоборств с элементами восточной психокультуры. В школе №1652 Центрального округа завуч Н.М. Лепихова создала Детско-юношескую лигу “Знамя Мира”, одноименную с известным печатным органом последователей оккультного “Учения Живой Этики”;в 7 и 8 классах был введен учебный курс “Живой Этики” в актовом зале оформлен “Музей Мира”, раскрывающий “признаки времени Шамбалы”.

В результате отсутствия должного контроля со стороны окружных управлений образования, методических центров и руководителей школ за содержанием и качеством преподавания изучаемых предметов отдельные педагоги внедряли в сознание детей опасные для духовного и психического развития идеи и образы: так, в школе №256 Западного округа учитель Ю.А. Щапин на уроках ОБЖ знакомил учащихся с новинками эзотерической литературы, делал выставки по тематике Агни-Йоги; в школе №813 Восточного округа учитель истории О.Н. Борисова внедряла в сознание школьников учение неоиндуистской деструктивной религиозной организации “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”, в сентябре-октябре 1996 года уроки граждановедения ею велись по дидактическим материалам “Брахма Кумарис” и мунитского учебника “Мой мир и я”; в школе №1529 Центрального округа учитель ИЗО Е.С.Медкова в начальной школе проводила уроки “Лепим нечистую силу”, “Рисуем как один черт убивает другого”, “Кто живет в нас и подрубает дерево жизни” и готовила “Праздник нечистой силы”.

Имели место факты, когда сами руководители школ становились на путь активного внедрения чуждых российской культуре взглядов и морали деструктивных культов и неоязыческих движений. Так, директор школы №1009 Западного округа В.В. Морозова в январе 1995 года установила в своем кабинете “алтарь Божией Матери”, который был освящен священником Церкви Божией Матери Преображающейся (так называемый “Богородичный центр”), 22 февраля 1995 года В.В.Морозова и “отцы” Богородичного центра “освятили” школу и всех учащихся во время уроков. Директор школы №555 Центрального округа А.С.Комаров привлек к разработке программы развития личности учащихся лицейских классов астрологов, парапсихологов, оккультистов различных духовных центров, в том числе Центра “Тетрада”, одновременно в стенах школы работала самая крупная в Москве группа миссионеров Церкви свидетеля Ли (“Живой Поток”) во главе с Трониганом Голлом (США, Калифорния, Сиэтл). Директор УПК “Хамовники” Л.А. Дмитриева направила семь педагогов на повышение квалификации за счет госбюджета в негосударственное образовательное учреждение “Студема”, где они изучали методики Р.Хаббарда.

Многие руководители школ, проявляя халатность и превышая свои полномочия, представляют миссионерам право встретиться с учащимися в урочное или внеурочное время. Так, в ЦДЮТ “Москворечье” проводятся встречи с иностранными миссионерами Московской ассоциации “Вера и Свет”. В школах №280 Северо-Восточного округ и №514 Южного округа последователи Порфирия Иванова проводили “уроки духовного здоровья”, раздавали тексты “заповедей Учителя” и молитв, обращенных к нему. В школах №№293, 1220, 274, 380 и других Северо-Восточного округа в январе 1997 года межконфессиональное протестантское религиозное объединение “Новая Жизнь” провела благотворительно-миссионерскую акцию - “Акцию Джорджа Макдауэла”. (Такие акции в 1992 - 1996 гг. проводились и в других округах г.Москвы ). В нарушение Законов “Об образовании” и “О свободе вероисповеданий” миссионерам “Новой Жизни” предоставлялись урочные часы, согласия родителей на встречу детей с миссионерами не было получено, встречи и раздача Евангелия, четок, канцтоваров и жвачки сопровождались краткой формой протестантского богослужения (проповедью “Что такое вера” и общим пением, содержащим хвалу и благодарность Богу).

Директора школ №№ 1106 и 18 Юго-Западного округа принимали детей миссионеров “Новой Жизни” в число учащихся школы, распределяли их по классам, а на самом деле американские дети обучались по своим программам и со своими преподавателями. В 1994-95 учебном году их число доходило до 80 человек в школе №1106 и 20 - в школе №18.

В школах и детских садах муниципального округа “Марьино” Юго-Восточного административного округа в 1994-96 гг. на родительских собраниях регулярно выступала организатор образовательных программ религиозного объединения Евангельских христиан Е.Ф. Гуровая. При проведении комплексной проверки округа в декабре 1996 года отмечены факты, в частности, в школе №1142, предоставления часов школьного компонента катехизаторским курсам, разработанным в Германии.

Руководство школы №727 Северного округа предоставило возможность саентологической организации “Ассоциация по улучшению жизни и здоровья” в стенах школы провести агитацию за изучение Дианетики, после чего 30 учителей и несколько родителей записались на соответствующие курсы.

