Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования. - Москва: "Паломник", 1999. - 95 с.


ТАЛГАТ АКБАШЕВ - ГУРУ РОССИЙСКИХ ОККУЛЬТИСТОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Негативная деятельность Акбашева тянется еще с Новосибирска, где он основал и широко пропагандировал деятельность Ассоциации “Колыбель Сибири”. Известно, например, экспертное заключение Управления образования мэрии г. Новосибирска № 12-172 от 5 марта 1996 г. на семинар “Космопланетарные факторы на грани веков”, проведенный ассоциацией “Колыбель Сибири” 4-10 февраля 1996 г.: “Его теория во многом противоречива, не оформилась до конца в сознании самого автора. Гуманистические принципы и принципы научности всегда являлись основой нашей педагогики. На данном семинаре была представлена смесь из идей физики, философии, религии. Предлагаемые технологии образования спорны с научной точки зрения, не проверены временем и, наконец, не допустимы в учебных заведениях. То, что Т. Ф. Акбашев называет своей методикой, на самом деле является отдельными выкладками различных методик безо всяких ссылок на авторов (например Выготского, который говорил о цели образования как приобщения ко всеобщей культуре; что это возможно, когда ребенок вовлекается в решение жизненно важных вопросов; что у детей должно быть дело или дела, по поводу которых они вступают в отношения и т. д.). Кроме того, комиссия отмечает, что семинар имеет ярко выраженный религиозный и вероучительный характер. “Теория рас”, обсуждаемая на семинаре, - атрибут многих оккультных религиозных учений, таких как теософия, антропософия, живая этика”.

Религиозно-оккультный характер учения Акбашева, который сам всем представляется не иначе, как “посланник Бога” или “ученик Иисуса”, ясно просматривается, например, не только в его “теории рас”, но и в том, что продолжая традиции оккультистов - “проводников преданий о Шамбале”, Акбашев говорит о “грядущем царстве людей, обладающих паранормальными оккультными способностями-” , причем установлению этого царства, по словам Акбашева, будет предшествовать “война, в которой все, не приемлющие идеи оккультизма, будут истреблены” [I].

Некоторое время назад Правительство Москвы запретило распространение в московских учебных заведениях очередной инициативы Акбашева под названием “Формирование детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”, собравшей огромный пакет резко негативных заключений и отзывов различных авторитетных специалистов.

Главный созидатель этой программы - “Межрегиональная педагогическая лига” (прежде она называлась “Образование ради выживания”), одним из руководителей которой является Т. Акбашев. Вице-президент ее - Шендерович Андрей Александрович. Идея сформировать “детское и молодежное движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” родилась давно. Еще на собраниях в городской Думе любители иррационального хотели пристроиться к президентской программе “Дети России”, а соответствующий Указ главы государства интерпретировали как основание для внедрения собственных разработок [25].

Зимний лагерь, или “оргсбор Мира, Здоровья и Согласия” (начальник - научный руководитель “пионеров Башкирии” и автор книги “Путь животворящий” Нина Филиппова) состоялся без предъявления необходимой документации. Его государственный заказчик - район Ясенево - получил кота в мешке, а Юго-Западное управление образования оказалось вообще не у дел.

В лагере практиковались ритуалы “высасываниям энергии из деревьев, которые заключались в долговременном стоянии детей, прислонившись к коре деревьев. “Мастера” лагеря (нечто вроде пионервожатых прошлого) учили детей, что можно не есть и не пить, но возыметь много сил. В ответ дети сонно кивали, топали по снегу и встречали рассвет в обнимку с деревом. Спать ложились далеко за полночь, хотя медики предупреждали:

бдения и большие интервалы в еде к добру не приведут, а древесным стволом и дыхательными упражнениями сыт не будешь. Но ничего не менялось. Школьники “обменивались энергиями”, во время специального массажа пробуждали “внутренние силы”, тренировали какие-то пассы, прикосновения и взгляды “глаза в глаза”. А также помногу раз повторяли бессмысленные фразы и выражения. Инструкторы говорили, что “формальное мышление разрушительно”, а “головное” и вовсе “может быть вредным для организма” и втолковывали, что детей дома ждут непонимающие родители, но “мастера” всегда помогут: нужно только выполнять миссию - приводить своих друзей и знакомых. Тем временем “программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” претендует на государственный статус и высасывает не только энергию из деревьев, но и деньги из бюджета. Любители потустороннего скромно требуют 1,5 миллиарда рублей (!) [25].

