Государство и религиозные объединения


Соловьев А.Ю. Работа управления образования в условиях гиперактивности нетрадиционных религиозных новообразований в различных социальных институтах российского общества

 

Содержание

1. Нормативно-правовая база.

2. Основные направления вторжения оккультно-религиозных и иных ДРО в систему образования

3. Основные мероприятия по предупреждению проникновения оккультно-религиозных и иных ДРО в образовательные учреждения и органы управления образованием

4. Экспертиза нетрадиционных религиозных новообразований

основы организации экспертизы нетрадиционных религиозных новообразований;

методическое обеспечение экспертной оценки вероучения и деятельности нетрадиционных религиозных новообразований, осуществляющих попытки проникновения в государственную систему образования;

5. Сотрудничество со сторонними научно-исследовательскими, общественными и традиционными религиозными организациями России в организации экспертной деятельности.

6. Разработка коллегиальных решений.

7. Выводы.

 

 

Список сокращений

ДРО - деструктивная религиозная организация (организации);

МКО - Московский комитет образования;

АПКиППРО - Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования Министерства образования РФ.

 

1. Нормативно-правовая база

Управления образования в условиях гиперактивности нетрадиционных религиозных новообразований в различных социальных институтах российского общества в целях предотвращения и пресечения проникновения нетрадиционных религиозных новообразований в государственную систему образования могут и должны руководствоваться следующей нормативно-правовой базой.

I. Законодательство РФ

1. Конституция Российской Федерации:

статья 2: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”;

часть 5 статьи 13: “Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”;

часть 2 статьи 14: “Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом”;

часть 3 статьи 17: “Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц”;

часть 2 статьи 29: “Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства”;

часть 3 статьи 55: “Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации:

Статья 239 “Организация объединения, посягающего на личность и права граждан”:

“1. Создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением -

наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. Участие в деятельности указанного объединения, а равно пропаганда деяний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, -

наказываются штрафом в размере от ста до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет”.

Статья 282 “Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды”:

“1. Действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации, -

наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет”.

Статья 235 “Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью”:

“1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, -

наказывается штрафом в размере до трехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок”.

Статья 235 УК РФ - в случае предложения оказания медицинских (оздоровительных и т.п.) услуг со стороны организаций, не имеющих на это лицензии.

3. Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”.

Согласно статьи 14 этого закона, государственные органы осуществляют ликвидацию религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства:

“2. Основаниями для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования;

принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий”.

4. Федеральный закон “Об образовании” и Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании”.

Часть 5 статьи 1 закона определяет запрет деятельности религиозных объединений в образовательных учреждениях: “В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются”.

В настоящем исследовании будет актуально обратиться и к статье 2 этого закона: “Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:... 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”.

II. Подзаконные акты

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. №333 “О внесении изменения в Федеральную целевую программу по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы”.

“Правительство Российской Федерации постановляет: “Изложить графу “Мероприятия” пункта 2.6.4. Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. №600 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №22, ст.2696), в следующей редакции: “2.6.4. Обобщить и изучить материалы о противоправных проявлениях, связанных с посягательствами на здоровье, личность и права граждан, возбуждением религиозной вражды и ненависти, в деятельности религиозных организаций. При необходимости подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О свободе вероисповеданий”.

6. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5 февраля 1996 г. “О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации”.

“...Подразделениям Минобразования России, организующим подготовку документов по содержанию образования, органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации привлекать к разработке учебно-методических пособий по религиоведческой проблематике высококвалифицированных специалистов, в том числе в области богословия, в целях формирования объективных представлений о религиях....

Органам управления образованием (профобразованием) субъектов Российской Федерации:... систематически анализировать состояние соблюдения законодательства о свободе вероисповеданий в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Своевременно давать оценку фактам нарушения принципов светского характера образования...

Не допускать случаев применения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях программ религиоведческого характера без соответствующей научной экспертизы”.

7. Письмо Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации”.

1. “Государственные органы управления образованием обязаны соблюдать принцип раздельности светского и религиозного образования. Светский характер образования в государственных образовательных учреждениях является одним из основополагающих принципов государственной политики в области образования. Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений.

2. “Преподавание религиозно-познавательных, религиоведческих и религиозно-философских дисциплин, не сопровождающиеся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений”. С этой целью в школах могут быть введены Факультативные курсы “История религий”, “Мировые религии”, “Религиоведение”, “Великие книги человечества” и др., опубликованные в сборниках “Вестник образования”, научно-методических журналах Министерства образования России.

