Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. - Москва, 2000. - 394 с.


“Святогор” Центр

Другие названия: “Коломенская ведическая община” [14], Центр древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор”, “Коломенская славянская языческая община”.

Руководство

Руководитель – Егоров Александр Анатольевич (инициированное имя - Велигор).

Члены Координационного Совета Центра “Святогор” – Р.В.Фатин, Я.В.Катков, С.А.Капитанов [9].

Активисты Центра “Святогор” - Дмитрий Непобедимый (видимо, псевдоним), Сергей Антропов, Илья Мякотин, Андрей Брагин, Алексей Цыганов, Александр Деев [10].

Месторасположение центров: Москва и г.Коломна Московской области.

Контактный адрес: 140408, Московская область, г.Коломна, а/я 38, т.(261)-4-81-49 [9].

Доктрина

По мнению исследователя неоязычества О.В.Асеева, источниками для формирования теоретико-мировоззренческой базы для этой и подобных общин являются работы А.И.Асова и Ю.П.Миролюбова, “Велесова книга”, а также представления о славянском язычестве академических ученых - С.М.Соловьева, Б.А.Рыбакова и др. [4].

Руководство организации в своей пропагандистской деятельности декларирует следующие цели [4]:

По словам А.Егорова: “Святогор” – не религиозное объединение. Я бы определил его как объединение мировоззренческое” [1].

Однако анализ вероучения и деятельности Центра “Святогор” позволяет утверждать, что указанный Центр представляет собой неязыческое религиозное объединение, доктрина которого носит характер, антагонистичный традиционным российским духовным ценностям, которые руководитель Центра “Святогор” пытается, подтасовывая исторические события, заменить некими фантастическо-компилятивными “ведическими традициями”.

Любимое слово Егорова применительно к его вероучению – “ведический”:

Изучаемое нами, как основа русской воинской культуры, славянское ведическое мировоззрение в то же время не являйся обязательным мировоззрением или религией для всех его членов. В Центре существует славянская ведическая община… С нашей точки зрения Православное христианство и славянское ведическое мировоззрение, как вероучения, принципиальных противоречий не имеют… Свою позицию в отношении Православия Центр “Святогор” до сего времени неуклонно отстаивал и при взаимодействии с другими организациями ведической (языческой) направленности” [9];

Просто существует всемирный закон коловращения, круговорота. И поэтому человечество непременно вернется к тем же самым основам, только на новом качественном уровне. Вот как раз, видимо, это время настало, потому что ведическая религия, или, как говорят, языческая религия на Руси сейчас возрождается очень активно” [8].

Здесь следует напомнить, что громче всех кричат о себе, как о единственных последователях ведической традиции, кришнаитские последователи Прабхупады, про которых известнейший российский индолог Ирина Глушкова писала: “Не принадлежит ведическому канону и “Бхагавад-гита”, и не надо всуе поминать слово “ведический”, а только - к месту (хотя известно, что многие неоиндуистские течения любят это слово и относят его к любому существительному - “ведический университет”, “ведическая кухня” и т.д.)… Между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком “Зуко” и соком живого плода” [7]. Это сказано про неоиндуистскую секту, Центр Велигора же основывает собственные утверждения о принадлежности к ведической традиции исключительно на основе собственного мнения на этот счет.

Священник Олег Стеняев: “Какой бы агрессивной казуистикой Егоров и его последователи не стремились подкрепить свои шаткие заявления и фантастические декларации, но факт остается фактом: религиозная доктрина Центра “Святогор” – во многом надуманная, полная нелепиц, хотя и уходит частично своими корнями в мрачные языческие времена. Но даже и эта малая часть опасна для духовного и душевного здоровья людей” [6].

Автор опубликованной в газете “Благовестник” статьи “На ту же тему” Роман Гацко писал: “…не имея ничего против А.Егорова лично, мы не можем идти на компромиссы с его “учением”. Мы не можем одобрить, когда в рождественский сочельник незадолго до начала службы в Николо-Посадской церкви, “ратоборцы” устраивали свои игрища рядом, на православных могилах. Все “ратоборческие” обряды есть неприкрытая бесовщина. Родители, отдающие своих детей “Святогору”, отдают их сатане” [11].

