Энциклопедия "Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера"


Заключение заведующего кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессора, доктора философских наук Н.А.Трофимчука и профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации доктора юридических наук М.Н.Кузнецова от 20 июня 2000 г. на книгу Авдеева В.Б. "Преодоление христианства (опыт адогматической проповеди), М.: “Капъ”, 1994.

Для экспертного заключения была передана книга Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди), М.: “Капъ”, 1994. Содержание экспертизы заключалось в изучении текста книги и формулировке обоснованных ответов на поставленные вопросы.

1. Можно ли считать, исходя из содержания книги, что Авдеев В.Б. принадлежит какой-либо из известных религиозных традиций, и его высказывания о других религиях обусловлены вероучением этой религии?

Авдеев В.Б. в своей книге неоднократно утверждает, что является приверженцем языческой религии - “арийской”, “русской” или вообще – универсального “Многобожия”. Но никакой общей языческой религии никогда не было и нет. Язычество – это собирательное название множества религий разных народов в прошлом и в современности, имеющих общие черты в отношении к монотеистическим библейским религиям. Языческие религиозные культы могут быть близки друг другу, в меру этнокультурной близости народов, но и отличаться друг от друга во многих отношениях. Достаточно сравнить шаманство племен Африки и древнегреческую религию, зороастризм и кровавые культы ацтеков в Америке, современный синтоизм в Японии и религию древнего Египта.

Таким образом, называя себя последователем “Многобожия”, Авдеев, тем самым, никак не определяет свою религиозную принадлежность. Более того, это его “многобожие”, вообще не имеет никакого отношения к религии, поскольку он утверждает свое право “по своему усмотрению” создавать для себя религиозные законы и ценности.

“Никакие религиозные законы, табу не имеют больше той страшной силы. Каждый волен сам по своему усмотрению создавать собственные законы, религиозные ценности, систему культовых знаков, самый миф, поклоняться каким угодно Богам. Отношения между людьми регулируются лишь экономическими, юридическими и социальными рычагами”.

Очевидно, что такое мировоззрение вообще не имеет никакого отношения к религии, если ориентироваться на ее определения в научном религиоведении, равно как и на понимание религии в обыденном сознании.

Соответственно этому, Авдеев пишет:

“Я тотально свободен перед Богами, я мыслю их по собственному разумению,… Многобожником быть легче…”.

Силой свободного решения Вы уничтожили очаг принуждения, к которому была прикована Ваша душа, а Ваша мысль отныне может носиться, где ей вздумается, не ведая устали, пределов исчерпания и искусительных зон. Нет больше ни Единого Бога, ни Единого дьявола, ни Истины”.

Будучи свободен от всех нравственных норм и истины, Авдеев рисует радужную картину состояния человека, который, подобно ему, откажется от традиционных духовных ценностей и обратится к такому мировоззрению.

“Начиная с момента принятия Многобожия, Вас будет распирать сила, властность, могущество, чувство твердого успеха. Вас будет мало воздуха, земли, космоса, времени. Это чувство эйфории будет нарастать с каждой минутой. Вы ясно ощутите, что каждая клетка Вашего существа растет и совершенствуется. Христианская духовная жизнь вмиг покажется мерзким уродцем, Вы станете аристократом духа, владыкой желаний, средоточием всего сущего, ясно ощутите себя не послушным рабом, но своенравным господином. Мир разом выкрасится в другой цвет, приобретет ярко выраженный вкус. Энергия мысли будет стремительно расти, проникая всюду и покоряя все. Хладнорассудочный экстаз захлестнет Вас без остатка, упоение собственным совершенством придаст уверенности… Сила, грация, размах, ясность, душевная ловкость станут питать Вас неизбывно. Этика - это недоосмысленная биоэнергетика.

Можно все и сразу.

Нет святости - нет святотатства.

Нет обещаний - нет лжи.

Нет откровений - нет заблуждений...

Нет закона - нет беззакония.

Нет сострадания - нет страдания...

Все остальные законы и заповеди отменяются. Смелее - это Многобожие”.

По нашему мнению это не религия, а безумная проповедь социальной деградации, беззакония, анархии. Авдеев хочет уверить, что если все люди обратятся к такому разнузданию своего “я” - ведь “можно все и сразу”, то в мире процветет всеобщая любовь. Чем грозит нашему обществу такая проповедь социальной дезорганизации и личной безответственности, совершенно очевидно. Во всяком случае, ни о каком “язычестве” тут речь не идет. Такие взгляды можно соотнести только с одним типом мировоззрения, которое в традиционных религиях определяется названием “сатанизма”, а в светской, правовой форме – это призывы к социальной анархии, разрушению общества, нравственности и правопорядка.

“Многобожие подобно конструктору, где из разных частей Вы можете сами для себя собрать какую угодно религию по собственному усмотрению, легко и без потерь проконвертировав моральные ценности из одной системы в другую… Это религия индивидуального спроса и индивидуального пользования”.

Под именем “язычества” Авдеев, как и некоторые другие, подобные ему современные “неоязычники”, подразумевают ту асоциальную идеологию, которую он усвоил сам (“собрал по своему усмотрению”), и которую пропагандирует в своей книге. Никакого отношения к существующим в России языческим религиям эта человеконенавистническая идеология не имеет. Она не опирается ни на какую культурную традицию, не имеет оснований в традиционной культуре народов России, исповедующих различные религии – как монотеистические, так и языческие. Формы традиционных языческих верований, бытующих у части народностей нашей страны, других стран мира не требуют отрицания монотеистических религий или борьбы с ними, “уничтожения” их, как об этом говорит Авдеев.

