Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. - Москва, 2000. - 394 с.


“Варяги”

Другие названия: Военно-исторический клуб “Варяги”.

Руководство

Руководитель - Дмитрий Рябичкин, преподаватель Астраханского государственного технического университета (АГТУ).

Месторасположение центров: Астрахань.

Место сборов - спортзал АГТУ.

Численность адептов

Численность - до 100 человек.

Доктрина

Адепты группы исповедуют культ Варана.

По словам декана Факультета межкультурных коммуникаций Южно-Российского гуманитарного института, кандидата философских наук Александра Саввина: “В данном случае мифологически Варан отождествляется с Перуном, Сульде, Макром в язычестве и Георгием Победоносцем в христианстве. Культ Варана, сродни культу Перуна и является, по сути дела, производным из данного верования, является своеобразной реконструкцией культов языческой Руси”.

Общие положение вероучения организации выражены в целом в следующем материале организации:

1) Рукопожатие: а) миролюбие, б) дружба, в) взаимопомощь, г) братство.

2) Опоясование (принятие в мл. дружину)

отрок (ученик) ученик

мл. дружинник (дворовой) солдат

ст. дружинник (боярин) ветеран

берсерк (профессионал) профессионал

3) Посадка за столом. Посолонь: Князь, записные бояре(с должностью),бояре, записные дворовые (с должностью), дворовые, отроки, почетные гости.

4) Закладка дома. В четверг. Не 10 мая. В центре дома закапываются: ключ, ложка, изображения животных, мелкая купюра. По завершению строительства под дверью - подкова, под коньком - свастика.

5) Открытие охотничьего сезона (рыбалки). Поразить изображение объекта охоты оружием. Первая добыча - Варану.

6) Выражение гнева - “Потрясение волосами”.

7) Услышав гром или увидев молнию, сжать правую руку в кулак и приложив к сердцу, вскинуть голову к небу.

8) Топор крест-накрест перебрасывается через скотину, чтобы она не болела и хорошо плодилась.

9) Топором чертили над больным Солнечный крест, призывая сразу двоих братьев-Богов.

10) Топор с изображением (символическим) Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был неодолимым препятствием для злой силы.

11) Во время трапезы Огонь угощали первым, причем лучшим кусочком.

12) Странник, обогретый возле очага и разделивший еду, становился “своим”, и его защищали, как “родного”.

13) Нечисть не могла приблизиться к Огню, зато огонь был способен очистить что-либо оскверненное.

14) Огонь был всегда свидетелем клятв.

15) Считалось: если парень и девушка перепрыгнут через огонь (костер), не расцепив рук, - стало быть, их любви суждена долгая жизнь. Костер разводился вблизи воды, и любящие входили в воду после очищения огнем.

16) В присутствии Огня считалось немыслимым выругаться: “Сказал бы я тебе... да нельзя: печь в избе!”. Когда спотыкаешься или ударяешься и т.п. необходимо выругаться, дабы отогнать злую силу.

17) Для кровного побратания прокалываются освященной иглой правые руки будущих братьев в районе основания большого пальца. Большие пальцы отогнуты вверх, раны соприкасаются в форме голубя, затем перехватываются жестом “братство”, и братья прыгают через костер, не разжимая рук, со словами: “Ты мой брат навеки! Призываю огонь в свидетели”. Духовное лицо: “Да будет так!”.

18) Ладе и Лелю приносят в жертву: хлеб, мед, сыр, творог. 22 - 23 апреля - в жертву молочные и торжественные продукты, которые съедали на священном пиру. Ночью жгли костры: в центре большой и по кругу двенадцать маленьких. Перун - животное.

19) Когда срубают дерево, то на пне оставляют кусок мяса или кровь животного.

20) Марана - богиня смерти и холода. Во время Масленницы сжигается ее чучело из соломы.

