Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. - Москва, 2000. - 394 с.


“Искры Маниту”

Руководство

Организаторы лагерей “Искры Маниту” - Центр международного молодежного сотрудничества “Пассаж-зебра” и общественная организация “Центр игровых технологий”. Среди авторов программы “Искры Маниту” немало любителей восточных единоборств [1,2,3].

Месторасположение центров: г.Воронеж.

В 1999 г. располагался в Рамонском районе Воронежской области, на реке Усманка [2,6].

Доктрина

“Искры Маниту” - религиозная неоязыческая организация (и, одновременно, детский лагерь), в качестве мировоззренческой и методологической основы которой выступает набор неоязыческих обрядов и вероучительных моментов, как результата попыток реанимировать и реконструировать религиозные вероучения и ритуальные практики различных племен североамериканских индейцев.

Прикрытием для внедрения в сознание детей мешанины из фрагментов религиозных вероучений и ритуальных практик различных племен североамериканских индейцев в качестве основного мировоззрения являются экологические лозунги, типа:

Жизнь в условиях почти дикой природы, не считая палаток и некоторых элементов цивилизации (самых необходимых, конечно), предполагает настрой на бережное отношение ко всему живому… Удалось создать условия для экологического воспитания детей и подростков. Здесь ребята получат азы экологических знаний” [2].

Одноименная педагогическая программа (“Искры Маниту”) так же проводится под прикрытием статуса городской экологической программы, направленной на “формирование детского экологического движения в целях пропаганды и распространения экологических знаний и приобщения учащихся школ города к природоохранительной деятельности” [1].

Характеристика

10-дневный лагерь рассчитан на 120 юных воронежцев 10-14 лет, которые в этом лагере наряжаются в североамериканских индейцев и стараются жить как они. Лагерь работает уже восемь лет. В лагере проводится обучение по программам “Школа выживания” и “Навыки туризма”. Постоянный костяк участников - а их примерно 10 процентов - сохраняется, как правило, лет шесть [2,6].

Дети живут в стилизованных под индейские вигвамы палатках, носят различную индейскую атрибутику (перья, амулеты и пр.) и одежду, стилизованную под индейскую. Детям даются индейские клички. Участие-“отдых” в лагере “Искры Маниту” является, по существу, психологическим погружением детей не столько в быт, сколько в религиозное мировоззрение индейских языческих племен.

В 1997 году на финансирование “городской программы экологического воспитания школьников “Искры Маниту” ее инициаторы просили извлечь из средств городского бюджета 37 миллионов [1].

Комментарий воронежского исследователя В.Иванова: “Задача, безусловно, хорошая, но зачем, подобно американским индейцам, считать себя частью природы, зачем производить себя от “белых орлов” и “бурых медведей”? Ведь человек сотворен по образу и подобию Божию, зачем ему поклоняться твари вместо Небесного Творца? Ведь главной причиной разрушения природной среды является падение духовно-нравственного уровня человека.

Большинство жителей Воронежской области считают себя православными, однако на содержание епархиального православного лагеря (где, кстати, третий год отдыхают и дети - сироты, воспитанники интернатов, из малообеспеченных, в том числе и неправославных семей) из бюджетных денег не выделяется ни копейки.

Начнем с программы “Древние славяне”. Цель: “наряду с обеспечением полноценного оздоровительного отдыха школьников в период летних каникул осуществить патриотическое воспитание, углубленное изучение исторического материала, касающегося эпохи Древней Руси”. Она ставит задачу “в целях расширения контактов между детскими и образовательными организациями славянских стран, популяризации истории Руси сделать летний лагерь 1998 года интернациональным. Ожидается участие в данной программе детей с Украины и из Белоруссии и других славянских стран”. Однако, судя по восторженной публикации в “Комсомолке”-толстушке некоего Виннету, сына Инчу-Чуна, “Индейцы и язычники живут под Воронежем”, автор которой умилялся тому, что “славяне” учились молиться языческим богам, изучали древнее воинское искусство, ходили на байдарках в поход на Византию (!!!)- “в общем, вживались в роль своих предков, а по ходу дела изучали историю родного народа”, - цели программы далеки от декларированных. Как мы знаем, наши далекие предки ходили походами не только на Византию, откуда на Русь пришел свет Православия, но и на другие страны, например, на иудейскую Хазарию, которая неоднократно пыталась втянуть русских князей в сферу своей антихристианской политики. Так почему же у наших детей воспитывается именно антивизантизм? Почему мы реанимируем наше дохристианское языческое прошлое? Разве в нашей истории не было славных страниц, например, борьбы с татаро-монгольским игом или создания народного ополчения Мининым и Пожарским? И разве не Православие объединило Русь, просветило ее светом Истины Христовой, создало знаменитый русский характер, воспитало в русском народе идеал Святой Руси?” [1].

Однако было бы справедливым признать, что появление подобного рода лагерей вызвано развалом системы дополнительное внешкольного образования, перепрофилированием огромного количества зданий и помещений, в которых в советское время велось дополнительное внешкольное образование. Перестало существовать большое количество бывших пионерлагерей.

С другой стороны, на всю Россию можно насчитать единицы случаев, когда организуются по-настоящему интересные православные детские лагеря отдыха, хорошо методически и материально обеспеченные, организованные людьми, неравнодушными и творческими. Вряд ли на российской почве приживутся попытки сделать масонское скаутское движение православным.

