Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. - Москва, 2000. - 394 с.


Мареза Теуна адептов группы

Другие названия

Известны следующие организации адептов Теуна Мареза: “Институт изучения человека” (штаб-квартира расположена в Кейптауне), “Фонд Исследований Толтеков”.

Руководство

Основатель и нынешний руководитель международного религиозного движения – Теун Марез. Иногда (реже) его фамилию пишут как “Морез”. Называет себя “южноафриканским толтеком”, так же его называют его адепты.

Теун Марез родился в Зимбабве. Его отец был шахтёром, а мать - учительницей. Детство Теуна прошло в буше, среди дикой природы, рядом с коренными жителями этой местности, в окружении их фольклора. Все это очень повлияло на формирование его мировоззрения: “Именно в те первые годы начался его путь к знаниям - поиски, которые со временем заставили Теуна отказаться от большей части традиционных представлений и вступить на совершенно иной путь постижения мира”. Поступив на первый курс университета, Теун Марез решил самостоятельно разработать религиозную систему. “Меня осенила мысль о том, что единственный способ сделать это - заново пересмотреть и переоценить все уже усвоенные представления о жизни”, - писал он. По окончании университета Теун заинтересовался вначале искусством, а позже работал в сфере образования. Он не раз говорил: “Такое разнообразие, которое является отличительной чертой Южной Африки, таит в себе огромный потенциал, так как позволяет во всей полноте изучить и понять различия между людьми. Только после этого можно постичь их подлинное единство и общность цели” [4]. Именно на африканских национальных религиозных системах он и основал свою собственную, присовокупив к ней заимствования из трудов Карлоса Кастанеды. Сейчас рабочий день Теуна включает в себя индивидуальное преподавание, писательский труд и проведение обучающих курсов. Он живет в Кейптауне (ЮАР) с женой Мариан.

Руководитель “Института изучения человека” – некая Элизабет, помощница Мареза. Еще один помощник Мареза – Дион (в некоторых источниках его имя пишут как Деон), будущий муж Элизабет и ее заместитель [4].

В России активисты – Сергей Макаров, Милен Иванов и др. [4]

Полномочных представителей Мареза в нашей стране нет. В распространенной среди своих адептов так называемой “Декларации полномочий” [9] Марез заявил: “Я хочу объявить совершенно определённо, что, несмотря на любые заявления, которые кто-либо может пытаться сделать, ни один человек на территории бывшего СССР не обладает достаточным опытом, полученным в результате работы со мной, чтобы действовать, как мой представитель. Также, на сегодняшний день, нет ни одного человека, говорящего на русском языке, который бы мог объявить о том, что он является моим учеником”.

Месторасположение центров

Главный центр находится в Южно-Африканской Республике (Кейптаун). Центры существуют в США, Великобритании, Германии, Франции, Украине и др. странах.

В России адепты Теуна Мареза действуют в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах страны.

Численность адептов

До недавнего времени число адептов было невелико. Обычно это были немногочисленные группы или одиночки-экспериментаторы. Однако в последнее время появилась тенденция значительного роста количества приверженцев Мареза в России.

Доктрина

Теун Марез - один из авторов текстов, в которых развивается и литературно обрабатывается тема шаманских культов латиноамериканских индейцев. Марез живет в Южной Африке и индейцем не является. Свое учение Марез назвал “Учением Толтеков”. Система Мареза - одна из ряда позднейших компиляций на тему, открытую публикациями Карлоса Кастанеды, хотя адепты Мареза и он сам категорически отрицают это. Например, в аннотации к книге “Возвращение воинов” [5] написано: “Эта книга о Пути Толтеков - не подражание Кастанеде и не попытка по-своему осмыслить его опыт. Она не вторична. Теун Марез - Нагваль из Южной Африки, представляет совершенно другую линию нагвалей, отличную от линии дона Хуана и Карлоса Кастанеды”.

Всего известно не менее 12 его больших произведений, целый ряд из которых представлены в нескольких томах. Вероучение Мареза отражено в трехтомнике “Учение Толтеков [1,5,6], книге “Ох, уж это счастье” и других произведениях. 

Первый том трехтомника  “Учение Толтеков” носит название “Возвращение воинов” [5]. В этой книге Теуна Мареза дается описание появления так называемых толтеков на планете Земля и их попытки осознать себя в трехмерном мире, влияние толтеков на земную цивилизацию от Атлантиды и до наших дней. Исторический обзор долгих веков заблуждений и разногласий, когда могущество толтеков и одновременно отсутствие цели породили много бед на нашей планете (в том числе и гибель целых континентов), завершается описанием нового этапа в истории толтеков - открытие “великого учения” всему человечеству. Говорится, что первым был Карлос Кастанеда. Но, согласно учению организации, “теперь новое поколение людей знания через нагваля Теуна Мареза в этой книге знакомит читателей с четырьмя мощными техниками - работа с эмоциями и намерением, перепросмотр, сталкинг и не-делание” [4].

Второй том Мареза – “Крик Орла” [6] - продолжение предыдущей книги, “Возвращение воинов”; она знакомит читателей с “более совершенными учениями Пути Воина - такими, как тайна осознания, Сновидящий и Сновидимый, танец со смертью, прекращение внутреннего диалога, остановка мира, укрощение четырех природных врагов человека и толтекское сновидение” [4]. Все эти техники представляются читателю постепенно, шаг за шагом. И эти техники, как заявляется, носят совершенно новый, отличный от кастанедовских, характер: “Итак, открытия начинаются! Не обманитесь такими знакомыми названиями прорабатываемых в новой книге Мареза тем и практик - личная история, сталкинг, сновидение, смерть как советчик и т. д. Здесь вы встретитесь с невероятным новым знанием” [4].

Третий том его писаний, вышедший на русском языке под названием “Туманы Знания Драконов” [1], выступает заключительной стадией обучения “Учению Толтеков”, предлагает “знания”, усвоение которых адептами должно перевести их на качественно новый уровень “мастерства”: “В продолжение подготовительных книг по учению “Пути Воина” (тт. I и II) Теун предлагает более глубокое и подробное изложение мудрости Толтеков. В этой книге автор приступает к раскрытию истинной природы “Искусства Осознания” и “Искусства Сталкинга”, а также описывает практическое применение этих техник. Рассматривая два этих наиболее фундаментальных аспекта толтекского учения, Т.Марез приглашает читателя в захватывающее путешествие по умопомрачительным границам человеческой души, попутно знакомя нас, например, с таким понятием, как “двадцать один аспект осознания”, известным также как “двадцать одно абстрактное ядро”. Далее он рассматривает значение альтернативных миров и основы их существования, предлагает промежуточные учения о “сталкинге” (включая “четыре предпосылки сталкинга”) и семь постулатов “правила Сталкинга”. В дополнение к этим понятиям и в полном соответствии со своим методом преподавания, Теун Маpез вновь приводит множество примеров того, как древние принципы работают в нашей повседневной жизни. Одновременно Маpез помогает установить необходимые вехи, которые дадут читателю возможность самостоятельно познать значение и восхитительную глубину древнего учения Толтеков. “Смещение фокуса в непознанное и подготовительные шаги в изучении сонастройки Мира Мага” - вот лишь немногие из техник, представленные в этой книге” [4].

Несколько отличается от этих книг работа "Ох уж это счастье!": “Те поклонники Теуна Мареза, которые знакомы с его серией “Пути Толтеков”, вначале будут удивлены неожиданной селф-хелповской направленностью книги “Ох уж это счастье”. Но и им не стоит с недоумением откладывать ее в сторону. Ведь без того, о чем пишет Теун здесь, невозможно следовать по Пути, не спотыкаясь о каждую кочку. Ибо как бы далеко мы ни продвинулись, на самом деле, мы там, где наше слабое звено. А сколько их у каждого живущего на Земле человека! “...Никого из нас никогда не учили тому, что значит быть мужчиной или женщиной. О разумном сотрудничестве мы знаем и того меньше. В современном мире лишь немногие люди осознают, что... в каждом мужчине есть скрытое женское начало, а в каждой женщине - мужское”. “...Впрочем, дело не в том, что люди обвиняют друг друга. Проблема кроется в том, что они никогда не осознают, что все окружающие - просто наши зеркала”. “...Как ни странно, новые знания можно получить только благодаря конфликту, ведь там, где нет противостояния, не возникает и побудительных причин - нет никакого толчка, стремления узнать что-то новое”. “...Наши недостатки - всего лишь неразвитые потенциальные способности. Это значит, что их можно использовать как путь к силе и билет к свободе. Отказывать себе в недостатках - значит отбрасывать часть своих потенциальных возможностей”. Эта книга поможет и тем, кто выбрал для себя Путь Толтеков, и многим людям, которые и знать не знают о подобных вещах, но нуждаются в изменении своих взаимоотношений с близкими, с коллегами по работе, с начальством и, наконец, самое главное - с самим собой” [4].

