Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


“Сатори”

Другие названия: Духовный центр “Сатори”, Духовно-творческий центр “Сатори”.

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-1 “Устойчивые организации и группы (секты)”.

Руководство

Основатель секты и нынешний ее руководитель Алла Владимировна Куртцбарт, псевдоним - Суворова. Родилась в Киеве 27 сентября 1964 г.р.

По информации Комитета по спасению молодежи (г.Москва), А.Куртцбарт владела двумя загранпаспортами: по одному она гражданка России, по другому - Казахстана.

В настоящее время ориентировочно находится в населенном пункте Сантьяго-де-Тенерифе или Кристианос Арона на острове Сан-Тенерифе, провинция Санта Круз де Тенерифе.

В секте пирамидальная, жесткая структура управления. Суворовой помогали две приближенные помощницы - Гаянэ Левоновна Аганова и Юлия М. Преображенская. Далее следует группа “приближенных” (около 10 - 15 человек). “Избранный” Константин Осипов занимался совместно с Суворовой лечением рака по фотографии [7].

Нынешний директор Центра Духовного Возрождения “Сатори” - Ю.А.Марченко [11].




Месторасположение центров: Москва.

Секта собирается на квартирах адептов, в частности в Тушино.

Суворова постоянно меняет адреса, часто выезжает за границу (у центра неплохие спонсоры), а по адресу “САТОРИ”, указанному в учредительных документах как юридический, расположена обычная квартира.

Численность адептов

В передаче “Третий глаз” А.Суворова как-то заявила, что у нее имеется 50000 членов Сатори и центры “в Польше, Франции и Женеве и создается центр в Испании” [7].

На самом деле, секта насчитывает до 100 адептов, 30 из них - постоянные активисты.

Всего на собрания секты приходили около 400 человек.

Национальный состав: большинство адептов - русские, 1 иранец, 1 армянка. До 85% - женщины, в основном, одинокие.

Доктрина

Суть оккультно-религиозного вероучения “Сатори” в следующем.

Смерть - результат неправильного образа жизни, а старость - это болезнь. Победить смерть и старость можно лишь достигнув высот посвящения в “Сатори”. Бывшие адепты говорят об упоминании в их присутствии Суворовой о наличии в секте касты “бессмертных”. На земле должен вскоре наступить ад, сейчас Земля покрыта неким зеркалом, задача людей - прорваться сквозь него. Вступившие в центр “Сатори” уже вошли в число 144 тысяч избранных, за которыми будет прислан космический корабль. После чего адепты “взлетят и зависнут” (в это время на Земле пройдет 1000 лет), затем вернутся в наступивший рай. В определенной мере “Сатори” уже сегодня является раем на Земле.

Себя Куртцбарт представляла своим адептам “посланцем Бога из созвездия Лебедя”, “Матерью Мира”.

Алла Куртцбарт призывает к “взрыву и перестройке социума”, “освобождению от кармы земли” (в том числе от семейных и родственных привязанностей и ценностей), обещает смерть врагам Центра “Сатори”, разжигает религиозную рознь, объявляя все традиционные религии “борющимися с “Сатори” и его членами” [6].

Люди вне центра “Сатори” - “нелюди”. Каждый адепт “Сатори” должен осознавать себя выше всего остального человечества. Отношение к “нелюдям” негативное, их дозволено обманывать, не возвращать взятых у них в долг денег; адепты “Сатори” не должны благодарить “нелюдей” ни за что, и более того - по возможности с ними не общаться. Брак допустим только с членами центра. Навязывается полный отказ от интимных отношений, проповедуется так называемый “духовный брак”.

Земные власти подчинены “князю мира сего”. Законы искажены или выдуманы слугами этого “князя”. Адептам “Сатори” запрещено участвовать в выборах.

Изучение мировоззренческих основ деятельности Центра “Сатори” позволяет сделать вполне определенный вывод о том, что в отношении всех важнейших ценностей, норм, смыслов, составляющих основу российской духовности (а собственно, и любой иной традиционной духовности) учение А.В.Суворовой культивирует отрицание, пренебрежение, а иногда - агрессию.

