Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. - Москва, 2000. - 394 с.


“Купала”

Другие названия: Восточнославянский центр культурного единства “Купала”, “Студия магического искусства”.

Руководство

Один из идеологов и руководителей организации - Якутовский Григорий Павлович.

В неоязыческих изданиях написано, что основатель и главный жрец - Всеслав Светозар. Его адепты пишут, что он - “мистик, писатель и поэт” ([4], с.7).

Возможно, что Всеслав Светозар - это инициированное имя Г.Якутовского.

Месторасположение центров: Москва и Московская область.

Доктрина

Вероучение Общества “Вятичи” носит неоязыческий характер.

Г.П.Якутовский пытается реконструировать языческую символику славян-кривичей и применяет ее на практике в руководстве художественными ремеслами и промыслами на базе “Студии магического искусства”. В своих лекциях он стремится воссоздать своего рода матриархальный культ с элементами раннеязыческого, палеолитического культа рожениц. Г.П.Якутовский сочиняет своеобразные песни вакхического содержания. В 1994 г. была издана его книга “Русский мир и рай земной” [2]. В ней сообщается, что восточнославянский центр культурного единства “Купала” собирает сведения о восточных славянах, возрождает и продолжает развивать их духовные традиции в сопоставлении и связи с традициями других народов. “Студией магического искусства” издаются книги, проводятся научные собрания, возрождены народные обрядовые праздники, изготовляются обереги “просто священные вещи” [1].

Характеристика

“Купала” - неоязыческая религиозная организация. Основная цель - пропаганда неоязычества.

“Купала” была основана Всеславом Светозаром в 1990 году в Москве. Всеслав Светозар стал главным жрецов организации. Название свое организация получила в честь одного из ключевых славянских календарных праздников. Община сложилась не из случайных людей, - у многих уже был опыт непосредственного знакомства с неоязычеством. Ряд лет Община справляла языческие праздники и обряды под руководством Всеслава Светозара. С 1991 по 1994 год праздники летнего Солнцеворота происходили на древних курганах Истры (курганная группа в районе “Петрово Дальнее”). В 1995 году в организации “Купала” произошел раскол, вызванный внутренними противоречиями, после чего ушедшая из “Купалы” часть людей создала Общину “Коляда” (см. соответствующий раздел) ([4], с.7).

Известный неоязычник В.Авдеев так отзывался о Якутовском: “Остановимся на персоне одного из них. Григорий Павлович Якутовский - славянский пророк, мистик, ведун, активный популяризатор арийских знаний, жизнерадостный, веселый, общительный человек. Автор имеет честь и удовольствие быть лично знаком с Григорием Павловичем, и именно ему я обязан приобщением к энергетике древней народной религии. Спустя мрачное тысячелетие исконные Боги этой Великой земли начинают оживать, ибо их зовут люди. Простой обряд и магические заклинания вернут Вас в лоно Священной веры предков, и Вы смоете с себя позор поклонения привозному галилеянину. Каждому свое. Мир сразу же изменит цвет, вкус и интенсивность. Вы моментально ощутите себя вовлеченным в новую более мощную здоровую энергетическую систему. Вы наполнитесь новым самодостаточным неуязвимым смыслом” [3].

К разделу “Купала”

1. Асеев О.В. Славянское неоязычество в современной России // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. М.: Изд-во РАГС. - 1999. - №1(18). - С.29-35.

2. Якутовский Г.П. Русский мир и рай земной. Очерки истории, этнографии, мифологии и магического искусства восточных славян – русов. – М., 1994.

3. Авдеев В.Б. Преодоление Христианства. Опыт адогматической проповеди / Издание подготовила И.Б.Авдеева. - М.: “Капъ”, 1994.

4. “Коло славим!” / Под ред. И.Черкасова. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. - 200 с.

Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"