Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования. - Москва: "Паломник", 1999. - 95 с.


НАСТУПЛЕНИЕ НА ДУШИ ЮНЫХ РОССИЯН

Специфика деструктивных религиозных организаций заключается в почти маниакальном стремлении их лидеров пролезть в систему ,государственного образования страны. Всевозможные секты и секточки, едва зародившись, тут же “озаряются” идеей в срочном порядке привнести свою “духовность”, свое “тайное знание” в школы и вузы, организовать какие-либо курсы обучения. И здесь сектанты зачастую опираются на поддержку некоторых государственных чиновников.

В Финляндии, если до 10 человек в классе исповедуют ту или иную религию, государство берет на себя материальную ответственность за преподавание им этой религии. Если в России 80% детей принадлежит к Православной Церкви, то причем здесь муниты, кришнаиты, иеговисты, оккультисты и т. п.? Если есть в классе хоть один католик, пусть к нему приходит католический священник. Если есть один последователь оккультно-религиозной “Агни-йоги” Рерихов, пусть он отправляет свои обряды в своей религиозной организации. Но для чего же пускать к практически полностью православной (или мусульманской) детской аудитории проповедников абсолютно чуждых России иностранных религиозных сект и уже тем более одиозных личностей, типа Гавэра с его сектой “Юнивер” (см. [3])?

Тем не менее, огромное количество фактов внедрения оккультизма и прочих направлений деструктивных религиозных организаций в школы имеет место в Москве, которую, благодаря самоотверженной деятельности председателя Московского комитета образования Любови Петровны Кезиной, еще можно отнести в разряд более или менее благополучных в этом отношении городов.

В ряде школ Москвы имели место факты установления отношений сотрудничества руководства образовательных учреждений с религиозными организациями деструктивного и оккультного характера, которым сдавались на коммерческой основе учебные и другие помещения в нарушение установленного порядка арендных отношений и положения Закона РФ “Об образовании” (ст.1 и 2), Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” (ныне имеют место факты в нарушение Закона РФ “О свободе совести и религиозных объединениях”).

В стенах ряда московских школ по договоренности с их руководителями в разное время вели проповедническую, оккультно-целительскую работу среди учеников и населения [4]:

“Церковь в Москве” (“Церковь свидетеля Ли”, “Живой Поток”) - в школах № 518 и № 555 Центрального округа;

Корейская методистская церковь “Янгмун” - в школе-интернате № 68;

Христианская пресвитерианская церковь “Слава” (пастор Хан Сун Су) - в школе № 790 Юго-Западного округа;

Центр психофизического совершенствования “Единение” (имеет также фонд “Одухотворение” и программу детского клуба “Маугли”) в школах № 1749 Восточного округа, № 1249 Северного округа, № 136 Центрального округа, Центрах детского и юношеского творчества в Черкизово (Восточный округ) и “Сокол” (Северного округа);

Духовно-творческий центр “Сатори” - в школе № 577 Северо-Восточного округа и № 318 Восточного округа;

Астрологическое общество (ТОО Учебный центр “Фамальгаут-плюс”, пропагандирующий оккультно-целительскую религиозную систему “Рэй-ки”) - в школе № 870 Южного округа;

“Церковь Объединения” Муна - в школах № 709 Северо-Восточного округа, № 347 Восточного округа, № 1260 Юго-Западного округа, № 1542 Западного округа и № 1519 Северо-Западного округа проводились семинары по учебнику мунитов “Мой мир и я”, завозились, хранились и продавались пособия для учащихся, учителей и родителей, в учебные планы включались соответствующие дисциплины;

Негосударственный “Институт Универсального духовного знания “Тетрада” (“Школа - Ашрам VII Луча эпохи Водолея в России”) разместился в школе № 975 Южного округа по ходатайству руководителя управления образования Южного округа.

Руководство школы № 1054 Южного округа по ходатайству начальника окружного управления образования от 19.08.94 на арендной основе разместило “Брахма Кумарис Всемирный Духовный Университет”.

