Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. - Москва, 2000. - 394 с.


“РУНВира”

Другие названия: “Рiдна Украiнська Bipa”, “Родная украинская национальная вера”, “Церковь Верных Родной Украинской Вере”.

Руководство

Основатель, главный идеолог и глава организации - Лев Силенко, проживающий в США, под Нью-Йорком [5,7].

Адепты организации так описывают его биографию: “Родился на Кировоградщине в казацкой семье, его отца репрессировали, поступил в библиотечное училище, но был исключен, работал на стройках в Москве, во время мобилизации в Великую Отечественную ушел на фронт, попал в плен, бежал и весной 1942 года объявился в Киеве, сотрудничал с проукраинской газетой “Наше слово”, деятели которой были арестованы и погибли, а Льва Силенко живым выпустили из Гестапо - освободили по молодости его лет. Затем он уехал на западную Украину, перешел границу и очутился в Германии, расшифровывал санскритские письмена, создал учение РУНВиры и свою церковь, которая купила большой участок земли в 130 километрах от Нью-Йорка, назвал ее “Орияной” и построил там огромный храм. Теперь пребывает в нем во благе и шлет наставления своим ученикам” [7].

Как справедливо указывает журналистка Я.Соколовская, совершенно неясно, каким образом изгнанный даже из библиотечного училища человек мог расшифровывать санскрит и как ему удалось живым выйти из Гестапо?

Руководитель украинской “РУНВиры” - Пинчук Степан Петрович.

Первый заместитель руководителя “РУНВиры” - П.В.Рубан (инициированное имя - Святослав) [3].

Собрание членов “РУНВиры” носит название “Священная Рада” [8].

Месторасположение центров

Культовое сооружение - Собор святой матери Украины - находится в г.Спринг-Глен (штат Нью-Йорк). Объединение имеет свою "академии" и издательство. Последователи “РУНВиры” есть в США, Австралии, Канаде, Англии, в странах СНГ, т.е. в местах компактного проживания выходцев с Украины.

Адрес в США: Samobutnia Ukraina-Rus, P.O. Box 60, Gillette, NJ 07933. Tel/Fax: 1 (908) 647-1215; eMail: marko@cybernex.net

В Украине действует сорок восемь общин “РУНВиры” [5], в том числе, в Киеве, в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Житомирской, Львовской, Одесской, Полтавской, Харьковской и некоторых других областях [10].

Один из самых крупных языческих пантеонов РУНВиры был в самом центре Киева в районе нынешнего расположения МИДа, английского посольства и дома, где живут некоторые высшие руководители Украины. Другой, по словам рунвистов, - рядом с селом Чайкино, где родился президент Кучма [7].

Контактный телефон в Киеве: 011-380 (44) 228-6987.

Есть филиалы “РУНВиры” в Канаде, Беларуси и России.

В России - в Москве, Тюмени, Санкт-Петербурге и других городах.

Доктрина

Вероучение “РУНВиры” - представляет собой один из вариантов неоязычества.

Последователи поклоняются Дажбогу и выступают за полную замену христианства язычеством [6].

Льва Силенко его последователи почитают как “посланного Богом Учителя и Пророка, воплощение вечного Духа Орияны - Скитии - Руси-Украины” [10].

Согласно учению “РУНВиры”, украинцы имеют свое понимание Бога, который им представлен под именем Даждьбога. Это дает им возможность обновлять и совершенствовать силу своего собственного бытия. Даждьбог - это сознание мира, вечная энергия осознанного и неосознанного бытия, святая правда, это Святой Дух Украины-Руси, а вера в него - святая и родная, своими глубокими историческими традиционными ценностями определяет философию культуры и морали украинца. “РУНВира” устанавливает для украинцев отдельное место в религиозной жизни человечества. Имея родную веру, украинец не подчиняет себя иностранным религиозным авторитетам, догмам, канонам. По мнению Силенко, “на протяжении столетий рабская христианская религия сформировала “человека-раба”. Христианская религия “не является родной для украинца. Те, кто предал Даждьбога, способствовали колонизации Украины”. Последователи “РУНВиры” не признают изображение Даждьбога, так как он - Святой Дух, Свобода, Правда, Любовь, Милосердие [10].

Символом “РУНВиры” является трезубец на солнечном диске. Последователи данного учения, ссылаясь на исторические труды и археологические находки, а также на толкование слов по санскриту, называют ее “Трисутью” (аналог, санскрит - Трисутта), считая ее такой же древней, как история культуры и цивилизации. Этот символ грех сущностей бытия присутствовал и в эмблеме Скитского рода Гаутаммы Будды. Философское трактование этого символа - триединство основы человеческого бытия - три сущности, сути - три главы: НАВ (духовное бытие), ЯВ (явное, материальное бытие) и ПРАВ (правила духовного и материального бытия). В этой эмблеме, по учению, воплощена духовная заповедь предков с нестареющим смыслом: “разумными правилами и (законами) самосовершенствуй свою духовную и телесную силу, следовательно, победивши силу тьмы - осчастливишься добром[10].

