Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


“Церковь Последнего Завета”

Другие названия: “Община Единой Веры”, секта Виссариона.

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-1 “Устойчивые организации и группы (секты)”.

Руководство

Основатель, Глава Церкви Последнего Завета и ее высшее духовное лицо - Сергей Анатольевич Тороп, бывший сотрудник милиции города Минусинска Красноярского края, больше известный под культовым именем Виссарион.

Месторасположение центров

Основной центр - в Минусинске Красноярского края, конт.т.8-(39132)-96-9-19, Фау Татьяна Ивановна.

Центр - 662925, Красноярский край, Курагинский р-н, п.Черемшанка, ул.Кошурникова, 2/1 (Устроитель Церкви Последнего Завета - Казаков Станислав Михайлович, староста Черемшанских земель - Чевалков Сергей Борисович).

Последователи Виссариона распространены далеко за пределы Красноярского края. Их общины есть и в ближнем зарубежье, например, в Белоруссии (Брест и др.).

Хотя на 1 января 1996 г., в стране было зарегистрировано всего 2 религиозных объединения “Церкви Последнего Завета” [2], в России существует множество центров (“Источник”) и общин этой организации, расположенных в следующих городах:

Астрахань, Белгород, Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Ижевск, Краснодар и Краснодарский край (Геленджик), Красноярский край (Минусинск, некоторые населенные пункты Минусинского, Курагинского и Каратузского районов), Курск, Липецк, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь и Пермская область, Санкт-Петербург, Саратов, Хабаровск, Челябинск и др.

В Москве:

Зеленоград, корп.301а (по четвергам);

Зеленоград, клуб “Полином” (пн., в 18.00); конт.тел.420-50-64.

Численность адептов

По данным руководства “Церкви Последнего Завета”, у них - около 50 тысяч последователей в 83 населенных пунктах Российской Федерации и зарубежья [2]. Реальное же количество адептов Виссариона значительно меньше - около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах Российской Федерации [3,6].

Примерная численность активно действующих последователей Виссариона в Екатеринбурге - 50 человек (1 зарегистрированная община), в Челябинской области - 60, в Красноярском крае - около 3 тысяч, в Воронеже - 70 человек (помимо 16 семей, переселившихся из Воронежа в коммуну Виссариона в г.Минусинск), в Перми и Пермской области - около 200, Астрахани - 10.

Доктрина

С.Тороп утверждает, что в январе 1991 г. принял крещение от небесного Отца, получив новое имя - Виссарион: “Май месяц 1990 года, город Минусинск. Повязка покинула глаза и память. Прекрасен и скорбен миг Пробуждения. Начало возгорелось” [7]. Якобы имея благословение на создание Единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий, Виссарион составил “Последний завет”, данный ему якобы Богом, состоящий из 61 заповеди [7]. Виссарион утверждает, что развитие человечества протекает на пяти основах: Земля, Единый Дух жизни, Бог всех и Святой Дух (под пятой основой он подразумевает, по-видимому, себя). Без объединения всех религий и до появления Виссариона воссоединение с Богом невозможно[3].

Главная молитва проповеди Виссариона: “Будьте, как дети, живите сердцем, а не разумом. Всякий искренний, идущий от сердца поступок - благо. Ошибетесь - не беда, ошибку можно исправить”. У Виссариона на все есть универсальный ответ:Прислушайтесь к голосу своего сердца”. Своим последователям он объясняет, что восточные религии не дают подлинного духовного роста, а экстрасенсы и маги - слуги диавола. Посещать любые церкви Виссарион не запрещает, но говорит, что подлинное Откровение - только у него, Виссариона [2].

Виссарион выдвигает пять основных постулатов [7]. Творец вселенной (Абсолют) материален, в нем нет ни добра, ни зла. Творец человеческой души - Отец Небесный - создатель добра, источник Духа Жизни, который, слившись с энергией Сердца Земли-Матушки, породил Сына Божия. Существуют и ад, и рай. Существует переселение душ. Души, выполнившие свое предназначение, развившиеся духовно, пребывают в раю. Неспособные к духовному росту оказываются в аду. Человек воплощается на Земле до десяти раз и каждый раз получает возможность для духовного роста. Есть вирус зла, который обитает только на Земле и только среди людей. Он и есть диавол. Диавола породили люди, точнее, их греховные помыслы. Мысль человека материальна, она никуда не пропадает, и злые мысли породили злых духов [2].

Виссарион говорит, что в ближайшем будущем нас не ждет ничего хорошего. Земля покроется песком. Минусинск уйдет под воду, а Москва вообще провалится в тартарары. И за этот короткий срок он призван объединить многие духовные ручейки в единую реку общей веры, сформировать человека новой эпохи, заложить основу духовного и культурного единения всего человечества. Что он пришел дать последний завет Бога с человеком [9]. Считается, что Виссарион явил собой Последний завет, чтобы совершить великое Священное Воссоединение всех существующих религий. Виссарион утверждает, что мысли людей творят новую реальность: “Если два человека или тем более большее число людей сосредоточат мысли свои на одном и том же образе и будут верить в него, - учит Виссарион, - токи, идущие от каждого человека, благодаря однородности своей, сольются в одной точке. Эта точка становится источником бытия нового этапа, которое будет обладать суммой тех сил, которые были направлены к нему каждым человеком” [2] .

