Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 4. Восточные организации.


Миссия Чайтаньи “Институт Знания о Тождественности”

Руководство

Основатель и руководитель - Джагад Гуру Сиддхасварупананда Парамахамса Крис Батлер (родился в 1948 г.).

Руководители в России - его инициированные ученики Вишну дас (Вальдемар Кочуба) и Хари даси.

Месторасположение центров

Центры организации расположены в нескольких странах мира: в Англии, Швейцарии, Польше, Австралии, США, на Филиппинах и др.

Главный центр организации расположен в США на Гавайах: The Identity Institute. P.O. Box 11039, Honolulu, Hawaii 96828.

Есть центры на Украине и в России.

Секта проявляет повышенную активность в Москве, Санкт-Петербурге, Твери и Владивостоке [7-9].

В Москве: ул. Гаврикова, 3-1-25 (м. “Красносельская”), т. 264-01-96, конт. тел. 162-97-98.

Доктрина

Учение организации представляет собою синкретическую доктрину на основе учения Чайтаньи.

По словам последователей учения, оно передается по системе парампары (ученической преемственности) и базируется на “Ведических Писаниях”: “Бхагавад-Гите как она есть”, “Шримад Бхагаватам”, “Чайтанья-Чаритамрите”. Цель учения в том, чтобы научить людей Бхакти - любви и преданности Богу. Последователи этого учения нередко цитируют Библию в своих произведениях [1].

Согласно верованиям членов Миссии, “пять тысяч лет назад Шри Кришна - Верховная Личность Господа - поведал “Бхагавад-Гиту”. Господь Чайтанья, который явился в Индии пять сотен лет назад, учил, что во время хаоса и смятения единственный способ подняться над этим - совместное воспевание “святых имен” Верховного Господа” [1].

В “Миссии Чайтаньи “Институт Знания о Тождественности” наряду с изучением традиционных для последователей Чайтаньи книг (“Бхагавад-Гита как она есть” и др.) не отвергаются и священные книги других религий (Библия, Коран и др.). Наиболее авторитетными считаются Библия и “Бхагавад-Гита как она есть”, написанная и прокомментированная Прабхупадой. Доктрина отождествляет христианство и кришнаизм, выставляя себя в качестве некого объединяющего учения, являющегося квинтэссенцией всех лучших черт, присущих этим религиозным учениям:

Тем не менее даже этого быстрого взгляда достаточно для того, чтобы начать понимать то положение, которое занимают Иисус и Кришна. Иисус - сын, а Кришна - отец. Иисус - сын Кришны! Потому Иисуса и называют Христом, что Он был помазан Кришной. Красота этого факта выше любого прославления! Это знание освободит мир от тисков проникнутого беспокойством сектантства... Мы увидим, что Иисус не желает ничего другого и не учит ничему другому, нежели Кришна!” ([3], с. 30);

Христианину нет надобности объявлять себя индусом... Переход из “христианина” в “индуса”, в “мусульманина” не поможет вам. Оставайтесь в своем одеянии, своем статусе: внешнее изменение не поможет. Но примите это дополнительное знание Гиты и познайте истинное значение слова “христианин” ([3], с.63).

Доктрина организации утверждает позицию “цель оправдывает средства”: “Нам нужно бросить свои заботы о мнениях света и искать Господа любой ценой” ([3], с.63). Подобно произведениям Прабхупады, книги основателя “Миссии Чайтаньи “Института знания о тождественности” так же содержат положения о необходимости отречения от всего материального (дом, семья и пр.): “Но мне не следует воображать, что я люблю Иисуса, если я все еще связан с материальными желаниями” ([3], с.60). Весьма интересен и следующий тезис: “Но поймите надежду Иисуса! Его желание состоит в том, чтобы я любил Бога, а не мир!” ([3], с.61).

Искусственность доктрины “Миссии Чайтаньи “Института Знания о Тождественности” и несоответствие ее действительности иллюстрируются в самих “Бхагавад-Гита как она есть” и “Шримад Бхагаватам”. Так, описание облика Кришны приводится в главе 11, текстах 16,19,23,24,25,26,27,29,30 “Бхагавад-Гита как она есть” [4]: “Я вижу в твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в Твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как Ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими”. Довершает это “милое” зрелище ложе из змей, на котором восседает Кришна ([4], глава 11, текст 15). Соответствие несколько странного облика Кришны его сущности обосновывается словами от имени самого Кришны ([4], глава 10, тексты 29,34, глава 11, текст 32): “Я - Яма, Бог смерти... Я - всепожирающая смерть... Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей”, а также в следующих текстах и комментариях:

Таким атеистам... Но в конечном итоге и они оказались беспомощными и не смогли спастись, когда Господь предстал перед ними в облике жестокой смерти” ([5], глава 1, комментарий к тексту 1).

