Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение доктора юридических наук, профессора кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ М.Н.Кузнецова от 2 июня 2001 г. на проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации

 

Разработанный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве, в лице заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве Жбанкова В.Н., и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права, в лице Понкина И.В. и Ситникова А.В., проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями (далее - проект концепции) имеет своей целью упорядочение и согласование действий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере их отношений с религиозными объединениями.

Необходимость разработки и принятия такого документа назрела давно. Отсутствие системной и продуманной государственной политики в области отношений с религиозными организациями неминуемо повлечет со временем дестабилизацию и социальные потрясения в нашем обществе, уже сейчас имеет своими последствиями многие негативные социальные процессы.

Предлагаемая концепция является весьма своевременной, учитывает общегосударственные интересы и интересы отдельных религиозных объединений и их последователей, направлена на обеспечение единства и государственной целостности Российской Федерации в современных исторических условиях ее развития. Положения проекта концепции не противоречат принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, не нарушают прав и свобод граждан.

Выделение традиционных религиозных организаций - давняя и насущная проблема, решение которой закреплено в предложенном тексте. Важным положительным новшеством данного проекта является закрепление критериев определения традиционных религиозных организаций Российской Федерации и придание таким религиозным организациям соответствующего правового статуса в сфере сотрудничества с государством в решении социальных проблем, вопросов духовно-нравственного, правового и патриотического воспитания населения. Вопрос выделения и законодательного закрепления категории "традиционная религиозная организация" является давно уже актуальным и насущным. Это положение проекта концепции заслуживает самой высокой оценки и всяческой поддержки. Оно находятся в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, включая Конституцию Российской Федерации (с.13,14,17,18,19,28,29) и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", и международными правовыми нормами, ни в малейшей мере не ущемляет права на свободу совести и убеждений, а также принцип равенства базовых прав и свобод последователей всех религий в Российской Федерации перед законом.

Государство не может и не вправе игнорировать тот факт, что значительная часть населения нашей страны относит себя в той или иной мере или выражает каким либо образом предпочтение к тем религиозным организациям, которые принято называть традиционными. Отказ признавать этот факт на том основании, что группа других граждан не относит себя к этим конфессиям, является, безусловно, ошибочным. В реальных взаи­моотношениях государство должно учитывать, какова роль той или иной религии в жизни населения страны в целом или в отдель­ном субъекте Российской Федерации. Государство вправе выбирать, с какими религиозными организациями ему сотрудничать, взаимодействовать больше, чем с остальными. Учитывая, что в России живет свыше 80% этнических православных, то государство просто обязано считаться с Русской Православной Церковью и старообрядцами. Учитывая мнение миллионов последователей ислама в нашей стране, государство обязано считаться с этой религией. Если рассматривать аналогию права, то возникают серьезные сомнения в правильности ухода государства от защиты своих интересов в духовной сфере. Иностранным организациям и гражданам запрещается участвовать в избирательных кампаниях на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, запрещается финансировать участие в выборах, а избирательным объединениям и блокам, соответственно, запрещено принимать какое-либо участие или помощь от иностранных государств, организаций или граждан. Но ведь формально это - нарушение их прав. Тем не менее, в сфере политики государство законодательно и силами принуждения защищает свои интересы. Мнение о том, что духовная сфера менее важна, нежели политическая, ошибочно. Если мы защищаем свои интересы в политике от вторжения извне, то государство имеем право точно так же защищать духовную сферу жизни общества. В противном случае, по аналогии права, нам пришлось бы разрешить любому иностранному субъекту права вторгаться в сферу политики - во избежание установления двойных стандартов. В любом случае, опять же по аналогии права, государство обязано сотрудничать тем больше с данной религиозной организацией, чем больший процент населения (в смысле вероисповедания) она представляет. Пункт 1 статьи 3 Конституции Российской Федерации закрепил, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Именно поэтому государство вправе сотрудничать гораздо больше с теми исторически укоренившимися в России традиционными религиозными организациями, которые представляют в нашей стране подавляющее большинство населения.

Концепция сможет послужить эффективной основой для совершенствования нормативно-правовой базы взаимоотношений между государством и религиозными объединениями. Весьма важно, что проект концепции учитывает значимость деятельности религиозных организаций в нашем обществе и отражает позитивный опыт построения таких отношений в зарубежных государствах и международную практику. Предлагаемый документ содержит в себе ориентиры, предназначенные для системной и согласованной нормотворческой и практической деятельности органов государственной власти. Важность данного проекта заключается и в том, что в нем предложены новые подходы, которые еще не нашли закрепления в законодательстве Российской Федерации, но и не противоречат ему.

 

Доктор юридических наук,

профессор кафедры государственного строительства и права

Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

профессор Российского университета Дружбы Народов

 

Кузнецов Михаил Николаевич

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"