Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение директора Института религии и права кандидата юридических наук А.В.Пчелинцева №346 от 7 июня 2001 г. на проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации (от 05.06.2001), разработанный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве, в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н., и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права, в лице Понкина И.В. и Ситникова А.В.

 

Предлагаемый проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями (далее - проект концепции), как следует из его названия и содержания, предназначен стать основой в деятельности государственных структур в их отношениях с религиозными организациями.

В настоящее время государственная политика в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации находится в стадии формирования и в силу этого обстоятельства настоящая концепция неизбежно отражает некоторую незавершенность в представлении основных подходов, задач, первоочередных мероприятий государственной политики в данной сфере.

Давно уже назрела необходимость принятия такого документа, который позволит выйти на устойчивую и функциональную модель взаимодействия государственных структур и религиозных организаций. Поэтому разработанная концепция крайне важна и своевременна.

Безусловно, позитивным моментом данного проекта является то, что в нем учитывается значимость деятельности религиозных организаций в нашем обществе и отражается позитивный опыт построения таких отношений в зарубежных государствах и международную практику.

Не вступая в противоречие с принципом светского характера российского государства, проект концепции вводит понятие традиционной религиозной организации. Данное обстоятельство вполне согласуется с конституционным принципом равенства религиозных объединений перед законом. Государство вправе вступать во взаимоотношения с традиционными религиозными организациями приоритетным образом. Демократическое государство призвано выражать интересы большинства граждан, поэтому при взаимодействии с религиозными организациями необходимо учитывать неодинаковое отношение граждан Российской Федерации к различным религиозным организациям. Поэтому при взаимодействии с религиозными объединениями государство вправе отдавать предпочтение религиозным организациям, принадлежность или предпочтительное отношение к которым выражает значительная часть граждан Российской Федерации. По нашему мнению к таковым следует отнести и укорененные в российской Федерации крупнейшие протестантские конфессии, представленные в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

Следует особо отметить предлагаемые авторами проекта критерии определения традиционных религиозных организаций. Представляется также важным данное в концепции толкование правовой сути принципа отделения религиозных объединений от государства (принципа светского характера государства). При этом следует подчеркнуть, что концепция не является нормативным правовым актом и не имеет юридической силы.

В целом, проект концепции предлагает достаточно взвешенный и перспективный подход к правовому регулированию и осуществлению отношений между государством и религиозными объединениями. Проект концепции учитывает современные реалии и конфессиональное многообразие нашего общества.

Рассматриваемый проект концепции представляет собой, в целом, системный правовой документ, соответствующий Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. Полагаем, что данный проект концепции позволит обеспечить формирование целостной государственной политики, которая создаст условия наиболее полной реализации гражданами Российской Федерации права на свободу совести и свободу вероисповедания. Представленная концепция, в случае ее принятия, будет также способствовать упорядочению деятельности законодательных и исполнительных органов государственной власти в пределах их компетенции в сфере отношений между государством и религиозными организациями.

Полагаем, что проект концепции должен быть еще несколько доработан, в частности, его необходимо дополнить более конкретными положениями в части форм сотрудничества государства с религиозными организациями в сферах образования, культуры и социального обеспечения. Требуется также дальнейшая работа по уточнению критериев отнесения религиозных объединений к «традиционным».

 

Директор Института религии и права,

член-корреспондент Академии гуманитарных наук,

кандидат юридических наук

А.В. Пчелинцев

 

 

 

Элос эпиляция киев
Сеть салонов лазерной эпиляции
laserhealth.com.ua

Юрист
Юрист по семейным делам - помощь адвоката
urist-proffi.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"