В книгах Мареза представлены все основные представления о человеке, модели его устройства, психологические техники "развития сознания", которые даны у Кастанеды. В основном сохранена и терминология, и набор общих идей, только в гораздо более примитивном и карикатурном виде.

Практически полностью перекочевала в книги Мареза из трудов Кастанеды картина мироздания:

Большая часть Истин Осознания основана на акте, восприятия и на том, как именно он происходит. Новые Видящие обнаружили, что всю тайну восприятия можно достаточно адекватно описать следующими девятью принципами:

1. Вселенная состоит из бесконечного числа энергетических полей, напоминающих нити света.

2. Эти нитеподобные энергетические поля исходят от источника невообразимой протяженности, метафорически именуемого Орлом. По этой причине энергетические поля называют Эманациями Орла.

3. Человеческие существа тоже состоят из бесконечного числа таких нитеподобных энергетических полей, которые проявляются в форме большого светящегося яйца. Размеры этого яйца по вертикали равны высоте человеческого тела с вытянутыми над головой руками, а по горизонтали оно распространяется на ширину рук, расставленных в стороны. Это яйцо называют коконом человека.

4. В любой момент времени лишь небольшая часть энергетических полей внутри кокона освещена расположенной на его поверхности, ярко сияющей точкой света.

5. Восприятие происходит, когда энергетические поля, освещенные этой точкой света, распространяют свое свечение на соответствующие энергетические поля вне кокона. Эта точка света называется точкой, где собирается восприятие, или, сокращенно, - точкой сборки.

6. Точку сборки можно сместить в любое другое положение на поверхности кокона и даже внутри него. Поскольку точка сборки освещает любые энергетические поля, с которыми приходит во взаимодействие, новые энергетические поля, освещаемые в результате такого смещения, определяют новое восприятие. Именно этот новый уровень восприятия называется видением.

7. Когда точка сборки смещается достаточно далеко, человек воспринимает совершенно новый мир, настолько же, реальный, как и мир обычного восприятия.

8. Во всей Вселенной существует таинственная сила, именуемая намерением. Эта сила обеспечивает восприятие, так как именно намерение, во-первых, настраивает энергетические поля и, во-вторых, является причиной осознания этой настройки.

9. Цель воинов заключается в переживании всех возможных восприятий, доступных человеку. Это называется Полным Осознанием, и оно приводит к иному способу смерти” [5].

Кстати, видимо, для особо тупых адептов Марез все эти 9 принципов перечисляет еще раз в этой же книге [5], только чуть ниже, говоря, что это он делает для “удобства”.

Согласно учению Мареза, из глубокой древности (из Атлантиды) ведет свою преемственность некое тайное братство Толтеков:

Четвертая подраса лемурийцев носила название барнишадов, или Божественных Гермафродитов, и из нее возникла раса рмоахалов, первая подраса атлантов. От рмоахалов появились тлаватли, и именно в этой ветви начали вновь рождаться жрецы и жрицы прошлого, которые постепенно восстанавливали часть своих прежних воспоминаний. По мере того как к ним медленно возвращалась память, жрецы и жрицы снова начинали руководить своими народами и поэтому получили имя “Толтеки”, означающее “люди знания”. Восстановив свои воспоминания, Толтеки вновь приняли на себя обязанность как можно быстрее вернуть человечество на его подлинную родину. По этой причине они стали известны также как воины Духа, сражающиеся за свободу. Таким было начало истории воинов-Толтеков на этой планете в эпоху, когда человечество только начинало измерять время в той форме, в какой оно понимается в наши дни. В процессе воспоминания о своей прошлой подготовке Толтеки начали развивать способность видениям так как они обладали тем, что мы называем сегодня Третьим Глазом. Видящие - Толтеки испытывали временную психическую слепоту лишь в период погружения в материю и вызванной им потери памяти” [5].

Современных потомков этих “божественных гермафродитов” и представляет Марез.

Марез говорит, что в братстве толтеков есть два крыла. Одно - абстрактно-гуманистическое, пекущееся о нуждах всего человечества, реализует Путь Свободы. Другое крыло - индивидуалистическое, реализует Путь Великого Приключения. Представители первого, развивая свое осознание, способствуют эволюции человечества. Представители второго “заинтересованы только в эволюции осознания во имя собственных эгоистических целей” ([1], с.10). Каждое из направлений составляет иерархическую систему рангов, уровней мастерства, силы, опыта и т.д. “Эгоисты” заняты, в основном, магическими упражнениями на низших планах, общением с неорганическими существами, удовлетворением при помощи магии своих личных интересов. “Коммунисты” или, по Марезу - воины третьего внимания “используют свою силу для разрушения тех форм (в контексте - форм мышления, жизни - прим. авт.), которые лишают свободы и силы” ([1], с.11). Их роль - быть тайными водителями человечества, помощниками всем тем, кто хочет силы и свободы в неоязыческом понимании этих ценностей: “Эти воины должны обеспечить человечество всеми знаниями, необходимыми для того, чтобы каждый человек мог развиваться сам и одновременно развивать окружающих” ([1], с.11).

Таким образом, Толтеки третьего внимания выступают некой неоязыческой закваской в человечестве, которая ныне должна предуготовить весь людской род к великому будущему. К этим “коммунистическим” Толтекам Теун Марез причисляет и себя самого, утверждая что в их иерархии ему принадлежит высокая “должность Дракона-Волка” - должность, “которую я периодически занимал в течение множества жизней (хотя и не всегда последовательных)...” ([1], с.12). Последнее должно означать, что в перерывах между пребыванием в должности Дракона Волка Теун Марез мог быть чем-то иным.

Несмотря на якобы имеющиеся по сравнению с остальным человечеством огромные преимущества, умения и способности Толтеков, однако, сводятся на нет их какой-то странной ущербностью и убогостью: “Впрочем, у Толтеков была одна серьезная проблема, поскольку, несмотря на то, что их знания были всеобъемлющими, они оставались совершенно бесполезными, так как относились к иному миру. Толтеки плохо понимали сложности жизни на физическом плане хотя они провели на Земле уже миллионы лет, этот срок практически ничего не означал для них из-за первоначальной потери памяти. Вследствие этого их знания о материи были ограниченными… Не обладая подлинным пониманием абстрактного, Толтеки в целом осознавали свои психические способности не глубже, чем утка понимает, как она плаваетТолтеки оказались до такой степени одержимыми своим желанием видеть, что видение стало для них более важным, чем само знание. Из-за такой одержимости их прежние знания быстро сменились… надменностью и чувством собственной важности… Вместо этого, по причине их чувства собственной важности и одержимости властью, их методы манипулирования осознанием стали еще более запутанными и непрактичными. Более того. Древние Видящие были слишком ленивы” [5].

Цель усилий Мареза и всех его Толтеков - довести людей “до кондиции” - чтобы они стали звездами. Не в смысле особых достижений в поп-музыке или спорте, а буквально: “... люди в целом уже готовы начать свою карьеру, но уже не как человеческие существа, а как подлинные люди, как звезды Вселенной” ([1], с.30). Сразу же выясняется, что это обещание - обман. Каждому стать самостоятельной звездой не дано. Смысл человеческой эволюции, по Марезу, состоит в том, чтобы превратиться в “частицы газа”: “... есть только одна жизнь и только одно осознание. Каждая личность является частицей этой единой жизни и единого осознания. Иными словами, каждый человек подобен частице газа - одна такая частица не может стать звездой по той простой причине, что связанная с образованием звезд механика требует взаимодействия невыразимо большого числа частиц. То же справедливо и по отношению к человеку, и именно потому сновидящие человечества обладают исключительно групповым сознанием” ([1], с.30-31).