Самым распространенным методом внедрения миссионеров в школы является преподавание английского языка. Так, в школе №555 Центрального округа преподавал сам Трониган Голл, в школе №518 - другие миссионеры “Живого Потока”. В десятках школ Москвы преподавали и преподают миссионеры “Новой Жизни”. Абсолютное большинство этих “преподавателей” не имеют педагогического образования, не знают русского языка, работают непродолжительное время (срок визы). Подчеркнем, что у многих “преподавателей” в визе был определен характер их деятельности в России пометкой “Религиозные дела”. В школе №807 Западного округа у директора вообще не оказалось никаких документов граждан Великобритании и США, преподающих английский язык; зато в школьной библиотеке хранились книги харизматического лидера “Живого Потока” Витнэсса Ли.

Проявили профессионализм и вовремя отказались от образовательных услуг миссионеров только отдельные руководители, директора школ №1232 Западного округа и УВК №1624 “Созвездие” Южного округа.

Директор школы №687 Н.Д.Акимова неоднократно приглашала (или привечала) во вверенную ей школу представителей различных сект, в том числе “Свидетелей Иеговы”.

Некоторое время назад деструктивная религиозная организация восточной ориентации “Институт Маркетинга имени Махариши” (руководитель - Н.М.Любимов, секретарь - И.Б.Крайнева, д.т.451-60-52) был изгнан из одной из школ Восточного округа. В настоящее время, по некоторым данным, организация кочует где-то по школам все того же Восточного округа.

В школе №890 (ул.Косинская, д.28а, т.373-78-00, 373-68-40) обосновался “Институт холодинамики”, в чем ему помогает некая Н.Маслова (Приложение 4). В школе содействие получено со стороны директора Лютенко Раисы Петровны. “Институт холодинамики” проводит в указанной школе “учебные медитации” (оккультные практики), пропагандирует и преподает так называемое “ноосферное образование”.

В школе №963 (СВАО, ул.Яблочкова, д.35-Г, т.979-36-83) при содействии директора Однополько Ларисы Николаевны создан и активно действует так называемый “Музей парапсихологии”, который создала оккультно-религиозная организация “Фонд парапсихологии имени Васильева” под руководством Ли Андрея Гиндиновича (д.т.470-86-02). Ли является при этом и сотрудником указанной школы. Именно в этой школе проводятся все мероприятия “Фонда парапсихологии имени Васильева”. По словам директора школы Однополько, в этом “Музее парапсихологии”, расположенном в подвале школы, неоднократно проводились какие-то исследования детей и опыты над ними.

Наиболее активным и наглым пропагандистом оккультизма в системе образования является Алиса Ивановна Леонтьева - методист Центрального окружного управления Московского комитета образования. В течение ряда лет Леонтьева, пользуясь служебным положением и в нарушение “Закона об образовании”, пропагандировала среди педагогов и учащихся Центрального округа Москвы под видом “духовного образования” оккультно-религиозное вероучение “Агни-йога”.

В 1995 году Центральным окружным управлением Московского департамента образования под редакцией Леонтьевой была выпущена книга: “Учитель и общество”, посвященная формированию у школьников некоего “интегрального духовного мировоззрения”, которое на деле вылилось в самый банальный оккультизм. Упомянутая публикация показывает, как антинаучная, антиисторическая, антинациональная псевдодуховность находит себе дорогу к учителям, в школу посредством научно-методических центров, призванных как раз ограждать наших детей от всей подобной дикости. Несмотря на наличие в этой книге нескольких вполне достойных статей, явно противоречащих основной направленности сборника, основное его содержание толкает учителя на то, чтобы воспринять вульгарно-мистическую, оккультную религиозность и распространять ее в школах. По мнению специалистов-правоведов, в части пропаганды нетрадиционной религиозности данная книга противоречит нормам действующего законодательства о религии и школе. “Живая Этика” Рерихов и Блаватской, как несущая дурную кровь артерия, питает сборник Леонтьевой “Учитель и общество”.

В Официальном ответе Московского комитета образования депутатам Государственной Думы РФ заместитель председателя Московского Комитета образования Г.Д.Кузнецов по поводу сборника “Учитель и общество” (№2НД-51-17-4 от 31 июля 1997 г.) сообщил:

“Сборник “Учитель и общество” 1995 г. (редактор-составитель Леонтьева А.И.) не был представлен на Экспертный совет учебного округа и был издан без согласования с Центральным окружным управлением и научно-методическим центром. Методический центр высказал свою отрицательную позицию в отношении сборника и не рекомендовал школам использовать его в работе. В Центральное окружное управление образования и методический Центр неоднократно обращались авторы статей и составитель сборника с претензиями на отказ в популяризации данного издания. Для более обоснованного отказа экспертный Совет получил отрицательные рецензии от религиоведческой группы Российской Академии образования и Московского института повышения квалификации работников образования. Центральному окружному управлению образования поручено взять под особый контроль вопросы, связанные с введением новых курсов религиоведческой направленности в образовательных учреждениях округа”.