Религиозная доктрина Виссариона соединила в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов, русским космизмом, аскетизмом йоги и фантазиями Даниила Андреева [9]. Христианству Виссарион отводит центральную роль, при этом фактически извращая его. Из индуизма взято учение о переходе души, причем Виссарион в отличие от индуистов, признает лишь переход души от человека к человеку, но не от человека к животному [3].

По словам священника Олега Стеняева: “Религиозные воззрения Виссариона - весьма странные. Мало того, что он не знает библейских заповедей, он вообще считает, что автор Ветхого Завета - злой дух, и только Новый Завет был составлен “правильным духом”. Но и Новый Завет он не весь признает. Это очень удобная позиция - объявить свою систему. Только никакого отношения к Богу, к религии она не имеет. Виссарион вообще считает, что Бог изменяется во времени и в пространстве... Это примитивное языческое представление о Боге” [12].

Адепты редко читают газеты и слушают радио, из происходящих на земле событий их особенно интересуют землетрясения и прочие катаклизмы, так как это “подтверждает близкий конец света”. У адептов есть специальные ритуалы единства - “священные круги”, вместо “Отче наш” они читают “Молитву единой веры”, а вместо 10 древних заповедей у них есть более 60 своих.

Характеристика

“Церковь Последнего Завета” (последователи Виссариона) была классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:

Сергей Тороп родился 14 января 1961 г. в семье строителей в пригороде г.Краснодара. В семилетнем возрасте вместе с семьей переезжает на постоянное место жительства в г.Минусинск на юге Красноярского края. Школу в Минусинске будущий “бог” закончил с трудом. Затем - стройбат в армии, профессия слесаря-электрика, работа в милиции, бесцельные занятия то одним, то другим: от живописи до восточных единоборств. Конфликты с сослуживцами привели к тому, что Сергея уволили из милиции. От нечего делать он занялся уфологией. Тогда-то и появился Владимир Плесин, заводской электрик, который ссылался на прямой контакт с космосом и утверждал, что недавно получил свыше указание объявить себя Сыном Божиим. Однако, когда Владимир встретил Сергея, “космос изменил решение и честь стать Виссарионом была дарована” Сергею Торопу. В 29 лет, по словам адептов, в мае 1990 г., Виссарион якобы прозрел. Первую проповедь с выездом за пределы города совершил 18 августа 1991 г. [2]. Началось шествие по России Виссариона-“спасителя”. Первые свои проповеди Виссарион читал робко. Но уже тогда появились первые последователи, которые и развернули агитационную деятельность, тиражировали проповеди Виссариона. Красноярский край был объявлен “землей обетованной”. Стремясь к “истине и сказочному будущему” в Сибирь стали съезжаться первые ученики.

На собранные с последователей деньги Виссарион начал путешествовать по России, но размаха еще не было. Лишь когда Виссарион завел себе апостола - шоу-бизнесмена, бывшего эстрадного певца Вадима Редькина, миссионерская деятельность закипела с удвоенной силой. Виссарион объездил почти все СНГ, общины его последователей регистрировались во многих городах. “Мессия” уже мог говорить часами, не останавливаясь, его жесты стали энергичными, а тембр голоса обрел уверенность и немалую убедительную силу. Шоу-навыки апостола сделали свое дело.

В Москве и Санкт-Петербурге помощники Виссариона развернули сеть квартир, на которых шли собрания и проводились ритуальные “круги”. Пик деятельности Виссариона наступил, когда появилась Мария Карпинская, ставшая в окружении Виссариона Марией Магдалиной. Журналистка, известная во многих странах мира, член Европарламента, она в числе первых поселенцев приехала в Сибирь, профинансировав деньгами от продажи своей квартиры первое заграничное турне Виссариона. Пользуясь своими связями, Карпинская впервые вывезла за рубеж неразлучную троицу. Впоследствии выход Марии Карпинской из секты Виссариона произвел очень большое впечатление на его последователей.

Община продолжала расти. По призыву Виссариона, уверовав в его учение, несколько тысяч людей разных профессий (музыканты, художники, философы, эстрадная певица, отставные военные и др.) продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах и переселились в Красноярский край. В негласную службу безопасности Виссариона вошли специалисты - бывшие офицеры правоохранительных органов. С радостными песнями общинники выстроили на свои средства Дом Учителя в поселке Малая Минуса, куда переехала семья Виссариона и еще несколько семей. Параллельно стал строиться еще один дом для Виссариона - в селе Петропавловка.