В этом “газовом” представлении о человеке - специфическое отличие неоязыческой системы Мареза от оккультно-мистических учений теистического происхождения - теософии, антропософии и т.п. В последних содержится усвоенное из христианской культуры понимание уникальности человеческой личности. В их фантазиях каждый человек может стать самостоятельной звездой. Язычество не знает понятия о личности в христианской традиции. Поэтому неоязычник Марез, в соответствии с нормами своего традиционного африканского религиозного мышления, может предложить своим последователям стать только одной звездой - всем скопом.

Усвоение сочинений Мареза всеми людьми приведет к сгущению Тумана Знания Драконов, что и позволит всему человечеству слепиться в одну звезду по всем законам механики. Средствами доведения себя до требуемого “газового” состояния являются описанные в книгах Мареза психологические методики, техники, приемы, которые должен освоить человек, читая его сочинения: сталкинг, сновидение, смещение фокуса, прочесывание теней, неделание, перепросмотр, стирание личной истории и т.д.

Марез (или люди, которые пишут тексты под его именем), очевидно, обладает гораздо более скромным, в сравнении с Кастанедой, литературным дарованием. Его тексты более примитивны, слог страдает логической противоречивостью и грамматической неряшливостью. Он гораздо меньше поработал над мистификацией своего литературного творчества. Его сочинение компилирует понятия системы Кастанеды со стандартным набором оккультного образования западного обывателя. Это важное обстоятельство придает учению Мореза особенности, на которые следует обратить внимание. Они являются наглядной иллюстрацией того, к чему ведет усвоение писаний Кастанеды практически, и подтверждает выводы об учении самого Карлоса Кастанеды, как формы мистификации сознания западного обывателя магической религиозностью индейцев и африканцев. Подобно тому, как в начале века европейцев отрывали от христианской культуры языческой премудростью Древней Индии. Таким образом, у Мареза оказываются отчетливо проявленными те тенденции, которые только намечены у самого Кастанеды.

Главная из них - четкое встраивание якобы оригинального и тайного учения мексиканских шаманов в общую систему оккульно-мистической культуры, которая ныне активно насаждается на Западе в качестве основного типа мировоззрения для некогда бывших христианскими народов и которая призвана окончательно видоизменить образ мышления западного европейца, человека европейской культуры, преимущественно, христианского (пусть конфессионально раздробленного и даже еретического) мировосприятия на неоязыческое и антихристианское.

В рекламном предисловии к третьему тому “Туманов Знания”, сущность этой тенденции проявляется особенно ярко. Это принципиально важная часть книги, в которой Марез пытается заранее сформировать отношение читателя ко всем тем фантасмагориям и глупостям, - смещениям фокуса, прочесываниям теней, четвертом измерении и т.п. - которые будут обрушены на него в дальнейшем в качестве высочайшей тайной мудрости (распространяемой многотысячными тиражами на многих языках). Анализ этого рекламного предисловия и других разделов книги позволяет выделить основные направления развития неоязыческих мировоззрений этого типа, обозначаемые в дальнейшем по тексту жирным шрифтом.

Асоциальная направленность идей, распространяемых под видом религиозной проповеди. К великому будущему человечество приближается, разнуздывая свои инстинкты. Несмотря на то, что Марез постоянно употребляет слова, относящиеся к умственной сфере личности человека: разум, рациональный, анализ, думать, осознание и т.д., похоже, что он не видит разницы между интеллектом и инстинктом. “Нужно понять, что эволюция осознания достигла того уровня, когда человек начинает учиться думать самостоятельно и в результате раскрывать свои подлинные потенциальные возможности... Естественно, для того чтобы вступить в эти права наследования, человечество должно принять на себя огромную ответственность за свою врожденную способность создавать и разрушать, которая является сущностью его инстинктивной природы” ([1], с.23). Отмечается, что пресловутые Хранители Расы (какой - негритянской? - прим. авт.) “... не в силах изменить инстинктивную природу человека. Но даже если бы это было в Их власти, Они вряд ли сочли бы допустимым такое невежественное вмешательство, такое грубое нарушение человеческих прав, так как все они без исключения преданы Пути Свободы” ([1], с.24).

При дальнейшем рассмотрении подтверждается мысль о том, что “свобода” в понимании Мареза заключается в “бушменском праве” творить все, что угодно. Такое понимание свободы вполне асоциально для европейцев и отражает лишь культурные особенности понимания свободы у нецивилизованных племен как абсолютного права сильного насиловать слабого. Вполне возможно, что Марез именно так осмысливает правовые традиции африканских племен, среди которых он, как об этом пишут его адепты, вырос, и обожествляет их, но какое отношение это имеет к цивилизованному обществу? В своей книге Марез нигде не указывает, что она предназначена только негритянскому читателю.

Закон, право, цивилизация, ограничивающие “инстинкты свободы” людей, подобных Марезу обозначены у него пугалом под названием “Большой Брат”. При этом, подобно другим деструктивным сектам, все современное общество и его социальные институты, а также нравственные идеалы демонизируются:

То, что люди называют любовью, на самом деле, любовью не является. Любовь, как большинство людей её понимает, является практической реализацией действительно сумасшедших и предвзятых понятий, которые являются настолько разделяющими и обусловленными, что и возлюбленный и любящий заканчивают тем, что живут жизнью неволи и рабства. Настоящая любовь, с другой стороны, - это то, что Толтеки называют Законом Включённости” [8];

Существующие в мире политические системы пользуются дурной славой... правовые системы уже давно утратили все здравые соображения о подлинной справедливости. Деятели образования больше заботятся о репутации школ и учителей, чем о подлинном просвещении и благополучии учащихся. Религиозные деятели также в ответе за распространение тех толкований и философий, которые, судя по всему, предполагают, что люди рождаются умственно неполноценными. Даже в научных и медицинских учреждениях существует слишком много “специалистов”, позволяющих своему тщеславию возобладать над профессиональным долгом” [1];

Но если Вы перегородите воду, струящуюся потоком жизни, то вода станет застойной, потом загрязнённой, в конечном счете - загниёт, а это несёт смерть, а не жизнь. Посмотрите на мир сегодня. Что вы видите? Почти каждый мужчина и каждая женщина свирепо и настойчиво пытаются защитить и сохранить скудные остатки жизни общества, которое загнивает день ото дня. Обращая внимание только на поверхностный смысл жизни на физическом плане, эти “матери”, независимо от пола, так заняты размышлениями о том, как сохранить их восприятие в безопасности и неприкосновенности, что сердце полностью игнорируется” [7].

Эти истерические стенания, которые повторяются буквально слово в слово в пропаганде практически всех деструктивных культов - иеговистов, мунитов, кришнаитов и т.д. должны привести адепта к выводу: “В таких обстоятельствах обычные люди начинают понимать, что “Большой Брат” - скорее угнетатель, чем защитник” ([1], с.24). Читатель подстегивается запугиванием: учение Толтеков может взять на вооружение государство, и тогда простым людям совсем не поздоровится. Поэтому надо скорее самому становиться Толтеком, пока Толтеками не стали все начальники. В этом есть резон поскольку Толтеки, как выясняется в дальнейшем, это как раз те, кто научается в совершенстве использовать слабости других людей на пользу себе.

Итак, обывателя призывают к бунту против “системы”: “Все готово к действию, и теперь необходимо только одно: люди всего мира должны достичь достаточной степени отчаяния, чтобы начать верить в то, что они способны заявить свои право на силу, - и сделать это. Если человек сможет смело встретить это испытание, политические, религиозные и расовые преграды рухнут, так как повсюду люди объединятся в духе подлинной демократии, чтобы заявить: “Довольно! Мы хотим вернуть себе силу и самостоятельно определять то, каким станут новый мир и новая жизнь” ([1], с.27). Непонятно только, куда смотрят Хранители Расы. Если все расовые преграды рухнут, то что тогда, собственно, они будут хранить?

