Государство и религиозные объединения


Официальное заключение Московской Духовной Академии на учебник центра “Юнивер” “Искусство стать и быть человеком” тт.1-2. - М., 1991-92 гг.)

Характер доктрины центра “Юнивер”, насколько он зафиксирован в представленных к рассмотрению книгах (мы вынуждены сделать данную оговорку, исходя из того факта, что отнюдь не все аспекты учения “Юнивер” изложены так, чтобы они были удобопонятны без соответствующего комментария носителями эзотерического “тайного учения”, “пришедшего к нам из далекого прошлого” (т.2, с.51)), по нашему мнению, не может быть определен иначе, чем религиозный, а если более точно, как относящийся к нетрадиционным культам нового времени. В этом нас убеждают следующие черты учения “Юнивер”:

а) наличие харизматического лидера (“Его Превосходительство Учитель Духовности, Президент Центра Духовного, Нравственного и Физического Возрождения” Жан-Иоанн Гавэр), которому было будто бы дано постичь, расшифровать и обратить к людям некое тайное, древнее (ему более 7500 лет - т.2, с.61) эзотерическое учение, передававшееся до того в устной традиции; связанное с учениями т.н. “великих посвященных” древности (т.2, с.105), развивающееся под влиянием древних религий Востока (конфуцианства, даосизма, буддизма - т.2, с.97), близко соприкасающееся с рерихианством (т.1, с.25, а от себя добавим, следовательно, и с теософией Блаватской);

б) наличие собственной молитвенной практики (пример, т.1, с.55), системы заповедей-предписаний (т.1, с.17) (весьма характерен текст песни для юных адептов учения - т.2, с.187):

“1) Юнивер - мое Ученье 2) Знаю, верю не забуду

Юнивер - моя Звезда Счастье Знания храню

Юнивер - Любовь и Вечность Юнивер - моя Надежда

Вся Вселенная моя. Юнивер, тебя люблю”.

в) собственная суперэкуменическая догматика (т.1, с.63; т.2, с.53), включающая и модернистскую теогонию (т.1, с.95);

г) наличие практики т.н. “откровения помыслов” (т.2, с.49);

д) наличие эзотерической знаковой системы (т.н. “тайных знаков”), подразумевающей “закодированность” явлений окружающего нас мира и человеческого творчества. К примеру, известные строки Пушкина “Там на неведомых дорожках...” через “тайные знаки Юнивер” переводятся следующим образом:

Там мысль неведома явилась,

На древе чудном Знак ожил,

В мир Юнивер столпом всесильным,

Незримым воином бежит...” и т.д. (т.2, с.79).

Нежелание центра “Юнивер” именоваться религиозной организацией также не является чем-то уникальным для нетрадиционных культов и религиозных движений (ср. т.н. Church of Scientology Рона Хаббарда, теософию, антропософию, т.н. “Религиозную науку” и т.п.) и не может служить препятствием для соответствующей его классификации.

Попутно нельзя не заметить, что обращение к т.н. “тайным доктринам”, попытки создания гиперрелигии, объединяющей в себе все религиозные воззрения, кодирование сознания с помощью эзотерической знаковой системы, во-первых, слишком опасная в духовном смысле вещь, чтобы проверять ее последствия на душах подрастающего поколения, а, во-вторых, неизбежно вызовут отрицательную реакцию представителей традиционных религиозных конфессий и тем самым никак не будут способствовать улучшению духовно-нравственного климата в московских школах.

Доцент Московской Духовной Академии

священник

Максим Козлов

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"