Такая особенность “религиозного сознания” Авдеева, как это показано ниже, приводит к тому, что весь текст его книги наполнен оскорблениями последователей основных религиозных конфессий в России, т.е., фактически - большинства российского общества, а также возбуждением религиозной вражды и пропагандой неполноценности граждан нашей страны по признаку их отношения к традиционным в нашей стране религиям (христианство, ислам, буддизм, иудаизм, и др.).

2. Содержатся ли в книге Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) материалы, оскорбляющие религиозные чувства граждан по признаку их принадлежности к определенной религии?

Текст книги Авдеева В.В. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) наполнен многочисленными оскорблениями христианам, мусульман, иудаистов по признаку их отношения к этим религиям.

Никому не возбраняется оспаривать библейское или христианское понимание природы человека, нравственные заповеди мировых религий или отрицательно оценивать их роль в истории и культуре нашей страны и всего мира. Но форма, в которой Авдеев выражает свое отношение к традиционным религиям, неприемлема в цивилизованном обществе и противоправна. Тем более что многие высказывания в книге не соответствуют действительности и направлены не на рациональную критику тех или иных религиозных идей, а на оскорбление верующих. Например, такие:

“Уничтожитель природных религий язычников, он, конечно же, знал, что говорил, и две тысячи лет после этого чудовищного религиозного эксперимента доказали правоту его слов. Разделения, огонь, меч, война, отец против сына – как еще короче охарактеризовать историю христианства?”, “…факты эти составляют ничтожную часть того религиозного шовинизма, нетерпимости, ханжества, насилия, подлой политики, которые именуются у нас “священной историей”.

“Посмотрите, к кому Вы обращаете слезящиеся молебные взоры! Кровожадный шовинист Моисей, убивающий тысячи евреев-язычников; экзальтированный подосланный хитрец Иисус, который все время делал вид, что ничего не понимал или, напротив, понимал слишком много; неграмотный базарный спекулянт Магомет, путающийся в своих женах и богооткровенных текстах. Просмотрите биографии христианских святых! Все женщины до причисления к святым были публичными, а, поизносившись, вдруг обращали очи к небесам (по известному принципу “на тебе, Боже, что нам не гоже”). Что касается мужчин, то они представляют собою богатейший перечень психических и физических патологий всех оттенков”.

Здесь очевидна ложь, что “все женщины до причисления к святым были публичными”. Называть Магомета “базарным спекулянтом” тоже нет никаких оснований, если заниматься просто критикой религии ислама. Утверждение, что христианские святые “представляют собою богатейший перечень психических и физических патологий всех оттенков” также не имеет никакого отношения к критике христианского вероучения или истории Церкви. В таком ругательном тоне выдержана вся книга Авдеева:

“…вышеозначенный “святой дух”, помимо полиглотства, обладал еще и недюжинными паранормальными мужскими способностями, специализируясь на осеменении бесплодных женщин или жен, “не познавших мужа своего”, что в силу чисто библейского однообразия превращает Священное писание в своего рода шедевр физиологической фантастики”.

“Поэтому, если вдруг к вам явится энергичный молодой человек с журналом для мужчин типа “PLAYBOY” и скажет, что это Священное писание, внушенное ему самим Богом, - не смейтесь над ним. Ведь все это уже было. Пикантные фотографии девочек - это повествование о двух похотливых старцах, пришедших совращать Сусанну; сексуальная диета для мужчин - это нравоучение о пророке Данииле, которого за отступление от закона заставили есть хлеб, приготовленный из его же кала; реклама автомобилей - это чудесное освобождение из вавилонского плена; комиксы о незатейливых любовных приключениях - это угроза Единого Бога: тот, кто не имеет “детородного члена и у кого раздавлены ятра, не войдет в Царство Небесное”.

Особенно “болезненной” для Авдеева является сексуальная тема. Его обвинения основателей и последователей традиционных религий в сексуальных пороках совершенно беспочвенны и лживы.

“…долгие путешествия с учениками-мужчинами, из которых Петр постоянно призывал изгнать единственную женщину, а также призывы растоптать собственную одежду и голыми идти в Царство Небесное настойчиво подталкивают нас к версии о пассивном гомосексуализме Мессии и возможной склонности к эксгибиционизму”.

“Общеизвестно, что среди ранних христианских сект было много тех, что открыто исповедовали гомосексуализм, считая женщину исчадьем ада, особенно отличились в этом николаиты. Невежественные фанатики, у кого им было научиться, кроме как у того, чье имя они носили? Хотя Бог-гомосексуалист, бесспорно, мужественный выбор”.

Эти высказывания Авдеева тем более оскорбительны, что в основных современных религиях, в отличие от столь любимого Авдеевым античного язычества, гомосексуализм считается нетерпимым грехом и пороком.

У древних евреев гомосексуализм карался смертью: “Никто ни к какой родственнице по плоти не должен приближаться с тем, чтобы открыть ее наготу… Не ложись с мужчиной, как с женщиною: это мерзость… Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас… если кто будет делать все эти мерзости, то души делающих это истреблены будут из народа своего” (Левит 18). Столь же нетерпимое отношение к этому явлению у мусульман и христиан, за что ныне они даже критикуются с позиций либерализма.

“Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека. "Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость" (Лев. 20. 13). Библия повествует о тяжком наказании, которому Бог подверг жителей Содома (Быт. 19. 1-29), по толкованию святых отцов, именно за грех мужеложства. Апостол Павел, характеризуя нравственное состояние языческого мира, называет гомосексуальные отношения в числе наиболее "постыдных страстей" и "непотребств", оскверняющих человеческое тело: "Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение" (Рим. 1. 26-27) – цитата из “Основ социальной концепции Русской Православной церкви, ХII.9.

В своей ненависти к христианству и другим библейским религиям, Авдеев увлекается настолько, что обвиняет людей в почитании мощей святых, могил предков.

“Недаром церковь канонизирует “мощи” - остатки падали и мертвечины, что во всех языческих религиях считалось высшим оскорблением Богов и людей. Одумайтесь, Вы, здоровые живые люди, идете в храм, чтобы поклониться мертвечине и пропитаться духом смерти. Нарочитое пренебрежение здравым смыслом в религии не признак святости, а наглядный симптом политического умысла”.

Но поклонение гробницам, останкам выдающихся людей в связи с их особенным религиозным, политическим или иным положением при жизни – давняя культурная традиция многих народов, в том числе и языческих.

Оскорбительны для последователей ислама (второй по численности религиозной конфессии в России) высказывания Авдеева о Магомете.

“Если бы у Мухаммеда было больше ума или хитрости, он бы мог остановиться на других цифрах, скажем, три или семь. Но, как мы уже неоднократно показывали в случаях с Ветхим и Новым Заветом, посланников Единого Бога всегда отличала поразительная скудость фантазии”.

“В быту Мухаммед отличался переменами настроений и совершал поступки, никак не приличествующие пророку Аллаха. Так, один человек, пожелавший остаться неизвестным в истории ислама, заявил после смерти пророка, что, если бы говорил всю правду о том, что творилось при дворе Мухаммеда, правоверные моментально перерезали бы ему горло”.

В отношении основателей основных мировых религий Авдеев говорит так:

“…основатели и пророки монорелигий осквернили вокруг все, что было возможно, создавая своих монстров”.

Здесь имеются в виду Иисус Христос, Моисей и Магомет. В другом месте Авдеев добавляет к ним и Будду:

“Моисей Христос, Магомет, Будда были величайшими эгоистами вех времен и народов, хотя именно с гордыней других они боролись больше всего”.

“Говорить или думать о Моисее, Христе, Магомете - значит давать энергию мифам, связывающим Вас по рукам и ногам. Нужно просто забыть о них, как о кошмарном недоразумении, устранимой оплошности…”.

“Как можно быть здоровым за пазухой у немощного экзальтированного Христа, и разве инвалид княжеского детства Будда может привести нас за руку в Царствие Божие? Поклонение грубо вырезанному фаллосу, олицетворяющему мужскую силу, является, несомненно, более нравственно здоровым верованием, чем рыдание над мертвечиной в христианском храме”.

Таким образом, оказываются оскорблены верующие всех основных религиозных конфессий в России. Авдеев клеймит всех религиозных людей как последователей мировоззрений, обладающих “комплексом неполноценности” и только в связи с тем, что люди во всем мире живут по календарю.

“Все мировые монорелигии из-за комплексов неполноценности ведут собственное летоисчисление: иудаизм, христианство, ислам”.

Календарь – важный элемент культуры, закономерно связанный с мировоззрением, определенной духовной традицией. Получается, что все люди, которые имеют определенные убеждения, придерживаются определенной религиозной традиции или светской идеологии – неполноценны.

Основные оскорбления в своей книге Авдеев обрушивает на православных христиан, почитаемые ими святыни, верования, лица.

“Иисус пожирал окружающую его цветущую жизнь”.

“Ничего, кроме гомерического смеха, не может вызывать сопоставление отдельных частей мифа о сыне Божьем”.

“Настало время пролить свет критической ясности на основу основ христианства - символ веры, ибо он... ...краденый”.

“Отныне знайте, что все толстенные христианские трактаты, раскрывающие высший смысл символа веры - худоумный плагиат”.

Авдеев называет “человеконенавистническим” мировоззрение, которого придерживаются десятки миллионов людей в нашей стране. Распространение человеконенавистнических взглядов карается российскими законами и поэтому такое обвинение христиан равносильно призыву к их уголовному преследованию государством.

“Христианство - это религия человеконенавистничества, ибо в ней нет человека, а присутствует только гибрид животного и ангела”.

“Христианство разбудило в России не спящую красавицу, а гадкую юродивую”.

Христиане – это существенная часть, а ныне по ряду социологических опросов и большинство граждан нашего государства. Христианская религия дала в истории человеческой цивилизации и истории нашего Отечества высокие образцы нравственности, человеколюбия, жертвенности за правду и Родину. Православная религия наших предков вдохновила их на многие достижения и подвиги, культурное творчество. Поэтому такая разнузданная ругань Авдеева в отношении христианства и христианской культуры оскорбляет нравственные чувства практически всех граждан нашей страны уважительно относящихся к истории нашей страны, своим предкам вне зависимости от их настоящего отношения к христианской религии и Церкви. Особенные нравственные страдания и возмущение испытывают верующие.

Не менее оскорбительными являются оценки Авдеевым основателя исламской (мусульманской, магометанской) религии:

“Пророк брал на себя ответственность за убийства и говорил, что совесть убийц может быть спокойна. Это - воля Аллаха”, “капризная история выбрала Мухаммеда, а он, как все добропорядочные борцы за истину, посеял устами Единого Бога черные семена нетерпимости и отнял свободу совести”.