Этот всеобщий социальный бунт, и есть, по Марезу, долгожданный час силы человечества, тот самый Крик Орла - “мимолетный шанс, упустить который человек просто не может себе позволить” ([1], с.27). Читатели, которые изучали этот Крик Орла в других книгах и подумали, что это не социальная революция, а нечто “духовное” - явно заблуждались.

В этой точке Учение Толтеков начинает поразительно походить на социал-демократические агитационные листки начала прошлого века, призывавшие к ниспровержению власти и абсолютной социальной свободе. Надо только Толтеков заменить на эсеров, а силу - на “социальные свободы” или что-то вроде этого, и представить себе Мареза в кожанке, выступающего на пролетарском митинге: “Толтеки готовы сыграть свою роль и предоставить любую помощь, которая в их силах... Готовы ли вы принять то, что мы предлагаем, и воспользоваться этим? Готовы ли вы отказаться от жизни в оковах и добиться свободы? Хотите ли вы обменять беспомощность на силу? Хотите ли стать победителем, а не побежденным? Желаете ли расстаться со своей скучной и обыденной жизнью ради яркого путешествия надежды? Хотите ли подняться и стать той силой, с какой следует считаться, вместо того, чтобы оставаться неприметной частью толпы? Хотите ли жить, а не просто существовать?... взяться за руки с теми, кто мечтает о свободе для каждого?” ([1], с.27-28).

Испугавшись, что после такой тирады какой-нибудь читатель может пойти и взорвать ближайший полицейский участок, Марез оговаривается: “Мы отнюдь не призываем вас начать борьбу с государством или взять в руки оружие - мы предлагаем бороться с социальной обусловленностью и вооружиться трезвостью, смелостью и духом воина. Нужна не новая мировая война, а мировая революция - революция в образе мышления человека и его системе убеждений” ([1], с.28). Однако очевидно, что любая действительная революция, переворот или мятеж начинаются с пропагандистской подготовки - революции “образа мышления” и переворотов в “системе убеждений” человека. Сначала листовки, потом бомбы, сначала книги, а потом и ножи.

Ориентация на запросы менее интеллектуального обывателя, приближение системы к запросам среднего американца, озабоченного быстрой отдачей того “психического развития”, на которое он позволяет себе тратить время для нужд его карьеры, работы, бизнеса. Аудитории Кастанеды Марезу явно недостаточно, она не может обеспечить ему тот тираж, который даст существенную материальную прибыль. Поэтому Марез включает в свои тексты многочисленные вставки вполне в духе Дейла Карнеги на тему - как приобретать друзей и все остальное. То есть, как сделать, чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было. Эти вставки существенно разбавляют шаманскую заумь, гораздо легче читаются и позволяют “приблизить” Толтеков к жизни в современном обществе. Это важно для направления нетрадиционной религиозности такого, “литературного” типа. Несчастный клерк в конторе может считать себя Толтеком, но, тем не менее, должен ходить на работу и получать зарплату. Часть из нее он должен отдавать Марезу за то, что может и дальше считать себя великим и могучим Толтеком. За это Марез, в свою очередь, даст ему несколько советов, как лучше делать его работу, наладить отношения с начальством, унизить слишком зарвавшегося конкурента по службе, выбить себе прибавку к жалованию и т.д. Такая неоязыческая психотерапия…

Психотерапия, кстати, весьма недешевая.

Подтверждая то, что для Теуна Мареза главным является исключительно собственный коммерческий интерес, российский адепт Мареза Сергей Макаров пишет: “Во время Фестиваля, в конце прошлого года, с Теуном была достигнута договорённость об организации электронного форума. Форума, на котором планировалось взаимодействие между Теуном и участниками электронного форума в виде вопросов и ответов. Я вернулся из Африки и создал этот сайт. Однако почти с самого первого дня первоначальные задумки подверглись значительным корректировкам. Теун буквально через несколько дней объявил о полной неэффективности любой формы электронной передачи информации. Он заявил, что единственной приемлемой формой взаимодействия оставался и остаётся непосредственный контакт учителя и ученика. Организационно Теун оформил это в виде “программ на местах” или “локальных семинаров”. Он готов передавать информацию тому, кто готов её воспринять. Для этого тот, кто готов, должен организовать локальный семинар. И пригласить Теуна на этот локальный семинар. При этом все затраты на организацию семинара несёт сам организатор. Такова история позиции Теуна по этому вопросу. Это предложение Теуна” [4].

“На самом деле, в современном мире существует огромное множество людей, горячо желающих развить свои психические мышцы и пылко стремящихся добиться успеха в этом мире...” ([1], с.13) - вот аудитория, которая способна быть “дойной коровой”, потребителем неязыческой духовной продукции и кормильцем людей типа Мареза. Это люди, которые имеют что-то, но претензий имеют еще больше. Они считают себя неудачниками в своем положении и нуждаются в средствах к тому, чтобы в большей степени вкусить общественного пирога: “Добавим ко всему этому истощающие ограничения социальной обусловленности. Совсем неудивительно, что в современном мире живет столько разочарованных людей - тех людей, которые с огромным удовольствием изменили бы свою жизнь и окружающий мир, если бы только знали как это сделать, и не чувствовали себя такими беспомощными. Что касается Толтеков, то их дела идут просто великолепно...” ([1], с.13). Такой видит свою потенциальную аудиторию Марез. Очевидно, что и у нас, в России, найдутся люди, которые предпочтут действительной социальной активности и духовному развитию изучение каких-нибудь колец силы или совершенствование работы своих “семи электромагнитных центров светящегося кокона - головы, брови, сердца, горла, солнечного сплетения, крестца, основания позвоночника” ([1], с.158).

При помощи таких усилий новообращенный Толтек приобретает некие исключительные качества, которые ему позволяют получить явное преимущество перед своими коллегами, друзьями, конкурентами. Эти преимущества Марез демонстрирует, как это принято в американской психотерапевтической литературе, типовыми примерами. Это могут быть общие рекомендации по самонаблюдению, переписанные из книжек по йоге, изданных еще в прошлом веке, типа: Присядьте в тихом месте, устройтесь поудобнее и прикройте глаза. Воспринимайте всеми органами чувств... Осознайте, что все эти ощущения возникают при посредстве физического тела, но Вы сами не являетесь этим телом... Следите за своими мыслями, словно они проплывают на расположенном перед вами телевизионном экране. Позвольте им раскованно блуждать, одновременно продолжая осознавать, что Вы способны наблюдать за ними так, как если бы это были не Ваши мысли, но просто порождения ума...” ([1], с.71).

Далее идут “примеры из жизни”. Два брата Шон и Уиллис работают в одной компании. Один из них - Уиллис, “тянет одеяло на себя”. Что же делать другому? Шон не обычный человек. Он не обращается в суд и не пытается банально отравить своего брата. Он воин и применяет правила сталкера. Прежде всего, он должен усвоить, что неблагодарное поведение брата “он заслужил”, это - “его испытание”. “Сходным образом, изнасилование происходит потому, что “жертве” нужно пережить такой опыт - быть может, это покажет ей, что такое унижение. ...Иными словами, человек должен понять, что именно в нем самом сделало его привлекательной целью для изнасилования? Если человек чрезмерно сексуален, симпатичен или склонен проявлять свою сексуальную привлекательность, ему придется нести за это ответственность. С другой стороны, быть может, он вызывал у окружающих такое раздражение, что кто-то почувствовал необходимость подвергнуть его унижению путем изнасилования, - в этом человек также должен принять на себя ответственность за это. Боле того, необходимо признать тот факт, что если насильник был пойман и осужден - возможно, даже на смертную казнь, - то пострадавший будет виновен в наказании этого преступника, пусть даже тысячи людей вокруг начнут восхвалять справедливость присяжных и встанут на защиту жертвы” ([1], с.105).