Директор школы № 1226 Юго-Восточного округа А. Н. Лазарев предоставил школьные помещения сразу нескольким нетрадиционным мировоззренческим организациям: “Буддийскому университету” (точное название не установлено), Общественному объединению “Межрегиональный центр изучения единоборств” (таэквондо “по оригинальной методике соединения тренинга духа, разума и отела”), Общественному объединению “Феномен” (формирование мировоззрения о ^космической сущности жизни и разума* и научение биоэнергоинформационному обмену и целительству - практическим навыкам экстрасенса и парапсихолога), Межконфессиональному христианскому религиозному объединению “Новая Жизнь”. В 1994-1997 гг. доминантами воспитательной работы в школе № 1226 стали проводимые при участии миссионеров “Новой Жизни” праздники “Рождество в Америке”, “День Благодарения”, “День независимости США”. Таким образом, директором школы А. Н. Лазаревым формировались новые традиции духовно-нравственного образования при помощи протестантских миссионеров, гуру восточных боевых искусств и оккультистов 00 “Феномен” . Эта работа велась без согласования с родителями и учителями. После того, как в Московском комитете образования стали известны эти вопиющие факты, директор школы № 1226 Лазарев А. Н. был освобожден от занимаемой должности [5].

Распространение практики предоставления учебных помещений миссионерским и оккультно-оздоровительным организациям привело к тому, что в ряде школ под видом педагогических инноваций произвольно вносились изменения в учебные планы и учащимся на уроках или факультативах прививалось мировоззрение, прямо противоположное традиционным мировоззренческим и духовно-нравственным основам уклада жизни россиян.

Так, в 1993/94 учебном году в школах № 48, № 53, № 789 Юго-Западного округа, № 1134 Западного округа, № 40 Центрального округа в урочное или внеурочное время преподавались различные курсы, программы и пособия которых были разработаны оккультной сектой “Юнивер”, культивировавшей среди подростков гомосексуализм, и представляли собой псевдонаучное эклектичное соединение различных оккультных учений. Только вмешательство Московского комитета образования позволило прекратить деятельность Центра “Юнивер” в школах Москвы. Директор школы была уволена. Также был уволен насаждавший эту секту в ряде школ тогдашний начальник Управления образования Юго-Западного округа Е.Ямбург [б]. В настоящее время Генеральная прокуратура РФ организовала проверку фактов противозаконной деятельности Центра духовно-нравственного и физического воспитания “Юнивер” [7].

В школе № 790 Юго-Западного округа Корейская церковь “Слава” организовала изучение восточных единоборств с элементами восточной психокультуры. В школе № 1652 Центрального округа завуч Н. М. Лепихова создала Детско-юношескую лигу “Знамя Мира”, одноименную с известным печатным органом последователей оккультного “Учения Живой Этики”; в 7 и 8 классах был введен учебный курс “Живой Этики” в актовом зале оформлен “Музей Мира”, раскрывающий “признаки времени Шамбалы”.

В школе № 161 (г. Москва), в здании начальных классов с 23 по 31 марта 1996 г. прошла “Выставка рисунков, портретов, книг и аутотренингов, посвященная высотам и глубинам человеческого сознания”.

В школе № 36 (г. Москва) длительное время по воскресеньям проходили собрания “Церкви Иисуса Христа Святых последних дней” (мормонов).

В результате отсутствия должного контроля со стороны окружных управлений образования, методических центров и руководителей школ за содержанием и качеством преподавания изучаемых предметов отдельные педагоги внедряли в сознание детей опасные для духовного и психического развития идеи и образы:

в школе № 256 Западного округа учитель Ю.А.Щапин на уроках ОБЖ знакомил учащихся с новинками эзотерической литературы, делал выставки по тематике “Агни-йоги”;

в школе № 813 Восточного округа учитель истории О.Н.Борисова внедряла в сознание школьников учение “Брахма Кумарис Духовного Университета”, в сентябре-октябре 1996 года уроки граждановедения ею велись по дидактическим материалам “Брахма Кумарис” и мунитского учебника “Мой мир и я”;

в школе № 1529 Центрального округа учитель ИЗО Е.С.Медкова в начальной школе проводила уроки “Лепим нечистую силу”, “Рисуем как один черт убивает другого”, “Кто живет в нас и подрубает дерево жизни” и готовила “Праздник нечистой силы”.