Семья, как базовая ценность любого общества, которое стремится к воспроизводству, развитию, а не саморазрушению, также отвергается здесь в угоду сообществу “пробужденных”, организованному вокруг руководителя секты. Служение человека потребностям, нуждам и интересам своей семьи, забота о престарелых родителях, детях, родственниках трактуется как “ненужная”, пустая деятельность, поскольку “им нельзя помочь”. Общество, народ с его историей, культурой, национальными ценностями также исключаются, вымываются из сознания человека, подвергаемого действию “образовательных программ” в Центре “Сатори”. Существует только спасаемое сообщество сектантов вокруг А.В.Суворовой, но и оно внутренне разделено, стратифицировано на более или менее “продвинутых”. Особенное отторжение вызывают у А.В.Суворовой такие институции как государство и Церковь, что также, по мнению религиоведческой группы Российской академии образования, характерно определяет ее мировоззрение как сектантское [4].

Адептов секты заставляли учить стихи Куртцбарт, в которых, как им говорили заключена тайная мудрость. Куртцбарт даже выпустила несколько брошюр со своими стихами, подавляющее большинство которых носят истеричный характер:

Боль окровавленного неба - стон

И эхо повторяет - отрекись...

Предсказано так много лет назад

Но лишь про смерть рассказывает жизнь

И дождь ночами траурным плащом

Укрыл планету, скованную сном...” [2].

Характеристика

“Сатори” квалифицирована как деструктивная оккультно-религиозная организация в:

Алла родилась в Киеве 2б сентября 1964 года. Мать - художница Инна Лейбовна Курцбарт. По словам ее мамы, Алла хорошо училась в школе, занималась спортом и была девочкой самостоятельной. Неизвестно, чем занималась она до 22 лет, но ни художественных училищ, ни институтов она не оканчивала. После Чернобыля Алла скоропалительно уехала в Ленинград, где знакомится с неким Андреем Суворовым и выходит за него замуж. Первое упоминание о московском периоде ее жизни относится к 91-му году. Оставив мужа в Ленинграде, она работала здесь сначала в фирме “Гамма”, а потом - в некоем “Конкорд интернэйшнл” консультантом по религиозным вопросам.

Алла Куртцбарт мечтала стать актрисой, но не получилось. Увлеклась поэзией и живописью с оккультно-религиозной направленностью (тематикой).

Случайно познакомилась с одним добрым бизнесменом И., который сначала приютил ее у себя дома. Вместе с женой он так жалел эту девочку, что выполнял все ее прихоти. Она нигде не работала, но очень любила дорогие вещи, которые И. ей покупал. Купил он ей и загранпаспорт. Российский, на имя Аллы Владимировны Суворовой. За 100 долларов. Через некоторое время И. помог ей создать коммерческую фирму “Сатори”. Куртцбарт начала проводить выставки своих картин в помещениях московских школ и ДК [8].

В 1993-м году И. поехал на христианский конгресс в голландский город Утрехт. Взял с собой Аллу. Она прихватила свои бесценные творения - картины, которые брестская таможня через границу не пропустила. В Голландии Алла открыто предложила И. остаться. Любыми путями. Он отказался. И она нашла человека для фиктивного брака. Думала, что он итальянец, а тот оказался бедным югославом. Тогда она решила просто смыться и устроиться работать хотя бы в бордель. Но и это ей не удалось. Куртцбарт задержала голландская полиция, которая сопровождала автобус с ней до самой германской границы. В Бресте Куртцбарт забрала свои картины, оставленные на хранение у пожалевшего ее таможенника. А приехав в Москву, отчиталась перед “саторианами” о блестяще проведенной выставке в Утрехте и о бешеном успехе ее картин. К сожалению, И. не стал выводить Куртцбарт на чистую воду, а просто тихо отошел от нее. Центр “Сатори” процветал и доходы приносил немалые [8].

В 1994 г. Куртцбарт при Центре “Сатори” создала группу “Майтрейа”, исполняющую так называемую “космическую” музыку.

Сильной рекламной раскрутки секты “Сатори” Куртцбарт добилась благодаря ряду передач оккультно-религиозной телепрограммы “Третий глаз” Кононова и др. Именно реклама, данная “Сатори” Кононовым на телевидении, привела в секту большинство ее адептов.

Агитация также велась на выставке, которую духовный центр организовал на Чонгарском бульваре в здании окружной библиотеки [1].

Несколько собраний прошли в актовых залах московских школ. Так, 7 июля и 11 августа 1995 года секта “Сатори” провела свои мероприятия в школе №577.

19 сентября 1995 года прошло собрание Центра “Сатори” в школе №318 [5].

Проводились мероприятия секты и в детском клубе “Дружба” (Зубарев пер., д.17).

