Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Пояснительная записка к  проекту  концепции  государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации

 

Проект концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации (далее - проект концепции) разработан Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Москве и Институтом государственно-конфессиональных отношений и права.

Необходимость разработки проекта концепции обусловлена отсутствием в настоящее время упорядоченной и последовательной государственной политики в сфере отношений органов государственной власти в Российской Федерации с религиозными объединениями, а также документов, формулирующих основополагающие направления и приоритеты такой политики, что может привести к процессам, которые со временем станут значительным фактором дестабилизации общественной, экономической и политической жизни российского общества.

Актуальность разработки и принятия названной концепции обусловлена также важностью содействия государства реализации положительного потенциала религиозных объединений в жизни общества, и, прежде всего, в духовно-нравственной сфере. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2001-го года) отмечалось, что развитие страны определяется не одним лишь экономическим успехом, но - не в последнюю очередь - духовным и физическим здоровьем нации.

Концепция направлена на содействие обеспечению условий для реализации гражданами Российской Федерации права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также упорядочению деятельности органов государственной власти, в пределах их компетенции, в сфере отношений с религиозными объединениями.

Концепция устанавливает цели, принципы, задачи, основные направления и приоритеты государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями, служит методологической основой для совершенствования нормативного правового регулирования отношений органов государственной власти с религиозными объединениями, а также при планировании и реализации деятельности органов государственной власти в указанной сфере. Проект содержит в себе ориентиры, предназначенные для обеспечения системной и согласованной деятельности органов государственной власти.

Проект Концепции включает 8 разделов:

I. Состояние отношений между государством и религиозными объединениями в российской федерации.

II. Основные цели и принципы государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями.

III.  Основные  задачи  государственной  политики в сфере отношений с религиозными объединениями.

IV. Отношения государства с традиционными религиозными организациями.

V. Отношения государства с религиозными объединениями в сфере образования.

VI. Отношения государства с религиозными объединениями в сфере благотворительности и социального обслуживания.

VII. Основные направления деятельности государства в области предупреждения и борьбы с религиозным экстремизмом и возбуждением религиозной вражды.

VIII. Формы реализации государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями.

Одним из основополагающих нововведений в сфере государственных отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации, предлагаемым в проекте концепции, является введение понятия традиционной религиозной организации, что учитывает широко распространенную зарубежную практику.

Государство, как институт, призванный представлять интересы всех своих граждан, должно при взаимодействии с религиозными объединениями учитывать, что значительно различающиеся по численности части населения Российской Федерации выражают принадлежность или предпочтительное отношение к разным религиозным объединениям. Из этого логично следует, что государство вправе по-разному сотрудничать с религиозной организацией, насчитывающей сотни тысяч или миллионы последователей, и религиозной группой из нескольких десятков человек. 

Расширенная правосубъектность предпринимателей без образования юридического лица по сравнению с остальными дееспособными гражданами не отменяет конституционной нормы о равенстве людей всех перед законом и не вступает с нею в противоречие. Равно как и ограниченно дееспособные или недееспособные граждане не являются менее равными перед законом по сравнению с обладающими полной дееспособностью.

Поэтому, по аналогии права, расширенная правосубъектность традиционных религиозных организаций, предполагающая преимущественное сотрудничество государства с ними, не противоречит конституционной норме о равенстве всех религий перед законом.

В случае утверждения концепции на основе данного проекта, она, безусловно, будет способствовать повышению эффективности государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями, сохранению единства культурного пространства и государственной целостности России в новых исторических условиях ее развития, а также станет важной методологической основой для дальнейшего совершенствования нормативного правового регулирования отношений государства с религиозными объединениями.

Проект концепции прошел экспертизу и получил высокие оценки российских юристов - доктора юридических наук М.Н.Кузнецова, кандидатов юридических наук А.В.Пчелинцева и К.А.Чернеги и др., которые дали заключения, что настоящий проект концепции не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным законам, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации. Согласно их заключениям, проект концепции не вступает в противоречие с конституционным принципом светского характера российского государства и не нарушает конституционный принцип равенства всех религий перед законом, а также учитывает традиции нашей страны, современные российские реалии и зарубежную законодательную и правоприменительную практику.

Проект концепции согласован с руководством Русской Православной Церкви,  Центрального духовного управления мусульман России, Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви и ряда протестантских централизованных религиозных организаций. Замечания и предложения, высказанные при согласовании проекта, были и будут учтены при его доработке.

В случае утверждения концепции, на основе данного проекта, ее реализация не потребует расходов, прокрываемых за счет федерального бюджета, а также увеличения численности существующих или образования новых органов государственной власти.

 

Заместитель начальника

Главного управления

Министерства юстиции

Российской Федерации по г.Москве

государственный советник юстиции 3 класса

Жбанков В.Н. 

19 июня 2001 г.

Цена на гироскутер
Прокат гироскутера в удобном районе! Доставка гироскутера к любому метро
airwheel.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"