Как и в любой иной религиозной организации, собственное вероучение в Центре “Святогор” превозносится до уровня исключительности и всеохватности: “Это никакая не блажь, это действительно серьезная система мировоззрения, серьезная философия, по своему развитию, по своим основам не уступающая современным мировым религиям или ведущим философским системам” [8]. Что вызывает устойчивые сомнения, особенно если учесть столь жидкую вероучительную базу - несколько современных компиляций, фальсифицированные “Русские веды” и странно трактуемые язычниками, но не относящиеся к ним никаким боком, произведения русских классиков.

А те, кто с этим не может согласиться, таких в Центре “Святогор” сразу же наделяют клеймом “религиозного фанатика из христиан” [8]. Для сектантского менталитета вообще весьма свойственно болезненное восприятие любой критики в адрес собственного вероучения, каким бы смехотворным оно ни было. Именно поэтому адепты Центра “Святогор” столь резко реагировали на критические статьи в местной прессе [6].

Подобно многим иным сектам, людей, приходящих в Центр “Святогор” убеждают изменить свое имя на некое выданное руководителем или избранное самостоятельно древнеязыческое – Каремир, Радомир, Чернояр и пр.. Велигор-Егоров заявлял: “Да наших дружинников уже в общем-то никто и не зовет по их родным именам. Вот например, Святозар… Так никто уже и не помнит, что его когда-то Андреем звали. Также Каремир, Чернояр, Радомир” [8].

Существует огромное количество исследователей – психологов, лингвистов – о связи манипуляций именем человека и его лексиконом с манипуляциями его сознанием [6].

Адепты организации считают себя “воинами Света”, избранными языческими божествами для борьбы с некими “грабителями-поглотителями” (поглотителями чего? По тексту не указано. Может, еды? - прим. авт.):

Во все времена захватчикам, грабителям – поглотителям, слугам Тьмы в любом обличье – заступали дорогу Воины, Воины Света. Сегодня ты становишься одним из них… Сверкающий меч ведуна высекает над тобой древний сакральный знак – оберег и ложится на плечо. Отныне ты Воин, и покуда ты верен клятве, наши боги хранят тебя! Слава!… Воины оказываются там, где им и надлежит быть, на границе Тьмы и Света. За их спиной… солнечные боги предков. Там – Ярило, Семаргл, Перун – они тоже Воины… Отныне ты Воин!… Ты всегда будешь стоять здесь – на рубеже Тьмы и Света, - отступая и побеждая, умирая и возрождаясь вновь. На твоих плечах – Гармония мироздания… Завещано в “Велесовой книге”: “Будьте сынами своих богов” [14].

Именно так собственноручно описывает обряд посвящения в его организацию под названием “Посвящение Воинов” сам Велигор (Егоров).

Или еще: “Это все не так просто. Это не игра – это способ жить. У нас все дружинники - посвященные воины, они и живут как воины. Жить как воин - это, в общем-то, религия своего рода, философия, мировоззрение - совершенно особенное” [8].

Подобные высказывания Егорова сводят на нет все его попытки убедить окружающих, что “Центр “Святогор” – это общественная, а не религиозная организация.

Учение Велигора-Егорова носит компилятивный характер, и в нем довольно много откровенных нелепиц. Прежде всего, необходимо отметить, что Егоров распространяет совершенно глупые идеи относительно русского православия: “Русская православная религия на 90 процентов языческая” [8]. Однако, это лишь пролог в “царство нелепиц” Велигора-Егорова, который пишет, что славян никто не знал: “Вот жили так славяне, когда к ним никто через эти леса, болота, реки пробраться не мог”, но, несмотря на это, “весь мир восхищался ими” [8].

