Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Шахов М.О. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. №1. С.4-6.

 

В настоящее время в Российской Федерации предпринимаются усилия по выработке теоретической основы государственной вероисповедной полити­ки. Принятый в 1997 году Закон «О свободе совести и о религиозных объе­динениях» достаточно убедительно показывает, что законотворчество, не опирающееся на концептуальные теоретико-методологические воззрения на роль религии и религиозных объединений в обществе, несет в себе внут­ренние противоречия и недостатки. В данной статье предпринимается по­пытка сформулировать некоторые положения мировоззренческого характе­ра, которые должны учитываться при формировании вероисповедной поли­тики государства.

Отношения государства с религиоз­ными объединениями (государст­венно-конфессиональные отноше­ния) представляют собой совокупность ис­торически складывающихся и изменяю­щихся форм взаимоотношений между ин­ститутами государства и институциональ­ными религиозными образованиями. В их основе лежат законодательно закреплен­ные представления о месте религиозных объединений в жизни общества, об их функциях, о сферах деятельности и компе­тенции всех участников этих отношений.

Государственно-конфессиональные отношения характеризуются включеннос­тью в них множества субъектов, обладаю­щих возможностью самостоятельно и не­зависимо определять свою социальную позицию. Свобода, которой обладают в рамках закона участники государствен­но-конфессиональных отношений, не поз­воляет государству управлять этими отно­шениями в одностороннем порядке. Госу­дарство как субъект отношений с религи­озными объединениями обладает возможностью реализовать свою вероисповедную политику, оказывая тем самым существенное влияние на эти отношения в целом.

Под государственной вероисповедной политикой понимает­ся система действий государства, включающая целеполагание, правовое обоснование, комплекс организационно-практических мер по обеспечению свободы совести и вероисповедания. Это важная сторона внутренней и внешней политики современного Российского государства. Государственная вероисповедная по­литика Российской Федерации должна ориентироваться на слу­жение нуждам духовной жизни общества, на обеспечение усло­вий для осуществления законной деятельности всех религиозных объединений, на упрочение общероссийской гражданской и ду­ховно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Вероисповедная политика го­сударства призвана выражать и воплощать в практической дея­тельности государства волю общества, которое определяет свои приоритетные духовные ценности; принимать меры по их сохранению; осуществлять регулирование прав и свобод в ин­тересах общества в целом.

При демократическом строе государство обязано направ­лять свою политику в соответствии с убеждениями и идеалами большинства общества, с учетом прав и интересов меньшинст­ва. Государство не должно использовать вверенные ему обще­ством механизмы власти и ресурсы для проведения вероиспо­ведной политики, не отвечающей запросам общества, в частно­сти для «воспитания» общества в соответствии с не разделяемы­ми им идеями. Решение вопроса о светском или конфессиональ­но ориентированном характере государства есть прерогатива народа. Государство не вправе учить народ, какое решение правильнее. Функция государство в данном случае состоит в том, чтобы объективно информировать общество о всех по­следствиях производимого им выбора.

Характеризуя современную российскую действительность, следует, увы, констатировать, что в обществе не выработаны четко оформленные представления о его духовных нуждах и ин­тересах. С общественным мнением (не путать с результатами опросов, рейтингами и с кампаниями в СМИ) власти не счита­ются. Это еще более осложняет выработку вероисповедной по­литики, которая реально служила бы общественному благу.

На государстве лежит обязанность целенаправленного рас­пределения пропорциональной доли общественного богатства на расходы, связанные с потребностями общества в сфере ду­ховной жизни, в том числе с предоставлением льгот и помощи религиозным объединениям. В сознании современного россий­ского гражданина, и государственного служащего тоже еще не­достаточно укоренилось понимание того, что действия государ­ства обеспечиваются использованием общественного богатст­ва, оплачиваются налогоплательщиками. Любой шаг государст­ва навстречу нуждам религиозных объединений, будь то налого­вые льготы или передача имущества, сопряжен с расходовани­ем средств, которые общество, граждане вверили государству. Государственная политика должна соответствовать потребнос­тям и возможностям общества, базироваться на теоретически обоснованных положениях и исходить из реальных интересов граждан, так как именно за их счет она осуществляется.