Негативное заключение на сборник Леонтьевой также дал доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им.А.М.Горького РАН, профессор В.Ю. Троицкий.

Казалось бы вопрос решен. Но нет, Леонтьева развернула бурную деятельность, направленную на снятие запрета с ее сборника.

Сразу после того, как копии письма В.Д.Шадрикова, а по Москве - и письма Л.Е.Курнешовой, с рекомендациями о применении журнала “Школа духовности” в качестве учебника были разосланы по методическим центрам страны, в Методическом центре Центрального округа Москвы методист этого центра А.И.Леонтьева начала активную кампанию давления на руководства центра с требованием снять запрет на распространение выпущенного ею в 1995 году уже упомянутого сборника “Учитель и общество”. Если государственными структурами рекламируется журнал, выпускаемый религиозной оккультной организацией “Институт духа”, то вполне естественно, что Леонтьева рассчитывает теперь снять запрет со своего Сборника. Леонтьева, кстати, давно уже мечтает о создании некоего “Духовного центра интегральной педагогики” под кураторством депутата Московской Городской Думы Горошко. Теоретические основы деятельности этого центра разрабатывает как раз Мурашов. Леонтьева даже выходила на руководство округа, но ей, к счастью, было отказано.

Кстати, в 1994 году Алиса Леонтьева написала и выпустила еще более абсурдную книгу “В светлом пространстве жизни (Все грани личности)”, которая чуть ли не полностью состоит из фрагментов оккультно-религиозных учений.

17 февраля 1999 года Алиса Ивановна Леонтьева провела в здании Окружного методического центра Управления образования Центрального административного округа Москвы без согласования со своим руководством акцию неких “Союза гражданских сил” и “Молодежного парламента “Добро”, в котором участвовали представители оккультно-религиозной организации “Астур” (“Ассоциация творческих учителей России” Т.Акбашева), организаций: “Артлига”, “Духовное возрождение России” и др. На это мероприятие были вызваны из школ ученики 7-10 классов. По этому факту было проведено служебное расследование, а Леонтьева получила взыскание.

16-17 апреля 1999 г. в Москве прошла так называемая “1-я конференция народной дипломатии России” под высокопарным названием “Нравственно-правовая программа строительства России XXI века”, которая объединила целый ряд оккультистов, кроме некоторых использованных “втемную” политиков, не имеющих никакого к этому действу отношения. На конференции присутствовали представители Партии духовного возрождения России, пропагандирующие махровый оккультизм Айванхова, известнейший проводник оккультизма в школы Талгат Акбашев, рериховцы, представители неоязыческой антисемитской концепции “Мертвая вода”, сама себя величающая магом Алла Дан и представители иных столь же колоритных и сомнительных организаций. Среди прочих в этой конференции участвовала А.И.Леонтьева, которая представляла себя официальным представителем Московского департамента образования, так об этом написано в программке конференции (1). Известно, что Леонтьева свое руководство в известность о намерениях участвовать в работе указанной конференции не ставила. Незаконно она использовала и имя Московского комитета образования. За что получила от своего руководства взыскание.

Но Алиса Ивановна не очень расстроилась и тут же бросилась договариваться о помощи ей со стороны ее соратников. И такая помощь поступила в виде обращения сопредседателя Объединения украинцев Москвы А.Григоровича к председателю Московского комитета образования Л.П.Кезиной с показной и акцентированной благодарностью А.И.Леонтьевой.

До сих пор не снята напряженность в школе №122, где учитель младших классов внедрял оккультизм и, по заключению врача Д.В.Ильина, проводил “педофилические” эксперименты над детьми. Решением Московского комитета образования В.Рамзина было предписано уволить. Однако директор этой школы Е.Г.Кузьмина, в течение продолжительного времени покрывавшая страшную деятельность В.Рамзина приказу МКО не подчинилась и, собрав в императивном порядке с родителей учеников деньги, наняла для Рамзина адвоката и подала в суд против газеты “Тверская, 13” Правительства Москвы, которая напечатала возмущенную ситуацией в школе №122 заметку.