Эти факты, благодаря самоотверженной деятельности председателя Московского департамента образования Л.П.Кезиной, были разобраны и серьезно проанализированы специалистами Департамента и Окружных управлений. Директору школы №577 было сделано замечание, директору школы №318 приказом по учебному округу был объявлен строгий выговор. О деятельности в Москве Центра “Сатори” были проинформированы, руководители учебных округов и специалисты окружных методических центров [6,9].

Региональное общественное объединение Духовно-творческий центр “Сатори” было зарегистрировано Управлением юстиции 28 ноября 1995 г.

Некоторые встречи адептов секты проходят по ночам. Практикуется чтение оккультно-религиозных стихов Куртцбарт, работа с зеркалом - всматривание в зеркало в полночь с целью “очищения кармы”. Ритуальная атрибутика: белые свечи, восточные благовония, сопровождение “космической” музыки группы “Майтрейа”.

“Сатори” - организация крайне закрытая, адепты с посторонними практически не общаются.

Собственной производственной деятельности секта не ведет. Финансовые поступления осуществляются за счет добровольно-обязательных сборов с прихожан - деньги, драгоценности. Для этого вербовка неофитов осуществляется целенаправленно среди материально обеспеченной молодежи. В “Сатори” постоянно осуществлялся сбор денег на “нужды” центра”, продавались фотографии А.Суворовой за 70000 неденоминированных рублей [7,10]. Причем такие фотографии обязаны были иметь все адепты, и не по одной. Первичный “целительский” прием стоил в секте в 1995 г. 150000 руб. [7,10]. Существует некая “черная касса” этой секты, за счет которой поддерживается весьма безбедная жизнь лидера секты Куртцбарт.

Зафиксирован случай продажи 3-комнатной квартиры. Молодой человек, продавший в пользу “Сатори” собственную квартиру, стал бомжом.

Всех, кто посещал “Сатори”, записывали в так называемую “Книгу жизни”, в которой фиксировались ФИО, адрес, номер домашнего телефона, место работы, увлечения, сумма зарплаты.

По мнению члена Комитета по спасению молодежи Е.В.Черненковой, “дети, подростки, молодежь, прошедшие практику в “Сатори”, обожествляют А.Суворову, полностью подчинены ее воле, выполняя ее любое пожелание и приказ. При попытках воззвать к здравому смыслу и стараниях родителей и учителей вернуть детей к нормальной жизни, угрожают расправой с “наезжающими” на Аллу или грозят совершить суицид” [7].

“Духовно-творческое” развитие в “Сатори” действительно нередко оборачивалось тяжелыми психическими расстройствами. 21-летнему молодому человеку в 1996 году пришлось три месяца лечиться в психиатрической больнице, так как после занятий в “Сатори” он однажды вскрыл себе вены. После больницы он покинул “Сатори”, его удалось привести в Православную Церковь. Но и сейчас у него еще бывают провалы в памяти. Возможно, это и есть результат “духовно-творческого развития” в Центре “Сатори”.

Известны случаи глубокого внушения тринадцати и четырнадцатилетним подросткам доверия к Алле Суворовой как Высшему Человеку из другого мира (“инопланетянке”) [6].

Осенью 1995 г. Куртцбарт уехала во Францию с целью создания там филиала “Сатори”. Насколько известно, этого ей сделать не удалось.

К лету 1996 года Куртцбарт стала нагнетать в секте обстановку всеобщей истерии. Она говорила, что Москву ждет судьба Чернобыля, в Москве наступает ад, будет невозможно жить. Надо срочно продавать квартиры и уезжать на “остров живых” - Тенерифе (Канарские острова, Испания).

Профессор ГНЦ им. В.П.Сербского Ф.В.Кондратьев направил в Нагатинскую межрайонную прокуратуру заключение по делу “Сатори”, в котором дал негативную оценку деятельности этой секты [11].

11 июля 1996 г. Нагатинской межрайонной прокуратурой г.Москвы против центра “Сатори” возбуждено уголовное дело №209276 по ст.1431 УК РСФСР “Организация объединений, посягающих на личность и права граждан”. На картины А.Суворовой наложен арест в качестве возмещения гражданского ущерба. В этот же день из выставочного зала “Измайлово”, где проходила выставка Куртцбарт-Суворовой, следователи Нагатинской прокуратуры сняли и вывезли ее картины.