Конституцией РФ закреплен светский, религиозно и идеоло­гически нейтральный характер государства и его институтов. Данный принцип означает не только соблюдение в государст­венной политике прямо сформулированных в законодательстве норм, обеспечивающих отделение религиозных объединений от государства и недопустимость использования властных полно­мочий для формирования отношения к религии. Косвенное предпочтение, особое покровительство и помощь со стороны органов власти в отношении какой-либо конфессии также могут оказывать на отдельных граждан и на общество психологичес­кое давление, фактически формирующее определенное отно­шение к религии. Поэтому использование органами власти пре­доставленных законом полномочий по оказанию помощи рели­гиозным организациям и по сотрудничеству с ними не должно принимать дискриминационного характера. В то же время веро­исповедная политика не может не учитывать неравнозначную социальную роль конфессий, исполнять волю общества при избрании мер поддержки конкретных конфессий.

Государственно-конфессиональные отношения складывают­ся (в общем виде и во всех частных областях) как результат со­циального компромисса между субъектами этих отношений, ча­стями общества, обладающими различными, подчас альтерна­тивными религиозно-мировоззренческими убеждениями и соот­ветствующей им социальной практикой. Различные религиозные конфессии, как правило, в более или менее категорической форме говорят об исключительной правильности собственной доктрины и об ошибочности остальных, стремятся переубедить последователей иных учений. Ввиду того, что вера в истинность своего учения является высшей мировоззренческой ценностью для религиозных людей, правильнее говорить не о достижении «согласия» между конфессиями, догматы которых подчас взаим­но исключают друг друга, а о достижении ими социального ком­промисса ради мирного сосуществования в обществе. Государ­ство призвано выполнять роль посредника и гаранта при дости­жении такого компромисса.

Компромиссный характер государственно-конфессиональ­ных отношений имеет то следствие, что любая модель вероис­поведной политики государства оказывается не свободной от издержек, от объективно неизбежных недостатков. Было бы на­ивным надеяться на создание идеальной вероисповедной поли­тики, при реализации которой не пришлось бы ограничивать чьи-либо права, жертвовать какими-то возможностями.

Выбранная Российской Федерацией светская модель также не идеальна, и ее реализация в различных сферах государст­венно-конфессиональных отношений сопровождается не только позитивными, но и негативными эффектами. В частности, сотруд­ничество государства с некоторыми традиционными конфессия­ми, прежде всего с Русской Православной Церковью, в ряде конкретных областей могло бы быть более развитым и плодо­творным, что отвечало бы желаниям значительной части русско­го народа, исповедующей православие. Но это привело бы к нарушению конституционных принципов, ущемлению прав ре­лигиозных меньшинств. Поэтому светская модель является опти­мальной, предпочтительной в сравнении с другими теоретичес­ки возможными моделями государственной вероисповедной по­литики в поликонфессиональном и полиэтническом государстве, ставящем своей задачей защиту основных прав и свобод чело­века и гражданина, соблюдение норм международного права.

Воплощение в жизнь светского варианта государственно-конфессиональных отношений должно, во-первых, производить­ся с учетом неизбежности проявления всей полноты как жела­тельных, так и нежелательных последствий соответствующей го­сударственной политики и, во-вторых, ориентироваться на пред­видение и максимальное снижение роли побочных негативных эффектов. Последние суть неизбежная цена, которую общество и государство платят за поддержание мира и согласия, за обес­печение равенства прав и свобод. Государство должно нахо­дить оптимальное соотношение между эффективностью полити­ки в достижении конкретных целей и учетом интересов всех граждан России. Необходимо поддержание баланса интересов личности, общества и государства.

Нормы права, регулирующие отношения в области свободы совести, определяют границу между дозволенным и запрещен­ным, указывают обязательные требования, которые должны со­блюдать субъекты отношений: государство и религиозные объе­динения. Внутри очерченных законодательством рамок эти субъ­екты обладают значительной свободой в формировании кон­кретных взаимоотношений.