3. Изучение религиоведческих проблем может осуществляться в учреждениях внешкольного дополнительного образования в объединениях учащихся (кружках, клубах, лекториях, научных обществах учащихся и пр.) в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся.

4. Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку.

5. Органам управления образованием, институтам повышения квалификации работников образования, педагогическим вузам необходимо осуществить подготовку и переподготовку педагогических кадров, способных обеспечить качественное преподавание в школе истории религии и других религиоведческих дисциплин.

6. Государственные органы управления образованием обязаны контролировать соблюдения законов “Об образовании” и “О свободе вероисповедания” в образовательных учреждениях и не допускать их нарушения. В то же время государство признает за гражданами право создавать в целях религиозного или атеистического воспитания негосударственные образовательные учреждения. Создание религиозных воскресных школ или классов не относится к компетенции органов управления образованием. Государство обеспечивает в негосударственных образовательных учреждениях, в том числе и конфессиональных, контроль за реализацией общеобразовательных программ и требований государственных образовательных стандартов.

7. “Преподавание вероучений, а также религиозное воспитание могут осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативно по желанию граждан представителями религиозных объединений с зарегистрированным уставом в любых дошкольных и учебных заведениях и организациях”.

8. Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. “О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений”.

“В условиях демократизации общественной жизни, реформирования системы общего и профессионального образования в стране во многом по-новому предстоит решать вопросы духовного развития учащейся и студенческой молодежи, в том числе связанные с соблюдением в государственных и муниципальных учебных заведениях законодательства о свободе вероисповеданий.

В новых документах, регулирующих деятельность учебных заведений (Закон “Об образовании”, Федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Государственный образовательный стандарт и другие), подтверждается светский характер образования в системе государственных и муниципальных учебных заведений.

Однако в ряде государственных и муниципальных учебных заведений имеют место случаи нарушения светского характера образования и законодательства о свободе вероисповеданий. На занятиях вместо овладения знаниями о религии как феномене человеческой культуры порой ведется пропаганда в пользу той или иной конфессии. Религиозным организациям сдаются в аренду помещения учебных заведений, и при этом в договоре не оговаривается характер деятельности на арендуемой площади. В результате в стенах государственного или муниципального светского учебного заведения ведется миссионерская, религиозно-пропагандистская работа.

В учебные заведения, среду учащейся и студенческой молодежи под видом популяризаторов новейших научных знаний, современных педагогических технологий и этических концепций все активнее стремятся проникать так называемые новые религиозные организации, в том числе зарубежные, деятельность которых запрещена в тех странах, где они были созданы (Церковь Христа, “АУМ Синрике” и др.).

В ряде учебных заведений необоснованно вводится в учебные курсы оккультная, иррационалистическая тематика, что ведет к ослаблению научных основ образования.

Отмеченные и другие недостатки являются следствием слабого контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании и свободе вероисповеданий в учебных заведениях, недостаточного внимания к вопросам внеучебной работы с ними, к организации научных исследований в области духовного развития, мировоззренческих ориентаций и жизненных планов учащейся молодежи.

Министерство обращает внимание руководителей государственных и муниципальных учебных заведений на необходимость принятия мер, обеспечивающих строгое соблюдение светского характера образования, законодательства о свободе вероисповеданий и профилактику нарушений в этой области.

Важнейшая среди них - работа по включению в учебно-воспитательный процесс современных научных знаний, ценностей отечественной культуры, ознакомление учащейся молодежи с современной картиной мира и вооружение их, профессиональными знаниями, базирующимися на новейших достижениях мировой науки, техники и высоких технологий.

Неотъемлемой стороной образовательного процесса должна выступать систематическая культурно-воспитательная работа с учащимися и студентами, направленная на формирование у них таких нравственно-этических ценностей, как гуманизм, высокая гражданственность, толерантность и свободомыслие.

Необходимо интенсифицировать научные исследования по проблемам духовного развития студенческой и учащейся молодежи и широко использовать их результаты при организации и проведении учебно-воспитательной работы”.

 

 

 

 

2. Основные направления вторжения оккультно-религиозных и иных ДРО в систему образования

Основные направлениями являются следующие:

 

 

 

3. Основные мероприятия по предупреждению проникновения оккультно-религиозных и иных ДРО в образовательные учреждения и органы управления образованием

Возможные пути проникновения оккультно-религиозных и иных ДРО в образовательные учреждения и органы управления образованием

Мероприятия по предупреждению

1. Внедрение образовательных программ с оккультно-религиозной компонентой (“холодинамика”, валеология, “ноосферное образование”, астрология, экстрасенсорика и т.п.).