Выказывая абсолютное невежество во всем, что связано с православием: “Между прочим, русская православная религия на 90 процентов языческая” [8], Егоров, тем не менее, своей сильной антипатии к православию не скрывает:

Официальная религия не в состоянии дать людям то, за чем они приходят. Православие утратило большую часть знания, понимания о мире, духовную основу, осталась внешняя обрядовость” [1];

Идея же свести искусство к библейским сюжетам, молитвам и песнопениям, а образование - к Закону Божьему, вряд ли здоровая, но для многих новоявленных “миссионеров” она явно привлекательна” [9].

Может быть, именно поэтому в устах Егорова звучат и прямые призывы к общению с нечистой силой: “Новый год! Как новое рождение, новая жизнь, новые надежды и радости. Здесь и священный огонь - символ Хорога, и украшенная ель - дерево Велеса. Здесь и память о прошедшем, поминовение предков, как бы подведение всех итогов. Здесь и гадания о будущем, и обращение к Богу. Даже общение с “нечистыми”, темными силами. Предки и с ними умели обращаться и договариваться” [10].

Священник Олег Стеняев: “Вспомним, что еще Святой преподобный Нил Синайский писал об опасности подобных экспериментов: “Демоны, раз овладев душою, обращаются с нею так гнусно и так оскорбительно, как свойственно лукавым, страстно желающим нашего позора и гибели. Сняв с нее все одежды добродетели, одев ее в рубище порочных страстей... и наполнив ее всякой свойственной им нечистотой, они непрестанно хвастаются наносимыми поруганиями. И не знают демоны никакой сытости в этом гнусном и непотребном обращении с душою, но как пьяницы, чем сильнее напиваются, тем более разгорячаются... так и они тогда особенно неистовствуют и сильнее и свирепее нападают на душу, когда наиболее повредит ей, поражая и уязвляя ее со всех сторон и вливая в нее свой яд. И не отстанут они от нее прежде, чем приведут ее в одинаковое с собою состояние или увидят, что она уже отрешилась от тела” [6].

Характеристика

Центр “Святогор” - неоязыческая религиозная организация.

Центр зарегистрирован как общественная организация Управлением юстиции Московской области [9].

Одним из приоритетных направлений деятельности Центра “Святогор” является культивирование единоборств и боевых искусств:

Раньше мы занимались славяно-горицкой борьбой, она в то время была объединенным русским стилем, а теперь она стала авторским стилем Александра Белова. И из нее очень много было выброшено, много нового включено. Но мы, как и многие другие, с этим не согласились и из этого движения вышли. И вот, на основе тех материалов, которые нам удалось найти, обработать, создана система рукопашного боя, которая называется “Лют”, лютый бой. Первооснову его я нашел здесь, в Коломне. По этому поводу была статья в журнале “Русский стиль”. Система эта основана на славянских сакральный знаках и, в общем-то, аналогов не имеет на сегодняшний день в России. Она такая же уникальная как скажем, тверская “Буза”, “Покач” владимирский” [8].

По просьбе Православного братства Дмитрия Донского, Центр “Святогор” в течение многих лет безвозмездно предоставляет костюмы и снаряжение: кольчуги, шлемы, муляжи оружия и т.п. [9]

У организации тесные связи с различными оккультно-религиозными сообществами. Так оккультная секта “Бажовцы” неоднократно приглашала Центр “Святогор” на свои международные Бажовские фестивали в Челябинске [8].

У организации в последнее время финансовые проблемы. Раньше оказывали помощь “Мосбизнесбанк” и “Уникомбанк” [8].