Священные книги рунвистов - “Мага вера” (в переводе - могучая вера) и “Обрядник”. Пинчук заверяет, что именно в них описана “вся правда славянской жизни”, именно они “должны возродить дух украинской нации и избавить ее от “омоскаливания”. “Наша вера - исконная, а христианская, московская - захватническая”, - проповедует Пинчук [7].

“Мага Веры” (Могущественная вера) - основной труд Л.Силенко. Основная цель книги: “представить читателям освобожденную от позднейших наслоений и христианского влияния подлинную религию Украины-Руси, в центре которой поклонение Единому Богу - Даждьбогуи “познакомить украинцев с “подлинной” историей Украины - от Вещего Олега до 1775 года”. По словам автора, книга опирается на многочисленные источники и материалы, изученные в библиотеках, хранилищах, учебных заведениях - ряда стран Европы, Азии и США [10].

Характеристика

“РУНВира” - неоязыческое религиозное объединение.

За рубежом общины “РУНВиры” организовались и были признаны официальными властями в середине 60-х годов в г. Чикаго (США). Затем они появились в ряде других штатов - Иллинойс, Нью-Джерси, Пенсильвания и других. С 70-80-х годов общества и представительства РУНВиры начали действовать в Канаде, Австралии, Англии, Германии, Новой Зеландии. На первом Соборе членов “РУНВиры”, проходившем в г. Чикаго (США) в 1972 г., были приняты основные документы, регламентирующие внутреннюю жизнь объединения "РУНВира", среди них - “Семь законов правильной жизни”, “Святые заповеди”. В мае 1992 г. Совет по делам религий при Кабинете Министров Украины зарегистрировал объединение “Церковь Верных Родной Украинской Вере” (РУНВира) [10].

Финансирование деятельности “РУНВиры” осуществляется, по некоторым данным, из США и Канады.

Исследовательница Янина Соколовская пишет [7]: “Языческие церкви возродились в Украине четыре года назад, но силу набрали только сейчас. Судя по высказываниям их “отцов”, они вполне уверенно идут к своей основной цели - изгнанию “захватнической христианской церкви” со всей исконной территории Киевской Руси. Руководимые из далекого американского центра, они неплохо материально обеспечены и в свои ряды пускают не абы кого, а людей с хорошим положением и, предпочтительно, высшим образованием. В их рядах - писатели, художники и прочий цвет интеллигенции страны. В сферу интересов “поборников исторической правды на Киевской Руси” входят и Россия, и Белоруссия, где они пытаются создать свои представительства. Ряды язычников уверенно растут - для их выступлений и лекций отдаются лучшие залы, время в радиоэфире и на телевидении. Но основные действа происходят не там, а на квартирах, где “просвещенные отцы” собираются вдали от чужих глаз... Художники, поэты и писатели стали костяком неоязыческой церкви, сформировавшейся в Киеве на основе Союза писателей Украины. РУНВира объединила очень почитаемых в стране литераторов - Сергея Плачинды, Анатолия Качана, Николая Луговика и многих других. Ход организаторов церкви был стратегически правильным - сделав основой церкви людей с громкими именами, называемых цветом украинской интеллигенции, они гарантировали приток в нее новых и новых людей”.

В своих посланиях Лев Силенко подчеркивает, что не относит членов своей организации ни к идолопоклонникам, ни к язычникам, “поскольку все они верят в единосущного Даждьбога” [5].

В РУНВире свои обряды венчания, крещения и похорон, свои молитвы и праздники. Так, отсчет нового года начинается в день весеннего равноденствия. Сейчас по календарю РУНВиры идет 10997 ориянский год. Календарные праздники условно делятся на несколько групп: языческие праздники - День праотца Ория (День Ярила), День Перуна, “Великий день Света Даждьбожьего” и т.п.; праздники, которые, по мнению последователей, христианство присвоило себе - Рождество Христово (соотв. Рождество Света Даждьбога), Вербная неделя, Купала, Троица, а также дни памяти украинских поэтов и просветителей - Т.Шевченко, Л. Украинки, И. Франко и др. [10]

По описанию журналистки Янины Соколовской: “Собрания происходят таким образом: для начала зачитывается молитва “Даждьбоже мой”, затем цитируется священная книга “Мага вера”, под магнитофонный аккомпанемент распеваются песни, возвеличивающие Льва Силенко, после - молитва и переход к пункту “разное”. Как сказал мне один из представителей Госкомрелигий Украины, сначала ему казалось, что эти собрания смахивают на отчетно-выборные сходки в колхозе. Позже стало понятно, что происходящее в “РУНВире” - достаточно серьезно” [7].