Авдеев выстраивает ряд “обвинений” в отношении верующих библейских религий (“монорелигий”), прежде всего христиан и мусульман.

“Презрение, ненависть к иноверцам.

Осквернение и планомерное уничтожение всех чужих святынь, в особенности языческих.

Крещение и соприкосновение с водой при этом, священный. обряд выдачи коммунистического или фашистского билета. В случае выхода из религии или партии - физическая, моральная или юридическая смерть.

Обязательность исповеди…”

Эти обвинения направлены на формирование заведомо отрицательного эмоционального отношения ко всем христианам и мусульманам и, во многом, просто лживы. Утверждение, что все последователи этих религий испытывают “презрение”, “ненависть” к людям других вероисповеданий – очевидная клевета, как и обвинение в “планомерном уничтожении всех чужих святынь”. Оскорбительно сравнение обряда крещения с выдачей “коммунистического или фашистского билета”. Утверждение об “обязательности исповеди” просто абсурдно. Исповедь духовная потребность для христиан, как намаз – для мусульман или любое другой элемент религиозной традиции для верующих иных конфессий. Точно также Авдеева можно обвинять в том, что для него верование в какого-нибудь Сварога, или в его пресловутое “Многобожие” – обязанность.

Важно отметить, что все эти оскорбительные утверждения тиражируются против последователей наиболее распространенных и уважаемых в России религиозных традиций – православного христианства, ислама, других “монотеистических религий”, составляющих неотъемлемую часть национального культурного наследия (см. Преамбулу Закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях”).

Религиозная культура тесно связана с национальными традициями, национальной культурой. Распространяя материалы, оскорбляющие религиозные понятия и святыни людей, Авдеев, одновременно, оскорбляет и национальные чувства граждан. Понимая это, он пытается оправдаться:

“Мы ни в коем случае не хотели обидеть хоть одну нацию или хотя бы один народ. Мы сознательно оскорбили несколько основополагающих личностей мировой истории, ибо незнание подлинной подоплеки их жизни и деятельности может лишь продлить страдания всего человечества. Мы оскорбили вождей, чтобы легче было снять всякое обвинение с народов, которыми они управляли... А сделали мы это вполне сознательно… “Чтобы выпрямить, надо перегнуть” Настало время “перегнуть” эту порочную практику в другую сторону, призвав все громкие имена к ответу, чтобы наконец оставить народы Земли в покое, доставив им удовольствие развиваться по собственному усмотрению без постороннего насилия”.

Авдеев не спрашивал у граждан различных вероисповеданий и национальностей, которых он публично оскорбил, хотят ли они, чтобы он предоставил им это сомнительное “удовольствие развиваться по собственному усмотрению”. Во всяком случае, в этом своем заявлении Авдеев отрицает то, что другие люди способы сами разобраться в своей жизни, определиться с духовными ценностями.

3. Содержатся ли в книге Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) материалы, распространение которых приводит к возбуждению в обществе религиозной и национальной вражды к гражданам по признаку их отношения к религии или национальности?

Книга Авдеева “Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди)” содержит утверждения, высказывания автора, которые возбуждают в обществе религиозную вражду к последователям христианства (всех направлений), ислама и иудаизма (“монорелигий”, как называет их Авдеев).

Приведем ряд примеров утверждений, распространение которых приводит к возбуждению в обществе религиозной вражды к гражданам по признаку их отношения к религии:

“наихристианнейшие ревнители истинной веры искажают здравый исторический смысл, уродуя судьбы людей, нарушая устоявшийся менталитет нации, манипулируя наследственностью еще не родившихся поколений”.

“Религия лишь тогда делает человека счастливым, когда она проистекает из его естественной природы, а все современные религии - это своды искусственных законов, насильно насаждавшихся “святыми”, перепачканными кровью”.

“Действие любой современной монорелигии больше всего напоминает радиоактивное заражение местности с неопределенным временем распада основных нравственных ценностей, а все религиозные заповеди в своей косной догматичности похожи на устав караульной службы варварской орды…”.

“…монорелигии во главе с христианством и есть то воплощенное Зло, дни которого сочтены. Сегодня уже совершенно ясно, что Монотеизм был первым в мире массовым биологическим оружием”.

Очевидно, что “Зло”, да еще “воплощенное”, это то, против чего должен бороться в социальной жизни любой порядочный человек. Христианство, ислам, иудаизм невозможно отделить от их последователей. Поэтому, в действительности, Авдеев призывает к вражде против христиан, мусульман, иудаистов по признаку их принадлежности к определенной религии.

То, что это именно так, что это никакая не “идейная вражда”, а вражда, направленная именно на уничтожение, “истребление” последователей этих религий, Авдеев признает сам:

“… можно смело прогнозировать стратегический характер борьбы с этими классическими ортодоксиями. Так, если цифрами обозначить монорелигии по времени их возникновения (1 - иудаизм, 2 - христианство, 3 - ислам), то цели истребления будут расположены в следующем порядке: 2-1-3.

… на сегодняшний день нетрадиционными религиями и мировым рационализмом уже накоплен огромный опыт по борьбе с христианством, да и само оно за последние двести лет уже успело порядком привыкнуть к гонениям”.

