Государство и религиозные объединения


Приказ заместителя Министра общего и профессионального образования Российской Федерации В.Д.Шадрикова от 18 октября 1996 г. №17-36-37/17-22 "О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений

В условиях демократизации общественной жизни, реформирования системы общего и профессионального образования в стране во многом по-новому предстоит решать вопросы духовного развития учащейся и студенческой молодежи, в том числе связанные с соблюдением в государственных и муниципальных учебных заведениях законодательства о свободе вероисповеданий.

В новых документах, регулирующих деятельность учебных заведений (Закон “Об образовании”, Федеральный Закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Государственный образовательный стандарт и другие), подтверждается светский характер образования в системе государственных и муниципальных учебных заведений.

Однако в ряде государственных и муниципальных учебных заведений имеют место случаи нарушения светского характера образования и законодательства о свободе вероисповеданий. На занятиях вместо овладения знаниями о религии как феномене человеческой культуры порой ведется пропаганда в пользу той или иной конфессии. Религиозным организациям сдаются в аренду помещения учебных заведений, и при этом в договоре не оговаривается характер деятельности на арендуемой площади. В результате в стенах государственного или муниципального светского учебного заведения ведется миссионерская, религиозно-пропагандистская работа.

В учебные заведения, среду учащейся и студенческой молодежи под видом популяризаторов новейших научных знаний, современных педагогических технологий и этических концепций все активнее стремятся проникать так называемые новые религиозные организации, в том числе зарубежные, деятельность которых запрещена в тех странах, где они были созданы (Церковь Христа, “АУМ Синрике” и др.).

В ряде учебных заведений необоснованно вводится в учебные курсы оккультная, иррационалистическая тематика, что ведет к ослаблению научных основ образования.

Отмеченные и другие недостатки являются следствием слабого контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об образовании и свободе вероисповеданий в учебных заведениях, недостаточного внимания к вопросам внеучебной работы с ними, к организации научных исследований в области духовного развития, мировоззренческих ориентаций и жизненных планов учащейся молодежи.

Министерство обращает внимание руководителей государственных и муниципальных учебных заведений на необходимость принятия мер, обеспечивающих строгое соблюдение светского характера образования, законодательства о свободе вероисповеданий и профилактику нарушений в этой области.

Важнейшая среди них - работа по включению в учебно-воспитательный процесс современных научных знаний, ценностей отечественной культуры, ознакомление учащейся молодежи с современной картиной мира и вооружение их, профессиональными знаниями, базирующимися на новейших достижениях мировой науки, техники и высоких технологий.

Неотъемлемой стороной образовательного процесса должна выступать систематическая культурно-воспитательная работа с учащимися и студентами, направленная на формирование у них таких нравственно-этических ценностей, как гуманизм, высокая гражданственность, толерантность и свободомыслие.

Необходимо интенсифицировать научные исследования по проблемам духовного развития студенческой и учащейся молодежи и широко использовать их результаты при организации и проведении учебно-воспитательной работы.

Информацию о принятых мерах по реализации данного письма представить в Минобразования России к 01.12.96 г.

В.Д.Шадриков

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"