Своими ногтями надвое разорвал могучее тело безбожника Хиранйакашипу” ([5], глава 3, текст 18).

Всемогущий Бог... может отобрать всю вселенную, попросив маленький клочок земли” ([5], глава 3, комментарий к тексту 19).

У Кришны вообще много разного рода подозрительных для нетрансцендентного человека качеств, например, в комментарии к тексту 19 главы 8 [5] описано следующее прямо-таки ужасающее качество: “Он убил ведьму Путану, несмотря на то, что она смазала свои груди ядом, рассчитывая отравить Его. Господь стал сосать ее грудь, как обыкновенный ребенок, и вместе с молоком высосал ее жизнь”.

О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно” ([5], глава 8, текст 29).

Его зачастую пугается сам страх” ([5], глава 8, комментарий к тексту 31).

Раны, нанесенные телу Господа острыми стрелами Бхишмадевы, доставляли Господу такое же наслаждение, как укусы невесты Господа” ([5], глава 9, комментарий к тексту 34).

Сложившиеся обстоятельства были превыше клятв. Кршна (именно так написано в оригинале, - прим. ред.) больше известен под именем бхакта-ватсала - тот, кто любит Своих преданных, и Он предпочел остаться бхакта-ватсалой, а не мирским моралистом, никогда не нарушающим своей клятвы” ([5], глава 8, комментарий к тексту 13).

Он поддерживает эти вселенные и в должный срок уничтожает их, причем вся эта деятельность нисколько не влияет на Него” ([5], глава 3, комментарий к тексту 36).

Смерть - это Сама Верховная Личность Бога” ([6], глава 13, комментарий к тексту 19).

Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все это не оказывает на Него никакого влияния” ([6], глава 10, текст 24).

Характеристика

Основатель и руководитель “Миссии Чайтаньи “Института Знания о Тождественности” Джагад Гуру Сиддхасварупананда Парамахамса Крис Батлер является, по словам его последователей, личным учеником Бхактиведанты (Шрилы Прабхупады) и, следовательно, звеном в цепи ученической преемственности, восходящей к самому Чайтанье: “Я - представитель моего духовного учителя, Его Божественной Милости А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, который есть чистый преданный Бога и который также принял настоящего духовного учителя” ([3], с.59). Выйдя по некоторым причинам из “Международного Общества Сознания Кришны”, Крис Батлер написал несколько книг, в которых раскрыл свое учение, и основал в начале 1980-х годов свою собственную организацию [2].

В Россию представитель этой цепи управленческой преемственности впервые прибыл в конце 1991 г., а в 1992 г. было еще два посещения с целью проповеди учения. Лекции собрали определенное количество заинтересовавшихся и пожелавших ознакомиться с учением более глубоко. В 1993 г. организация была зарегистрирована Управлением юстиции г. Москвы [1].

Организация квалифицирована как деструктивная религиозная организация в:

К разделу “Миссия Чайтаньи “Институт Знания о Тождественности”

1. Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск. - М.: Республика, 1996.- 271 с.

2. Butler Chris. Who are you? Discovering your real identify.- Honolulu, Hawaii: The Identity Institute, 1984.

3. Джагад Гуру Крис Батлер Сиддхасварупананда Парамахамса. Духовная любовь. Иисус любит Кришну. - М.: “Миссия Чайтаньи “Институт Знания о Тождественности”. - 66 с.

4. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. - Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 832 с.

5. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам. - Первая песнь, часть 1.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 549 с.

6. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам. - Первая песнь, часть 2.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 605 с.

7. Русская Православная Церковь протестует против незаконной деятельности в приморье религиозных групп // Сообщение ИНТЕРФАКС (“Евразия”) от 14 июля 1999 г.

8. Афанасьева Н. Владивостокская епархия РПЦ обратилась в прокуратуру по фактам противозаконной деятельности в Приморье ряда религиозных организаций // Сообщение ИТАР ТАСС (Выпуск “Криминальная хроника”) от 14 июля 1999 г.

9. Белоиван Л. Владивостокская епархия русской православной церкви обратилась в прокуратуру по фактам противозаконной деятельности “Свидетелей Иеговы” // Сообщение РИА-НОВОСТИ (Выпуск “Горячая линия”) от 13 июля 1999 г.

10. Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты. - М.: Издание Государственной Думы РФ, 1998. - 176 с.


Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"