Фактами глумления Рамзина над ребенком и внедрения в оформление класса оккультно-религиозной и, опять же по словам врача Д.В.Ильина, “педофилической” символики были возмущены следующие авторитетные специалисты и организации:

профессор Кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ доктор юридических наук М.Н.Кузнецов,

ректор УРАО доктор педагогических наук, академик РАО Б.М.Бим-Бад,

депутат Государственной Думы РФ Н.В.Кривельская,

врач-священник Д.В.Ильин,

эксперт Фонда социально-психического здоровья семьи и ребенка детский психиатр, врач высшей категории Т.А.Крылатова,

врач-психиатр Детской психиатрической больницы №6 Драпкин,

корреспондент газеты “Тверская, 13” С.Ф.Колосовская,

редакция газеты “Русский вестник”,

заместитель председателя Комитета по спасению молодежи (г.Москва) С.В.Романюк,

председатель Межрегионального комитета спасения от тоталитарных сект (г.Санкт-Петербург) Н.К.Русских,

директор Православного общества “Панагия” (г.Пермь) М.Медведев,

заместитель главного редактора газеты “Татьянин День”, заведующий Информационным центром “Сектор” А.Ю.Егорцев,

руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова священник Олег Стеняев,

руководитель Душе-попечительского Центра для пострадавших от тоталитарных сект и оккультизма иеромонах, доктор медицинских наук Анатолий Берестов

и целый ряд других.

Тем не менее, ситуация по-прежнему в тупиковом состоянии. Директор школы Е.Г.Кузьмина продолжает давить на родителей учеников, угрожая отчислением из школы их детей, и покрывает Рамзина.

 

Внедрение оккультно-религиозных сект в систему повышения квалификации и переподготовки работников образования

В Московском институте повышения квалификации работников образования (МИПКРО), подчиненном Московскому комитету образования, существуют и активно действуют Кафедра валеологии и Центр валеологии (руководитель - Носкин Валентин Алексеевич).

На базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) Министерства образования с 1994 года действует “Федеральный центр валеологии и медико-психологических проблем образования” (2).

В Московском институте повышения квалификации работников образования заведующим одной из лабораторий работает А.Пинский, являющийся директором всего оккультно-религиозного “вальдорфского движения”.

Адепты всевозможных оккультно-религиозных сект, групп и центров, и прежде всего - рериховцы, предпринимают активные попытки проникновения в систему образования через систему повышения квалификации и переподготовки работников образования не только в Москве.

В Воронеже очень сильно влияние рериховцев в воронежском Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Особенно активен на этом поприще председатель Воронежского отделения Академии педагогических и социальных наук, заместитель генерального директора ассоциации “Черноземье” П.А.Бабкин. При его активнейшем участии в январе 1998 года в Воронеже состоялась международная педагогическая конференция “Гармонизация образования - формирование одухотворенной личности”. На конференции присутствовавшим внушалось, что “нет ни одной истинной точки зрения”, что все относительно и “любой взгляд имеет право на существование”, что педагогическая система К.Д.Ушинского “изжила себя”, что путь современной российской школы - “воспитание детей с планетарным сознанием, планетарных патриотами, под воздействием единой планетарной религии”. На конференции распространялся теософский “Вестник духовных движений России” (3).

Внедрение оккультно-религиозной педагогики Монтессори

Адепты оккультной псевдопедагогики Марии Монтессори предлагают детям изучать такие, например, предметы, как “Космическое воспитание” и т.п. (4)

Наиболее активна здесь “Ассоциация Монтессори-педагогов России” (107061, Москва, ул.Суворовская, д.32, корп.1, строен.1, под.13) была создана 3 мая 1997 г. и зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 20 июня 1997 г. за №3405.

Ассоциация проводит планомерную и постоянную работу с педагогами, особо не афишируя своей деятельности и явно не пытаясь лезть в школы. Педагоги сами приходят в офис Ассоциации и постепенно становятся проводниками политики и оккультного мировоззрения организации.

 

Проникновение оккультно-религиозных и прочих религиозных течений в учреждения внешкольного и дошкольного образования Московского комитета образования

1. В детском саду №788 Южного округа (Кировоградская, д.16а) практикуется так называемая “оздоровительная система “Искорка”, разработанная и пропагандируемая кандидатом педагогических наук Симошиной Людмилой Ефимовной. Данная система содержит элементы оккультно-религиозных систем Порфирия Иванова и йоги: “Л.Е.Симошина рассказала о своей системе, вобравшей в себя элементы йоги, восточных гимнастик,... оздоровительных систем... П.Иванова” (5).

2. В Центре Детского внешкольного образования и досуга “Пингвин” (Варсонофьевский пер., д.8, т.377-34-42), ответственная - Жукова В.Н., - внедрение так называемых “нетрадиционных способов оздоровления” (6), под которыми имеется в виду оккультно-религиозное течение “валеология”. Руководитель Клуба В.Н.Жукова так объясняет содержание этих способов: “Кстати, о валеоклубе. Это совершенно новое направление в нашей работе, так же как и вообще новое движение в нашей стране. Валеология, как комплексная наука, занимается всем спектром проблем, связанных со здоровьем человека, а не с его болезнями, которыми занимается медицина” (7).