Здесь речь идет о реальных гонениях, преступлениях “рационалистов”, стоивших жизни миллионам людей. Авдеев призывает именно к репрессиям против христиан, подобным тем, которые были совершаемы в период государственного атеизма, который он стыдливо, “философски”, называет “рационализмом”.

Авдеев возбуждает вражду к верующим и утверждениями, унижающими их человеческое достоинство как умственно неполноценных, неспособных к разумному мышлению и поведению.

“Если мозги определенного сорта не могут работать без Библии, то их лучше не трогать вовсе”.

Особенно опасно, что Авдеев возбуждает религиозную вражду не только к последователям монотеистических религий, но и между ними: между мусульманами и христианами, христианами и иудаистами. Он цитирует какие-то “анонимные мусульманские источники”, оскорбительные для христиан, при любом удобном случае приводит выдержки из Талмуда антихристианской направленности.

Между этими религиями действительно имеются принципиальные различия. Но в гражданском обществе эти различия не должны становиться предметом взаимных нападок, оскорблений, репрессий. Так и ведут себя подавляющее большинство последователей этих религий, что обеспечивает межконфессиональное сотрудничество и социальный мир в гражданской жизни современной России. Книга Авдеева направлена на подрыв этого межрелигиозного гражданского согласия и ее цели и действие аналогичны целям и действию религиозных экстремистов – взорвать мир между народами, религиями, столкнуть российское общество в противоборство и вражду “всех против всех”. Это целенаправленная экстремистская провокация.

Авдеев выстраивает и обосновывает определенную последовательность, в которой он призывает “покончить” с основными религиозными традициями в России, провоцируя и натравливая верующих традиционных религиозных конфессий друг на друга:

“…зная характер вечных перманентных противоречий между основными монорелигиями, которые дают себя знать на протяжении веков, можно смело прогнозировать стратегический характер борьбы с этими классическими ортодоксиями. Так, если цифрами обозначить монорелигии по времени их возникновения (1 - иудаизм, 2 - христианство, 3 - ислам), то цели истребления будут расположены в следующем порядке: 2-1-3.

Это будет происходить потому, что на сегодняшний день нетрадиционными религиями и мировым рационализмом уже накоплен огромный опыт по борьбе с христианством, да и само оно за последние двести лет уже успело порядком привыкнуть к гонениям. Кроме того, топить христианство будут помогать его основные братья и одновременно недруги: иудаизм и ислам.

Этим-то обстоятельством ветхозаветного сродства их религиозных морфологий и нужно будет воспользоваться, ибо, имея однокоренное происхождение, все они мнят себя единственными истинными и готовы будут драться до конца, но никогда не уступят друг другу.

Когда с христианством будет покончено как с вредным идеологическим пережитком, настанет очередь иудаизма, ибо, утопив соперника, иудаизм и сам утонет одной ногой…, а извечная борьба ислама с иудаизмом, подогретая национальными противоречиями, сведет в могилу и отца монорелигий.

Вопль радости на общей могиле христианства и иудаизма, который будет издавать якобы победивший ислам, плавно перейдет в его предсмертный храп, ибо он также органически связан с ними. Его нужно оставить на десерт лишь потому, что из всех монорелигий он самый молодой, а потому более агрессивный и жизнестойкий”

“И только тогда, когда общими усилиями нетрадиционных языческих религий, не претендующих на свою исключительность, в совокупности с мощным духом рационализма будет покончено со всяким Богоизбранничеством, когда люди на уровне доктрин и священных писаний перестанут делиться на “наших” и “гоев”, “истинно верующих” и “поганых язычников”, “правоверных” и “неверных”, лишь тогда над планетой Земля восторжествует единый человеческий разум, без разделения на расы, нации и национальности, но объединенный общей высшей духовностью.

Только тогда исчезнут войны, противоречия и Земля сделается общим домом”.

Из этой обширной цитаты видно, что пропаганда Авдеевым необходимости “истребления” основных традиционных религий в нашей стране не имеет никакого отношения к традиционным же языческим религиозным верованиям. Это “истребление” будет вестись, по Авдееву, “общими усилиями нетрадиционных языческих религий… в совокупности с мощным духом рационализма”. Попросту говоря – деструктивными религиозными сектами в союзе с агрессивным вульгарным атеизмом.

Выше было показано, что Авдеев теоретически обосновывает последовательность “истребления” основных мировых религий и, соответственно, верующих этих религий. То, что Авдеев говорит именно о физическом уничтожении, подтверждается таким его высказыванием: “Христианство, равно как и все формы монистического сознания, раскрашенного атрибутами черного религиозного карнавала, нуждаются в физическом уничтожении”.

Это высказывание, распространяемое публично через средства массовой информации (печать) – является не только возбуждением религиозной и социальной вражды к христианам, мусульманам и иудаистам, а и прямой угрозой насильственных действий в их отношении.

Учитывая, что такие гонения, убийства, массовые репрессии верующих имели место и в мировой, и в отечественной истории (самой недавней), а сами религиозные люди обычно не склонны отказываться от своей веры добровольно и даже под давлением – это, фактически, публично выраженная угроза массовых убийств российских граждан по признаку их отношения к религии.

Авдеев провоцирует межрелигиозную вражду в нашем обществе, когда говорит, что иудеи и мусульмане будут “топить” христиан, верующие будут “драться до конца”. Провокацией межнациональной розни является натравливание друг на друга граждан тех национальностей, в которых традиционным является ислам и иудеев. Как известно, многие традиционные религии теснейшим образом связаны с национальностью граждан, их культурной и этнической идентичностью. Поэтому возбуждение религиозной вражды к православным христианам, мусульманам или иудаистам фактическим равносильно возбуждению национальной вражды к русским, татарам или евреям, соответственно.

