Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


назад

 

Введение

“Неужели у нас в стране недостаточно зла,

чтобы умножать его еще и на религиозной основе”

(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

 

“Прошу принять меры по пресечению издания,

распространения на территории Российской

Федерации, а также ввоза из-за рубежа

экстремистской религиозной литературы”

(Поручение Председателя Правительства РФ В.Путина

ВП-П3-34495 от 16 октября 1999 г. МПТР России (М.Ю.Лесину),

МВД России (В.Б.Рушайло), ФСБ России (Н.П.Патрушеву))

 

“Сокрытие зла питает и оживляет его”

(Вергилий)

Термин “оккультно-религиозный” не является в настоящем издании по отношению к конкретным организациям и сообществам, а также их членам оскорблением или уничижительным ярлыком, не нарушает прав граждан - членов указанных организаций; это всего лишь классификационный параметр, удобный для дифференциации всего массива действующих ныне в России религиозных новообразований для удобства их научного изучения. Отношение к оккультизму со стороны мировых религий и профессиональных психологов и психиатров - это совершенно другой вопрос, касающийся права каждого конкретного пользователя справочником на свободу убеждения и слова. Автор справочника не несет ответственности за то или иное мнение или убеждение, возникшее у конкретных людей после прочтения настоящего справочника или же подкрепленное им. Задача автора справочника состояла в описании максимально большого количества религиозных новообразований, действующих на территории РФ, чья деятельность в той или иной мере отличается от собственных деклараций и является оккультно-религиозной, укладывается в рамки движений “Нью Эйдж” или “Экология духа” или очень похожа на таковую. Если в настоящем справочнике относительно какой-либо организации приведены факты ее деструктивной деятельности, то это проблема касается не автора справочника, который просто передал информацию, реализовав свое право, закрепленное п.4 ст.29 Конституции РФ, а касается исключительно самой организации.

Даже если не брать во внимание то огромное количество пострадавших от сект, существует множество проблем, связанных с деятельностью оккультно-религиозных организаций: идет оболванивание последователей, нанесение ущерба их здоровью некомпетентными в медицине оккультными псевдоцелителями, которые, в свою очередь, нарушают российское законодательство, практикуя без прохождения соответствующего порядка лицензирования деятельности. Подавляющее большинство оккультно-религиозных организаций постоянно вводят своих адептов и представителей государственных органов в заблуждение, заявляя, что их вероучения представляют собой некие “нетрадиционные направления” в науке. Поэтому при обсуждении данной проблематики приоритетным является обращение не к правам руководителей оккультно-религиозных организаций, некоторые из которых просто психически ненормальны, а к правам основной массы населения Российской Федерации.

Люди должны знать правду о тех, кто приходит к их детям в школы, о тех, кто предлагает свои услуги на рынке медицинских услуг, о тех кто предлагает позаботиться о душе. И утаивание или недонесение до граждан подобного рода информации, к чему так рьяно в той или иной форме, прямо или косвенно призывают некоторые мнимые правозащитники, некоторые религиоведы-сектозащитники, нарушает конституционные права почти полутора сотен миллионов российских граждан.

Почему некоторые маргиналы, в том числе лечившиеся (но видимо, не долечившиеся) в психиатрических лечебницах, должны абсолютно свободно реализовывать свои безумные оккультно-религиозные идеи, взяв в качестве подопытных кроликов российских детей, наших детей (в настоящем издании приведено множество таких фактов)? Почему москвичи, рязанцы, томичи, новосибирцы, а с другой стороны - русские, татары, удмурты, башкиры должны беспрепятственно и бессловесно отдавать своих близких для оккультно-целительских опытов? Почему мы должны позволять ущемлять десятки наших прав, закрепленных как Конституцией РФ, так и Семейным, Гражданским кодексами, федеральными законами - и все это в угоду каким-то сомнительным личностям, возомнившим себя “реализованными личностями”, “божественными проявлениями”, “радастеями”, “планетарными педагогами Духа”, “саньясинами”, “представителями Махатм”, поборниками “разумных шаровых молний” и т.п., в угоду реализации единственного их права - права на свободу совести, кстати, довольно сильно ограниченного той же Конституцией РФ???