29 ноября 1996 г. директор Центра Духовного Возрождения “Сатори” Ю.А.Марченко получил официальное письмо следователя Нагатинской межрайонной прокуратуры Р.А.Мустафаева. В письме сообщалось, что “...приход в Центр влечет за собой деформацию личности, которая выражается в отчуждении человека от близких родственников и от “социума” (остального общества), уход из родительского дома, отказ от учебы и работы с полным погружением в деятельность секты, прекращение пользования средствами массовой информации, отгороженность от окружающих, резкое ограничение приема пищи, утрата ранее присущих других интересов. Ущерб здоровью и личности человека наносится в результате скрытого психического насилия и манипулирования сознанием человека-под видом проповедей, обрядов, ритуалов, вследствие массивных внушений в состояниях искусственно измененного сознания вплоть до гипноза и самогипноза” [11].

В феврале 1998 г. московские правоохранительные органы объявили Аллу Куртцбарт-Суворову в розыск. В марте 1998 г. московская газета “Вестник Южного региона” в рубрике “Глеб Жеглов будет признателен за помощь. Узнать, чтобы помочь следствию” было помещено объявление о розыске Аллы Куртцбарт-Суворовой: “Куртцбарт-Суворова Алла. Организатор преступного общества “Сатори”. Воздействовала на психику здоровых людей, злоупотребляла их доверием”. Если Суворову удастся найти, ей грозит обвинение в организации религиозного или общественного объединения, посягающего на личность и права граждан. По словам работников УВД Южного округа, деятельность “Сатори” отличается от деятельности других религиозных объединений, дурящих людям головы. Жертвами большинства подобных сект становятся в основном люди физически неполноценные, фанатики или умственно отсталые. В сети же духовного центра Суворовой попадали исключительно здоровые юноши и девушки, чаще всего студенты вузов. Все, что говорили Суворова и ее единомышленники, звучало так убедительно, что многие слушатели добровольно вступали в “Сатори”. После этого начинались традиционные жертвоприношения: ребята отдавали в центр одежду, имущество и т.д. На сегодняшний день известно уже о 10 жертвах новой философии. Сейчас по данному факту возбуждено уголовное дело по статье 239 УК РФ, часть 1, предусматривающей до 3 лет лишения свободы. Однако найти Суворову и получить от нее объяснения пока не удается [1,3].

Еще в 1995 г. религиоведческая группа Института развития личности Российской академии образования дала такое заключение по материалам образовательной деятельности (лекции, выступления и т.п.) в Центре “Сатори” [4]:

“Излишне говорить сколь существенный вред личности, ее культурному, эстетическому, нравственному развитию несет негативизм, агрессия в отношении этих институтов. Мы вполне убедились в этом на примере своей истории, и агрессивное антихристианство А.В.Суворовой в современных условиях трудного процесса восстановления духовной и исторической памяти народа выглядит особенно антикультурно, можно сказать оскорбительно для большинства россиян. За такой мировоззренческой позицией также скрывается стремление оторвать человека не только от ближайшего окружения - родных, друзей, коллег по работе, но и кардинально - от духовных и культурных основ национальной жизни, общинного, исторического сознания вообще. Следует подчеркнуть, что такая направленность против традиционных конфессий может провоцировать религиозную напряженность, вызывать ответную реакцию со стороны приверженцев традиционных религий.

Анализ выступлений А.В.Суворовой перед членами объединения свидетельствует о том, что в Центре “Сатори” культивируется элитаристская, по сути - расистская идеология, возбуждается социальная рознь, распространяются клеветнические измышления в отношении традиционных конфессий, оскорбляется человеческое достоинство как самих членов секты (чего они, естественно, не замечают), так и других людей. В связи с этим вызывает изумление тот факт, что подобное объединение получило официальную регистрацию в Управлении юстиции г. Москвы с заявленными в Уставе Центра целями: “развивать художественное творчество”, “укреплять мир” и т.п. Насмешкой звучат официально декларированные задачи деятельности Центра, как например: “формировать гармонические общественные отношения на основе развития культуры и нравственности”, “повышать уровень культуры граждан”, “содействовать национальной и социальной консолидации общества”, памятуя о действительном содержании проповедей и выступлений А.В.Суворовой перед слушателями Центра. Вообще, при рассмотрении Устава Центра складывается впечатление, что неорелигиозные формы служат лишь прикрытием для возможностей заниматься предпринимательской деятельностью, “организовывать и проводить гастроли”, а также “выставки, лотереи и аукционы”. Особенно опасным является оговоренное в Уставе право Центра на “организацию учебных заведений”, доступ к детям, а также оздоровительную деятельность. Судя по всему, в Центре предполагается запросто организовать “нетрадиционное” лечение самых тяжелых заболеваний, в том числе и онкологических. Судя по вопросам аудитории, задаваемым А.В.Суворовой, существенную часть контингента составляют лица с низким образовательным уровнем, а также люди, оказавшиеся в трудных жизненных ситуациях, ищущие утешения и поддержки, т.е. наименее социально защищенные, и потому деятельность А.В.Суворовой представляется особенно циничной” [4].