По существу же публичное распространение и пропаганда Авдеевым подобных планов является не только возбуждением межрелигиозной и межнациональной вражды, но и ее планированием и целенаправленной организацией путем публичных акций, что еще более усугубляет противоправный характер действий Авдеева, квалифицируемый статьей №282 УК России.

4. Содержатся ли в книге Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) утверждения о неполноценности граждан по признаку их отношения к определенной религии?

Авдеев в оскорбительной форме пропагандирует неполноценность основателей мировых религий. Тем самым, очевидно, утверждается неполноценность людей, считающих этих лиц Божественными, выдающимися, идеалом и т.п.

“Иисус Христос - это собирательный образ религиозного зомби, единственным назначением которого было умереть, чтобы потом легковерным глупцам можно было подсунуть удобоваримую басню о воскресении и втором пришествии”.

Если Иисус Христом – “зомби”, то и христиане – “зомби”, “легковерные глупцы”. Последователи всех христианских конфессий, по утверждениям, распространяемым Авдеевым, не способны к нормальной умственной деятельности и ущербны в нравственном отношении:

“Зайдите в церковь, посмотрите на этих людей, одевающих на себя священный трепет, будто модную одежду, перебирающих устами четки занудных псалмов, и спросите, знают ли они что-либо об истории их религии, известны ли им элементарные факты биографий их Божеств? В лучшем случае, они процитируют некоторые места из писаний, которые, будто религиозные зомби, твердят в бредовом автоматизме. Поклоняясь необразованному Христу и совершенно неграмотному Магомету, они, естественно, уподобились им, желая лишь дешевой несложной веры, прикрывая душу простыми выдержками из проповедей и надеясь на общих основаниях пробраться в Царство Божие”.

“Все священные писания - это обыкновенные устройства для прошивки мозгов, ни за чем другим они больше не нужны. А Божественное откровение - это воля оператора-программиста, прошивающего мозги легковерной паствы”.

“Вообще, все христианские бредовые фантазии моментально разваливаются при малейшем вмешательстве свободного ума”.

Здесь надо отметить, что такие утверждения Авдеева не являются просто нравственными оценками, а именно пропагандой неполноценности граждан по признаку их отношения к религии. “Зомби”, умственно и нравственно ущербные люди, очевидно, не в состоянии быть полноценными гражданами, обладать всей совокупность гражданских прав. Поэтому, фактически, эти утверждения Авдеева направлены на формирование представления о верующих основных религий в России как неполноценных людях, которые должны быть ограничены в гражданских правах

Таким образом, публикация и распространение книги Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) может считаться пропагандой неполноценности верующих основных традиционных религий в России по признаку их принадлежности к соответствующим религиозным направлениям, объединениям.

5. Содержатся ли в книге Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) ложные утверждения, не соответствующие действительности, способные вводить читателя в заблуждение и, тем самым, провоцировать религиозную и национальную вражду в обществе, формировать у читателей убеждение в неполноценности граждан по признаку их отношения к определенной религии и национальности?

В книге Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) содержатся многочисленные ложные утверждения, не соответствующие действительности. Они способные вводить мало информированного в этой тематике читателя в заблуждение и, тем самым, провоцировать религиозную и национальную вражду в обществе, формировать у читателей убеждение в неполноценности граждан по признаку их отношения к определенной религии и национальности.

Высказывания Авдеева по религиоведческой библейской тематике содержат множество ложных и абсурдных утверждений, невежественных или злонамеренных искажений, полностью не соответствующие действительности.

В самом начале книги Авдеев рассуждает: “Итак, данное творение никоим образом не претендует на статус строго научного исследования…”. Далее Авдеев называет свою книгу “проповедью”. Но никакой проповеди религиозных идей в ней не содержится. Напротив, вся она состоит из “разоблачений” христианства, ислама и других религий. С другой стороны, он говорит, что его книга не является и “научным трудом”.

Таким образом, получается, что книга В.Б. Авдеева – собрание злонамеренной лжи и клеветы, которое не имеет оснований ни в рациональном, научном подходе к феномену религии, ни в традиции межконфессиональных дискуссий различных религий.

Авдеев цинично признает: “Единой истины нет и никогда не было, да они и не нужна вовсе, вот в чем истина”. Весь текст его книги полностью подтверждает это – “нужной” Авдееву оказывается только неправда, ложь и клевета на других людей, вызывающая в обществе социальную рознь и вражду.

Сказав, что “истины” для него не существует, ниже он пишет: “Так, еще Зороастр за много лет до Моисея и всех ветхозаветных пророков считал, что истина, справедливость, верность и смелость - качества, присущие человеку изначально. Добродетель - естественный порядок вещей, а зло его нарушение”.

Если Зороастр до Моисея говорил то же самое, что и Моисей, то почему для Авдеева Зороастр “хороший”, а Моисей – “плохой”. Где тут логика? Это абсурд, как следствие патологической ненависти к людям, испытываемой Авдеевым.

Приведем характерные примеры клеветнической направленности книги Авдеева, показывающие, что для него главное – унизить и оскорбить верующих, возбудить чувство вражды к христианам.