Имели место факты, когда сами руководители школ становились на путь активного внедрения чуждых российской культуре взглядов и морали деструктивных культов и неоязыческих движений. Так, директор школы № 1009 Западного округа В. В. Морозова в январе 1995 года установила в своем кабинете “алтарь Божией Матери”, который был освящен священником “Церкви Божией Матери Преображающейся” - другое название религиозной организации “Богородичный центр”, относимой рядом авторитетных экспертов к деструктивным религиозным организациям. 22 февраля 1995 года В. В. Морозова и “отцы” Богородичного центра “освятили” школу и всех учащихся во время уроков.

Директор школы № 555 Центрального округа А. С. Комаров привлек к разработке программы развития личности учащихся лицейских классов астрологов, парапсихологов, оккультистов различных духовных центров, в том числе Центра “Тетрада”, одновременно в стенах школы работала самая крупная в Москве группа миссионеров “Церкви свидетеля Ли” (“Живой Поток”) во главе с Трониганом Голлом (США, Калифорния, Сиэтл). Директор УПК “Хамовники” Л. А. Дмитриева направила семь педагогов на повышение квалификации за счет госбюджета в негосударственное образовательное учреждение “Студема”, где они изучали методики Р. Хаббарда.

Многие руководители школ, проявляя халатность и превышая свои полномочия, представляют миссионерам право встретиться с учащимися в урочное или внеурочное время. Так, в школах № 280 Северо-Восточного округ и № 514 Южного округа последователи Порфирия Иванова проводили “уроки духовного здоровья”, раздавали тексты “заповедей Учителя” и молитв, обращенных к нему.

В школах и детских садах муниципального округа “Марьино” Юго-Восточного административного округа в 1994-96 гг. на родительских собраниях регулярно выступала организатор образовательных программ религиозного объединения Евангельских христиан Е. Ф. Гуровая. При проведении комплексной проверки округа в декабре 1996 года отмечены факты, в частности в школе № 1142, предоставления часов школьного компонента катехизаторским курсам, разработанным в Германии.

Руководство школы №727 Северного округа предоставило возможность саентологической организации “Ассоциация по улучшению жизни и здоровья” в стенах школы провести агитацию за изучение Дианетики, после чего 30 учителей и несколько родителей записались на соответствующие курсы.

Самым распространенным методом внедрения миссионеров в школы является преподавание английского языка. Так, в школе № 555 Центрального округа преподавал сам Трониган Голл, в школе № 518 - другие миссионеры “Живого Потока”. В десятках школ Москвы преподавали и преподают миссионеры “Новой Жизни”. Абсолютное большинство этих “преподавателей” не имеют педагогического образования, не знают русского языка, работают непродолжительное время (срок визы). Подчеркнем, что у многих “преподавателей” в визе был определен характер их деятельности в России пометкой “Религиозные дела”. В школе № 807 Западного округа у директора вообще не оказалось никаких документов граждан Великобритании и США, преподающих английский язык; зато в школьной библиотеке хранились книги харизматического лидера “Живого Потока” Уитнесса Ли.

По данным экспертов Миссионерского отдела и МВД, реально количество обращений от сектантов к образовательным учреждениям Москвы - значительно больше. Однако большое количество директоров школ все же проявляли высокий профессионализм и вовремя отказывались от образовательных услуг оккультистов и сектантов. В лучшую сторону можно отметить директоров школ № 1232 Западного округа и УВК № 1624 “Созвездие” Южного округа.