Жрецы (“рунпапы”) организации носят на цепях кулоны с символикой организации - солнце с национальным трезубом в середине.

Организация отличается экстремизмом и воинствующим антихристианством. Например, лидеры “РУНВиры” требуют, чтобы православные храмы были превращены в музеи или в новоязыческие капища [4].

По словам Степана Пинчука, его организация выдвигает требование: “Христианские церкви должны быть или закрыты, или превращены в музеи, либо в них должны исчезнуть иконы и появиться рунвистские знаки - солнышка с трезубами” [7].

“РУНВира” активно поддерживает контакты с неоязыческими сообществами России. Регулярно проводятся совместные акции. Например, презентация “московського журналу “Спадщина Предкiв” (“Наследие предков”) проходила в актовом зале Дома ученых, где собралось около шестидесяти человек. В основном это были завсегдатаи клубов, явившиеся на очередное заседание согласно заранее разосланной программе. Были: председатель Всеукраинской общественной организации “Нациократия” и первый заместитель “Рунвиры” П.В.Рубан (Святослав), представитель газеты “Вечiрнiй Киiв” журналист В.Н.Сердюк, юрисконсульт В.А.Хотемский и другие. “Наследие предков” представляли три человека: П.В.Тулаев (Москва), Ю.А.Шилов (Киев) и заместитель Р.Н.Куконеску (киевский корпункт издания “Наследие предков”) [3].

В начале 1998 года руководство “РУНВиры” направило президенту Украины Леониду Кучме обращение, в котором выразило недовольство религиозной политикой Кучмы, в частности тем, что “в украинской армии вводятся должности капелланов, которые навязывают воинам православное вероисповедание, на средства государства строятся христианские храмы”, а сам Президент неоднократно подчеркивал “свое толерантное отношение к православному христианству”. Допуская право Леонида Кучмы “на исповедание избранной им религии”, сторонники язычества тем не менее утверждали, что Президент, являясь “избранником всего украинского народа, в том числе и последователей РУНВиры”, не имеет права “делать свой личный выбор выбором всего украинского народа”. “Поэтому, - говорится далее в обращении к Кучме, - мы расцениваем Вашу неприкрытую симпатию и конкретные действия на пользу одной религиозной конфессии (в свое время грубо навязанной нашему народу огнем и мечом) как нарушение соответствующих статей Конституции, гарантом, которой Вы призваны быть” [8,9].

Постепенно неоязычники, которых никто не принимал всерьез, стали выходить на государственный уровень. Кроме потешных писем президенту с требованиями убрать с украинских гривен изображение князя Владимира-Крестителя, “поневолившего” родную страну, они сделали кое-что посущественнее. По заявлению рунвиста Анатолия Лысенко, называемого “официальным представителем Духовного Учителя в Киеве”, изучение РУНВиры теперь вошло в вузовские программы: “Львовские преподаватели во главе с рунвистом Федорченко разработали и подали в минобразования программу курса “религиоведение”, куда включено и наше учение. Министерство эту программу утвердило, преподавание по ней ведется с прошлого года. Этот курс достаточно большой - 78 часов”. Сам “официальный представитель” преподает религиоведение с рунвистским уклоном в киевском училище культуры. По словам Анатолия Лысенко, что он - лишь один из очень многих людей, официально преподающих неоязыческое учение - его коллеги-соратники работают в университетах Киева, Львова и Ужгорода, в Черкасском пединституте, Киево-Могилянской академии. “Очень многие из их студентов приходят в РУНВиру и создают свои общины”. Сколько в Украине, России и Белоруссии рунвистов, государственным чиновникам неизвестно, а сами “рунпапы” не распространяются об этом. Лишь намекают, что их паства - это десятки тысяч людей [7].

“РУНВира” квалифицирована как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:

К разделу “РУНВира”

1. Федоров А. Нашествие неоязычников // Русский вестник. - 2000.- №1-2.

2. Нашествие неоязычников // Православная Москва, февраль 2000 г. - №4(214).

3. “Наследие предков” в Киеве // Наследие предков. - 1999. - №6.

4. Русский Дом, 15 октября 1998 г. - №10.

5. Язычники на Украине // Русь Православная, 15 мая 1998 г.

6. Степаненко С. Неоязычники // Радиоцерковь. Славянок, Украина, 2 сентября 1998 г.

7. Соколовская Я. Новые язычники против христианской церкви // Известия, 31 октября 1997 г.

8. Украинские язычники обвиняют президента // Радонеж, январь 1998 г. - №1-2(67).

9. Украинские язычники недовольны Кучмой // Русская мысль, 22 января 1998 г. - №4206.

10. Новые религиозные культы, движения и организации в России / Под ред. Н.А.Трофимчука. - (2-е издание, дополненное и переработанное). - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.

Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"