Подобная “бушменская мораль”, видимо, настолько вкоренилась в самого Мареза, что никакие оккультно-гуманистические книжные фантазии не могут поколебать культурные нормы свободолюбивого сына Южной Африки, усвоенные им с детства. Читая эти строки поневоле представляешь, что тяжелая форма сексуальной озабоченности может также быть одной из причин занятий такой абстрактной философией.

Итак, обиженный жадностью своего брата Шон начинает понимать, что “...на протяжении всей своей жизни он невероятно часто делал нечто такое, что унижало его брата” ([1], с.108). С другой стороны, просто по-человечески примириться нельзя, Шон должен вступить в битву со своим братом, в которой каждый из них пытается утвердить свою высокую самооценку. Подготовкой к этой эпохальной битве являются для Шона пересмотр своих отношений с братом, избавление от чувства собственной важности, овладение щитом воина и прочие премудрости, которым научается читатель по ходу эпопеи. Вся следующая глава книги посвящается выбору стратегии этой эпохальной битвы.

Устанавливается, что Шон страдает заниженной самооценкой - т.е. он сам привлек к себе “насильника” - брата Уиллиса, который потому и захотел отобрать его долю в бизнесе. Хорошо, что еще только это - а то мог бы и изнасиловать, восстанавливая свое грубо попранное братом человеческое достоинство. Теперь Шону остается понять, что общество брата его всегда тяготило и, чтобы “восстановить свою личность” и разорвать эту привязанность к родственнику, он должен все отдать Уиллису и основать собственное дело. Шон уходит, благодарный Уиллису за то, что брат позволил ему “самораскрыться”. Довольный, что отхватил у брата все, Уиллис остается на бобах, потому что, сам того не зная, он стал жертвой, средством для Шона понять свою значительность, повысить свою самооценку.

“Трагедия”, вполне достойная стать сценарием для мексиканского “мыльного” сериала, разрешена.

Еще одна роковая история. Аллан работает в фирме по продаже готовой одежды. Его начальник Эррол вдруг предъявляет ему претензии, что тот слишком много смеется на работе, тратит время попусту. Эролл не знает, на кого он нарвался. Аллан - воин, настоящий сталкер и следует всем инструкциям Теуна Мареза. Поэтому он не отмахивается от мелочных претензий и не идет пить пиво. Для начала Аллан “...расслабляется в прочесывании теней” ([1], с.202-211). Затем “Внимательно вслушиваясь во все оттенки слов Эролла и звучание его голоса, изучая тонкости языка движений тела, Аллан достаточно быстро понимает, что подлинная проблема заключается в том, что Эролл завидует его общительности и раскованности при встречах с самыми трудными покупателями. Убедившись в этом, Аллан начинает прочесывать тени в поисках того, что позволит ему воспользоваться завистью Эролла...”. Еще через пару страниц Аллан предлагает своему начальнику оставить на недельку свой уютный кабинет и самому поработать в торговом зале. Эролл смущается, сердится еще больше и “в глубине души понимает, что Аллан победил”.

Для любой торговки с нашего, да и с южноафриканского рынка потребовалось бы несколько секунд, чтобы отреагировать на подобную критику: “сама встань за прилавок!”. Но западному труженику торговли Аллану надо прочитать десяток книжек Теуна Мареза, истратив на это не одну сотню долларов, освоить прочесывание теней, сталкинг и стать сновидящим для того, чтобы осмелиться предложить своему начальнику “самому поработать в торговом зале”. Вот пример безупречной жизни воина, который уже вполне адаптирован к образовательным возможностям и волевым способностям рядовых граждан западного общества потребления.

Еще один банальный пример, из которого Марез пытается раздуть ужасную трагедию. Девушка по имени Синтия направляется на собеседование, но ужасно нервничает и очень волнуется, что ей не удастся получить работу. Понимая, что волнение лишь заставляет ее нервничать еще больше, Синтия решает стараться думать о чем-то другом и представляет себе, насколько счастлива она будет, если получит эту работу. В течение нескольких мгновений Синтия испытывает подлинное чувство радости, и, несмотря на его мимолетность, этого оказывается достаточно, чтобы она осознала, что может прийти на собеседование либо напряженной и взволнованной, либо расслабленной и счастливой. Прекрасно понимая, что никакие беспокойства не способны ничего изменить, Синтия вновь сосредоточивает свое внимание на более приятных мыслях, и к тому времени, как она оказывается сидящей перед ее возможным работодателем, Синтия уже полностью овладевает своей нервозностью и способна вести себя легко и бодро в течение всей беседы. Синтия использовала радость, чтобы подчинить себе беспокойство и нервозность [5].

Для того чтобы сделать то, что делал каждый из нас неоднократно, беря себя в руки в состояниях переживаний, глупой Синтии надо было так же, как и фигурантам предыдущих “гениальных” примеров Мареза, предварительно начитаться его нелепых выдумок, попрочесывать тени и т.п.

Вообще практически все приводимые Марезом примеры – какие-то убогие, с моралью в стиле известного сказочного персонажа Мойдодыра.

Использование в якобы новой, совершенно “оригинальной”, “самобытной” и т.п. системе элементов оккультно-мистических учений, давно известных западному обывателю и активно пропагандируемых в средствах массовой информации: астрологии, кабалистики, нумерологии, систем “стихий”, “полюсов”, всяческих гаданий по камням, деревьям и проч. Это позволяет Марезу “приблизить” свою экзотическую мировоззренческую постройку к потребностям и образовательному уровню социальной среды любителей всякой мистической фантастики, сделать ее узнаваемой в некоторых деталях.

При этом постепенно всплывают все те образы и легенды, которые напридумывали еще теософы начала XX века. Анекдотичный пример, подтверждающий то, что Марез получил вполне общее теософское образование - упоминание об Атлантиде: “Нет никакой возможности нарушить тонкое равновесие всего живого и избежать при этом ужасных последствий. Каждый Толтек хорошо усвоил это еще во времена Атлантиды. А те незапамятные эпохи атланты нарушили равновесие природы до такой степени, что в конце концов Атлантида была уничтожена естественным катаклизмом. В наши дни современный человек с такой силой разрушает равновесие жизни, что надвигаются невероятные и необратимые катастрофы во взаимоотношениях всего живого. Поистине, человек описал полный круг, и теперь то, что было начато во времена Атлантиды, с неизбежностью придет к своему завершению” ([1], с.22). Из этой цитаты, в которой утверждается существование атлантов, очевидно, что в образовании Мареза оккультная литература Запада занимает гораздо большее место, нежели африканская или индейская шаманистика. Трудно себе представить, чтобы мексиканские или африканские шаманы говорили что-нибудь подобное или рассуждали о каких-то там атлантах. Обычно купюра в двадцать долларов или бутылка дешевого виски для них представляют больший интерес.

В главе 1 книги “Возвращение воинов” [5] Марез вполне открыто цитирует Блаватскую, приводя ее измышления в качестве доказательства собственных.

Глава одиннадцатая книги под названием “Двадцать один самоцвет” является ни чем иным, как продуктом компиляции кастанедовской лексики и каббалистического масонского построения - арканов Таро. Похоже, что Марез, начитавшись той или иной оккультной литературы, пишет на ее основе по главе в свою книгу. 22 аркана Таро, которыми морочили голову любителям всякой запредельной для разума мудрости еще в прошлом веке положены на неоязыческую основу построения толтекских отрядов, из которых Теун Марез собирается формировать свою освободительную армию. Полностью воспроизводятся нумерологические придумки масонов в отношении особых понятий и смыслов, присваиваемых числам от 1 до 9. Также воспроизводит Марез и правила каббалистического пересчета чисел от 10 до 22 и далее с выделением части числа, остающейся от кратного 9 остатка.

На с.288 [1]: “...1+5+3=9 ...исполнение (9) достигается через посредство чистой изменчивости (1), объединенной со свободой и переменами (5) в детском стремлении к тому радостному творчеству, что порождает разнородное изобилие (3)”, с.289 [1]: “устойчивость (4)... отмирание старого (13)”, с.291 [1]: “...гармонии и равновесия (8)” и т.д. Здесь полное соответствие понятий, приписываемым числам масонского Таро. Марез просто переписывает книгу по масонскому оккультизму, например сочинения автора начала XX века под псевдонимом Г.О.М.