Весьма показательно, что на защиту Куртцбарт встала Московская Хельсинская группа так называемых правозащитников и такое же “правозащитное” объединение “РОО содействия утверждению свободы совести в обществе” (видимо, подразумевается утверждение именно “свободы оккультной совести”). В изданном этими организациями сборнике “О нарушениях прав человека в сфере свободы совести в Российской Федерации” [11] по поводу, как там написано, фактов нарушения свободы совести, немалая доля возмущений отведена и якобы нарушенным правам “художницы” Аллы Суворовой. Раздел, посвященный Суворовой-Куртцбарт был тенденциозно озаглавлен как “Дело художницы Аллы Суворовой” ([11], с.48-49). При этом нарушенные права пострадавших от деятельности ее секты Московскую Хельсинскую группу и “РОО содействия утверждению свободы совести в обществе” не интересовали совершенно.

Вот показания пострадавшего от “Сатори” мужчины, жена которого была вовлечена в эту секту:

“Моя жена Галина Г. была вовлечена в деятельность секты “Сатори”. Июнь 1995 г. - телевизионная передача “Третий глаз” с участием Аллы Суворовой. В этот период Галина работала в коммерческой фирме и, находилась в отпуске. Август 1995 г. - Галина, вернувшись из отпуска, первый раз пошла на собрание секты. Место и время встречи она узнала по телефону из передачи “Третий глаз”. После этого она стала регулярно посещать собрания секты и творческие вечера, проводимые сектой. Результат первых посещений - эйфория, замыкание в себе, расстройство интимной жизни (полный отказ). Сентябрь 1995 г. - увольнение из коммерческой фирмы по собственному желанию. Период с сентября 1995 г. по январь 1996 г. - частые посещения собраний секты, “работа с зеркалом”, чтение стихов Суворовой, прослушивание аудиокассет со стихами в исполнении Суворовой и музыкой группы “Майтрейа”, а также с лекциями Суворовой, просмотр видеокассет с собраниями секты и лекциями Суворовой. Постепенное ухудшение психического состояния (дальнейшее замыкание в себе, подавленное состояние, ослабление интереса к реальной жизни). Ухудшение здоровья и внешнего вида (стала плохо питаться, похудела, осунулась). К концу года начались расстройства в половой сфере (прекращение месячных). Все помыслы связаны с сектой. Приобретение фотографий и настенного календаря с изображением Суворовой. Практически каждый вечер - “работа с зеркалом”, прослушивание аудиокассет, длительное смотрение на фотографию Суворовой. Попытки подражать Суворовой во внешнем виде, в поведении, в манере разговора (особенно это было заметно в октябре-ноябре 1995 г.). Безответственное отношение к ребенку (сын 1992 года рождения). Постоянное стремление уединиться (обычно запиралась в ванной - там есть зеркало!). Активное вложение денежных средств (не менее 300 $ США) и материальных ценностей в деятельность секты.

Период с февраля по апрель 1996 г. - продолжение ухудшения психического и физического состояния. Превознесение Суворовой до божественного уровня (“Она от Бога”). Потеря интереса к своему здоровью. Придание всем событиям мистического смысла. Апрель 1996 г. - резкое психическое расстройство (острый психоз). 1-й день (суббота) - с утра - пассивность поведения, подчинение чужим командам (сначала ребенка, а затем моим), потеря ощущения реальности происходящего, попытки сосредоточиться и что-то вспомнить, бредовые философские идеи. Ночь - навязчивые видения, расстройство сна, рисование векторных схем, соединяющих ее, родственников, Суворову и Бога.