Законодательство о свободе совести и о религиозных объ­единениях предоставляет органам власти значительные права и возможности, среди которых: предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказание им финансовой, материальной и иной помощи, безвозмездная передача имуще­ства религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, информационная поддержка (предоставление доступа к государственным СМИ).

Эти возможности являются правами органов власти, кото­рые они могут реализовывать в том или ином объеме по свое­му усмотрению, но не их обязанностями, исполнения которых заинтересованные религиозные объединения требовать не мо­гут. В соответствии с конституционной системой органов власти в РФ, все органы власти на федеральном, региональном, муни­ципальном уровне, обладающие возможностями распоряжаться определенными финансами и имуществом, могут самостоятель­но определять, с какими религиозными объединениями и в ка­ком объеме они взаимодействуют, фактически выстраивая соб­ственную вероисповедную политику, собственные, не управляе­мые и не координируемые из единого центра отношения с ре­лигиозными объединениями.

Последовательная и детальная регламентация работы от­дельных органов власти разного уровня в сфере государствен­но-конфессиональных отношений лишит их возможности учиты­вать специфику конкретных ситуаций. В то же время оно снизит влияние субъективных факторов на их работу, обеспечит прове­дение единой вероисповедной политики, защитит реальное ра­венство конфессий. Сохранение за различными органами влас­ти свободы выбора действий по реализации предоставленных законом возможностей несет опасность волюнтаризма, сращивания государственных и религиозных элит, но в то же время предоставляет властям возможность разумной избирательности в сотрудничестве с религиозными объединениями.

Реализация вероисповедной политики государства, выстраи­вание его отношений с религиозными объединениями в преде­лах свободы, предоставленной -законодательством, требует функционирования специальных государственных структур. При соблюдении конституционных принципов светского государ­ства, равенства религиозных объединений перед законом, одно­временно возможна и легальна значительная дифференциация в отношениях между государством и различными религиозными объединениями в зависимости от их численности, традиционно­сти для России, уровня социальной адаптации, характера учас­тия в жизни общества и т.д. Формирование определенной госу­дарственной политики в данной сфере является возможным только при наличии координации деятельности и единой подчи­ненности органов, осуществляющих связь с религиозными объе­динениями.

Наиболее многочисленные религиозные организации, дейст­вующие на территории России, в первую очередь РПЦ, облада­ют четко структурированной системой органов, осуществляю­щих взаимодействие с государством и обществом. Эти органы подчинены единому центру, действуют, специализируясь на раз­личных аспектах взаимоотношений, на федеральном и регио­нальном уровнях, обеспечивая проведение единой политики. Наметилось явное отставание государства по уровню органи­зованности и координированности его органов, участвующих во взаимодействии с религиозными объединениями.

Эта проблема может быть решена путем создания феде­рального государственного органа по делам религиозных объе­динений, который возьмет на себя функции проведения вероис­поведной политики в Российской Федерации. Показательно, что наиболее последовательным противником создания такого ор­гана выступает именно Московская Патриархия. В настоящее время иерархи РПЦ могут решать ее проблемы, напрямую обращаясь к высшим лицам государства, руководителям минис­терств, главам регионов. Реальные возможности контактов на таком уровне у представителей других конфессий значительно ниже. Создание органа по делам религиозных объединений способно существенно выровнять характер государственно-конфессиональных отношений.

Серьезнейшие мировоззренческие проблемы возникают в связи с происходящей адаптацией российского общества к ат­мосфере идейного плюрализма. Это касается таких сфер жизни общества, как образование, культура, деятельность СМИ.

В России установлен светский характер образования в го­сударственных и муниципальных учреждениях. Однако школьное образование, сопряженное с воспитанием, формированием личности, на практике не может быть абсолютно мировоззрен­чески нейтральным. Российской, прежде всего русской, культур­но-философской традиции искони были свойственны представ­ления о существовании фундаментальных устоев, позволяющих личности четко ориентироваться в мире, давать определенную духовно-нравственную оценку окружающей реальности и само­му себе.