В июне 1994 г. верующие, проживающие в г.Минусинске и Курагинском районе Красноярского края, объединились для совместного вероисповедания в религиозное объединение “Община единой веры”, которое было зарегистрировано Управлением юстиции Красноярского края под №105. В октябре 1995 г. религиозное объединение последователей Виссариона официально перерегистрировалось в “Церковь Последнего Завета”, которая объединила представителей различных вероисповеданий, не нашедших себя в традиционных религиях [2].

В телерепортаже журналистки Юлии Шамаль о деятельности общины последователей Виссариона, показанном в передаче “Чрезвычайный канал” (РТР) летом 1996 года, говорилось: “Постоянно напоминая о грядущем конце света, Виссарион говорил, что организм человека должен перестроиться, чтобы выжить, теперь ему уже больше не нужна белковая пища. Стремясь заслужить будущее райское существование, люди самоотверженно отказались не только от мяса, но и от соли, сахара, чая, кофе. Поначалу были запрещены даже вода и пшеничный хлеб. Хозяйкам, выпекающим лепешки из отрубей, учение Виссариона рекомендовало мысленно добавлять в тесто яйца, сметану, лепестки роз и космический свет. Вскоре постоянное недоедание и тяжелые условия жизни стали сказываться на членах общины. Подступала нищета. Особенно в безвыходном положении оказались те, кто продали свои квартиры и сдали в общину все свои средства. Так или иначе, но с 1994 года в общине возникли первые очаги неповиновения. В местные органы власти посыпались жалобы от родителей. Тогда Виссарион смягчил режим питания, разрешив детям кисломолочное, а беременным женщинам - рыбу, был снят ранее существовавший запрет на чтение книг, не относящихся к учению общины. Но дисциплина среди адептов пошатнулась, некоторые вслух выражали свою разочарованность, другие стали требовать возвращения вложенных денег. Положение дел требовало присутствия лидера - продолжать прежнюю деятельность в духе шумных манифестаций и загранпоездок было небезопасно. Виссарион вернулся в Сибирь, надеясь поправить положение дел. Тогда-то и родился проект строительства города-Солнца на горе Сухой, что близ озера Тиберкуль, где прекратятся все несчастья”.

Во второй половине 1994 г. инициативная группа последователей Виссариона, переехавших в Красноярский край и объединенных единой духовной идеей, выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края вблизи озера Тиберкуль, так называемое, экспериментальное экологическое поселение, которое было принято администрацией Курагинского района и Красноярского края. Для построения поселения выделено из лесного фонда 250 га земли в районе горы Сухая и озера Тиберкуль. Указанные земли переданы для проектирования экологического поселения закрытому акционерному обществу “Табрат”, созданному поселенцами специально для решения практических задач организации и обеспечения строительства поселения, а затем хозяйственной деятельности в этом поселении. Проектируемое в настоящее время поселение рассчитано на 120 семей и состоит из нижнего поселения радиально-кольцевого типа площадью 21 га, расположенного в седловине на отметке 560 м, и верхнего поселения хуторского типа площадью 3 га, расположенного на хребте горы Сухая на отметке 927 м. Нижнее поселение размещено непосредственно за километровой водоохранной зоной юго-восточной оконечности озера Тиберкуль. Остальная территория площадью 226 га играет роль адаптационной зоны. В ней расположены лесопарк, планируется расположить питомник редких деревьев и плодово-ягодных культур, пастбища и сенокосы и др. [2] Дом Виссариона из села Петропавловка по частям перевезли на гору Сухую по специально проложенной колее на лошадях.

Некоторые и рады были бы бежать от “земли обетованной”, но “мосты сожжены”: квартиры проданы, имущество - в общине, ехать некуда. Для такой категории недовольных Виссарион предусматривает особый ход - он заявляет, что у проекта нет религиозной подоплеки, и дает квазинаучное обоснование, говоря, что речь идет о выживании человека в экологически чистых условиях, об очищении души и тела.

По словам руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва, Б.Ордынка, 20), священника Олега Стеняева, Виссарион - не более чем российское воплощение западной киноверсии “Иисус из Назарета”. Отец Олег при личном общении с Виссарионом обратил внимание, что Сергей Тороп не только похож на актера, который играет роль Христа, но и явно ему подражает [12].

Каждый последователь Виссариона хоть один раз должен побывать в “земле обетованной”, в Минусинске. Здесь происходят крещения, вновь обращенным вручаются пояс и специальная лента, освящаются Виссарионом крестики - при этом неважно какие: православные, католические или выструганные из дерева собственными руками и по своему проекту. Главным же ритуалом является “магический круг”, когда верующие, взявшись за руки, под специально подобранную музыку совершают определенные движения. Сила воздействия такого ритуала на психику адептов настолько велика, что иные падают без чувств и их относят в сторону [9].

