Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви от 8 августа 2001 г. на проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ, разработанный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве, в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н., и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права

 

Юридическая экспертиза представленного на рассмотрение в Историко-правовую комиссию Русской Православной Церкви проекта Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в РФ, разработанного Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве, в лице заместителя начальника Главного управления Жбанкова В.Н., и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права, позволяет сделать следующие выводы о его содержании:

1. Проект Концепции отражает основные вопросы государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. При этом по форме Концепция представляет собой документ, текст которого отвечает основным требованиям юридической техники, а структура – соответствует требованиям, предъявляемыми к документам подобного рода.

2. Действующее законодательство Российской Федерации подменяет задачу сохранения духовно-нравственного потенциала российского общества задачей сохранения исторического и культурного наследия. Последнее подразумевает, прежде всего, сохранение памятников материальной культуры. Необходимость последнего очевидна. Но безусловного одобрения заслуживает, прежде всего, развитие в Концепции положения о необходимости обеспечения органами государственной власти условий сохранения и развития не только культурного наследия, в материальном смысле этого слова, но и духовно-нравственного потенциала многонационального народа Российской Федерации.

3. К положительным характеристикам проекта Концепции относится попытка ввода в правовое обращение понятия сотрудничества религиозных объединений с государством. Сотрудничество с традиционными религиозными организациями признаётся одним из условий соблюдения принципа отделения религиозных объединений от государства. Более того, оно отнесено к принципам государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. По замыслу авторов проекта Концепции, этот принцип заключается в том, что государство не финансирует религиозную деятельность религиозных организаций, но, особенно важно, создаёт условия для развития общественно-полезных усилий религиозных организаций по сохранению традиционной духовной культуры, просветительной, благотворительной и иной общественно-полезной деятельности, предоставляет традиционным религиозным организациям России возможность участия в реализации целевых государственных программ.

Создание условий для поддержания межрелигиозного и межнационального согласия путём сотрудничества религиозных объединений с органами государственной власти РФ, субъектов РФ и другими институтами гражданского общества отнесено к задачам в политической сфере отношений государства с религиозными объединениями Российской Федерации. Однако такое сотрудничество, направленное на создание условий для межрелигиозного и межнационального мира предпринимаются и сегодня. Этих усилий явно недостаточно, чему свидетельство продолжающаяся духовная деградация общества. Остаются неопределёнными правила этого сотрудничества. Следовательно, требуется выработка системы конкретных мероприятий, которые создали бы для религиозных объединений условия, позволяющие им вносить весомый вклад в защиту нравственный основ жизни общества и его духовное развитие.

4. Полагаем, что несколько большей детализации требуют положения описывающие сотрудничество традиционных религиозных объединений и государства. В частности, больше внимания следует уделить принципам действия механизма и форме этого сотрудничества, а также усовершенствовать понятийный аппарат в контексте этой проблематики, поместив определения основных используемых понятий.

5. Позитивной характеристикой проекта Концепции является ввод понятия традиционных религиозных объединений и закрепление признаков их традиционности. Однако для применения нормативно-правовых критериев традиционности на практике должно быть произведено их закрепление в соответствующем нормативном правовом акте.

Концепция вводит понятие традиционных религиозных организаций отдельных народов Российской Федерации. Полагаем, что определение названного понятия требует существенной дальнейшей доработки, как и связанное с ним положение о том, что указанные организации наделяются одинаковым объёмом прав с традиционными религиозными организациями Российской Федерации в пределах исторических территорий их распространения или определённых национальных (этнических) общностей.

6. Больше внимания в проекте Концепции следует уделить проблеме существования в российском обществе новых религиозных движений (так называемых «сект»), деятельность которых угрожает здоровью граждан и посягает на безопасность государства. В VII разделе проекта Концепции перечисляются меры, осуществляемые государством для укрепления конституционного строя, поддержания социальной стабильности и межрелигиозного мира. Однако необходимость осуществления многих из перечисленных мер уже декларируются другими правовыми актами. Так, на пресечение религиозного экстремизма и деятельности, направленной против основ конституционного строя, направлена Концепция национальной безопасности РФ, утверждённая Указом Президента Российской Федерации № 1300 от 17 декабря 1997 года, Федеральный закон №130-ФЗ от 25 июля 1998 года «О борьбе с терроризмом». Возбуждение религиозной розни, оскорбление чувств верующих, пропаганда неполноценности или исключительности граждан по принципу их отношения к религии противоречит статье 13 Конституции РФ, статье 3 Федерального закона № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В связи с изложенным выше считаем целесообразным в проекте Концепции чётче сформулировать задачи, предложить новые направления и формы деятельности государственных органов в сфере пресечения религиозного экстремизма и деятельности, направленной против основ конституционного строя, наносящий ущерб здоровью, нравственности и законным интересам граждан, а также изложить цели государственного контроля за соблюдением религиозными объединениями российского законодательства. При этом следует учесть опыт применения вышеназванных правовых актов и их недостатки, выявившиеся в процессе реализации названных актов.

В проекте Концепции следует предусмотреть реальную систему мер, направленных на решение основных, принципиальных и актуальных вопросов государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. Представленный проект Концепции с учётом изложенных замечаний может быть взят за основу для дальнейшей доработки.

 

Юрист Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви,

кандидат юридических наук, 

Куницын И.А.





 




 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"