Однобокое построение образования по принципу «нейт­рального» информирования учащихся об альтернативных миро­воззренческих системах и религиозных учениях чревато появле­нием у подрастающего поколения морально-этического реляти­визма, исчезновением ясных представлений о добре и зле. Предметом совместных усилий педагогов, философов, религиоз­ных деятелей и деятелей культуры должен стать поиск оптимума между крайностями идеологизированной системы образования, навязывающей всем обязательные воззрения, и плюралистичес­кой системы, построенной на представлениях об относительном характере любых истин и в конечном счете подрывающей мо­рально-нравственные устои общества.

На протяжении мировой истории и истории Российского го­сударства, в частности, традиционные религиозные организации вносили огромный вклад в развитие культуры. Традиционные конфессии давали идейно-мировоззренческую основу для твор­чества, обеспечивали материальные условия для создания и со­хранения культурных ценностей. Велика роль религиозных орга­низаций в собирании и сбережении культурного наследия. Они активно участвуют в ведении культурно-просветительской рабо­ты. За минувшие годы накоплен значительный позитивный опыт взаимодействия государства и религиозных организаций, ре­зультатом которого является возрождение к жизни традиций и обычаев, памятников письменности, музыки, архитектуры.

Вместе с тем следует отметить, что в сфере культуры, в том числе в отноше­нии к культурному наследию, между инте­ресами религиозных организаций и инте­ресами других лиц, образующих в целом российское общество, имеют место как совпадения, так и противоречия. Данная ситуация объективно неизбежна, так как принципиально невозможно полное сов­падение интересов граждан и их объеди­нений, придерживающихся различных ми­ровоззренческих убеждений и культурно-эстетических взглядов. Задачей государст­венной вероисповедной политики в обла­сти культуры является поиск и поддержа­ние компромисса и сотрудничества между последователями различных конфессий и неверующими гражданами в культурном творчестве, в сохранении культурного наследия. Принцип светского характера государства, законода­тельно закрепленное равенство возможностей граждан приоб­щаться к ценностям культуры обеспечивают справедливую и беспристрастную позицию государства.

Гарантируя свободу слова и свободу художественного твор­чества, государство не должно допускать, чтобы под предлогом «творческих поисков», «самовыражения» происходило оскорбле­ние религиозных чувств граждан, профанация священных симво­лов, чтимых святынь и личностей. Подобные факты, не всегда квалифицируемые как правонарушение, к сожалению, имеют место и свидетельствуют о низком уровне правовой и общей культуры.

Необходимо всесторонне и критически осмысливать стрем­ления современных религиозных лидеров и организаций присва­ивать себе авторитет, завоеванный конфессией в прошлом, и представать распорядителями, владельцами и истолкователя­ми всего ее культурного наследия. Современные религиозные организации являются духовными наследниками и продолжате­лями традиций прошлого, они заслуживают поддержки и уваже­ния. Но тенденции монополизировать культурное наследие про­шлого, отождествить себя с его создателями, не могут быть при­няты обществом и не оправданы логикой истории.

Процессы реализации прав на свободу совести и на свобо­ду слова не поддаются исчерпывающей формальной регламен­тации. Поэтому здесь возможны столкновения интересов и воз­никновение конфликтов. Государственное регулирование дея­тельности СМИ не может предотвратить всех ситуаций, когда не являющиеся нарушением законодательства публикации факти­чески оскорбляют религиозные чувства. Для обеспечения защи­ты личности и общества требуется воспитание и развитие у всех граждан РФ, особенно у работников и владельцев СМИ, пра­вовой культуры, стремления добровольно исполнять не только букву, но и дух закона.

Государственные СМИ должны соблюдать принцип равно­правия религиозных организаций к доступу на страницы перио­дической печати и при предоставлении эфирного времени. Ос­вещение жизни различных конфессий должно соответствовать их распространенности. В то же время именно степень внима­ния СМИ к той или иной конфессии способна влиять как на чис­ло ее последователей и сторонников, так и на роль данной кон­фессии в обществе. СМИ являются эффективным инструментом политики государства. Деятельность государственных СМИ должна строиться с учетом принципов государственной вероис­поведной политики и содействовать достижению ее целей.

 

Шахов Михаил Олегович

Доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

 

Вент решетка пластиковая цена 250 на 250
Решетка на Хонда Кростур. Оригинал Б/У В наличии. Доставка
astravent.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"