Поэтому в отсутствие лагерей отдыха, где российских ребят учили бы их настоящим традициям, родители вынуждены отдавать детей в лагеря, где последним забивают мозги индейской шаманистикой. Зато, как считают родители, их детям интересно.

С этим можно было бы еще как-то смириться, но, к сожалению, и в самой организации проведения лагерей “Искры Маниту” не все в порядке.

В одном из февральских номеров воронежской газеты “Молодой коммунар” была опубликована статья о летнем отдыхе школьников в так называемом “нетрадиционном” лагере. Называлась она “Ожоги” от искр костра Маниту”. Речь в ней шла о том, как по вине центра международного молодежного сотрудничества “Пассаж-зебра”, организатора лагеря “Искры Маниту”, четверо детей заболели вирусным гепатитом [3].

Газета “Воронеж Православный” не раз предупреждала о не полезности “альтернативных форм организации летнего отдыха” детей.

Исследователь И.Сапелкина пишет:

“И не только потому, что до сих пор нет положительных результатов их работы. Но и потому, что в этих лагерях применяются методы так называемого исторического погружения в прошлое, - которое существует лишь в воображении организаторов, и переселение в иные “запредельные”, вымышленные миры. Погружение в нереальный мир, сопровождается заглядыванием в “бессознательное”, “сознательные стихии” подводят к оккультизму… Мы решили обратиться к воронежским газетам августа, сентября 1998 года. Многие воронежские газеты тогда писали об этом. Например, “Воронежский курьер” однажды с восхищением поведал об опыте проведения летнего отдыха общественной организацией “Пассаж-Зебра”. “Какой пассаж!” - восклицает “ВК”. “Такой пассаж...” - отвечает “Коммуна”. “Курьер” имел ввиду пассаж (с фр. - перемещение) лагеря в “иные миры” и некую историческую древность. А “Коммуна” перемещение дела на него в прокуратуру... В последнее время “Пассаж-Зебра” и иные организации имеет моду играть с детьми в лагерях в славянских язычников. Черепашек-индейцев, влюбчивых менестрелей, пишущих всякое о прекрасных дамах. Обращаемся к другим публикациям воронежских газет на лагерную тему. “180 школьников неожиданно проникли в параллельный мир и остались там” [4]. “Зловещие клакеры напали на воинов пама и перетаскали у них все пазлы”. Школьники, чтобы вернуть эти пазлы, обращаются в “храм солнца” к хранителям стихий с просьбой похлопотать, и по книге мудрости истолковать как вернуть эти злополучные пазлы. (puzzle - от англ. “озадачивать”: головоломка). Вот какая задача. “Обыкновенные школьники, прошедшие этот лагерь, вернутся домой совсем другими людьми” - с пафосом восклицает “ВК”. Интересно какими? В другом лагере [5] “в 2824 году потерпел аварию звездолет, семь отрядов индейцев ищут волшебную чеканку, утерянную во времена великой битвы богов, чтобы помочь звездолету вернуться на землю. Школьники в 2824 году всесторонне развиты (!)- они могут преодолеть тропу Шаолиня и сочинить легенду о добре и зле. К сожалению, сами сочинители этих игр либо по глупости, либо по злому умыслу просто калечат психику и сознание детей. Подобных лагерей развелось так много, что их организаторы просто не успевают (или считают ненужным) обеспечить детей элементарными услоавиями безопасности. Именно по этой причине прокуратура заинтересовалась лагерем “Пассаж-Зебра”. В этом лагере, организованном для изучения “средневековой мифологии”, 140 детей и 35 взрослых погрузились в средние века. Но как оказалось не в игровой форме, а фактически, по условиям проживания. Жилые помещения, сантехоборудование, пляж не подходили под размещение детей. Вода подавалась с перебоями, холодильники не работали, “менестрелей” кормили всухомятку. Легко представить, чем мог закончиться такой “отдых”. Заезд лагеря на турбазу “Ласточка” не был оформлен договором. А когда не оформлен договор - оформляется протокол. Работа лагеря была запрещена, материалы на него переданы в прокуратуру. Нам остается только надеяться, что летний отдых школьников в текущем году будет организован и поумнее и подешевле. Можно ведь проводить походы по местам боевой славы, участвовать в археологических изысканиях, совершать паломничества, ходить в турпоходы и учиться помогать людям. Это гораздо полезнее и для детей и для общества, чем занятия “Себяведением” и “Аутотренингом” и другими методиками, развивающими эгоизм” [3].

К разделу “Искры Маниту”

1. Иванов В. Нужно ли возрождать язычество // Воронеж/Липецк Православный, июль 1998 г. - №7(15).

2. Под Воронежем появился лагерь индейцев // Агентство социальной информации. Еженедельный информационный выпуск 13-19 августа 1999 г. - №31(243).

3. Сапелкина И. Кто уродует психику наших детей? // http://www.comch.ru/~freedom_of_religion/, 12 июня 2000 г.

4. Воронежский курьер, 25 июля 1998 г.

5. Берег, 31 июня 1998 г.

6. Индейцы под Воронежем // Коммуна, 26 августа 1999 г.

Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"