По словам последователей Виссариона, в их общине придерживаются, исходя из этических и мировоззренческих принципов, строгого вегетарианства, а рацион питания составляют продукты растительного происхождения [2]. В реальности же, по данным экспертов Государственной Думы РФ [6], “в общине Виссариона практикуется “агрессивная” диета по примеру нацистских концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края, имеется несколько смертельных случаев от истощения фанатичных последователей Виссариона. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди своих последователей” [6].

В общине запрещено принятие профессиональной медицинской помощи и применение медикаментов. Практикуется траволечение. Активно применяется уринотерапия (питье собственной мочи). А если кто серьезно заболеет, то за него будут горячо молиться, вместо того, чтобы вызвать врача [14]. В общине практикуются роды на дому, в некоторых случаях - роды в воде, в обыкновенной бочке с водой.

В ответ на серию критических публикаций в средствах массовой информации Казаков и Чевалков провели пресс-конференцию “Церковь Последнего Завета: были и небылицы о деятельности Церкви и образе жизни ее верующих” [17], где в специально подготовленном приложении попытались развенчать “небылицы”, заменив их своими “былями”. Попробуем и мы проанализировать, где здесь на самом деле быль, а где небылицы.

1. Отказ от принятия медицинской помощи и применения медикаментов.

Приложение к пресс-релизу Казакова и Чевалкова: “К традиционной медицинской помощи прибегают, как правило, тогда, когда организм человека не в состоянии сам справиться с болезнью (запущенные хронические заболевания в стадии обострения, тяжелые инфекционные болезни, травмы, родовспоможение при патологических родах и т.п.). Часто первую медицинскую помощь оказывают заболевшим медики из числа верующих... Анализ состояния здоровья верующих, проживающих в Красноярском крае, проведенный нашими медиками с использованием доступных нам методов и средств, показывает, что в подавляющем большинстве случаев состояние здоровья людей существенно улучшается, уходят многие хронические заболевания”.

Казаков и Чевалков, не желая того, сами подтвердили наличие в общине практики отказа от медицинской помощи, так как больные хроническими заболеваниями должны постоянно находиться на учете лечащего врача, регулярно проходя обследования, не говоря уже о запущенных формах таких заболеваний, а в общине дозволяется обращаться, только когда наступает стадия обострения. Далее, возникают большие сомнения в наличии в общине медицинских работников, необходимых на все случаи жизни специализаций. А в случае нахождения необходимого специалиста, вряд ли тот сможет оказать квалифицированную медицинскую помощь без современных медицинских технических средств и уж тем более без медикаментов, которые в общине принимать запрещено.

К чему подобное приводит, достаточно ярко проиллюстрировано в рапорте начальника Курагинского РОВД полковника милиции Н.А.Миронова на имя главы администрации Курагинского района от 5 октября 1995 года [16]: “15 сентября 1995 года в общежитии Моторского ОПКЛК умер ребенок Куклин Эдуард, 1991 года рождения. Предварительная причина смерти - двухстороннее воспаление легких. У ребенка была повышенная температура тела с 11.09.95, однако, мать за медпомощью не обращалась. Как пояснили другие члены общины, его лечили по “методу Иванова”: через 2 часа обливали “заряженной” водой”. Позже судмедэкспертиза п.Курагино показала - непосредственной причиной смерти ребенка явился напряженный гидротеракс (чрезмерное количество жидкости в плевральных полостях), который развился на фоне двухстороннего воспаления легких и плевры (акт №183 от 1 ноября 1995 г.).

Информационный материал “К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим”, подготовленный в 1996 году в Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации [11]: “Поступившие в наш адрес сообщения свидетельствуют, что вероучение ряда сект призывает к ограничениям при госпитализации, пользовании медицинской помощью. Крайне опасно и воздействие тоталитарных сект на физическое здоровье своих членов. Так, в частности, в секте Виссариона (“Церковь Последнего Завета”), центр которой находится на юге Красноярского края, насчитывающей в настоящее время более 10 тысяч человек, практикуется агрессивная диета по примеру нацистских концентрационных лагерей, при которой даже кормящим матерям запрещается кормить детей молоком. По показаниям врачей районной больницы п.Курагино Красноярского края имеются несколько смертельных случаев от истощения фанатичных адептов секты, детям в секте не оказывается медицинская помощь, не делаются прививки. Основатель секты Сергей Тороп подтвердил факты самоубийств среди сектантов”.

2. Роды на дому.

Приложение к пресс-релизу Казакова и Чевалкова: “Большинство верующих женщин предпочитают рожать дома в благоприятном психологическом микроклимате, с квалифицированной помощью акушерок-верующих и своего мужа, в чистых специально подготовленных помещениях (каким образом, если химические средства дезинфекции запрещены, или из помещений изгоняют всех микробов с помощью отваров из крапивы и т.п.? - прим. авт.), в которых отсутствует угроза стафилококковой и других инфекций - бича современных родильных домов”.

Возникают очень большие сомнения в том, что далеко не в идеальных, с точки зрения санитарии, помещениях общинников возможно снять угрозу стафилококковой инфекции.