Председатель Московского комитета образования Л. П. Кезина своим Приказом № 129 от 12 мая 1997 г. [5] обязала начальников окружных управлений образования не допускать предоставления помещений образовательных учреждений для миссионерской и проповеднической деятельности; конфессионально-ориентированным негосударственным образовательным учреждениям предоставлять только те помещения, которые не используются по прямому назначению; ограничить практику почасовой аренды; принять меры по предотвращению злоупотреблений и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, допустивших нарушения законодательства о свободе вероисповеданий и положений статей 1 и 2 Закона РФ “Об образовании”; провести до 1 сентября 1997 года экспертизу образовательных программ религиоведческой ориентации во всех типах образовательных учреждений; разрешать организацию и ведение занятий по изучению восточных боевых искусств только при наличии экспертного заключения МГФСО.

Однако известно, что в настоящее время в школе 1145 (ул. Маршала Голованова, д. 9) с попустительства директора этой школы Тактаевой Лейлы Измаиловны работает Марьинский корпус Армии спасения. Всего в Москве сейчас 17 приходов этой религиозной организации, один из которых поселился прямо в школе (8].

До сих пор находятся некоторые директора школ, которые под гипнозом громких слов сектантов о необходимости повышения духовности школьников, не разобравшись в том, какую именно духовность хотят нести в школу обратившиеся, принимают с распростертыми объятиями разномастных сектантов. Это является грубейшим нарушением принципов государственной политики в области образования и норм законодательства о свободе вероисповеданий, наносит моральный ущерб учащимся и их семьям, учителям и трудовым коллективам, системе образования в целом.

В такой ситуации качественному решению новых задач по выполнению Московского стандарта образования в религиоведческой и этноконфес-сиональной части его содержания, по экспертизе и методической работе с мировоззренческими и ре-лигиоведческими курсами, по предупреждению нарушений прав личности и семьи в вопросах вероисповеданий могло бы послужить создание городского научно-методического и учебного центра, занимающегося всем комплексом проблем религи-оведческого и этноконфессионального содержания образования.

Гораздо более сложное положение в школах Санкт-Петербурга, Тольятти и в некоторых других регионах страны.

В значительном числе российских школ ведется преподавание по мунитскому учебнику “Мой мир и я”. В школы лезут рядящиеся в одежды учителей адепты других религиозных объединений, так же относимых различными отечественными и зарубежными экспертами к разряду деструктивных (“Брахма Кумарис”, “Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” и пр.). При этом они находят поддержку со стороны некоторых руководителей школ и представителей местных администраций, которые разрешают им оболванивать наших детей, даже не вдаваясь в суть их учений.

Например, “Международное общество Сознания Кришны” при горячей поддержке местных структур государственного образования в настоящее время проводит эксперименты по преподаванию “ведической культуры” в старших классах некоторых школ Тюмени и Барнаула. Ведется подготовка к распространению этого опыта на ряд пермских и екатеринбургских школ. Интересно, какую такую ведическую культуру преподают кришнаиты, если в одной из статей известного российского индолога Ирины Глушковой (сотрудника Центра индийских исследований Института востоковедения Российской академии наук) черным по белому сказано, что “Махабхарата”, частью которой является кришнаитская Бхагавад-Гита” к веди-ческому канону не относится. Да и вообще чему доброму могут научить наших детей кришнаиты, духовный лидер которых Прабхупада в своей книге “Бхагавад-Гита как она есть” называл всех детей - “побочными продуктами тела”, а девяносто девять и девять десятых процентов населения (всех некришнаитов) - “низшими среди людей”, называл их “ослами”, “свиньями”, “верблюдами” с “куриными мозгами”