3. В Детском клубе “Аристотель” СППК №5 (ул.Кооперативная, д.3, кв.6, т.245-44-11), руководители - А.Б.Рогожина и Б.Старостин, ведется обучение оккультно-религиозной системе “эвритмия” (8), придуманной известным оккультистом Рудольфом Штайнером. В распространяемых по образовательным учреждениям Москвы материалах открыто пишется, что клуб “Аристотель” ведет пропаганду оккультно-религиозной системы Штайнера:

Семейный общественно-педагогический клуб “Аристотель” использует в своей работе методику вальдорфской педагогики” (9);

В начале 90-х годов группа последователей (в данном случае это адепты оккультно-религиозной системы, - прим. сост.) немецкого педагога (не педагога, а оккультиста, - прим. сост.) первой половины XX века Рудольфа Штайнера организовала клуб “Аристотель”. Он имеет отдельное помещение, оформленное по традициям, принятым в вальдорфских школах и клубах... Клуб открыт для каждого, кто интересуется фальдорфской педагогикой... В клубе можно поговорить со специалистами по вальдорфской педагогике (в том числе и с зарубежными)... А желающие получат литературу по вальдорфской педагогике. Вальдорфский клуб комплекса возник на основе семейных клубов, работавших в Москве в 80-х годах. Он создан группой семей и педагогов-специалистов, увлеченных вальдорфской педагогикой. Клуб “Аристотель” поддерживает отношения со множеством вальдорфских инициатив и является одним из известных в России мест, где работа идет наиболее последолвательно” (10) (то есть вовлечение детей в оккультизм гарантировано, - прим. сост.).

4. По адресу: ул.Плющиха, 43-47, т.248-24-11, действует Клуб “Факел” под руководством В.П.Козина (11). Одноименный центр (Клуб “Факел”) в Новосибирске, носящий также название “Клуб “Этика поведения человека” квалифицирован специалистами новосибирского Информационно-консультативного центра при Соборе Св. Александра Невского как “опасный культ оккультного направления, прикрывающийся элементами православного вероучения. Для прикрытия деятельности используются детские и спортивные клубы, парки отдыха, культурно-просветительские учреждения” (12). В Новосибирске известны случаи ухудшения морального климата в семьях, члены которых посещали “клуб”, жестокого избиения в них детей, проявления крайней нетерпимости к ближним, или резкого ужесточения характера детей, прошедших “лечение” или попытки открытия у них ясновидения. Отчетливо прослеживается установка на беспрекословное подчинение адептов руководителю. В частности, причинами задержки духовного развития члена актива считаются: недоверие к руководителю или к информации руководителя, неустойчивость к “искушениям” (в терминологии организации искушение - внутреннее сомнение в правильности выбранного пути или метода действия), нарушение наставлений руководителя, непочтение к нему. Воспитывается безропотное подчинение, называемое “смирением”. Имеется информация о распаде семьи, после которого бывший супруг забрал двух детей и вместе с ними проживал на квартире новой жены - его “духовного наставника”, с ее бывшим мужем и еще несколькими людьми. Матери детей встречаться с ними запретили. У детей настойчиво формировали неприязненное отношение к матери, которая не признавала учения и образа жизни организации (13). Является ли Клуб “Факел” под руководством В.П.Козина филиалом указанной секты, пока неизвестно.

5. В Центре досуга и творчества молодежи в Вешняках (ВАО г.Москвы) работает штатный “психолог-астролог”. Этот оккультно-религиозный “специалист”, по мнению руководства Центра, “может “подправить” семейные отношения , повлиять на ребенка, который не слушается или не может найти контакта со сверстниками” (14).

Проведение сектами собственных прозелитических акций под видом или под прикрытием мероприятий по борьбе с наркоманией

1. Известны многочисленные акции секты “Церковь саентологии” (“Гуманитарный Центр Хаббарда”, “Нарконон” и пр.) по привлечению неофитов на основе рекламирования саентологических методов, якобы снимающих наркотическую зависимость. Такие мероприятия проводятся постоянно. Наиболее известное было соврано усилиями Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий осенью 1998 г.

2. 17 мая 1999 г. в кинотеатре “Ангара” прошла акция “Я выбираю жизнь без наркотиков”, которую организовала и провела “Федерация семей за единство и мир во всем мире” (15) - дочерняя организация прикрытия секты “Церковь Объединения” корейца Сан Мен Муна. При организации данной акции активное содействие секте Муна оказала Управа района Нагорный. На сектантском мероприятии выступил старший инспектор ГППН ОВД “Нагорный” Е.П.Скрудзь (16).