Пресловутые роды в воде - это вообще тема, от которой многих московских медиков просто начинает трясти. Организаторов этих процедур московский врач Юрий Блошанский называет не иначе как “секта” и неустанно повторяет - это смертельно опасно и абсолютно противоречит физиологии [15].

Главный довод сторонников родов в воде - ребенок до рождения находится в водной стихии (так называемая околоплодная жидкость), и надо “смягчить” ему переход в воздушную среду. Выглядит, если разобраться, странно. Если новорожденному так необходимо побыть в воде еще несколько секунд - роды могли бы начаться этими несколькими секундами позже. А вот с тем, что в первые же мгновения жизни ребенок начинает дышать, не спорит никто. И он может просто захлебнуться. В 1995 году только в морге Филатовской больницы Москвы было 11 таких новорожденных. Истечь кровью от разрывов внутренних органов может и мать - было несколько случаев, когда рожавших дома едва успевали довезти до роддома, и там персонал экстренно сдавал кровь для переливания. Спасали.

Явно не в пользу такого “творчества” говорит и то, что среди организаторов домашних родов не было ни одного человека с медицинским образованием, хотя бы средним, все больше физики и математики. Люди, вероятно, умные, но в другой области. Нелишне упомянуть, что ни в одной стране мира ничего подобного нет. Бывает, конечно, что перед родами женщину помещают в теплую ванну для лучшего расслабления. Но только на 10-15 минут и до начала самого главного.

Обратимся к животному миру - на его стороне безошибочно работающие инстинкты. Многие существа, куда лучше, чем человек, приспособленные к жизни в воде, рожают все-таки на суше. Так делают белые медведи, тюлени, даже у черепахи хватает сообразительности откладывать яйца на берегу.

Роды в воде противоречат и еще множеству медицинских постулатов. Врачам необходимо постоянно слышать сердцебиение ребенка, чтобы иметь возможность, в случае чего, вмешаться. Слушать в воде - невозможно. Воду также нельзя достаточно хорошо обеззаразить. Она будет активно загрязняться во время самих родов, причем это вполне может привести к заражению. Плюс эстетический аспект.

Кроме того, для регистрации ребенка в ЗАГСе необходима справка из роддома. При домашних экспериментах взять ее негде. Люди сталкиваются со сложнейшими экспертизами, чтобы доказать, что ребенок действительно их.

Справка главного врача Курагинской ЦРБ М.Г.Казакова на имя заместителя главы Курагинского района от 9 октября 1995 года: “В Курагинском род. доме за 1995 год на 1 октября родилось 213 детей. Из них роды на дому 13 детей, что составляет 6,1%. Из них роды из общины Виссариона 6 детей, что составляет 46%. От медицинских прививок отказываются. Охват прививок среди общины виссарионовцев детского населения составляет 6%. ВЫВОДЫ: Роды на дому несут в себе большую опасность как для женщины, так и для ребенка (осложнения на фоне высокого давления, кровотечения, инфицирование как роженицы, так и ребенка). Все это может привести к смертельному исходу. Согласно Приказа Министерства Здравоохранения, роды должны быть только в родильных домах”.

Информационный материал, подготовленный прокурором Курагинского района старшим советником юстиции А.В.Красиковым на имя главы администрации Курагинского района (№344 от 23 мая 1995 г.): “Женщины поступают в ЦРБ с большим послеродовым периодом и негативными последствиями вследствие родов в антисанитарных условиях и без надлежащей медицинской помощи, что создает реальную угрозу жизни как для самих женщин, так и для новорожденных. По религиозным мотивам беременные женщины из общины на учет не встают, обследования не проходят, что затрудняет своевременную госпитализацию и оказание медицинской помощи”.

3. Отказ от прививок.

Приложение к пресс-релизу Казакова и Чевалкова: “Имеющее среди верующих негативное отношение к прививкам основано прежде всего на невозможности гарантированного качественного проведения прививок в условиях сельской медицины (отсутствие одноразовых шприцов, недостаточная квалификация медицинского персонала и т.п.)”.

Получается, что вместо того, чтобы добиться применения при проведении прививок одноразовых шприцов или, на худой конец, самим купить необходимое их количество (не так уж и много требуется шприцов для прививок на одну семью, да и стоят они дешево), а при этом, напомним, руководство “Церкви Последнего Завета” похваляется наличием среди их адептов высококлассных медиков, общинники наотрез отказываются от проведения среди их детей необходимых вакцинаций. Это более чем странная позиция, напоминающая притчу о том, как человек, чтобы не лечить больной палец, отрубает себе всю руку.