Если не работает российское законодательство, полное пробелов в данной проблематике, если по ряду причин бездействуют правоохранительные и правоприменительные органы, то это еще не значит, что в отношении оккультных и иных нетрадиционных религиозных организаций никто не вправе высказать свое собственное критическое мнение, дать собственную оценку, пусть даже она будет противоположна тем, которые адепты покупают за деньги у некоторых ангажированных религиоведов.

Существует еще общественное мнение, пресекать которое никто не вправе. Статья 29 Конституции РФ гласит: “1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова... 5.Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается”.

И первое и второе издания настоящего справочника вызвали, с одной стороны, огромное количество положительных отзывов со стороны авторитетных государственных органов, депутатов Государственной Думы РФ, политиков, ученых, православных архиереев и священников, а с другой - целую бурю истеричных, слабо мотивированных претензий со стороны самих сектантов и, в первую очередь, ряда мнимых правозащитников.

Так, Московская Хельсинская группа и объединение “РОО содействия утверждению свободы совести в обществе” издали в 1998 году тенденциозный сборник “О нарушениях прав человека в сфере свободы совести в Российской Федерации” (Москва, 1998), в котором подвергли резким нападкам второе издание настоящего справочника. При этом аргументами, подкрепляющими их утверждения, неназванные авторы этого сборника себя решили не утруждать, считая, видимо, что их слово имеет нормативно-правовой статус. Авторы указанной книги, нисколько не скрывая того, используют двойные стандарты. По их мнению, ни в коем случае нельзя критиковать лишь деструктивные религиозные организации. В отношении Русской Православной Церкви же, как они считают, можно использовать любой самый отвязный стиль нападок, нисколько не заботясь о правах православных верующих, их религиозных чувствах и личном достоинстве.

Функционеры Московской Хельсинской группы и “РОО содействия утверждению свободы совести в обществе” попытались представить такие описанные в справочнике известные оккультно-религиозные организации, как Школа Олега Андреева, “Храм Шеол”, “Новый Акрополь”, “Рэйки”, нерелигиозными, чем продемонстрировали свою полную некомпетентность в освещаемых вопросах, полнейшее отсутствие знаний и интереса к предмету, о котором пишут. Например, “Рэйки” вообще была названа “нерелигиозной группой гимнастики” (там же, с.32). Чего проще было заглянуть хотя бы в одну единственную книгу по “Рэйки”? Если бы мнимые правозащитники из указанных организаций потрудились это сделать, то на них бы буквально обрушился целый вал оккультной терминологии. И они бы осознали, что назвать “Рэйки” гимнастикой (в этой оккультно-религиозной системе целительской направленности вообще нет ни одного гимнастического упражнения) - это все равно, что назвать “Рэйки”, например, разделом в геологии или ботанике.

Но глупые утверждения, ни на чем не основанные, и безосновательные обвинения справочника - это еще полбеды. Самое возмутительное, что эти организации присвоили себе функции цензора, самостоятельно присвоили себе право решать, что, кому и как писать. Вот, например, какое вопиющее утверждение содержится в указанном сборнике: “Этот справочник, выпущенный без упоминания имен составителей, является внутрицерковным пособием, предназначенным в помощь епархиальному миссионеру, и никоим образом не предназначен для использования в качестве инструктивного документа в работе государственных структур. Он может использоваться госслужащими по отношению к общественным и религиозным организациям только для личных целей” (там же, с.32).

Кто наделил указанные организации функциями цензуры и разрешил нарушать п.5 статьи 29 Конституции РФ???! Такое ощущение, что они вообще не читали Конституцию России.