Издание учебных пособий, содержащих рекламу оккультизма

В 1998 году АО “Московские учебники и Картография” совместно с “Институтом учебника “Пайдейя” выпустили в свет так называемый “учебник-сказку” под названием “Волшебная страна Русского Языка” (17). Содержание данного учебника, получившего положительные рецензии кандидата педагогических наук А.В.Ястребовой и учителя-логопеда детского сада №2204 г.Москвы Л.Г.Вьюгиной, мягко говоря, несколько странно. Сплошные феи, чудища, колдуньи, сущности, инопланетяне и т.п. персонажи, каковым вовсе не место в дидактических материалах для младших школьников, по крайней мере, приведенные в такой интенсивности. Буквы представлены в образе каких-то не то гномов, не то гоблинов. Но особо эпатируют иллюстрации к данному учебнику (художник Л.Л.Силкин). Из двенадцати содержащихся в учебнике иллюстраций только три не мистифицируют сознание детей и не содержат мистических персонажей. На с.6 приведена иллюстрация, подготовленная в контексте рериховского оккультизма - над некими горами летит существо женского пола (“Мать Мира”? - прим. сост.), несущее с собою девочку (символизирует астральные полеты? - прим. сост.). На с.16 вблизи стола, за которым сидят девочка и две женщины, изображены какие-то гномы красного цвета. На с.26 приведено изображение летящего по небу над двумя девочками гигантского мистического существа в виде темного аморфного облака с уродливой фигурой, длинными когтями и т.п. Что это такое и зачем использовано в качестве иллюстрации, нигде не объяснено. На с.48 изображена разновидность уродливого дракона с двумя головами. На с.90 таких уродов уже несколько. На с.66 на внешне вполне нормальном рисунке для чего-то приведена надпись “водяной”. На с.80 снова изображено красное гномоподобное существо, символизирующее по замыслу художника букву “А”, а рядом с ним нарисован настоящий гном с бородой и злым старческим лицом. На с.104 изображена девочка в избе двух гадких гоблинов женского пола (если так можно сказать), под потолком нарисованы висящие вниз головой дохлые лягушки и еще какая-то гадость. На с.120 - изображен птицеподобный монстр. Вряд ли оправдано такое изобилие оккультно-мистических персонажей.

В 1997 году был выпущен под маркой Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы сборник “Воспитание духовности, целомудрия и альтруистического поведения московских школьников” (Тезисы докладов, методические материалы и программы первой научно-практической конференции под ред. Болотовой Л.С.) (18).

Уже введение показывает антиправославную сущность сборника, Иисус Христос низведен до уровня “апостола бескорыстной любви” и уравнивается с Ганди (с.7).

Написавшая введение Л.С.Болотова акцентирует в нем внимание читателей на необходимость развития у школьников в первую очередь альтруистичности. Л.С.Болотова, претендующая на некое “революционное открытие в науке, ибо: “инвентаризация имеющегося в этой области знания показала, что сия гигантская проблема оказалась в основном вне поля зрения современной науки” (с.5), черпает понятие альтруистичность в различных оккультно-религиозных системах: “мы проанализировали и, где возможно, проверили экспериментально эффективность различных методов воспитания альтруизма, начиная с древних приемов йоги, буддизма, дзен-буддизма, суфизма... Тщательный анализ древних приемов воспитания альтруизма из йоги, буддизма, из арсенала монашеских орденов был выполнен постольку, поскольку эти методы остались непревзойденными по своей изобретательности, тонкости и эффективности” (с.7).

При этом она, на манер столь расхваленных ею тайных орденов и сект, вводит своего рода степени посвящения - альтруист прирожденный, альтруист обращенный, альтруисты промежуточные (с.8-9).

Даже если допустить некую положительную составляющую идеи подготовки альтруистов-педагогов, то совершенно непонятны критерии отбора этих самых альтруистов. Из того, что конкретный человек будет просто поименован альтруистом, не следует, что он таковым сразу от одного этого станет. Тем более, что кандидат в альтруисты при отсутствии системы отбора может оказаться негодяем или извращенцем. Такие случаи уже известны, когда негодяи, рядящиеся в одежды педагогов, развращали и растлевали малолетних детей, прикрываясь высокопарными фразами о “новой духовности”. Поэтому, судя по приведенной в сборнике информации, налицо один из двух вариантов:

а) идея подготовки альтруистов не имеет под собой серьезно проработанной духовной и организационной основы, отсутствуют конкретные, а не торжественно и помпезно продекларированные, цели, то есть вся идея является утопической, и предназначена исключительно для выдаивания в очередной раз из государства финансовых средств на личное обогащение разработчиков идеи;

б) Болотова Л.С. и ее помощники в составлении программы подготовки альтруистов-педагогов чего-то не договаривают, а сама идея направлена на достижение каких-то тщательно скрываемых, но вполне определенных и реальных целей, скорее всего связанных с проталкиванием очередной оккультно-религиозной доктрины в систему государственного образования РФ.

Кстати, статьи Л.С.Болотовой содержат вполне определенные тезисы, подтверждающие это предположение и очень близкие по своему духу к оккультным учениям рерихианского толка:

“... самое главное - энергетическая Среда, напрямую воздействующая на здоровье и генетическую систему человека. Это сказывается в повышении энергетических вибраций, которые способны выдержать только подготовленные индивидуумы с высочайшей духовностью и культурой” (с.12). Именно для оккультистов рерихианского толка свойственно написание обычных слов с прописных букв с целью подчеркивания особой оккультно-мистической нагруженности: “Культура, Свет, Эра, Среда, Духовность, Огонь”.