Авдеев пишет об апокрифических текстах на темы Нового завета, которые не признаны Церковью: “Вот именно этим апокрифы и позволяют нам совершенно иначе взглянуть на Христа. именно здесь, в этой полузапрещенной и нерекламируемой литературе, он выступает во всей своей отнюдь не боголепной красоте. Сценарий изощренного политического умысла вселенского масштаба сквозит здесь всюду. Многие откровения Божьего сына вызывают шок и внерелигиозную оторопь, так словно принадлежат не Богу, живому, а циничному злоумышленнику. “Неужели это Он?” возникает коварный вопрос, неустанно подтачивающий постамент одного из самых могучих мифов истории”.

Авдеев обвиняет Церковь (значит и всех христиан) одновременно в двух взаимоисключающих преступлениях. Первом - “литературной чистке”, отбрасывании всех тех текстов, которые не были признаны авторитетными и достоверными. И во втором – в поклонении “циничному злоумышленнику”, которого он находит в апокрифических описаниях Иисуса Христа. Но эти обвинения противоречат одно другому. Получается, что Иисус Христос “злоумышленник” потому, что таким его видит Авдеев по этим апокрифам. И это плохо. Но если Церковь отвергла эти книги как подложные или исторически недостоверные – то и это плохо. Церковь оказывается виноватой и в содержании этих апокрифов, и в том, что широко не рекламирует их, и в том, что не включила их в свой канон - полный абсурд.

Авдеев цитирует последовательно, в одном ряду выдержки из канонических Евангелий и из текстов, которые не были признаны достоверными и соответствующими христианской традиции и потому не были включены в канон.

Например: “Будьте опытными менялами” - что было аллегорически сказано о необходимости внимательного отношения человека к своему духовному состоянию.

И затем: “…Если не сделаете среди вас нижнее верхним и правое левым, не войдете в Царствие мое” (“Деяния” Филиппа). А более искренний и всеведущий Фома добавляет к своей версии: “И когда вы сделаете мужчину и женщину одним, тогда вы войдете в Царство”.

Сексуальные меньшинства должны непременно обратить внимание на эти слова сына Божия. Само же Царство Божие по подбирающемуся контингенту “единственных”, “избранных”, “искушенных” гермафродитов начинает пугать нешутейно”.

Авдеев не уточняет, что два последних отрывка взяты из апокрифических гностических книг, отвергнутых Церковью, и никакого отношения к апостолам Филиппу и Фоме не имеют. В результате у читателя, не искушенного в библеистике, возникает чувство вражды к христианам. Авдеев “укрепляет” его помимо собственной лжи еще и тем, что собирает всю клевету и нападки на христиан, совершенные на протяжении двухтысячелетней истории этой религии. Помимо вульгарно-атеистической литературы использует подделки и анонимки. Здесь и текст, “прописываемый Клементу Римскому”, и “анонимный мусульманский трактат”, и “Тибетское евангелие”, найденное каким-то “нашим соотечественником Николаем Нотовичем” в “библиотеке буддийского монастыря” и прочее в том же духе. Если не хватает антихристианских текстов, Авдеев цитирует и разоблачает в качестве образца христианского сочинения где-то взятую книгу “Огонь покаянный”, вскользь упоминая, что ее издал “некто епископ Иоанн”. Будто какой-либо настоящий епископ в России может быть “неким”

С помощью “приписок” и “анонимок” можно опорочить все что угодно, и кого угодно. Авдеев избрал предметом для этой отвратительной деятельности традиционные религии народов России.

Набирая и цитируя отрывки из непризнанных Церковью текстов, Авдеев заключает этот набор утверждением об умственной неполноценности христиан, и именно церковных христиан: “Что же, прискорбно положение “истинно верующих”, если на них не производят впечатления даже слова их Учителя, а только груз двухтысячелетней традиции тотального бездумия”. “Слова Учителя” здесь также – выдержки из этих сочинений неизвестных авторов, которые Церковь не признает, а большинство верующих о них вообще ничего не знает, и знать не хочет.

Еще цитата из ряда “сексуальной темы” в книге Авдеева: “все отношения Учителя с учениками уже представились окрашенными а более нежные “голубые” тона. Вообще сексуальные вкусы Христа были изрядно экзотичны: “... блаженны неплодные и утробы неродившие и сосцы непитавшие”.

Вся эта оскорбительная похабщина придумана Авдеев “на ровном месте” и ничего кроме грязной клеветы на христиан не содержит. Достаточно открыть Евангелие от Луки и прочитать эту фразу в ее подлинном виде и контексте. Тогда любому нормальному человеку станет очевидно, что это было сказано женщинам Иерусалима, которые оплакивали приговоренного к казни Иисуса Христа. Он пророчествовал о будущем разгроме города римлянами и вполне ясно, что при разорении лучше быть “неплодной” и “неродившей”: “Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! (Луки, 23.28-29).

Еще вопиющие примеры абсурда, невежества и нетерпимости, способные потрясти любого читателя, подготовленного в тематике книги: “Око за око, зуб за зуб”, - ничего подобного этому высказыванию “наигуманнейшего” Христа Вы не встретите в Авесте”.

Но ничего подобного не говорил и Иисус Христос. Это слова из Ветхозаветного закона. Иисус Христос говорил нечто совершено иное: “вы слышали, что сказано древним, а вы…” и т.д. За проповедь христианского смирения Авдеев в другом месте (как за призыв к бессилию и беззащитности) порицает христианство. Получается – плохо и смиряться, плохо и наказывать за зло. Хорошо – только клеветать на верующих.