1. Правовая подготовка сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием.

2. Проведение занятий с сотрудниками образовательных учреждений и органов управления образованием, учащимися на тему опасности деятельности ДРО.

3. Кардинальное улучшение системы организации и процесса лицензирования и утверждения образовательных программ.

4. Создание Экспертного религиоведческого центра в системе МКО.

5. Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием за нарушение законодательства о светском характере образования.

2. Распространение в образовательных учреждениях и органах управления образованием оккультно-религиозных журналов, сборников и пр. Литературы оккультно-религиозного содержания (“Школа духовности”, “Интегральная педагогика”, сборники ОВФО “Супер” и пр.).

1. Разработка инструкции МКО, устанавливающей порядок допуска в образовательные учреждения и органы управления образованием литературы, затрагивающей проблематику духовного воспитания и образования.

2. Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием за нарушение законодательства о светском характере образования.

3. Скрытая пропаганда оккультизма или вероучения ДРО иной ориентации отдельными педагогами.

1. Мониторинг фактов скрытой пропаганды оккультизма или вероучения ДРО иной ориентации отдельными педагогами, проведение служебного разбирательства по каждому такому случаю.

2. Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников образовательных учреждений и органов управления образованием за нарушение законодательства о светском характере образования.

3. Воспитание в учащихся научной методологии познания и отражения окружающего мира.

4. Воспитание учащихся в духе традиционных духовных российских ценностей.

5. Религиоведческое образование.

6. Введение практики коллегиальной оценки учащимися уроков и педагогов.

Расширение практики открытых уроков.

4. Вторжение оккультно-религиозных и иных ДРО в систему повышения квалификации и переподготовки работников образования.

1. Правовая подготовка руководителей и сотрудников учреждений системы повышения квалификации и переподготовки работников образования.

2. Ужесточение дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников учреждений системы повышения квалификации и переподготовки работников образования за нарушение законодательства о светском характере образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Экспертиза нетрадиционных религиозных новообразований

Наиболее важные вопросы:

основы организации экспертизы нетрадиционных религиозных новообразований;

методическое обеспечение экспертной оценки вероучения и деятельности нетрадиционных религиозных новообразований, осуществляющих попытки проникновения в государственную систему образования.

При проведении экспертной работы необходимо учитывать следующие общие признаки, характеризующие деятельность нетрадиционных религиозных организаций псевдонаучного и квазинаучного (квазипедагогического) типа (с использованием экспертного заключения религиоведческой группы Института развития личности РАО по религиоведческим аспектам содержания материалов “Программы по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”, осуществляемой ВТК “Университет Ноосферного Образования”, январь 1997 г.):

отсутствие стадии опытных исследований и проведение сразу формирующих практик;

отсутствие объективного внешнего контроля за содержанием деятельности, свободного обсуждения целей и мировоззренческих основ деятельности;

применение мощных психологических и психотерапевтических методик внушения и формирования убеждений вне критики и в закрытых коллективах;

применение тех же методик с еще более мощными последствиями для воздействия на детей и подростков, совершенно беззащитных от такого воздействия со стороны взрослых людей в силу своих возрастных особенностей;

фактический саботаж непредвзятых оценок своей деятельности “со стороны”, уход от общепринятых процедур научной экспертизы, критики и апробации;

отсутствие междисциплинарных исследований и экспертиз (педагогических, психологических, культурологических, религиоведческих, этнологических, социологических и т.д.) при реализации социально-педагогических практик, направленных в целом на социум (детей, подростков, их родителей, семьи, коллективы т.д.).

Эти перечисленные особенности выявляют специфику именно религиозной организации сциентистского типа, которая, подавая свои программы как “безупречно научно обоснованные и авторитетные”, на самом деле не нуждается в научном аппарате для проведения своей вероучительной, педагогической, образовательной, медицинской деятельности и прибегает к манипулированию соответствующей терминологией, формами работы именно с целью скрыть нерациональные, ненаучные, а религиозно-философские основы своей деятельности.

1999 г.

 

 

 


У Алексей Соловьев, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Статья А.Соловьева помещена в настоящей энциклопедии с личного разрешения автора. Воспроизведение всей статьи или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора.

Полимерные изоляторы
Полимерные - информация, описание, цены
iprim-energy.ru

Лента полиэтиленовая полилен
Структурированные ленты новостей. Отраслевые ленты новостей
oil-export.com

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"