Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Юридическое заключение доктора юридических наук, профессора кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ А.В.Васильева от 4 октября 2001 г.

 

Разработанный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями весьма актуален в силу значительного влияния религии на жизнь общества. Религиозно-этические нормы в общества составляют основу общественной нравственности, духовности, социальной устойчивости общества. Религиозные объединения принадлежат к гражданскому обществу, являются его институтами. Институты гражданского общества регулируются правом и другими социальными нормами. Государство вмешивается только в случае неразрешимых конфликтов. Однако это не исключает сотрудничества государства с религиозными объединениями. Несомненно, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устарел и требует дальнейшего своего совершенствования. И здесь очень важно обозначить направления развития отношений между государством и религиозными объединениями и их правового регулирования.

Представленный проект концепции вполне соответствует Конституции Российской Федерации и международным правовым нормам, в случае его принятия на государственном уровне обеспечит более качественную правовую защиту верующих и реализацию ими своих конституционных прав на свободу вероисповедания.

Проект концепции соответствует части 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации, устанавливающему равенство религиозных объединений перед законом. Не вдаваясь в анализ большого числа случаев спекулятивного извращения в СМИ смысла и сути нормы, закрепленной частью 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации, отмечу, что, с точки зрения конституционно-правовой науки, равенство перед законом не тождественно фактическому полному равноправию во всем, включая отношения с государством. Утверждать так было бы просто ошибочно и юридически неграмотно.

Равенство религиозных объединений перед законом означает:

1. Равенство основополагающих, базовых конституционных прав для всех членов любых религиозных объединений.

2. Равные правовые критерии, предъявляемые государством ко всем религиозным объединениям при установлении и закреплении правового регулирования их деятельности. Если бы, к примеру, вполне законопослушная иностранная религиозная организация «Армия спасения» отвечала всем критериям исторически сложившихся в России религиозных организаций (например, тем, которые приведены в представленном проекте концепции), если бы она имела столько же последователей, сколько, к примеру, Русская Православная Церковь, то она могла бы претендовать на тот же объем сотрудничества с государством, что и Русская Православная Церковь.

3. Одинаковые требования законодательства ко всем религиозным объединениям, вне зависимости от их социального статуса, распространенности в стране, названия, происхождения и пр. Это значит, что религиозная организация Русской Православной Церкви должна подавать на регистрацию в органы юстиции тот же пакет документов, что и какая-нибудь кришнаитская религиозная организация, При этом к документам, представляемым различными религиозными объединениями в органы государственной власти, предъявляются одинаковые требования.

4. Одинаковые права у всех религиозных объединений на обращения в органы государственной власти и муниципального управления по вопросам, связанным с реализацией собственной правосубъектности и своих интересов, равно как и равные права на обжалование в суде решений органов государственной власти и органов муниципального управления. Государственные органы не вправе избирательно реагировать на обращения религиозных объединений. Это означает, к примеру, что жалобу, поступившую от Русской православной Церкви позднее, чем поступила жалоба от буддистов, органы государственной власти должны рассмотреть позднее, чем жалобу буддистов, поступившую ранее.

5. Распространение действия установленных законом запретов на все, без исключения, религиозные объединения в одинаковом объеме. Нарушать права граждан и российское законодательство не вправе не только какая-нибудь секта сатанистов, но и мусульманская или православная религиозная организация. И в случае действий религиозной организации, зарегистрированной как входящая в состав Русской Православной Церкви (или же мусульманской, или иудейской или иной религиозной организации), направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, или создания этой религиозной организацией вооруженных формирований, или осуществления ею пропаганды войны, человеконенавистничества (п.2 ст.14 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»), такая религиозная организация должна быть запрещена так же императивно и в том же порядке, как должна быть запрещена осуществляющая такие же действия малочисленная экстремистская религиозная группа.

6. Одинаковая мера ответственности, устанавливаемая и реализуемая государством в отношении любых религиозных объединений и их членов за нарушения российского законодательства. Это означает, что, к примеру, священнослужитель мусульманской религиозной организации и священнослужитель неоиндуистской религиозной организации, совершив аналогичные правонарушения, при прочих равных условиях должны быть привлечены к одинаковой мере ответственности.

7. Никакое религиозное объединение не вправе навязывать свою религию гражданам и, тем самым, нарушать их права и свободы, в том числе право на самостоятельный и свободный выбор религии. Навязывание религиозных взглядов может выражаться в насильственном приобщении к религии, моральном или психологическом настаивании на принятии веры, обманном убеждении человека сделать свой выбор в пользу данной религии, а также использовании различных способов и средств насильственного воздействия на сознание и подсознание человека, оказание материальной, финансовой и иной помощи при условии принятия навязываемой веры. Применение данных средств есть нарушение прав граждан, а значит, запрещено законом. Виновные в совершении этих действий могут быть привлечены к юридической ответственности через суд.

Равенство перед законом всех религиозных объединений вовсе не препятствует выделению государством традиционных религиозных организаций и расширенному сотрудничеству с ними. И здесь надо отметить, что авторы проекта концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями предлагают вполне цивилизованный и правовой путь, когда государство гарантирует свободу вероисповедания всем и каждому, обеспечивает защиту прав верующих всех религиозных объединений, не нарушающих российское законодательство и права человека, но при этом расширенно сотрудничает с традиционными религиозными организациями Российской Федерации, что определяется количеством граждан, исповедующих эти религии.

Проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями, разработанный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права, при некотором его дальнейшем совершенствовании можно рекомендовать Президенту Российской Федерации для его рассмотрения и принятия.

 

Доктор юридических наук,

профессор кафедры

государственного строительства и права

Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Васильев Анатолий Васильевич

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"