Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Некоторые мнения участников «круглого стола» по валеологии (8 февраля 2000 г.)

 

Протоиерей Дмитрий Смирнов, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ), декан факультета православной культуры Академии ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого:

Все, кто внедряет спорные идеи, теперь вынужден оглядываться на общество, поскольку есть специалисты, которые, оказывается, думают иначе. Если под термином «валеология» скрывается то, против чего протестует религиозное сознание, традиционное мировоззрение, опыт жизни народа, то стремление общественности прекратить финансирование и остановить эту агрессию совершенно закономерно.

 

Елена Плотникова, кандидат философских наук, доцент Смоленского государственного института искусств:

Валеология таит в себе огромную духовную опасность, поскольку прибегает к открытому служению силам зла… Фактически это информационное оружие, направленное на разрушение традиционных национальных ценностей, мироощущения русского народа. Это навязывание чуждых нам практик. Не будучи здоровым нравственно (а это валеология не ставит задачей), человек обречен погибнуть.

 

Эдуард Вайнер, директор Межвузовского центра по проблемам валеологического образования Минобразования России, председатель научно-методического совета Объединения педвузов РФ, профессор Липецкого государственного пединститута:

Валеологическое образование реализуется в 49 регионах — вузах Барнаула, Новосибирска, Ростова, Вологды, Шуи, Кемерова, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Омска… Послевузовская система валеологического образования имеет различные формы — от семинаров учителей в школе до институтов усовершенствования учителей, университетов педагогического мастерства. Особенно преуспели в Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске.

 

Диакон Андрей Кураев, кандидат философских наук, кандидат богословия, профессор ПСТБИ, старший научный сотрудник кафедры религиоведения философского факультета МГУ:

В ряде валеологических учебников пропагандируются религиозные учения, доктрины, и их основатели рекомендуются как примеры для подражания и использования их учения в жизни. Одним словом, применена религиозная проповедь, а значит, идет нарушение закона о светском характере школьного образования в Российской Федерации. …Есть не только подростковая гиперсексуальность, но и подростковая стыдливость. И забывать об этом нельзя.

 

Александр Недоступ, доктор медицинских наук, профессор Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, председатель Московского общества православных врачей:

Мы вздумали оздоравливать население, не учитывая души и духа народа. И получилась у нас не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка под названием «валеология». Это плод сознания человека, отринувшего Бога. Здесь культ тела. Такой человек душу свою за други своя не положит. На мой взгляд, куда уместнее были бы анатомия и физиология с основами профилактики.

 

Ирина Силуянова, доктор философских наук, профессор, заведующая курсом биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета:

Это лженаука. И это не ярлык, а термин методологии. Валеология методически несостоятельна. На протяжении тысячелетий человечество было такое глупое, что не могло выйти на уровень создания теории здоровья? Валеология возникла искусственным путем. Это социальный заказ в России, находящейся в кризисном состоянии. Этот заказ финансируется иностранными фондами, которые призывают создать некие “оздоровительные” методики, без привлечения классической медицинской науки. Валеология провозглашает главной ценностью человеческой жизни здоровье. В истории европейской культуры уже существовало такое мировоззрение, где главной ценностью было здоровье. Это нацистский фашизм. Именно внутри фашистской идеологии, пропагандировавшей здоровье, возникает в 1936 году государственная программа по эвтаназии, которая ставила своей задачей уничтожение неполноценных, больных людей. Именно потому, что главной ценностью были здоровые люди. …Допускаю серьезную правовую несостоятельность вашей дисциплины с нешуточными юридическими и правовыми последствиями.

 

Людмила Шачнева, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания МГУ им. М.В. Ломоносова:

Никто из валеологов не упомянул сегодня о физическом воспитании. Не об образовательном курсе здорового образа жизни нужно печься в наше тяжелое время, а следует требовать прежде всего от Министерства образования увеличить часы для практических занятий наших детей и студентов. Сегодня самое дешевое средство восстановить здоровье нашего молодого поколения — это двигательная активность. И, разумеется, детям нужно прежде всего хорошее питание. Сегодня голодные студенты не выдерживают нагрузку в один час аэробики. Деньги, которые уходят на организацию многочисленных валеологических программ и центров, надо отдать детям на питание. Им необходимы питание и двигательная активность. Вы, представители сомнительно «нового» направления, совершенно четко забираете то, что уже представлено в физическом воспитании. Это потому, что существует подкладка, о которой вы проговариваетесь лишь иногда. О том, что вы используете методики New Age и дианетики!

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"