Подобные императивные утверждения функционеров Московской Хельсинской группы и “РОО содействия утверждению свободы совести в обществе” вызывают устойчивые ассоциации с мрачными временами политических репрессий, когда некие люди в сером призывали всех “отмежеваться” и “размежеваться”, диктовали, кому и что писать, какой статус будет иметь это произведение: это - в ограниченный тираж, только для избранных, это - полностью уничтожить, а вот это - можно использовать для распространения среди широких масс. Или современное правозащитное движение в лице указанных организаций начинает вырождаться в некоего надзирающего монстра - всеобъемлющего цензора, или же эти организации кто-то сильно подставил, использовав их авторитет для защиты своих собственных личных оккультно-религиозных интересов.

Вообще в России ныне есть целый ряд деятелей, которые совершенно ошибочно называют себя правозащитниками. Нельзя назвать, к примеру, сантехником человека, который занимается исключительно только откручиванием кранов и то только против часовой стрелки. Точно так же нельзя назвать правозащитником даже в одной сфере свободы совести человека, который занимается исключительно отстаиванием интересов (именно интересов, а не прав!) оккультно-религиозных или деструктивных религиозных организаций в ущерб десяткам прав миллионов граждан Российской Федерации. Для таких деятелей существует несколько иной термин...

В настоящем томе справочника описаны организации, которые по статусу зарегистрированы как религиозные, коммерческие или общественные, либо вообще не зарегистрированы. Их объединяет то, что все они являются по сути своей деятельности оккультно-религиозными, гностическими.

Определение, является ли данная организация религиозной (оккультно-религиозной), производилось не на основе довольно абстрактного определения термина “религиозная организация”, данного в Федеральном законе “О свободе совести и о религиозных объединениях”, а на анализе реальной деятельности объединений.

В настоящем томе справочника квалифицированы как оккультно-религиозные организации и центры те организации, центры, группы и сообщества, которые:

o        практикуют различные оккультно-религиозные системы, в том числе с элементами восточного мистицизма;

o        пропагандируют различные оккультно-религиозные учения, организации, течения и движения, хотя сами ритуальной или обрядовой деятельности не ведут;

o        пропагандируют лженаучные учения, истоками своими имеющие оккультизм (астрология, эниология, трансперсональная психология, экстрасенсорика, парапсихология, ясновидение и т.п.);

o        в целом не являются полностью религиозными, но занимаются так называемым “развитием личности” с использованием различных медитативных восточно-мистических и оккультно-религиозных практик;

o        имеют в основе своей мировоззренческой доктрины или теоретических обоснований своих методик и практик оккультно-религиозные или восточно-мистические системы (такие как “Агни-йога”, шаманизм, “рэйки”, “теория тантрического секса” и пр.);

o        в описании своей деятельности используют оккультно-религиозные, оккультно-философские, мистические термины (“карма”, “третий глаз”, “венец безбрачия”, “ясновидение”, “яснослышание”, “магия”, “маг”, “астрал”, “эгрегор”, “парапсихология”, “экстрасенсорика” и т.п.);

o        деятельность которых сопряжена с методами воздействия на сознание адептов, сходными с теми, каковые практикуются в оккультно-религиозных организациях;

o        распространяют оккультно-религиозную литературу, атрибуты религиозных обрядов различных оккультно-религиозных организаций, движений и течений, причем эти товары являются преимущественными в общем объеме предложения этой организацией товаров и услуг.

И здесь не важно, какими словами эти организации называют себя или как их оценивают их отдельные сектозащитники. Важно, что нет в науке никаких “карм”, “чакр”, “космических владык”, “энергетических каналов”, “кармических символов”, “Законов Космоса и Духа”, “третьих глаз”, “разумных бактерий”, “бабок синюшек”, “эры водолея”, “астрологических домов”, “аурических яиц космических махатм и владык”, “людей шестой, десятой, сто двадцатой расы”, “миров огненных”, “эгрегоров”, “ментально-астральных полетов” и т.п. Все эти термины носят именно религиозный характер, точнее - оккультно-религиозный. Поэтому и организации, построившие свои доктрины и мировоззрения вокруг подобного рода терминов, являются оккультно-религиозными. И слово “оккультно-религиозный” здесь, еще раз повторимся, не штамп или ярлык, это - классификационная группа.