Регулярно проводятся публичные мероприятия. Егоров так описывает одно из публичных обрядовых мероприятий своей организации в Коломне в 1997 году: “В минувшие выходные парк кинотеатра имени Зайцева заполнился большим количеством детворы и взрослых. Центр древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор” по древней традиции отмечал дни зимнего солнцеворота веселым праздником. Было все. И священный костер, зажженный по традиции женскими руками, руками вечных хранительниц огня, домашнего очага. И веселый хоровод - символ вечного движения, коловращения жизни, символ солнца, Хорста. Ломали по кругу священный хлеб - братчину, издревле по обычаю объединяющий воинов, всех людей в одну большую и дружную семью. Явилась на праздник и нечистая сила в образе Чуда лесного в вывороченном тулупе и жуткой рогатой маске. Ну да добры молодцы-святогоровцы быстро обратили ее в силу добрую и общественно полезную - по методу кузнеца Вакулы. А потом, опять же по обычаю, пошли народные игры и забавы прыжки через костер, бои “стенка на стенку”, “взятие городка”, перетягивание каната и многое, многое другое. Гвоздем же программы праздника были, конечно, ставшие уже традиционными соревнования по русскому рукопашному бою. Для всех желающих были организованы “потешные” бои. Ребята лихо “бились об заклад” в “тризне”, боролись в “крест”, сражались на “пыльных мешках”, фехтовали надувными “булавами”, пытались сдернуть у противника с головы шапку - “опростоволосить” и т.д. Были разыграны призы в поднимании гири и вращении тяжеленной дубины-палицы” [10].

Кстати, в проведении этих мероприятий Центру “Святогор” большую помощь оказала администрация города Коломны, комитет по физической культуре и спорту и лично Сергей Владимирович Зацепин [10].

Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев: “Действующий в Коломне Московской области Центр древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор” под руководством А.Егорова (Велигор) активно пытается зарекомендовать себя неким безобидным сообществом людей, заигравшихся в историю, или интеллектуалов-этнографов” [6].

Исследователь Валерий Ярхо о Центре “Святогор” [15]: “За последние несколько месяцев 1997 года им было посвящено несколько передач, множество статей. Авторы умиляются: ну, дети, заигравшиеся в историю, интеллектуалы-этнографы, ищущие смысл бытия в “корнях”. При этом как-то упускается из виду, что под покровом разного рода ратоборческих секций, этнографических и патриотических организаций внедряется не игрушечный, а вполне реальный культ языческих богов, кощунственный по форме и агрессивный по сути. Под покровом сладенькой ерунды о “дохристианской воинской культуре” пытаются скрыть неоспоримый факт: варварские суеверия древних славян основывались на убийстве, срамословии, пьянстве и блуде в самых его извращенных формах. В чем причина такого нравственного одичания? В духовной поврежденности нашего общества. Духовно ущербный человек неизбежно придет к фетишу, он сделает идола из чего угодно. Можно обожествить самого себя. Можно искать утешения в нелепых суевериях” [15].

Если читать не только фасадные декларации Егорова, а внимательно ознакомиться с его статьями (вполне открытыми для всеобщего прочтения), то видно, что практически все проводимые организацией “Святогор” мероприятия носят ритуальный религиозный характер или подтекст:

Прыжок через костер – действие, направленное на очищение при прохождении сквозь купальский огонь, а точнее, восстановление внешнего фона человека. Того, что в народе называют “сиянием”. Купание в воде приводит в равновесие внутренние энергетические потоки. Хоровод же позволяет объединить “отдельных” людей в единую замкнутую систему и в сочетании с костром “организовать канал связи” с высшими силами” [16];

Купала – это обряд соединения двух противоположных начал – огня и воды, мужского и женского. По большому счету все рождается при соединении двух противоположных начал: новая жизнь, новые планеты, какие-то новые элементы… И в этот момент есть возможность повлиять на эти процессы, как в точке весов, задать будущее в информационном плане. Древняя магия праздника Купала в принципе именно в этом и состоит. Как бы заложить в информационном поле земли более благоприятный исход каких-то процессов. И в то же время сделать это без взрыва” [16];