Называя духовность “надрелигиозным и наднациональным понятием” (с.11), тогда как это, скорее, общерелигиозная и общечеловеческая категория, Болотова пишет: “Мы вступаем в судьбоносное для всего человечества время, когда одна Эра сменяет другую и Земля начинает новый качественный виток своей эволюции” (с.12). Напомним, что в настоящее время нет абсолютно никаких научно обоснованных или обусловленных реальным социально-политическим положением в мире предпосылок для качественных резких витков эволюции и переходов в другие эпохи. Такой тезис свойственен ныне исключительно лишь разномастным последователям оккультно-религиозных учений Рерихов и Блаватской, везде пропагандирующих скорое мутирование людей в некую новую расу, смену нашей эпохи “Эпохой Водолея”. При этом рериховцы, как и Болотова в процитированном отрывке, всегда в этом случае слово “эра” пишут с прописной буквы. Это, равно как и некоторые другие положенные на бумагу мысли Л.С.Болотовой позволяют предположить в ней адепта религиозного оккультизма Рерихов, а за ее попытками привнести в образование духовность - именно оккультную разрушительную духовность Рерихов, которая как раз и представляется ее адептами как “надрелигиозная и наднациональная”. И эту псевдодуховность Болотова прописывает в предлагаемом российским педагогам под грифом Правительства Москвы “Проекте программы воспитания духовности, целомудрия и альтруизма московских школьников” (с.11-14).

Попытки объявить всех государственных деятелей оптом “помазанниками Божиими” (с.13) прямо противоречит учениям традиционных для России религиозных организаций.

В своей статье “Русский язык - системный язык мозга” Н.Н.Вашкевич приводит антинаучную концепцию толкования русского языка, достойную расплодившихся ныне оккультных сект. Вашкевич в своих якобы научных выкладках ссылается на оккультных шарлатанов - ясновидящих. А придуманная им система “русско-арабских языковых кодов” вызывает сомнения, отдает ли Вашкевич сам себе отчет в том, что пишет. - Древние египтяне не знали арабского языка. Вся его статья оставляет впечатление, что в кучу “смешались кони, люди”.

Концепция статьи В.Е.Веселовой “Духовное воспитание через тонкую систему” (с.21-22) полностью проистекает из неоиндуистской религиозной философии религиозной организации “Сахаджа-йога”:

Но теперь, благодаря Сахаджа Йоге, мы можем осознанно участвовать в этом процессе... Метод Сахаджа Йоги, пробуждая тонкую систему, делает личность автоматически нравственной, творческой, радостной, счастливой, так как все принципы формулы счастья заложены в нашем тонком теле...” (с.22).

Многими экспертами эта организация классифицирована как деструктивная религиозная организация, поэтому рекламирование ее в сборнике, посвященном проблемам государственной системы образования, является аморальным и недопустимым, так как присутствие этой организации в школе нарушало бы законодательство Российской Федерации о светском характере образования и Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

На с.93-98 рекламируется другая неоиндуистская религиозная организация “Брахма Кумарис” и ее разрушительная псевдодуховность. И эта организация так же экспертами охарактеризована как деструктивная религиозная организация. Добавим, что предлагаемая сектой “Брахма Кумарис” программа дает искаженное понимание нравственных ценностей. Отдельные же положительные моменты, основанные на традиционной педагогике, не имеют никакого отношения к секте “Брахма Кумарис” и вполне могут преподаваться обычными учителями, а не адептами этой религиозной секты.

В “Концепции программы духовного воспитания” все той же В.Е.Веселовой (с.132-137) детей прямо призывают заниматься медитациями, являющимися ни какими ни общетерапевтическими, а прямо религиозными действами, что абсолютно недопустимо. Заканчивается “программа” вообще откровенной чушью про то, что Лермонтов - это “ангел света”, и тому подобные оккультные выдумки. В следующей своей статье “Духовное воспитание через тонкую систему” (с.138) Веселова вновь рекламирует секту “Сахаджа-йога”, адептом которой она, как можно предположить, является.

Создается впечатление, что основным предназначением данного сборника является рекламирование всевозможных сект - от восточных: “Брахма Кумарис”, “Сахаджа-йога”, до оккультно-мистических: учение руководителя оккультно-религиозной организации “Институт духа” В.Мурашова, оккультизм Рерихов, оккультно-религиозные изыскания Азарова и т.п.

В целом сборник, в который вошли и вполне толковые и позитивные материалы, получился сумбурным, материалы между собой не связаны. Рекламирование же деструктивных религиозных организаций в качестве носителей духовности является недопустимым, аморальным и противоправным. Использование этого сборника в том виде, в котором он вышел, в системе государственного образования нанесло бы детям и всей системе образования значительный вред.