В справочнике приведены цитаты из вероучительных книг или материалов тех или иных организаций в таком объеме, чтобы критикам назвать это вырыванием из контекста было бы неправомерно. Такие абсурдные идеи, какие приходят в головы отдельным оккультистам, не могут стать позитивными и здравыми ни в каком контексте.

Настоящий справочник является справочным пособием для всех тех, кто сочтет это необходимым. Прежде всего, он будет полезен для государственных органов, сталкивающихся по роду своей служебной деятельности с общением или изучением религиозных групп и организаций, - научных и образовательных организаций, органов юстиции, правоохранительных органов.

Если среди описанных организаций есть, как они сами считают, вполне законопослушные и позитивные организации, тогда тем более им нечего бояться, что кто бы то ни было выскажет по их поводу свое мнение, пусть даже и не совпадающее с их собственным. Это демократическая норма.

Если кто-то из указанных в настоящем справочнике лиц уже покинул оккультно-религиозную организацию или имел к ней в действительности лишь опосредованное отношение, таким лицам составитель настоящего справочника заранее приносит извинения. Цель справочника - не оскорбить кого-либо, а описать массив нетрадиционных религиозных организаций России. Хотя автор предпринял все возможные усилия для того, чтобы приведенная в справочнике информация была достоверной и тщательно выверенной, увы, в настоящее время крайне тяжело получить вообще хотя бы один байт информации о таких обычно закрытых религиозных организациях, как оккультные.

Автор справочника заранее приносит извинения и тем абонентам, к которым перешли номера телефонов, в прошлом использовавшиеся в качестве контактных оккультно-религиозными организациями, но теперь не имеющие к ним никакого отношения. Контактные телефоны предварительно также тщательно прозванивались и уточнялись.

В связи с ограниченностью объема настоящего издания по ряду описанных в нем организаций приведен лишь самый минимум информации. При подготовке данного тома справочника стояла задача показать масштабы распространения оккультно-религиозных организаций на территории Российской Федерации, дать общие сведения о таких организациях. Если включать всю информацию по указанным организациям и описать все оккультные организации, какие действуют ныне в России, получилась бы целая серия из десятков томов. Автономно практикующие оккультные целители и маги в настоящем справочнике описывались как центры под их руководством, потому что у всех практикующих магов и оккультных целителей существуют сети помощников, которые принимают заказы по телефонам. Таким образом, фактически никогда маги и целители не действуют в одиночку, вокруг них всегда есть группа адептов, то есть центры.

Особую признательность за большую помощь автор выражает Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Его Высокопреосвященству Архиепископу Арсению Истринскому.

Автор выражает благодарность иерею Олегу Стеняеву, а также Соловьеву Алексею Юрьевичу, Прониной Лидии Ивановне, Долгополовой Светлане за консультации при подготовке настоящего тома справочника.

Автор искренне благодарит за огромный вклад в организацию подготовки и выхода в свет данной книги Александра Витальевича Челпанова и доктора юридических наук, профессора Михаила Николаевича Кузнецова, обеспечивающего юридическое сопровождение и юридическую защиту настоящего издания.

Автор благодарит заведующего кафедры религиоведения РАГС Трофимчука Николая Антоновича и пастора Евангелическо-лютеранского прихода Святых Петра и Павла г.Москвы Лотова Дмитрия Романовича.

Название третьего издания настоящего справочника было несколько изменено с целью улучшения структурирования подаваемой информации, а также в связи с тем, что был значительно увеличен массив описываемых организаций.

Часть вторая второго тома настоящего справочника продолжит описание оккультно-религиозных организаций, действующих на территории России (“Юнивер”, “Международный Центр Рерихов”, “Вальдорфская педагогика” Р.Штайнера, “Педагогика Монтессори”, “валеология”, “Духовный колледж”, “Знамя Мира” и др.).


Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"