21) Домового брали с собой в новое жилище и с угощением и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлеб. С Домовым следует поддерживать хорошие отношения, не забывать обратиться с хорошим словом к “дедушке-суседушке”, оставить немного вкусной еды, и тогда он платит добром.

22) Лешему надо сказать спасибо за дары леса и оставить пирожок, пряник, подсоленный блин.

23) Запрещается бить кулаком по столу, т.к. это ладонь Бога. Священная еда: сладкая, вареная на меду пшеничная каша, заправленная ягодами, блин, каравай - хлеб, увенчанный рожками.

24) Начало строительства - 21 марта, утром при новолунье, заканчивают к 22 июня. Избегали закладывать дом в понедельник, среду и пятницу. Четверг - день Варана. Плохой день - воскресенье.

25) В первую ночь в доме закрывали кота с кошкой, во вторую - петуха с курицей, в третью - поросенка, в четвертую - овцу, в пятую - корову, в шестую - лошадь, в седьмую - человека (если животные оставались веселы, живы и здоровы). Входя в дом, хозяин непременно брал с собой хлеб. Первыми в дом входили старики, в другом случае на пороге дома рубили голову курице и не употребляли ее потом в пищу. Остальные члены семьи входили следующим образом: сквозь раскрытую дверь во внутрь бросали клубок ниток, держась за нитку, через порог переступал глава семьи, а потом за эту ниточку “втаскивал” остальных новоселов по старшинству. Иногда вместо ниток использовали пояс или “оборы” - длинные обувные завязки. При переезде с прежнего места переносили домовой сор, затем его бросали в красном углу, а прочий тщательно выметали из покидаемого дома. Новое место закреплялось за человеком, который обходил это место по периметру с огнем в руках. Из двух предметов мебели - скамьи и лавки более престижным считалось место на лавке. Лавка неподвижно укреплялась вдоль стены избы и не имела стоек, а скамья была снабжена ножками и передвигалась. Печи обычно ставили устьем к входу в правом углу.

26) Чтобы душа человека не вышла из тела, использовались различные украшения на уязвимых участках тела (руках, ногах, шее). На руках носили различные браслеты, а на шее - гривны. На железную или цветную проволоку (если она была достаточно тонкой) нанизывали бусы, круглые бляхи, иноземные монеты, бубенчики.

27) В смертный бой солдаты шли абсолютно голыми. Они не заботились о сохранении жизни и помышляли лишь о том, чтобы достойно принести себя в жертву Варану (Перуну), покровителю воинов”.

Характеристика

Клуб “Варяги” (астраханская группа адептов культа Варана) - неоязыческая религиозная организация.

Клуб “Варяги” образовался в конце 90-х годов, основным направлением его деятельности стало изучение и попытка реконструкции быта и обрядовости языческой Руси. Постоянного капища (места богослужения) не имеется, как нет и собственно молитв в общепринятом смысле данного понятия.

Перед важными событиями члены группы выстраиваются в круг и, глядя в глаза друг другу (“дабы не скроет кто фальш, обиду и злобу”), произносят следующие слова: “Да сохранит великий Варан наших братьев да дарует им победу в бою”.

Жреца в группе не имеется. Его роль принимает на себя любой, в большинстве случаев это делает князь.

Варан изображается на знамени в виде зеленой ящерицы с красным языком, вылетающим из пасти. Обрядов "расхристианизации" не проводится.

По словам декана Факультета межкультурных коммуникаций Южно-Российского гуманитарного института, кандидата философских наук Александра Саввина: “В символике часто используется солнечный крест, свастика, солнце, молния. Основным культовым орудием являетя топор. В группе существует своя иерархия посвященных. Новичок проходит обряд опоясывания, после чего принимается в младшую дружину. Существуют различные обряды и празднования, связанные с календарем”.

По словам бывших адептов, руководителем организации “Варяги” предпринимались неоднократные попытки давления на рядовых членов с целью отречения от всех прежних убеждений и принятия “истинной веры”.


Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"