На указанный сборник был дан негативный отзыв Центром реабилитации жертв нетрадиционных религий (19).

Заключение

Приходится констатировать, что меры, принимаемые окружными управлениями, для соблюдения в образовательных учреждениях Москвы законодательства о свободе вероисповеданий и положений статей 1 и 2 Закона РФ “Об образовании”, оказались недостаточными для того, чтобы избежать предоставления руководителями образовательных учреждений школьных помещений нетрадиционным религиозным движениям, сектам, культам и оккультно-оздоровительным организациям.

Это является грубейшим нарушением принципов государственной политики в области образования и норм законодательства о свободе вероисповеданий, наносит моральный ущерб учащимся и их семьям, учителям и трудовым коллективам, системе образования в целом.

Разрешению сложившейся ситуации будут способствовать следующие меры:

улучшение и систематизация контроля за деятельностью директоров образовательных учреждений, поскольку вышеназванные нарушения, как привило, сопровождаются или порождаются халатностью, использованием служебного положения, превышением полномочий и должностными подлогами;

кардинальное изменение статуса кураторов - специалистов методических центров, жалующихся на невозможность исполнения поручений Московского комитета образования из-за загруженности другими обязанностями, которые считаются для них основными;

обеспечение практической реализации раздела программы “Столичное образование” №1.3: “Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества” в окружных программах развития образования;

учет наработанного на городских научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах, открытых занятиях положительного опыта;

создание городского научно-методического и учебного центра, занимающегося всем комплексом проблем религиоведческого и этноконфессионального содержания образования.

_______________________________________

1. Программа Первой конференции народной дипломатии России “Нравственно-правовая программа строительства России XXI века” (Москва, 16-17 апреля 1999 г.).

2. Письмо и.о. министра общего и профессионального образования РФ В.М.Жураковского №01-50-15699/32-02 от 25 декабря 1997 г. депутату государственной Думы РФ Н.Кривельской.

3. Сальников В.И., Сапелкин Н.С. Инославные конфессии и “новые религиозные движения” на территории Воронежской области // Миссионерское обозрение (г.Белгород), август 1998 г. - №8.

4. Хуторский А. Космическое ли это воспитание? // Учительская газета, 14 июня 1995 г. - №26. Литвяк Е., Хилтунен Е. Космическое воспитание // Учительская газета, 4 мая 1995 г. - №17-18.

5. Белокрыльцева А. В здоровом теле - здоровый дух // На Варшавке, май 1999 г. (см. Приложение 1).

6. Территория общения. Информационно-методический справочник. - М.: Городской экспериментальный организационно-методический центр СППК №5 “Лужники”, 1997. - С.75.

7. Там же, с.28.

8. Территория общения. Информационно-методический справочник. - М.: Городской экспериментальный организационно-методический центр СППК №5 “Лужники”, 1997. - С.80.

9. Там же, с.17.

10. Форпост культуры им. С.Т.Шацкого. Проспект / Сост. Ю.К.Березкин. Под ред. К.Подымы. - М.: Городской экспериментальный организационно-методический центр СППК №5 “Лужники”, 1997. - С.12-13.

11. Территория общения. Информационно-методический справочник. - М.: Городской экспериментальный организационно-методический центр СППК №5 “Лужники”, 1997. - С.81.

12. Религии и секты в современной России: Краткий справочник. - Новосибирск, 1999. - 244 с. Справка “Сектантство и оккультизм в России” Новосибирского информационно-консультативного центра по борьбе с сектантством при Соборе во имя св. блгв. вел. князя Александра Невского от 11 марта 1996 года, подготовленная для отдела образования при городской администрации г.Новосибирска.

13. Там же.

14. Восточный округ (московская газета). - 1999. - №3.

15. Белокрыльцев А. “Я выбираю жизнь без наркотиков” // На Варшавке, май 1999 г.

16. Там же.

17. Бурмистрова Л.В. Волшебная страна Русского Языка. Учебник-сказка для чтения и изучения. Пособие по русскому языку для начальной школы (1-2 классы). - М.: Институт учебника “Пайдейя”, АО “Московские учебники и Картография”, 1998. - 196 с.

18. Воспитание духовности, целомудрия и альтруистического поведения московских школьников. Тезисы докладов, методические материалы и программы первой научно-практической конференции / Под ред. Болотовой Л.С. - М.: Международная Академия Общественного Развития, 1997.

19. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №58-э от 14 июля 1998 г. на сборник материалов Научно-практической конференции “Воспитание духовности, целомудрия и альтруистического поведения московских школьников”.

 


У Алексей Соловьев, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Статья А.Соловьева помещена в настоящей энциклопедии с личного разрешения автора. Воспроизведение всей статьи или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"