На с.274-275 [1] Марез прямо отсылает читателя к правилам масонской нумерологии: “... согласно правилам нумерологии слагаемые, как правило, прежде сводятся к суммам своих цифр...”, “...в нумерологии двузначное число является продуктом связи между цифрами, его составляющими”.

Отсылает своих адептов Марез к нумерологии и в других своих книгах и статьях:

Сегодня - 30-ый день месяца. Согласно правилам нумерологии, 30 сводиться к 3, к числу смешанного изобилия…. Сегодня - не только 30-ый день месяца, но и 10-ый месяц. 10 - номер безупречности через повторение пройденного. Смысл здесь состоит в том, что, если мы попытаемся избежать наш вызов, тогда, поскольку мы не можем иметь пробелов в знании, наш сновидящий рано или поздно привнесёт в нашу жизнь тот же самый вызов так, что мы будем вынуждены иметь с ним дело снова… Но в переоценке и пере-инвентаризации не так уж много смысла, если мы не собираемся делать что-нибудь со знанием, открытым таким путём, но тогда это знание приносит нас к сути 30-го дня 10-го месяца. Согласно законам нумерологии это означает 13, номер смерти, то есть смерти старого. Но что это означает в действительности? Смерть старого говорит сама за себя, и различными способами, но имеются нюансы, которые часто ускользают от восприятия среднего человека… Сила всегда заключена в текущем моменте, а не в будущем. Кроме того, имейте в виду, что этот год - 1999. Это число, которое сводится к 10. Это еще одно напоминание о том, что мы должны бороться за безупречность через повторение, которое нам предлагается. Если мы возьмём полную дату сегодня, первого дня фестиваля, то мы увидим, что мы имеем 3+10+10=5, число свободы и изменения. При этом имейте в виду, что 5 произошло из 23, числа разрушения. Подумайте об этом, поскольку из этого должно быть ясно, что если держаться на неизменность, то в конечном счете это приведёт нас к разрушению в любом смысле” [7].

Не легче ли было вначале преподать читателю курс каббалистики по давно известным учебникам, где они осваивали бы все мажорные и минорные арканы, придуманные масонами и уже потом морочить голову своими специфическими неоязыческими сновидениями?

Еще одно доказательство полной интеграции неоязыческого направления религиозности в оккультное масонство дает описание Марезом “сокровенного ядра традиции Толтеков”: “... то ядро, которое является изначальным источником силы. Оно может стать ключом к свободе, ключом к магии, ключом к созиданию и разрушению. Этот ключ - Азот, величайший секрет Гермеса Трисмегиста. Это и мифический эликсир жизни и тот Lapis Philosoforum, Философский Камень, который так долго ищут алхимики. Это - и чудодейственный жезл Моисея, и неземной Экскалибур, меч короля Артура. Это Мьёлльнир, молот Тора, но в то же время и Оперённый Змей - волшебная палочка великого вотана толтеков Кецо-Коуатля... одна-единственная истина породила столько мифов и легенд... Толтеки считают эту истину ядром своей традиции...” ([1], с.65).

На фоне подобных эпатирующих сентенций совершенно смешно выглядят хилые попытки Мареза придать своему вероучению наукообразный характер: “Однако Толтеки могут оказать бесценную помощь и науке. Знания Толтеков о человеческой психике, ее отражении во Вселенной и природе не являются чем-то таким, что основано на случайных допущениях и суевериях. Эти знания могли бы получить методичное и научное подтверждение, если бы только ортодоксальная наука захотела сделать это. То же справедливо и в отношении медицины” [5].

Итак, сам Марез признает, что “ядро” его сочинений располагается все в том же оккультно-масонском болоте. Только “эликсиры жизни” западных алхимиков разбавлены еще и волшебными палочками религиозных вождей ритуальных кровопийц - ацтеков и инков.

“... на протяжении долгих эпох огромное множество людей делали единственной целью своей жизни поиски этого ядра. Однако нельзя утверждать, что у всех этих искателей были чистые побуждения. Вообще говоря, мотивы подавляющего большинства этих людей были весьма далеки от чистых. Те из них, кому везло, гибли прежде, чем находили сокровенное ядро. Несчастными становились те немногие, которым все же удавалось его найти, но жадность и тщеславие делали их прикосновение к этой истине чрезвычайно кратким. Однако даже за это мимолетное прикосновение, за эти краткие мгновения блаженства несчастным негодяям приходилось платить непомерную цену: они теряли рассудок.

Таков характер силы этого ядра... Прикоснуться к этому ядру означает достичь “центра мира” - того состояния осознания, которое называют точкой вращения трех колец силы. Проявляющийся в форме единства, именуемого духом человек, или нагвалем, этот уровень осознания требует полноты сущности, а для того, чтобы совершить путешествие к этому центру, нужна такая безупречность, на какую за всю историю оказались способны лишь немногие. Прежде всего, именно по этой причине Воины Свободы были вынуждены порвать с унаследованной традицией и искать такие знания, которые лучше всех прочих развивали бы безупречность. С их точки зрения, нет никакого смысла обретать силу, если эта сила может тебя уничтожить” ([1], с.65-66).

Итак, Марез констатирует, что все предыдущие оккультно-масонские придумки приводили людей к двум результатам: самые везучие из искателей гибли раньше, чем что-то находили, а самые несчастные негодяи, найдя, что искали - теряли рассудок. Кто такие “немногие” выжившие - не известно, он их не называет. Оказывается, весьма печальна участь всех оккультистов, масонов, Блаватской, Рерихов, алхимиков и розенкрейцеров. Но теперь, изучая писания Мареза, каждый его читатель получает шанс избежать их трагической судьбы - схватиться за окаянное ядро обеими руками и “...не теряя рассудка, сжать в руке Копье Предназначения и, не подвергаясь гибели, вооружиться Мечом Силы” ([1], с.67).

Введение в систему ряда представлений общего оккультно-масонского плана, давно адаптированных в современном обществе в качестве теорий “прогресса”, единой судьбы всего человечества, эволюции человечества как единого целого в направлении какой-либо вариации коммунистического “рая на Земле”. Так, в полном соответствии с подобными же представлениями, культивируемыми в других современных сектах (вне зависимости от их особенностей), утверждается: “Впрочем, несмотря на буквальный смысл этих заявлений (о должных вскоре наступить страшных катаклизмах и катастрофах - прим. авт.), я вовсе не являюсь пророком конца света. Напротив, я рассматриваю современный период как преддверие самого захватывающего испытания, с которым когда-либо сталкивалось человечество ...Эта изуродованная планета, опустошение ее природных богатств, жестокое истребление животных, бесчеловечное отношение человека к своим собратьям и разрушения, причиненные двумя мировыми войнами, представляют собой последствия движения человечества на пути эволюции” ([1], с.22-23).

В этой формуле любой человек, знакомый с писаниями Рерихов, или вполне тривиальными хилиастическими, коммунистическими представлениями о грядущем рае на Земле в секте “Свидетели Иеговы” увидит вполне точные смысловые совпадения с указанными системами. Хранители Расы у Мареза вполне аналогичны “Иерархам”, “Посвященным” у Рерихов или “непогрешимым брахманам” у кришнаитов. “Хотя Хранители Расы владеют достаточной силой и вполне смогли бы предотвратить подобные жестокие поступки, Они предпочитают не вмешиваться, отойти в сторону и позволить юному человечеству расти самостоятельно” ([1], с.23).

Магическая подготовка, по Марезу должна быть организована вполне тоталитарно - подобно коммунистической стройке. Готовя себя к превращению в “частички газа” (см. выше о мистическом идеале в антропологии Мареза), люди должны стать абсолютными коллективистами: “...сновидящие человечества обладают исключительно групповым сознанием” ([1], с.31). “Настоящее групповое сознание не имеет ничего общего с теми моральными проблемами, с которыми его связывает большинство людей... Оно совсем не означает, что личность никогда не может стать настоящим, независимым человеком, - напротив, для того, чтобы добиться этого, личность должна отбросить представления о раздельности и слиться с групповым сознанием... читателю придется обратиться к групповому сознанию сновидящих человечества... Туманы Знания Драконов начали сгущаться... чтобы извлечь прок из этих учений, читателю нужно... набраться смелости и соединить руки в искреннем проявлении настоящей демократии, опирающейся на групповое сознание...” ([1], с.31-32).