Информационный материал Управления здравоохранения администрации края №1017 от 18 июля 1996 г., подписанный начальником управления Б.П.Маштаковым и начальником лечебного отдела Кутумовой О.Ю. и направленный в Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации: “Цель командировки: оценка состояния здоровья жителей Курагинского района, последователей Церкви Последнего Завета. Сроки командировки: 3.06 - 7.06.96 г. В работе по оценке состояния здоровья принимали участие врачи-специалисты краевых специализированных диспансеров: психиатр, дерматовенеролог, 2 фтизиатра... С целью определения психо-физиологического статуса проводилось обследование памяти и внимания, а также оценка психоэмоционального состояния. В ходе исследования выявилось 3 ребенка с олигофренией в степени дебильности и 1 ребенок с задержкой психического развития. Нарушения памяти наблюдалось у 14 детей и носили модально-неспецифический характер с первичными расстройствами в виде повышенной заторможенности и замедленного запоминания... У 15 детей было обнаружено повышенное психическое напряжение, тревожность... При проверке работы медицинской сестры прививочного кабинета выявлено, что прививки детям из общины практически не проводятся. Ввиду этого о точных цифрах инфицированности туберкулезом среди детей и эпидемиологической ситуации в деревне высказаться не представляется возможным. За редким исключением все родители из общины отказались от всех профилактических прививок и туберкулезных проб... В среднем на 1 члена общины приходится по 6 заболеваний”...

По словам депутата Виталия Савицкого, ездившего в Минусинск и Курагинский район, во время интервью газете “Труд”, в общине Виссариона собрались люди, ищущие для себя “духовных опор” в оккультных направлениях, имеющие слабый тип нервной системы. В.Савицкий выразил тогда серьезные опасения, что на юге Красноярского края “вероятен трагический финал, вплоть до коллективного самоубийства” [8]. Такая развязка возможна, по мнению лиц, изучавших деятельность общины “Единая вера”, в связи с несостоятельностью проекта Виссариона построить город избранных и невозможностью возвращения жертв секты к прежним местам жительства. К таким тревожным выводам приводят и “заповеди” Виссариона, по существу оправдывающие самоубийство [6]. В общине открыто проповедуется принцип неосуждения самоубийства: “Не осуждай уходящего”.

Постановление администрации Курагинского района Красноярского края №696-п от 6 октября 1995 г., подписанное первым заместителем главы администрации Н.А.Ковалевым, запретило предоставление Общине Единой Веры зданий и имущества, принадлежащих муниципальной собственности:

“Учитывая, что участившиеся случаи отказа по религиозным убеждениям граждан Общины Единой Веры от современной медицинской помощи и проведения среди них профилактических мероприятий, диспансерного наблюдения за беременными женщинами и роженицами, переход их без медицинского наблюдения на особый режим питания и его пропаганда среди жителей района ведет к невозможности выполнения ст.8 Основ законодательства Российской Федерации в части обеспечения санитарно-эпидемиологического надзора на территории района, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Запретить руководителям структурных подразделений администрации района предоставлять для нужд Общины Единой Веры зданий и имущества, принадлежащих муниципальной собственности.

2. Рекомендовать руководителям предприятий всех форм собственности не предоставлять для нужд Общины Единой Веры принадлежащие им здания и имущество...”.

В том же телерепортаже “Чрезвычайного канала” (РТР) летом 1996 года, было высказано предположение, что с деятельностью последователей Виссариона как-то связана гибель депутата Государственной Думы России Виталия Савицкого, ездившего в 1995 году на территорию общины в составе очередной проверочной комиссии. Было сказано, что, по словам его помощников, там Савицким был собран некий пакет документов для передачи в Генеральную прокуратуру России, однако, вскоре по возвращении из общины Савицкий погиб в автокатастрофе, а документы пропали.

Одним из важнейших направлений деятельности в культе считается издание и распространение видео- и аудиокассет с проповедями Виссариона, культовой литературы.

В свое время к Виссариону ушло много адептов других сект, в том числе последователей Бабаджи.

Описанная корреспондентом Н.Филипповой судьба Нины Артемовны Световой [1], ныне отбывающей срок в Головинской женской колонии, очень хорошо характеризует реальное положение дел в секте Виссариона.

Действительно, если бы не случай, сведший ее мужа, Василия Николаевича Светова, с Виссарионом и его сектой “Церковь Последнего Завета”, то все в их жизни могло быть иначе. Жили Световы на Ленинском проспекте в Москве. У обоих это был второй брак, и знакомые Световых находили его удачным. Радовал успехами в школе Нину и сын Илья от первою брака. Проблемы начались, когда Василий Светов, юрист по образованию, работавший в системе МВД, вышел по состоянию здоровья на пенсию. Ни походы с приятелями в баню, ни копание на даче не заполняли пустоту, образовавшуюся в его жизни. Так случилось, что он попал на проповедь Виссариона. На следующую проповедь они пошли уже вместе. Нине Виссарион тоже понравился - в нем чувствовалась внутренняя сила. Одно смущало: Виссарион называл себя новым Христом, а Нина от мужа знала, что его за грешки разжаловали из милиционеров. Смущал ее и бывший барабанщик певца Жени Белоусова Вадим Редькин, называвший теперь себя Иоанном Богословом.