Официальное заключение Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы на Региональную целевую программу по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия (№ 248/1-23м от 27 марта 1997 г.) было также негативным. Пакет документов, включающий настоящее Заключение, за подписью Председателя Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы И.Н. Муравьевой был направлен Заместителю Премьера Москвы В.А. Коробченко. В сопроводительном письме было, в частности, сказано: “Реализация данной программы может создать ситуацию непредсказуемого социального кризиса” аналогичного кризисам после развития сектантских организаций “Белое Братство”, “АУМ Синрике”.

В экспертном заключении эксперта Московского комитета образования Ю. Г. Белькинда на “Программу инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” Талгата Акбашева написано: “Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” представляет из себя необъявленную религиозно-вероучительную инициативу и является попыткой проникновения в образовательную и социальную сферы одной из новых российских оккультных групп... Практические мероприятия программы (оргсборы, мастерские, праздники и проч.) устроены как своеобразный мировоззренческий миксер. Включение детей в то или иное практическое задание (общественное дело, образовательное упражнение, оздоровительная процедура и т. д.) используется руководителями мероприятий для психотехнического или религиозно-идеологического воздействия, диапазон которого простирается от уважаемых русских космистов (Федоров, Вернадский) до скандальных индуистских эзотеристов (культ Ошо), и обратно: от гималайских высот Рерихов - на хутор Верхний Кондрючий к Порфирию Корнеевичу Иванову. Политическое обоснование программы можно квалифицировать как своего рода подлог. Ссылка на Указ № 1696 и Постановление № 1299, касающиеся государственной программы “Дети России”, сформулирована таким образом, как будто бы Президент и Премьер поручили московскому депутату и башкирскому педагогу сформировать в столице детское и молодежное движение. Надо полагать, что это и ввело в заблуждение авторов рецензии профессоров Амонашвили Ш.А., Зинченко В.П. и Зуева Д.Д. На основании вышеизложенного следует рекомендовать учреждениям МКО воздержаться от всякого рода участия в “движении инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”.

Доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, зам. председателя областного Общественного Экспертного совета содействия формированию здорового социально-психологического климата при Комитете по связям с общественностью и общественными организациями администрации Нижегородской области Е. Н. Волкова в своей Аналитической записке о “Региональной целевой программе по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия на 1996-1997 годы, г. Москва” от 23 января 1997 г. так охарактеризовала эту программу Акбашева: “Как методы реализации программы также предлагаются подходы и техники, не прошедшие настоящего научного исследования на эффективность и отсутствие негативных побочных эффектов (“онтопсихологиям, “нейролингвистическое программированием, “оргдеятельностные игры”, “дэнс-терапия” и т. п.). Подобные методы, к тому же, широко применяются в псевдодуховных и псевдопсихотерапевтических группах и движениях, получивших на Западе определение “деструктивные культы”. Общий характер концепции, предлагаемые и применяемые методы, словарный состав программных текстов, наблюдения педагогов за реальным ходом занятий позволяют со значительной уверенностью утверждать, что предлагаемая программа относится к ряду дилетантских непрофессиональных проектов, создаваемых амбициозными, некритично относящимися к себе личностями, претендующими на создание “абсолютно истинных инструментов” мирового переустройства. Это еще один вариант “пирамиды” в духе “МММ”, только в качестве фантастических дивидендов обещаются невиданные достижения в духовной и образовательной сферах. Как показывает мировой и отечественный опыт, авторы и лидеры подобных движений плохо вменяемы в плане восприятия критики и вряд ли способны к созданию действительно научно и практически обоснованных проектов с социально приемлемыми положительными результатами. Анализируемая программа не подлежит улучшению или развитию на явно и скрытно предлагаемых методологических основаниях и должна быть безусловно отвергнута и лишена какой-либо государственной и муниципальной поддержки в любом виде”.

Процитированные выше документы практически характеризуют все предыдущие и все последующие инициативы Толгата Акбашева.

Заместитель министра образования России Александр Асмолов негативно оценил деятельность Акбашева: “Когда я узнал, что в его программе говорится об энергии Второй мировой войны, трансформации энергии вообще, у меня в уме возникла формула: “Чур меня”. Как личности мне зябко становится от этого, как заместителя министра образования России меня это злит... Уже в процессе верстки этих программ я выступил за их приостановление” [25].

Надо сказать, что Акбашев очень близко сошелся с тогдашним депутатом Московской Городской Думы (МГД) А. Горошко (депутатские полномочия - до декабря 1997 года), который в кулуарных беседах называет Акбашева “своим новым учителем”. Горошко стал широко известен общественности в связи со скандалом по поводу существования в стенах Московской Городской Думы его лаборатории “Грядущее” [б], собравшей под свое крыло всевозможных сектантов из различных оккультно-религиозных течений и организаций.

 


У Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"