Авдеев повторяет ложь про “родного брата Спасителя”, который был сыном Иосифа от первого официального брака и потому, “братом” Иисуса Христа - давняя клевета, широко использовавшаяся атеистами в недавние времена: “Не повезло и евангелисту Якову - родному брату Спасителя, ибо, разводя привычный елей о непорочном зачатии его матери…”.

Нигде в Новом Завете Иаков не назван “родным братом” Иисуса Христа.

“Последнее же чудо-чудесное заключается в том, что знаменитые десять заповедей существуют в двух вариантах: первый - для всего “стада Божия”, второй же - только для пастухов. Двойное контрабандное дно морали для одних и для других с тех пор стало нормой во всех монорелигиях, в которых Единый Изобретенный Бог - соучастник всех преступлений”.

Особенность наличия разных “уровней” в религиозной доктрине присуща некоторым столь любимым Авдеевым “нетрадиционным языческим религиям” и не имеет никакого отношения к христианству.

“В первобытных религиях в жертву Богам приносили живых людей, с развитием язычества и ростом цивилизации в жертву стали приносить животных”.

“Моисей был “мерзким многобожником”, в адрес которых вылито столько грязи им же, не говоря уже о том, что по торжественным случаям он приносил обильные жертвы - тоже совершенно языческий обычай”.

Эти “первобытные религии” – и есть, в подавляющем большинстве то, что и называется в религиоведении язычеством. В древнем язычестве сплошь и рядом приносили в жертвы живых людей – и в Америке, и в Африке, и даже у славян. Ритуальное принесение в жертву животных было общим обычаем в дохристианскую эпоху и не имеет никакого отношения к делению религий на языческие и библейские (теистические). Этот обычай существовал в древнем Израиле, а ныне существует у мусульман.

“И если современным исследователям истории удалось подсчитать цену коммунистического переворота в нашей стране, исчисляя ее приблизительно в 100 миллионов человеческих жизней, то совершенно не представляется возможным сосчитать хотя бы приблизительно количество умерщвленных язычников, сектантов, староверов - всех несогласных, сомневающихся или частично отклонившихся от догматов так называемой “истинной веры христовой”.

Как бы ни считал Авдеев, он никогда не насчитает больше “жертв” христианства, чем он насчитал жертв “коммунистического переворота”. Но самое главное, все эти жертвы (инквизиция, религиозные войны и проч.) принадлежат истории Западной Европы и к России и православному христианству не имеют никакого отношения. А что касается России, то Авдеев ничего не знает об отечественной истории, или намеренно лжет. Например: “Русские ереси, помимо решения чисто духовных умозрительных задач, ставили перед собой весьма обоснованные экономические проблемы, направляя против церковной иерархии учение о нестяжательстве”.

Учение нестяжателей (Нил Сорский, Вассиан Косой, заволжские старцы) не является никакой “русской ересью”, как об этом говорит Авдеев, а представляет собой одно из течений в духовной жизни Русской церкви. Представлять это направление церковной мысли “ересью” – давняя традиция атеизма, откуда Авдеев и заимствовал многие страницы своей книги.

“Христианство задержало культурное развитие России и всей Европы”. Такие заявления, как говорится, “не требуют комментариев”. Достаточно попытаться просто представить себе Европу без христианства и христианской культуры.

“Чрезвычайно популярны слова Христа о любви к ближнему. Никто, правда, не поясняет, что под “ближним” в Единобожии понимается только человек одной с тобой веры”.

Это злонамеренная ложь Авдеева в отношении христианства. Иисус Христос в своей знаменитой притче о ближнем утверждает прямо противоположное. Общепринятый смысл притчи в том, что именно формальный единоверец (и даже лицо, облеченной священным саном в “твоей” религии – левит в евангельской притче) может оказаться “не ближним”. А иноземец, проявивший милосердие и гуманность (добрый самарянин) – оказаться ближним. Подобные примеры можно было бы продолжать.

Все эти утверждения, которые преподносятся Авдеевым как фактически правильные и достоверные, недостаточно образованным читателем могут быть восприняты как основанные на фактах и правдивые. И, таким образом, также способны вызывать со стороны читателей книги Авдеева религиозную вражду к верующим – христианам, мусульманам, иудеям. А у верующих этих конфессий - религиозную вражду как к самому Авдееву, так и к языческим религиям и их последователям. И это притом, что Авдеев не имеет никакого отношения к реальным культам и верованиям языческой направленности и их последователям.

Таким образом, книга Авдеева содержит многочисленные высказывания, которые не соответствуют действительности, являются ложными, клеветническими, бездоказательными и оскорбительными для граждан многих вероисповеданий и национальностей. Эти высказывания Авдеева, опубликованные и распространяемые в книге Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди), подрывают авторитет и деловую репутацию многих организаций и учреждений – религиозных, национальных, национально-культурных, а также граждан ряда вероисповеданий и национальностей.

Подводя общий итог проведенному исследованию книги Авдеева В.Б. Преодоление Христианства (опыт адогматической проповеди) можно сделать основной вывод:

Публикация и распространение этой книги образует состав преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ “Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды”: “Действия, направленные на возбуждение… религиозной вражды… пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии…, если эти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации…”.

20.06.2000

Доктор философских наук,профессор

Заведующий кафедрой религиоведения

Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Н.А.Трофимчук

Доктор юридических наук,

профессор Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

М.Н.Кузнецов

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"