В отличие от Нины, Василий Светов проповеди Виссариона слушал с горением в глазах. А тот не уставал пророчествовать: “Цивилизация - зло. Уходите из городов”. Адрес, куда следовало отбыть для спасения души, прилагался - Красноярский край. Вроде бы именно отсюда исходит самый мощный энергетический поток в мире. И именно там, в 150 километрах от Минусинска, намечено строительство города будущего - Нового Иерусалима. Конечно, на пожертвования тех, кто поверил в пробудившегося Виссариона. Вернувшись с разведки в Красноярский край, Светов сказал: “В Москве - смерть, там - жизнь. Все продаем - и едем”. Нина поехала, потому что помнила счастливые годы, прожитые вместе. Кроме того, в ней жила тайная надежда, что муж образумится. На часть вырученных от продажи московской “сталинки” денег Светов купил дом в деревне Гуляевка. Остальные внес в учрежденный Виссарионом центр “Источник”.

Сразу же по приезде Василий Николаевич посадил их перед собой и три часа рассказывал, что такое жизнь по Последнему завету. Подъем в 6 утра, затем работа по дому и на огороде. Завтрак в 12, при этом из рациона исключаются мясо, молоко, сахар, яйца, любое масло. Можно - только крупы и овощи. Второй прием пищи, он же последний, - в 6 вечера.

У одной молодой семьи, приехавшей из Казани, рассказывала Нина, ребенок до двух лет не вставал на ножки от такой пищи. Умерли двое мальчишек, объевшись халвы, купленной украдкой от родителей. А однажды Нина застала в своей кладовке парня из Минска: кося безумным взглядом, он давился засоленной на зиму капустой. Сама Нина от недоедания постоянно падала в обморок.

Те, кого Виссарион считал истинно верующими, возводили вручную высоко в Саянах Новый Иерусалим. Они же построили Виссариону огромный дом в деревне Малая Минуса, где он проживал вместе с чадами и домочадцами, Иоанном Богословом и раскаявшейся грешницей Марией Магдалиной. Был слух, что Магдалина - это певица Светлана Владимирская, правда, потом выяснилось, что Владимирская прибилась к “Церкви последнего завета” под собственным именем. Владимирская родила там ребенка, но не в бочке с водой, как прочие “сестры”, а в бане. В деревнях, где проживали приверженцы Виссариона, она давала концерты.

Когда “новый Христос” отправлялся на “Ниссане” с пропагандистскими поездками по стране, пастве надлежало слушать его на аудио- и видеокассетах. В доме Василия Светова магнитофон работал круглые сутки. Нину с Ильей он предупредил: “Приду, а магнитофон выключен - плохо вам будет”. “Ему самому будет плохо”, - плакал Илья, когда отчим в его присутствии отхлестал мать по щекам овечьими ляжками, которые Нина не смогла продать на базаре.

Светов зверствовал потому, что хотел заслужить право жить в Новом Иерусалиме. По этой же причине он кидался на Илью - тот подводил его скептическим отношением к общине. От греха подальше Нина отправила сына в Москву. Однажды Илья прислал письмо, от которого у Нины к самому горлу подступило отчаяние. Он писал, что сильно заболел - сказалось недоедание. Но страшнее другое - приходили какие-то незнакомцы, заставляли продать квартиру. Она кинулась мужу в ноги: “Отпусти Христа ради. Ничего с собой не возьму, все оставлю тебе”. “Только через мой труп”, - прошипел тот. Чем и подписал себе приговор.

...Все с тем же окаянным мясом Нина стояла на рынке. Подошел покупатель, разговорились. “Убить его за это мало”, - резюмировал молодой мужик, выслушав Нинин рассказ. “Что вы, я не могу”, - испугалась Нина. “Тебе ничего делать не придется. Готовь деньги”.

10 тысяч долларов, что Нина получила от сдачи в наем квартиры, лежали в подполе. Светов собирался оплатить ими вход в Иерусалим. Нина решила распорядиться по-другому. В означенный день она, как бы предоставляя подсудимому последнее слово, без конца спрашивала Светова: “Может, уедем, Вася? Будем опять на море ездить, на лыжах вместе кататься...”. Светов только зло одергивал жену, и кассацию на помилование Нина отклонила. После второго выстрела из обреза Светов все еще оставался жив. Нина дожидалась его конца на кухне, когда туда прибежал один из подельников. Он долго выковыривал ножом застрявшую в стволе гильзу, потом опять побежал в спальню. “Уж и убить как следует не могут”, - тупо подумала Нина. О том, что труп Светова сбросили с моста в речку, Нина узнала от следователя. Он позвонил ей в Москву и сказал: “Ваш муж всплыл, приезжайте”. Нина поняла, для чего ее вызывают. Собрала веши, простилась с сыном. Ей оформили явку с повинной [1].

- Что вы овечкой прикидываетесь, - усердствовал на суде прокурор, - могли бы убежать от него, страна большая.