В развитии темы тоталитарного “рая на земле” усматривается и другая тенденция писаний Мареза - желание авторов-компиляторов Кастанеды дополнить прибыли от литературных публикаций, как главного источника доходов лидера, непосредственной эксплуатацией адептов, что предполагает развитие форм более тесного контакта лидера с последователями и создание групп последователей, находящихся с лидером или его доверенными лицами в непосредственном контакте.

Анализ некоторых вторичных тем и сюжетов неоязыческой системы Мареза позволяет выделить менее значительные ее особенности, которые также идут в русле духовного влияния, оказываемого подобными системами, их заказчиками, пропагандистами и распространителями на мировоззрение людей в странах Запада, а теперь и у нас, - в России.

Это, например, выработка устойчивого “комплекса неполноценности” у людей белой расы, европейцев в отношении, якобы, гораздо более глубокого и мудрого представления о мире у языческих народов Азии, Африки и Америки в сравнении с тем, который сложился в европейской цивилизации и формирование связанного с ним “комплекса вины” за все, что сделала с человечеством “ужасная” западная, в смысле – христианская - цивилизация. Эта тенденция идет в русле глобального уничижения белой расы, особенно заметного ныне в США. Людям европейского происхождения настойчиво прививается комплекс униженности, вины. Образ человека белой расы ассоциируется и низводится до примитивного типа человека: бесчувственного к природе, неспособного к тонким духовным состояниям и переживаниям - жадного прагматичного потребителя, тупого бритоголового неофашиста, дебила в черной куртке на мотоцикле с огромным животом и ящиком пива на багажнике или безумного ученого, уничтожающего планету. Марез вполне определенно работает своими писаниями на эту идею.

В том же ряду стоит тема спекуляций на “экологической ценности” неоязыческих представлений в противовес хищническому потребительству западного (читай - христианского) общества, разрушающего природу и свою собственную среду обитания.

Книга Мареза начинается пространным пересказом ответа индейского вождя американским колонистам, пожелавшим купить у него землю. Индейский вождь демонстрирует покорность превосходящей силе колонистов, но выливает в своем письме (его содержание - на совести Мареза и редакторов книги) ушаты грязи на экологически необразованных и алчных “бледнолицых”. Конечно, американские пионеры в нравственном отношении мало отличались от краснокожих и, очевидно, не являли собой цвет европейской культуры. Но это было тогда. А ныне американский читатель должен вначале вспомнить о преступлениях своих предков, покаяться и прослезиться, чтобы затем более уважительно отнестись к самому Марезу - новому “пророку” из Южной Африки.

Правда позднее оказывается, что все те разрушения, которые принесли белые на Американский континент, и вообще - вся “изуродованная планета” на их совести - только “последствия движения человечества на пути эволюции”. Цивилизация шествует по “скорбному пути самоуничтожения” ради “поразительных возможностей”, которые и будут преподнесены Теуном Марезом “загнанным в глухой угол” читателям ([1], с.22).

Центральной особенностью развития неоязыческой квазирелигиозности в сочинениях Мареза выступает закономерное проявление в очередной “оригинальной, самобытной и т.п.” неоязыческой системе “родимых пятен” антихристианского демонизма и сатанизма. При построении современных неоязыческих религиозных систем их авторы, обычно, либо вообще ничего не говорят о дьяволе, сатане, либо представляют их в виде неких “комплексов мышления”, интерпретируют как символическое обозначение всего того, что “препятствует развитию”. Например, Гурджиев отождествляет библейский дух зла с механичностью, сводит его ко всему тому, что препятствует развитию человека - механичность, отрицательные эмоции и т.д.

Теун Марез также пишет: “Поскольку обычные люди по привычке предпочитают играть во взаимные обвинения, а не нести ответственность за свои поступки, сатана или дьявол, становится для них чрезвычайно удобным козлом отпущения; в результате этого люди с большой охотой обвиняют во всем бесов или сатану. На самом же деле таких созданий, как Сатана, просто не существует, так как в конечном счете дьявол представляет собой лишь олицетворение отсутствия у человека безупречности, причиной которого становится неведение в отношении собственной темной стороны” ([1], с.191). Марез сводит проблему сатанизма к отрицательным эмоциям некоторых людей “...которые настолько отделены от внешнего мира своим ложным ощущением святости, что непрестанно горят желанием наказать любого человека, чьи взгляды не совпадают с их собственными” ([1], с.192). Установив такое вольное и совершенно нелогичное отождествление святости с “желанием наказывать” за инакомыслие, Марез приводит читателя к выводу: “...именно те, кто верит в дьявола или Сатану, как раз и оказываются самыми ревностными сатанистами!”. Читатель не сразу поймет, что здесь Марез обвиняет в сатанизме сотни миллионов людей - верующих основных традиционных конфессий - христиан, мусульман, иудаистов.

После этого начинается характерный для неоязычников “крутеж” по поводу сатанизма и демонизма. Сатаны вроде нет и об этом только что сказано. Но что-то не дает Марезу пойти дальше, закончить на этом. Как и сочинители других неоязыческих религий, он никак не может прийти к “окончательному решению” этого вопроса. Что-то непреодолимо влечет его высказываться о сатанизме в темных выражениях, запутывать читателя. Он пишет: “Такие рассуждения неизменно вызывают вопрос: “Значит ли все это, что зла вообще не существует?” Ответ очень прост, но в то же время его трудно выразить в нескольких словах. Достаточно будет сказать, что единственным настоящим злом на свете является грех отделенности, и потому любое действие или ответное действие, основанное на неведении в отношении взаимосвязанности всего живого, следует считать потенциальным злом” ([1], с.192).

Марез употребляет слово “грех” - который без понятия о зле как таковом, зле без кавычек, невозможен. К отделенности может стремиться, например, жертва насильника, которому Марез уже ранее выдал индульгенцию на всепрощение. И тогда стремление жертвы насилия “отделиться” от маньяка или психопата, а общества - “отделить” его для лечения или исправления - по Марезу - безусловное зло. Но - логически, с другой стороны, для общества, желающего оградить своих членов от насилия и преступлений, безусловным злом является пропаганда таких взглядов, выпуск подобной литературы, проповедь моральной вседозволенности и асоциальности под прикрытием абстрактных рассуждений о духовном совершенствовании и религиозных свободах.

Дальнейшие рассуждения Мареза о проблеме зла вполне подтверждают этот вывод: “Обратите внимание на то, что я назвал это зло “потенциальным”, так как не все проявления разделенности непременно оказываются злом. Умение различать, без сомнений, тоже связано с разделенностью, и все же при отсутствии такого умения осознанность просто не смогла бы развиваться. Только побуждение к поиску отличий делает умение различать “добрым” или “дурным”. Иными словами, если человек упражняется в этом умении, чтобы добиться ясности в каком-либо вопросе, это действие является “хорошим”; с другой стороны, если он предвзято различает людей по их расовой принадлежности, цвету кожи, культуре, вероисповеданию и прочим подобным признакам, то делает это лишь потому, что стремится к отделенности, и такое различение можно по праву называть “дурным” ([1], с.192).

Если мы видим уродство в загрязнении природы, мы также имеем своё собственное загрязнение где-нибудь в пределах нашей сущности. В этом отношении имеет очень мало значения, является ли это прошлым, настоящим или будущим. Если я убил кого - то на прошлой неделе, или в прошлом году, или в прошлой жизни, изменяет ли интервал времени тот факт, что я являюсь ли убийцей? Если я никогда никого не убил, является ли это гарантией, что я никогда не буду делать так? Что тогда делает меня лучше или хуже чем кто - либо ещё? В чём тогда разница между нищим или королем? В чём тогда разница между Вами и мной? Единственная реальная разница между Вами и мной, между нищим и королем, между хорошим и плохим, является восприятие нами нас самих и восприятие мира” [8].

