Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 3. Неоязычество. - Москва, 2000. - 394 с.


Буса Кресеня группа

Руководство

Руководитель - Асов Александр Игоревич, инициированное имя - Бусом Кресенем. На одном из интернетовских сайтов указывалось, что по-настоящему его зовут Барашков Александр Игоревич. Сам Асов пишет: “Асов – это не псевдоним, это моя родовая фамилия. Я знаю много поколений Асовых по своему родословному древу. Все мои предки по отцовской линии были Асовыми. Вторая моя фамилия – Барашков. Она мне тоже не чужда. Это фамилия, которую носят мои родственники” [3].

Месторасположение центров: Москва.

Контактный адрес: 109004, Москва, Товарищеский, д.8 (Александру Асову) [9].

Доктрина

Основные положения неоязыческого религиозного вероучения Асова-Барашкова содержат изданные им книги “Велесова книга” [4], “Звездная Книга Коляды” [9], “Песни птицы Гамаюн”.

Изданная Асовым “Велесова книга” содержит следующую аннотацию: “Велесова книга – полный литературный перевод на русский язык священных текстов новгородских волхвов IX века. Книга содержит ряд новых, ранее не публиковавшихся переводов. Тексты сопровождает обширный исторический, грамматический, палеографический комментарий. “Велесова книга” – источник, в котором отражена история и верования многих европейских и азиатских народов от конца II тысячелетия до нашей эры до IX века нашей эры” [4].

Однако текст “Велесовой книги” профессиональные историки, проводившие его лингвистический и исторический анализ, считают фальшивкой. Против подлинности “Велесовой книги” высказывались такие авторитеты по истории Древней Руси, как академики Б.А.Рыбаков [12], Д.С.Лихачев. Дмитрий Сергеевич Лихачев в брошюре “Философские проблемы древнерусской культуры” [7] назвал “Велесову книгу” “мнимым открытием”.

С развернутой критикой “Велесовой книги” выступил ближайший ученик Д.С.Лихачева – О.В.Творогов [6,8]. Высказывались против подлинности этой книги и известный палеограф и языковед Л.П.Жуковская [11,12], кандидат философских наук А.В.Ситников [10], историки В.И.Буганов, Ф.П.Филин и другие.

Из отзыва преподавателя Российского православного университета св. Иоанна Богослова, кандидата философских наук А.В.Ситникова на “Велесову книгу” [10]: “В конце 50-х годов XX века в журнале “Жар-птица”, издававшемся русскими эмигрантами в Сан-Франциско, была опубликована так называемая “Велесова книга”. Издатели выдали это произведение за некое “священное писание древних славян”, якобы вырезанное на буковых досках новгородскими жрецами в IX веке и обретенное только в первой половине XX века. Никаких “новгородских дощечек” с текстами никто, естественно, не видел. Выводы ученых не оставляют ни малейших сомнений в том, что это совершенно явная и грубая подделка. Однако находится немало поборников подлинности этой “священной” книги, для которых аргументы ученых ровным счетом ничего не значат. Очевидно, мы здесь имеем дело с феноменом религиозной веры; вопреки всем доводам кому-то хочется верить, что древнейшие славянские племена до крещения Руси имели свою высокую культуру и священное писание. По содержанию “Велесова книга” рассказывает об истории древних славян. В этом произведении дается негативная оценка христианству (“греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли богов наших”, [4], с.179), подробно и восторженно говорится о дохристианских верованиях славянских народов (“Да святится имя Индры! Он бог наших мечей. Бог, знающий Веды”, [4], с.37). Этот текст, придуманный поклонниками язычества XX века, содержит немало нелепостей. Цель подделки очевидна: создать значительное, освященное древностью “священное писание”, альтернативное христианству, показать культурную и историческую состоятельность славянского язычества, его связь с ведической традицией. Но сама беспомощность и смехотворность этих попыток говорит о полной несостоятельности наших неоязычников” [10].

Подобно всем прочим неоязычникам, Бус Кресень активно подвергает нападкам христианство, он пишет: “Тут я, прежде всего, призываю не враждовать с христианами. С иудо-христианами воевать надо, а с русской православной традицией, которая древнее той, что начала утверждаться после крещения князем Владимиром, не стоит. По многим причинам” [3]. При этом упомянутая Барашковым “русская православная традиция” не имеет отношения к христианству вообще, а представляет собой некую виртуальную утопическую модель.

Характеристика

Бус Кресень стоит несколько особняком в языческой “тусовке”. Он - историк-любитель (нечто вроде математика Анатолия Фоменко, который “реформировал” всю мировую хронологию, превратив ее в абсурдное и виртуальное умопостроение, ничего общего не имеющее с действительностью) и занимается как бы “наукой” - пытается детально реставрировать “традиционную русскую веру” [2].

В 1992 г. Бус Кресень издал книгу “Русские веды” [5], в которую вошли “Песни птицы Гамаюн” (“воссозданные” им “космогонические мифы киевской ветви ведической религии”) и “Велесова книга”.

В 1994 г. он переиздал “Велесову книгу” [4], а в 1996 г. выпустил “Звездную книгу Коляды” [9].

Часто печатается в неоязыческих пропагандистских изданиях.

Группа Буса Кресеня квалифицирована как неоязыческая деструктивная религиозная организация в:

К разделу “Буса Кресеня группа”

1. Нашествие неоязычников // Православная Москва, февраль 2000 г. - №4(214).

2. Прибыловский В. Русские язычники / Материал Информационно-аналитического центра “Панорама”, 7 марта 1998 г. (http://www.roline.ru, 9 января 2000 г.).

3. Интервью с Александром Игоревичем Асовым // Наследие предков. – 1997.- №4. – С.25-28.

4. Велесова книга. Перевод и комментарии А.И.Асова. - М.: Менеджер, 1994. - 320 с.

5. Русские веды. – М., 1992.

6. Творогов О.В. // Труды Отдела Древнерусской литературы. – 1990. – Т.43.

7. Творогов О.В. Когда была написана “Влесова книга”? // Философские проблемы древнерусской культуры. – Часть 2. – М., 1987. – (Там же помещен отзыв Д.С.Лихачева).

8. Творогов О.В. Что стоит за “Влесовой книгой”? // Литературная газета, 16 июля 1986 г.

9. Русские веды. Звездная Книга Коляды / Текст собрал А.И.Асов. – М.: Наука и религия, 1996. – 432 с.

10. Отзыв преподавателя Российского православного университета св. Иоанна Богослова, кандидата философских наук А.В.Ситникова от 5 июля 2000 г. на издание: Велесова книга. Перевод и комментарий А.И.Асова. - М., 1994.

11. Жуковская Л.П. Поддельная докириллическая рукопись: (К вопросу о методе определения подделок) // Вопросы языкознания. - 1960. - № 2.

12. Рыбаков Б.А., Буганов В.И., Жуковская Л.П. Мнимая “Древнейшая летопись” // Вопросы истории. - 1977. - № 6.

Ó Игорь Куликов, 2000 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"