- Пусть бы сам попробовал убежать, да тем более от безумного, - говорит Нина. - Единственный автобус выходит из Гуляевки в шесть утра. До райцентра Курагино - три часа, а там полдня ждать электричку до Минусинска. Кто захочет догнать - догонит...

А вот письмо еще одной пострадавшей: “Моя дочь несколько лет назад познакомилась с соседкой по даче К. Сначала это были взаимные обмены опытом по садовым вопросам. Затем у К. возникли способности экстрасенса, и она стала “лечить” мою дочь. Постепенно контакт моей дочери с К. приобрел более постоянный и тесный характер. Моя дочь с внучкой стали пропадать где-то и возвращаться за полночь. С 1993 года моя дочь упорно сопротивлялась моему появлению на садовом участке, когда же я все-таки приехала, у нас состоялся разговор, из которого я узнала, что К. завлекла мою дочь с 10-летней внучкой в секту Виссариона. После знакомства с К. и в связи с пребыванием моей дочери в секте, моя дочь совершенно изменилась.

Весной 1994 года моя дочь обманом отобрала у меня ключи от трехкомнатной квартиры моей тетушки, которая только что умерла, она мне их не вернула, и в апреле месяце сообщила мне, что данную квартиру она продала и все деньги перевела в секту Виссариона. В тот же день вместе с К. она улетела в Минусинск, оставив свою 10-летнюю дочь у чужих людей, оторвав ее от учебы в школе. Моему отчаянию не было предела, так как обобрали меня, мою вторую дочь, а самое главное - что моя 10-летняя внучка лишилась жилплощади и до сего времени не посещает школу, живет со своей матерью на чужой квартире, болтается по чужим квартирам в ожидании переезда в Минусинск, где секта якобы купила моей дочери какое-то жилье, в котором, как мне стало известно, в последнее время проживает человек 15, которые спят на полу в антисанитарных условиях, там появились вши. Члены секты говорят, что вши появляются от плохих мыслей. В такие тяжелые и антисанитарные условия моя дочь собирается везти 10-летнего ребенка. Я, как мать и бабушка, не могу с этим смириться, не знаю, что мне делать, мои попытки что-либо изменить не увенчались успехом. Моя дочь стала жестокой и неузнаваемой по отношению ко мне и своей сестре. Никакие мои слезы и просьбы не трогают ее совершенно. Отняв квартиру, секта теперь заставляет мою дочь продать дом на садовом участке, который построила я лично для всей семьи. Все деньги от продажи этого дома с участком так же уйдут в секту.

Секта Виссариона отобрала у меня самое дорогое для меня - дочь и внучку, разорила мою семью, оставив меня одинокой, лишила меня и моих детей того, что было нажито мною, моей матерью и моими родственниками честным трудом. И самое главное - одурманила мою дочь и внучку, которые не ведают, что творят...”...

К разделу “Церковь Последнего Завета”

1. Филиппова Н. Нина Светова убила мужа за любовь к богу // Комсомольская правда, 5 сентября 1997 г.

2. Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М.Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск. - М.: Республика, 1996.- 271 с.

3. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под рук. Н.А.Трофимчука.- М.: Изд-во РАГС, 1996.- 286 с.

4. Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции “Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека” (Санкт-Петербург, 11-12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №3.- С.4-6.

5. Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №2.- С.2.

6. О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание - Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: “Оборона и безопасность - 8”.- Выпуск 28.- М., 1996.

7. Виссарион. Малая крупица слова Виссариона, являющего последний завет от пославшего его отца небесного. - Издание 4-е.- М., 1993.- 64 с.

8. Ставицкая Н. Из первых рук, из первых уст // Миссионерское обозрение (Приложение к газете “Православная Москва”).- 1995.- №33-34.- С.4.

9. Каленова Г. Сим провозглашаю себя Христом // Российская газета, 7 декабря 1996 г.

10. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.- 83 с.

11. Информационный материал “К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим” (1996 г.) / Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации // Служба религиозной информации “Метафрасис”. Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г. - С.5-12.

12. Долгополова С., Малаш Л. Крестовый поход изуверов // Мегаполис-Экспресс, 1 ноября 1995 г.

13. Правоохранительные органы и религиозные организации: Сборник материалов. - М.: ГИЦ МВД РФ, 1997.

14. Зеленоград сегодня. - 1996.- №4(4).

15. Абгафоров В. Кругом вода... // Центр-плюс, 1996.

16. Рапорт начальника Курагинского РОВД полковника милиции Н.А.Миронова главе администрации Курагинского района Петрухину Н.Ф. №1/6360 от 5 октября 1995 г.

17. Пресс-релиз пресс-конференции “Церковь Последнего Завета: были и небылицы о деятельности Церкви и образе жизни ее верующих”, 1995 г.

18. Молодежная газета (Уфа), 25 марта 1999 г.

Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

Воровство руля
воровство руля
automarkirovka.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"