Рассуждение абсолютно не логичное, внутренне противоречивое в каждой своей части. Потенциальное зло сводится к “дурному” и “хорошему”, но, опять же - в кавычках. Марез признает, что умение различать необходимо и без него не следовало и книжку писать - важно “побуждение”. Добиваться ясности в каком-либо вопросе - хорошее побуждение, “предвзято различать” - дурное. Но где критерий, что предвзято, а что - нет? И если я уже “добился ясности” в некотором вопросе - например, отличил религию, зовущую к добру от другой - развращающей человека в эгоистичное и безнравственное животное, то мне запрещается “стремиться к отделенности” от этой последней ради того, чтобы следовать первой?

За туманными словами Мареза (возможно, уже “приглаженными” переводчиком на русский язык”) скрывается не только комплекс расовой неполноценности у южноафриканского писателя - знающий маг, Толтек и покоритель “туманов знания” вдруг срывается на примитивную и банальную пропаганду всеобщего равенства в стиле демагогов ОБСЕ и крикливых мнимых правозащитников - совершенно глухих к страданиям одних людей и закатывающихся в истерике только по политическому заказу. Запрет различать не только цвет кожи и расу, но культуру и вероисповедания вполне тоталитарен. Он предполагает не только упразднение всей социальной науки, но и диктатуру - определенной расы, культуры и вероисповедания. К тому же есть еще некие “прочие подобные признаки”, подлежащие “неразличению”. Что это за признаки? Может быть принадлежность к определенной семье, народу (национальности), неприкосновенность частной жизни, личности? Мы все это проходили и знаем всему этому название - коммунистический тоталитарный строй - социальный утопизм в теории и преступный политический режим на практике.

Что значит запретить различать и отделять себя в культуре и религии мусульманину, иудаисту, буддисту? Это ни что иное, как проповедь геноцида в отношении мусульман, иудаистов, буддистов и всех людей, желающих сохранять и охранять свою культуру, веру, уклад жизни.

Начинает Марез свою “сатанологию” с уже отмеченных характерных каббалистических 22 светлых самоцветов света в человеке и наряду с ними - 11 темных самоцветов. Один из темных самоцветов (темные самоцветы!? - светят “темным светом”?) называется сопротивление. Эти темные самоцветы Марез отличает от каких-то сил тьмы, а эти самые силы тьмы призывает отличать от того, что люди называют дьяволом или сатаной. При этом непонятно, причем тут тогда вообще эти темные самоцветы, тем более, что “Почти невозможно пояснить сущность темных самоцветов до знакомства и полного понимания светлых самоцветов” ([1], с.190). Стоит обратить внимание на это изумительное выражение - “почти невозможно”.

Заканчиваются его рассуждения о зле также вполне типично для современных неоязыческих систем, демонстрирующих четкую тенденцию к интеграции в свои картины мира типично сатанистских представлений. Он пишет: “Другой часто задаваемый вопрос связан с тем, кого в Христианской Церкви называют Люцифером, падшим ангелом. Хотя на текущем этапе изложения учений такой вопрос вполне правомерен, на него почти невозможно (опять это “почти невозможно”! - прим. авт.) дать удовлетворительный ответ, если спрашивающий не обладает глубокими познаниями в области космологии... Таким образом, я могу в лучшем случае попытаться объяснить, что Люцифер представляет собой не некое создание, но, скорее, коллективное сознание целого сонма древних существ, относящихся к неорганической ветви жизни. Кроме того, ученик Пути Воина не должен допускать ошибки и верить в то, что Люцифер является воплощением зла. Хотя в определенном смысле это правильно, сами Толтеки не считают Люцифера чем-то более плохим, чем неразвитый потенциал любого человека... Имя “Люцифер” означает “несущий свет” и его смысл трудно связать со злом...” ([1], с.193).

Здесь мы видим закрытость верхних этажей доктрины для “непосвященных” - характерный признак религиозного течения деструктивной направленности. Сейчас этот вопрос “правомерен”, а потом? Кроме того, разъяснение Мареза просто абсурдно. Если вопрос правомерен “на этом этапе”, то почему не даны эти “глубокие знания в области космологии”, чтобы его понять? Во всяком случае, имя “Люцифер” пишется с заглавной буквы, признается, что этот “носитель света” связан с “сонмом” древних неорганических существ (ср. в Библии о бесах - “нас много”) и наконец утверждается, что смысл его имени - значит и сущности!? - “трудно связать со злом”.

То, что христианская, библейская культура называет объективным злом, у Мареза выступает обозначением коллективного сознания, которое “трудно связать со злом”. Родовые признаки атеизма и антихристианства проявляются вполне отчетливо. Вся экзотическая атрибутика шаманизма и словоблудие оккультного новояза не могут скрыть духовной сущности мировоззрения, пропагандируемого Теуном Марезом - сатанистского направления неоязыческой нетрадиционной религиозности.

Этот вывод, кстати, подтверждает и такое утверждение Мареза об имеющихся у него демонических способностях:

Быть способным сражать врага ударом молнии может рассматриваться некоторыми как забава, но поверьте мне, ко времени, когда Вы сразили несколько людей ударом молнии, даже такая сила начинает терять очарование. Как Воин Свободы, я могу не использовать удары молнией. Я могу уничтожить человека просто намерением” [8].

На просто глупых и смешных выдумках Мареза, типа: “Разумеется, такое действие выводит паутину из равновесия, и для того, чтобы восстановиться, паутина, в свою очередь, сама извлекает волокна из того человека, который забрал их у воина. То же происходит, если воину приходится забирать свои волокна у уже умершего человека, поскольку волокна представляют собой чистую энергию и потому не подвластны времени и пространству. Аналогичным образом, когда воин избавляется от чуждых волокон, он просто выталкивает их в паутину, а паутина возвращает их тому, кому они принадлежали ранее” [5], даже останавливаться не стоит.

Характеристика

Совокупность течений, групп и одиночных последователей Теуна Мареза является неоязыческим религиозным движением.

Хотя сам Марез отрицает, что создал религиозную организацию: “…учения Толтеков не принадлежат какой-либо отдельной секте, но являются божественным знанием, правом на которое от рождения обладают каждый мужчина и каждая женщина” [5]. Но его отрицание ничего не значит. Еще ни одна секта сама не назвала себя сектой.

Регулярно проводятся различные мероприятия, вроде “фестивалей лунной охоты” [7].

Издательство “София”, выпускающее книги Теуна Мареза, пригласило его в Россию и Украину для проведения цикла лекций и обучающих семинаров. Было получено предварительное согласие [4].

Теуна Мареза адептов группы квалифицированы как неоязыческие деструктивные религиозные организации в:

К разделу “Мареза Теуна адептов группы”

1. Марез Т. Учение Толтеков. Книга 3. Туманы Знания Драконов. - М.: София, 1999. - 320 с.

2. Федоров А. Нашествие неоязычников // Русский вестник. - 2000.- №1-2.

3. Нашествие неоязычников // Православная Москва, февраль 2000 г. - №4(214).

4. http://www.nes.cemi.rssi.ru/freedom/, 9 июня 2000 г.

5. Марез Т. Учение Толтеков. Книга 1. Возвращение воинов / Пер с англ. К.Семенова. - К.: “София”, 1997. - 288 с.

6. Марез Т. Учение Толтеков. Книга 2. Крик Орла. К.: “София”, 1997. – 384 с.

7. Марез Т. Фестиваль Лунной Охоты. Южная Африка, 30 октября 1999 г. / Пер. с англ. Сергея Макарова.

8. Марез Т. Приветствие на подготовительном туре. Фестиваль Лунной Охоты. Южная Африка/ Пер. с англ. Сергея Макарова. 21 октября 1999 г. / Пер. с англ. Сергея Макарова.

9. Марез Т. Декларация полномочий, февраль 2000 г./ Пер. с англ. Сергея Макарова.

Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"