2-й день (воскресенье) - с утра - эпизодическая агрессивность поведения, неадекватные реакции. В середине дня - просьба погулять и заранее обдуманная попытка самоубийства (попытка избавиться от сопровождающих, попытка броситься под ЖЕЛТУЮ машину). Вторая половина дня - спокойное пассивное поведение (“чтобы еще чего-нибудь не натворить”), но повышенное беспокойство о безопасности Суворовой, частые вопросы: “А это Ей не повредит?” - по любым поводам. К вечеру упадок сил. В беседе со мной призналась, что хотела совершить самоубийство, потому что представляет собой “корень зла”, “предала всех и Аллу” и “должна избавить от себя мир”. Сказала: “Я специально выбрала желтую машину, потому что желтый - это мой цвет”. Оба дня - полный отказ от еды. Вечером - немного поела. Ночь - сон без пробуждении, без движений.

3-й день- продолжала спать до 12 часов, повышение температуры, бред, потеря ощущения реальности, неадекватные реакции, перестала узнавать окружающих, не могла самостоятельно передвигаться. Днем - вызов скорой помощи и скорой психиатрической помощи. Вечером - госпитализация в инфекционное отделение Боткинской больницы с признаками желтухи, психического расстройства, общего отравления организма. Пребывание в стационаре - приблизительно 10 дней. Диагноз - острый психоз. После выписки - улучшение состояния, постепенный возврат к нормальной жизни, прием препаратов, временно прекратила посещение собраний секты и контакт с ее членами. Июнь - июль 1996 г. - восстановление общения с членами секты. Резкое ухудшение психического состояния, нервозность, заявление типа “Осталось мало времени, можно не успеть!”. Активное участие в деятельности секты с соблюдением строгой секретности, навязчивые идеи о срочной поездке в Испанию к Алле, поиск средств на поездку, усиленное изучение испанского языка. Была попытка предоставления своей жилплощади в Тушино постороннему лицу. Июль 1996 г. - повторный острый психоз (более легкий без госпитализации) - в субботу она попыталась “смотреть на мир глазами ребенка”, ночью были видения. В понедельник состояние ухудшилось. Прием лекарств позволил вернуться в нормальное состояние в течении 2-3-х дней. Она признала, что теперь понимает, что ее психические расстройства прямо связаны с центром “Сатори”, но отказалась признать центр сектой. Согласилась, что Суворова во многом не права и, что ей следует воздержаться от контактов с центром и его членами. Однако первый же телефонный разговор с членом секты оказал резкое отрицательное воздействие - Галина опять “заболела” идеями секты. После этого приходилось постоянно находиться рядом с ней, чтобы пресекать неоднократные попытки членов секты связаться с Галиной. Жизнь на даче в изоляции от секты благотворно сказалась на психическом и физическом состоянии здоровья Галины. Улучшился сон, исчезла нервозность. Однако она продолжала слушать аудиокассеты с музыкой и стихами Суворовой. К концу лета начались попытки восстановления контактов с сектой. Конец августа - сентябрь 1996 г. Восстановление тесного общения с сектой. Возврат высшего приоритета деятельности секты в ущерб остальным делам (семейным и др.). Сентябрь 1996 - январь 1997 г. Активное участие в деятельности секты, пропаганда творчества Суворовой. Попытки привлечения внимания родственников и знакомых к творчеству секты. Посещая собрания секты несколько раз брала с собой ребенка (когда его не с кем было оставить), с собраний ребенок возвращался очень утомленным и подавленным. Пренебрежительное отношение к мнению окружающих (членов семьи, друзей, родственников) о секте “Сатори”. Идеи избранности членов секты, отказ признавать “Сатори” сектой. Отказ признавать существование теневой деятельности секты, а также секретных “тайных заданий” и указаний Аллы. Заявления типа “старые друзья - это все ерунда, а вот теперь у меня новые настоящие друзья, которые меня понимают” и т.п. Идея покинуть страну, готова оставить семью и ребенка и уехать.

Предоставление своей жилплощади в Тушино постороннему лицу (члену секты) без согласования с ответственным квартиросъемщиком - ее отцом на весь декабрь месяц. На возражения со стороны членов семьи и родственников отвечала: “Это моя комната! Она все равно пустует. Это не ваше дело”. Сама Галина в это время проживала в Измайлово. Жилец выехал после угрозы обратиться в милицию. После этого у нее возникла идея размены квартиры, но ни я ни отец не согласились. Частые длительные секретные телефонные разговоры с членами секты. Ежедневное чтение стихов Суворовой, прослушивание аудиокассет секты с музыкой и стихами, просмотр видеокассет с лекциями Суворовой. Возобновила “работу с зеркалом”. Несколько раз использовала (зажигала) ароматические палочки. Один раз устроила в Тушинской квартире собрание нескольких членов секты с прослушиванием кассет и зажиганием ароматических палочек. После этого собрания у нее было заторможенное состояние и некоторая отстраненность в общении с окружающими. Периодические посещения одной квартиры в Тушино, где проживают несколько членов секты, возвращается обычно очень поздно (около 12 ночи). Утверждает, что все законы на земле перевернуты, об Алле говорит, что “она от Бога”. Отказывается побеседовать о секте с православными священниками и с психиатром из Боткинской больницы”.