Однако воздействовать можно только тогда, когда ты являешься частью этого процесса. Необходимо изначально войти в процесс. То есть нельзя воздействовать, находясь где-то вовне. Человек, который участвует в обряде, должен почувствовать, что происходит в природе, ощутить вселенское сияние, как бы поместив всю Вселенную в себе. При определенном уровне - психотехнической тренировке – это получается. Еще – плюс огонь, плюс примитивные модели, свечи на воде. Это – как бы толчок для души – разбудить себя. И вдруг приходит вот это ощущение одной из тайн мироздания – соединение двух противоположных начал без конфликта… Обряд – это не урок. Это даже не тренинг. Это намного больше – как бы новая ступень, новый шаг на лестнице постижения… Достаточно перейти в душе какой-то уровень, дальше уже эта духовная высота берется достаточно просто. Но это, конечно, только маленькая часть того, что человек выносит из обряда” [16].

По данным О.В.Асеева, руководитель центра А.Егоров, по основной профессии инженер, активно сотрудничает с Администрацией города, является внештатным сотрудником местного отдела МВД. Численность совершеннолетних членов руководимой им общины - около 20 человек. Кроме этого, существуют детско-юношеские кружки, число участников которых составляет несколько сот человек. Обряды и праздники проводятся преимущественно за городом, на местах, якобы, древнеславянских святилищ, у водных источников и холмов, почитаемых как священные. Общиной один раз в неделю проводятся духовные беседы, лекции, организуются семинары как в Коломне, так и в других городах России, распространяется литература по славянскому неоязычеству. Информация о деятельности общины публикуется журналах и сборниках “Наука и религия”, “Русский стиль”, “Мифы и магия индоевропейцев”, а также в региональных газетах. Центр “Святогор” поддерживает связи с родственными по неоязыческим исканиям общинами Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Рязани, Калуги, Вятки и другими, а также с рядом религиозных, культурных, образовательных, экологических организаций и движений в России и за рубежом [4].

Центр “Святогор” квалифицирован как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:

Из письма Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №25/1 от 5 мая 1999 г. Главе администрации г.Коломна Шувалову В.И.: “Центр древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор” является отнюдь не безобидным сообществом людей, заигравшихся в историю, или интеллектуалов-этнографов, а языческо-религиозным сообществом, антагонистичным традиционным российским духовным ценностям, которые руководитель Центра “Святогор” пытается, подтасовывая исторические события, заменить некими фантастическо-компилятивными “ведическими традициями”. Практически все те религиозные группы в России, которые проповедуют “ведические традиции”, скатываются до расизма и человеконенавистничества. Ярким примером являются кришнаиты, духовный лидер которых Прабхупада всех некришнаитов называл “низшими формами жизни”, “человекоподобными животными”, “рафинированными животными с куриными мозгами”, подобные свои высказывания он тоже обосновывал “принадлежностью к ведическим традициям”. Участие Центра “Святогор” в городских культурных мероприятиях может привести к непоправимым последствиям. Прошу Вас принять соответствующие меры по недопущению в дальнейшем сокрытия руководством Центра “Святогор” своей конфессиональной принадлежности (неоязычество) при их публичных мероприятиях” [12].

Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской епископ С.В.Ряховский в письме так же главе администрации г.Коломна В.И.Шувалову по поводу Центра “Святогор” писал [3]: “Настоятельно обращаю Ваше внимание на то, что Центр древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор”, обосновавшийся в Коломне, является деструктивной религиозной организацией неоязыческого характера. Его вероучение носит антихристианский характер. Это вовсе не безобидная организация. Ее настойчивые попытки подмены российских традиций совершенно нелепыми и абсурдными идеями о якобы имевших место в нашей стране “ведических традициях” (подобные утверждения не достойны критики в силу полной своей абсурдности) несут вполне определенную опасность для неокрепших душ молодежи г.Коломны. С точки зрения христианства, неоязычники поклоняются сатане, а не так называемым “русским богам” (нет русских, польских, французских богов, Бог - один и един для всех). Неоязычество представляет собой форму оккультизма, тщательно закамуфлированный сатанизм. Это совершенно ясно видно из учений действующих в России неоязыческих сект. Привлечение Центра “Святогор” к участию в официальных городских культурных мероприятиях совершенно недопустимо и может привести к тяжелым последствиям. Органы муниципальной власти г.Коломны не имеют права поддерживать деструктивные секты, это противозаконно. Прошу Вас также принять соответствующие меры по недопущению в дальнейшем сокрытия руководством Центра “Святогор” своей конфессиональной принадлежности (неоязычество) при их публичных мероприятиях” [3].