Как же еще можно оценивать учение МОСК по отношению к традициям и истории России, если не враждебное и антагонистичное? Как можно допускать к детям учение, подрывающее нравственные ценности общества, призывающее к разрушению семей, оскорбляющее абсолютное большинство населения России такими грязными эпитетами, как: “отвратительные формы жизни” (“Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, гл. 11, комм. к т. 36), “рафинированные животные” (“Шри Йшопанишад”, мантра 3), “низшие среди людей, низшие формы жизни” (“Бхагавад-Гита как она есть”, гл.7, комм. к т. 15; “Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, гл. 11, комм. к т. 34), “свиньи”, “собаки”, “ослы” (неоднократные эпитеты в целом ряде произведений Прабхупады), “рафинированные кошки и собаки” (“Шримад-Бхагаватам”, песнь 1, гл. 8, комм. к т. 5), “человекоподобные собаки и свиньи” (“Шримад-Бхагаватам”, песнь 2, гл. 3, комм. к т. 19), “находящиеся в отвратительной гуне невежества” (“Бхагавад-Гита как она есть”, гл. 14, комм. к т. 18), “тупые труженики” (“Бхагавад-Гита как она есть”, гл. 7, комм. к т. 15)? Прабхупада говорил, что “человек, который считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения, должен считаться подобным ослу”. И это только малая часть оскорблений, которыми буквально осыпает в своих человеконенавистнических произведениях всех не-кришнаитов (а это практически все население России) Прабхупада.

Еще в 1994 году тогдашний заместитель министра образования России Ю. Роговский писал: “Если суждено в ближайшие годы пробить финансовую стену на пути западных инвестиций в Россию, то прорыв произойдет именно в образовательную сферу нашей экономики” [10]. Его прогноз сбывается, система государственного образования усилиями некоторых государственных чиновников, депутатов и сектантов медленно превращается в полигон для оккультных и других религиозных сект.

Генеральная прокуратура в 1996-1997 годах обратила пристальное внимание на факты проникновения деструктивных религиозных и псевдорелигиозных организаций в государственную систему образования, и особенно в Санкт-Петербурге [11]:

“В процессе проверки, проведенной прокуратурой г. Санкт-Петербурга в 1996 году было установлено, что в нарушение ст. 1 п. 5, 2 п. 4 Закона Российской Федерации “Об образовании”, ст.ст. 5, 9 Закона Российской Федерации “О свободе вероисповеданий” в государственных образовательных учреждениях (школах, ПТУ, гимназиях, учебно-территориальных комплексах) читались проповеди и лекции религиозного характера. Так, представители Христианской миссии милосердия “Гедеон” провели проповеди в семи классах Кировского района г. Санкт-Петербурга, нарушив тем самым конституционные права несовершеннолетних. По окончании проповеди дети с поднятыми молитвенниками в руках фотографировались финскими представителями Миссии для журнала “Гедеон”. Две школы города и школьное учебно-производственное предприятие Пушкинского района заключили договоры о совместной деятельности с религиозными объединениями “Иисуса Христа святых последних дней” и “Свидетелями йеговы” о предоставлении актового зала и кабинетов для изучения религиозной литературы. Директор профессионального училища № 80, являясь одновременно генеральным директором 000 “Аванти” заключил трехсторонний договор с Центром Всемирного Духовного Университета Праджапнта Брахма Кумарис “О взаимном сотрудничестве и совместной деятельности в области нравственного и духовного законодательства”, в котором возложил на себя обязанность оказывать содействие в пропаганде идей данного религиозного объединения. Таким образом, директор училища нарушил ст. 8 ч. 4 Закона РСФСР “О свободе вероисповеданий”, запрещающую государственным структурам оказывать идеологическую помощь религиозным объединениям. 11.12.96 прокуратурой города внесено представление председателю Комитета по образованию с предложением устранить допущенные нарушения законодательства”. Со стороны Генеральной прокуратуры это даже более чем своевременно, потому что в процесс оккультизации государственного образования оказались втянуты многие государственные чиновники, в нарушение законов пользующиеся своим служебным положением для проталкивания в школы всевозможных оккультных программ.

 


У Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"