А вот судьба другого пострадавшего. B декабре 94-го Саша Гвоздиков (имя и фамилия изменены) поехал вместе со своими одноклассниками на экскурсию в Петербург. На обратном пути в поезде он познакомился с неким Петей, с которым поделился своими проблемами. А они у него были - Саша перенес уже 3 операции на носоглотке, но по-прежнему не мог нормально дышать. Петя пообещал свести его с людьми, которые без всякого хирургического вмешательства смогут его вылечить. Через месяц Саша торжественно объявил родителям, что наконец-то нашел свой метод лечения - у экстрасенсов из духовно-творческого центра “Сатори” под руководством Аллы Суворовой. “А как тебя лечат?” - спросил отец. “Просто сажают в кресло и вытягивают из меня плохую энергию. И стоит такой сеанс всего лишь 5 тысяч рублей”. “А можно ли поприсутствовать на этом сеансе?” - поинтересовался отец. “Ни в коем случае, - ответил Саша. - Тебя позже пригласят на специальную встречу для родителей”.

“Специальная встреча” действительно скоро состоялась. Она проходила в Реутове, в помещении военизированной пожарной части. Духовное мероприятие центра “Натори” началось с “окуривания”. Несколько помощниц Суворовой ходили по залу с зажженными специальными палочками из индийской травки. По словам Гвоздикова-старшего, “аромат был не то чтобы неприятный, но по голове здорово бил”. Потом на сцене появились двое парней - это была группа “Майтрейа”, которая стала исполнять какую-то “космическую” музыку. Через диапроектор на экране стали показывать картины Суворовой с мистическо-фантастическими сюжетами, расхваливая их на всё лады. И, наконец, появилась сама “виновница торжества” - красавица с огромными неподвижными глазами. Тихим голосом она стала читать свои стихи о душе, о социуме, о выращенных ею ростках [8].

Молодежь с обожанием смотрела на Аллу, а родители не могли понять, что же нашли их чада в этой заурядной девушке.

Через два месяца Саша начал рисовать - деревья, природу, какие-то каббалистические знаки. О своем поступлении в МИФИ, о котором раньше просто мечтал, он уже не заикался. Между тем сеансы по “лечению носа” продолжались. А проводила их никакой не экстрасенс, а простая учительница начальных классов из школы № 1650 на Солянке Юлия Преображенская. По иерархии “Сатори”, особа “посвященная”. Она сажала Сашу в кресло, садилась напротив и просто молчала 40 минут. Не знаем, как насчет “плохой энергии”, а 200 тысяч за “лечебные сеансы” она из Саши вытянула. И вообще про свой нос Саша уже забыл. У него появилась другая проблема - уши. В центре ему внушили, что при длительной медитации перед зеркалом можно самому скорректировать внешность. И теперь Саша ночами напролет молча сидел со свечами перед зеркалом и под музыку “Майтрейа” и стихи Аллы “корректировал” свою лопоухую внешность. Через некоторое время он полностью забросил учебу, перестал рисовать свои странные картины, домой приходил далеко за полночь, стал раздражительным. Однажды он даже набросился с кулаками на младшую сестренку только за то, что она не сразу открыла ему дверь.

Вот тут-то родители и испугались. Ведь, проводя целый день у своих “духовных наставников”, сын даже ночью не оставался без их внимания - Алла звонила семнадцатилетнему мальчишке регулярно в 2 - 3 ночи и долго беседовала с ним. Однажды родители подслушали этот разговор. Алла давала наставления. Во-первых, Саша должен заниматься восточными единоборствами (это его главное предназначение в жизни) и создать гвардию телохранителей для Аллы. Во-вторых, основные его враги - родители. При разговоре с ними надо представлять перед собой зеркало или текущую воду и не реагировать ни на какие претензии с их стороны. Алла утверждала, что можно делать все, что захочешь. Даже убить человека. Саша попал в разряд “приближенных”. В центре ему внушали: посмотри на Аллу - какое у нее прекрасное лицо, какие прекрасные глаза. А ведь ей уже 3 тысячи лет... И Саша безоговорочно этому верил, как, впрочем, и многие, кто попал под влияние Аллы Суворовой и ее подельников [8].

