Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


Толкиенисты

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-4 “Оккультные центры”.

Месторасположение центров: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и ряд других городов.

Доктрина

Толкиенисты - общественное движение поклонников произведений Д.Р.Толкиена “Хоббит”, “Властелин колец” и “Силльмариллион”.

Само по себе подобное увлечение не несет в себе чего-то плохого. Однако в указанном движении существует оккультно-религиозное течение, состоящее, преимущественно, из молодежи. И мировоззрение, господствующее в их среде представляет собой причудливую смесь из фэнтэзи, почерпнутой в произведениях Толкиена, оккультизма, доктрины хиппи и пр.

Характеристика

Д.Р.Р. Толкиен - лингвист и специалист по мифологии, преподавал в Оксфордском университете. Написал целый ряд произведений в стиле “фэнтэзи”.

В середине 60-х годов США и Европа “заболели” Толкиеном. Его книги расходились миллионными тиражами, их читали взахлеб. Именно тогда начали появляться первые толкиеновские общества и фэн-клубы, которые поклонники Толкиена засыпали письмами со всех концов света.

Потом “Хоббит” вышел и в СССР (правда его сначала воспринимали как сказку для малышей), за ним последовал “Властелин колец”. В начале 90-х были проведены первые хоббитские игры, а в библиотеке на территории Нескучного сада обосновалась команда “Эгладор”. Отечественные поклонники писателя все прибывали и прибывали, “Эгладор” разрастался, постепенно выплескиваясь за пределы библиотеки на просторы Нескучного сада. Число поклонников постоянно увеличивается. Клуб толкиенистики, фантастики и ролевых игр при ЦПКиО получил несколько лет назад официальный статус [1].

По словам Ксении Ладыгиной, исследовавшей этот микросоциум, тусовка толкиенистов в Нескучном саду - одна из самых больших в Москве. И, пожалуй, - одна из самых странных. Неподготовленного человека она может сразить наповал. Представьте, под скупым осенним солнцем, а теперь все чаще уже и без солнца, люди в чудных костюмах сражаются на мечах, при ближайшем рассмотрении деревянных, поют под гитару песни о странствиях по фантастическим мирам, или просто общаются, как кому бог на душу положит. Со стороны их можно принять за помешанных, но стоит хоть немного проникнуть в жизнь “эльфятника” (так иногда называют “Эгладор”), как сразу становится ясно: они не сумасшедшие, они - другие. Этим людям неуютно в нашем прагматическом мире, и они решили создать собственный, где свой уклад, свои принципы и своя логика. Когда приходишь туда, никого не интересует, чем ты занимаешься по жизни и даже как тебя зовут. Имя ты выбираешь себе сам: из мира книг Толкиена или вообще откуда заблагорассудится. Ты можешь быть кем угодно, отождествлять себя с любым персонажем, и никто не подумает, что у тебя “поехала крыша”. Подобная свобода привлекает очень многих, и “Эгладор” постепенно из сугубо толкиенистской превратился в неформальную тусовку. И сегодня в Нескучнике можно встретить в основном три категории людей: первая - это “старая гвардия”, те, кто исповедует культ Толкиена уже давно, чуть ли не с самого начала. Вторые - любители ролевых игр все равно по сюжетам каких фэнтэзи. Третьих в обиходе называют “маньяками”: их единственная цель - драка на мечах, этому занятию они предаются с неизменным упорством [1].

Ролевые игры по мотивам книг Толкиена ныне очень популярны в ряде городов нашей страны. Так, например, в Воронеже тоже есть своя “толкиенистская” тусовка - в последнее время она регулярно собиралась в главном Корпусе ВГУ. Ее члены, ребята 15-20 лет (хотя встречаются и те, кому за тридцать) делают себе деревянные мечи, доспехи, называют себя именами героев Толкиена, ездят на игры [3].

В настоящее время, по оценкам некоторых специалистов, почти в каждом крупном российском высшем учебном заведении существует сплоченный клан поклонников Толкиена [2].

Вообще “Хоббит” это простая занимательная детская сказка. “Властелин колец” - книга, сделавшая Толкиену имя, повествует о тех же хоббитах, гномах и эльфах. Но в ней поднимаются уже серьезные вопросы: о добре и зле, справедливости, дружбе и предательстве. В общем-то, это светлая и добрая история. За эту моральную нагрузку Толкиена ошибочно причисляют к христианам. На самом же деле, сказки Толкиена пропитаны хорошо загримированным язычеством. В них не найти ни одной идеи о Боге, в отличие, например, от Льюиса. Зато магии предостаточно: герой может победить злого врага, но с помощью заколдованного меча, волшебного кольца и друга-мага. То есть явно оккультными методами. Стоит добавить, что сюжет книги сдобрен большой порцией пантеизма и примитивного анимизма [3].

“Каждое дерево познается по плоду его” (Лк. 6, 44). И лучше всего истинную природу творений Толкиена демонстрируют его приверженцы. На сборах толкиенистов - исключительный разгул язычества. “Толкиенисты” верят во что угодно, у только не в Христа. Один из них, уже далеко не подросток, грозно вещал о том, что “Перун еще вернется”. А некая девушка заявила прямо: “Я думаю, что раньше на земле жили гномы и эльфы, а потом пришло христианство и всех их уничтожило” [3].

Самое интересное - ребята играют не только в добрых эльфов и хоббитов. Есть клубы, представляющие силы зла - орков, гоблинов. Эту группы занимаются почти чистым сатанизмом и их численность среди “толкиенистов” в последнее время увеличивается [3].

Среди любителей Толкиена встречаются (и нередко) люди не совсем психически здоровые. В силу разных обстоятельств они настолько уходят в игру, настолько уплывают в своих мечтаниях в иллюзорные миры, где царят мечи, магия, гномы, баньши и прочая нечисть, что “не возвращаются”. Реальный мир они подменяют Средиземьем Толкиена и живут - на три четверти гномы, на четверть люди.

Исследователь Р.Жолудь считает: “Если кто-то решит, что я сгущаю краски и просто придираюсь, прошу подумать еще вот над чем. Не готовит ли фэнтези благодатную почву для увлечения (на этот раз серьезного) оккультизмом? К чему легче перейти после волшебных колец и магических мечей - к Библии или к “Практической магии”? Интересно, что “собрат” Толкиена по перу К.Льюис достаточно плохо отзывался о “Властелине колец”. Говорят, что, дочитав книгу до середины, богослов отбросил ее со словами: “Нельзя же так долго писать о зле!” [3].

К разделу “Толкиенисты”

1. Ладыгина К. Нескучный сад // Соколинка. - 1998 г. - №12.

2. Кириллова С. Прогулки с тумбой на свежем воздухе // Московские новости, 11 марта 1997 г.

3. Жолудь Р. Толки вокруг Толкиена // Воронеж/Липецк православный, январь 1999 г. - №1(21).

Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"