У Егорова громадные планы по внедрению его религиозно-языческого вероучения в систему воспитания и образования, начиная с детских садов: “Мы хотим создать сеть клубов по месту жительства… Чтобы эту русскую культуру дать в массы… Чтобы общее движение было, от детского сада и до конца дней” [8]. Этому ни в коем случае нельзя позволить осуществиться. В противном случае мы получим, по словам священника Олега Стеняева “целые поколения духовных инвалидов (а это страшно даже в масштабах одной Коломны), воспитанных не на традиционных христианских духовных ценностях России, которые не удалось обойти даже коммунистической системе воспитания, а на фантастическо-бредовой компилятивной системе под индуистским названием “ведическая традиция”, основанной на виртуальных вероучительных источниках и виртуальных же ценностях” [6].

Кстати, о том, что участие в мероприятиях и обрядах его организации небезопасны для здоровья, пишет и сам Егоров-Велигор: “Ребята, изображавшие коломничей и татар, вошли в настоящий азарт. В результате - несколько серьезных ушибов и даже перелом. На себе испытали это и телеоператоры, по собственному почину сузившие бойцам жизненное пространство. В пылу боя от настоящего меча пострадала одна из видеокамер. Такая вот “игра” [8].

Планы у “Святогора” очень большие. Планируется открытие дочернего клуба “Легенда”.

К разделу “Святогор” Центр”

1. Горчакова Г. Хождение к новым богам.

2. Нашествие неоязычников // Православная Москва, февраль 2000 г. - №4(214).

3. Письмо Председателя Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской епископа С.В.Ряховского №238 от 31 января 2000 г. главе администрации г.Коломна В.И.Шувалову по поводу Центра “Святогор”.

4. Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.: Изд-во РАГС. - 1999. - №1(18). - С.29-35.

5. Федоров А. Нашествие неоязычников // Русский вестник. - 2000.- №1-2.

6. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №12/7-э от 12 февраля 1999 г. на характер вероучения и деятельности Центра древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор”, выполненное по запросу №34/3-23 от 28 января 1999 г. заместителя начальника Центра криминальной информации Главного информационного центра МВД России полковника А.И.Хвыли-Олинтера.

7. Глушкова И. Лучше, когда об Индии знают больше, чем меньше // Независимая газета, 6 июля 1996 г.

8. Викторович О. Древнее золото редко блестит (Интервью с А.А.Егоровым) // Грань, ноябрь 1997 г. - №45.

9. Письмо Центра древнерусских ратоборств и воинской культуры “Святогор” редактору газеты “Благовестник” протоиерею Н.Качанкину от 25 февраля 1998 г.

10. Егоров А.А. Коломенские Святки // Коломенская правда, 9 января 1998 г. - №2-3.

11. Гацко Р. На ту же тему // Благовестник. – 1998. - №2.

12. Письмо Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №25/1 от 5 мая 1999 г. Главе администрации г.Коломна В.И.Шувалову по поводу характера вероучения и деятельности неоязыческого Центра “Святогор”.

13. Письмо Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №25/2 от 5 мая 1999 г. редактору газеты “Благовестник” протоиерею Н.Качанкину по поводу характера вероучения и деятельности неоязыческого Центра “Святогор”.

14. Егоров А.А. Посвящение Воинов в Перунов День // Наука и религия. – 1994. - №7.

15. Ярхо В. Неоязычество // Благовестник, 1998 г. - №2.

16. Егоров А.А. Праздник огня и воды // Русский стиль. – 1999 г. – С.25-29.


Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"