Такая вот “духовность и такая вот “художница”.

“Сатори” - довольно агрессивная секта. Отмечались неоднократные угрозы физической расправы и в адрес члена Комитета по спасению молодежи (г.Москва) Черненковой Елены Володаровны.

Вот выдержки из заявления Е.В.Черненковой в Московскую городскую прокуратуру: “Так как я совместно с некоторыми родственниками молодых людей, попавших под влияние А. Суворовой, начала расследование деятельности “Сатори”, некоторые члены центра стали предпринимать попытки оскорблений меня по телефону, а 8.09.95 и шантажа. Один из членов Сатори Левин Михаил Алексеевич позвонил мне, представившись прокурором г.Балашихи, сказал, гр.Суворова подала иск об оскорблении мною ее чести и достоинства и он будет заниматься этим делом. Я имею телефон с АОНом, который показал номер 528-71-31. Телефон оказался домашним. Левин М.А. также представился сотрудником военной прокуратуры Балашихи и членом Верховного суда РФ. На поверку оказалось, что ни в одной из перечисленных организаций такой сотрудник не значится, М.А.Левин является одним из “избранных”, финансирует поездки А.Суворовой за рубеж, в частности в Польшу и Испанию, имеет а/м “Вольво” красного цвета № У 752 BE, на которой возит А.Суворову” [7].

Известны факты неоднократных угроз (по телефону) расправы со стороны адептов “Сатори” в адрес Андрея Солодкова, сотрудника Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова, который занимался делом одного из пострадавших от “Сатори”. Известен также факт избиения помощницы профессора Ф.В.Кондратьева (Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского) во время работы над экспертным заключением по поводу деятельности секты “Сатори”, когда та пришла на встречу с неизвестными, позвонившими ей и предложившими встретиться и передать ей некую “интересную информацию по “Сатори”.

К разделу “Сатори”

1. Сектанты вербовали только студентов // Верую (Иркутск), февраль 1998 г. - №2.

2. Суворова А. Тому, кто видит сердцем... Сборник стихов. - М.: Международный Духовный Творческий центр “Сатори”, 1995.

3. Вестник Южного региона, март 1998 г. - №1(28).

4. Экспертиза религиоведческой группы Института развития личности Российской академии образования материалов образовательной деятельности (лекции, выступления и т.п.) в Центре “Сатори” (руководитель А.В.Суворова), 1995 г.

5. Письмо заместителя председателя Московского департамента образования Г.Д.Кузнецова №2/1-473-2/1-484-0/1-222-1-13 от 4 октября 1995 г. начальнику Управления образования Восточного округа Морозовой В.В.

6. Письмо Московского департамента образования №2-1439-29-16 от 27 декабря 1995 г. начальнику отдела Управления уголовного розыска ГУВД г.Москвы Махмутову М.Н.

7. Заявление Е.В.Черненковой в Московскую городскую прокуратуру от 15 сентября 1995 г.

8. Долгополова С., Малаш Л. Караул, она сбежала // Мегаполис-Экспресс, 25 декабря 1996 г.

9. Ответ начальника Восточного окружного управления образования Московского департамента образования В.В.Морозовой №243 от 20 октября 1995 г. заместителю председателя Московского департамента образования Г.Д.Кузнецову.

10. Шлейнов Р. Смертный приговор в актовом зале // Новая ежедневная газета, 26 октября 1995 г. - №40.

11. О нарушениях прав человека в сфере свободы совести в Российской Федерации / РОО содействия утверждению свободы совести в обществе, Московская Хельсинская группа, Христианское социальное движение. - М., 1998.

12. Берестов А., иеромонах, Печерская А. “Православные колдуны” - кто они? - М.: Сретенский монастырь, “Новая книга”, “Ковчег”, 1998. - 144 с.

13. Религиозная среда обитания: Оценка угроз и поиск мер защиты. - М.: Издание Государственной Думы РФ, 1998. - 176 с.


Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

Мозаика
Мозаика. Много образцов. Магазин в Москве, приезжайте
lmosaic.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"