Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


“Кундала” Центр

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-5 “Псевдомедицинские группы и оккультные целители”.

Руководство

Руководитель Центра “Кундала” - Яков Маршак.

Месторасположение центров: Москва, Московская область (вблизи г.Апрелевка).

Контактные телефоны: 795-50-13, 436-52-33 [2].

Характеристика

Центр “Кундала” - оккультно-религиозная организация целительской направленности.

Центр объявил, что специализируется на помощи наркозависимым.

Основой методик снятия наркотической зависимости в центре Маршака является использование Кундалини-йоги:

Два кита комплексной методики лечения наркомании по “Маршаку” - это специальные психофизические упражнения, разработанные Маршаком в сотрудничестве с крупнейшими американскими наркологами на основе Кундалини-йоги - наиболее эффективная в мире и являющаяся основой реабилитации наркоманов в США” [2];

“...специальные психофизические упражнения, разработанные Маршаком в сотрудничестве с крупнейшими американскими наркологами на основе Кундалини-йоги, и программа “12 шагов” - наиболее эффективная в мире психологическая программа реабилитации” [5].

Основу Кундалини-йоги составляют медитационные практики, которые, по заключению авторитетных экспертов (см., например, [3]), приводят к чрезмерному для здоровья и психики человека пребыванию в измененных состояниях сознания, прежде всего трансовых. Серьезные научные исследования, проведенные и опубликованные в зарубежных странах и мало известные в России, указывают на широкий спектр отрицательных и опасных последствий такой медитативной практики как для физического и психического здоровья, так и для социальной жизни человека.

Так, Ричард Кастильо в статье “Деперсонализация и медитация” [4] пишет, опираясь на многие другие исследования, что “медитация может приводить к деперсонализации и к дереализации (утере способности ясно и правильно ориентироваться в реальности)”. DSM-II-R (АРА 1987) определяет деперсонализацию как: “(1) ощущение пребывания вне тела и наблюдения извне ментальных процессов или тела; или (2) опыт ощущения себя как автомата или как будто во сне” (р. 276). Типично, деперсонализация - состояние, в котором индивидуум испытывает “раскол” в сознании между “участвующим я” и “наблюдающим я”. Участвующее “я” составлено из тела, мыслей, чувств, воспоминаний и эмоций. Наблюдающее “я” переживается как отдельный, невовлеченный “свидетель” участвующего “я”, с ощущением, что все нормальные аспекты индивидуальности так или иначе нереальны и не принадлежат наблюдающему “я”. Это чувство, что ты отделен от участвующего “я” и “наблюдаешь”, как оно ведет себя [3].

Деперсонализация, приводящая к измененному восприятию себя, сопровождается дереализацией, заключающейся в измененном восприятии действительности. В состоянии дереализации окружающая среда может принимать двойственные или “нереальные” свойства. Иногда, обычно устойчивые, твердые неодушевленные объекты могут казаться вибрирующими или “дышащими”, быть мягкими, жидкими или живыми. Формы и размеры вещей могут изменяться, или предметы могут просто исчезать. Цвета могут быть особенно яркими, и некоторые предметы могут быть восприняты как “мерцающие”. Можно также здесь сослаться на исследование, проведенное по поручению федерального министерства молодежи, семьи и здоровья ФРГ и опубликованное в 1980 году, в котором приводятся многочисленные статистические данные об отрицательных последствиях медитативной практики в движении ТМ (трансцендентальная медитация), имеющем немало сходных черт с практиками Кундалини-йоги и активно использующем мантры и медитации. Достаточно привести всего лишь одну цитату о результатах медитирования среди последователей ТМ: “Наиболее распространенными психологическими расстройствами были усталость (6З%), “состояние беспокойства” (52%), депрессия (45%), нервозность (39%) и регресс (39%). У 26% наблюдался нервный срыв, и 20% проявляли серьезные тенденции к самоубийству” [3].

Эксперт Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий памяти А.С.Хомякова (центра, где давно уже профессионально помогают наркозависимым) Алексей Рассказов писал главному редактору газеты “Совершенно секретно” А.Г.Боровику по поводу центра “Кундала” Якова Маршака [1]:

“В №5 Вашей газеты за 1999 год была опубликована реклама центра “Кундала” под руководством Якова Маршака [2], который, как говорилось в рекламе, снимает наркотическую зависимость в примерно 90% случаев на основе использования Кундалини-йоги. Зная общую ситуацию в разрешении проблемы наркозависимости молодежи и основные методы ее снятия, я вынужден усомниться в правдивости приведенных данных по эффективности методик Маршака. Вызывает тревогу даже не то, что оценка Маршаком его собственных методик явно завышена и не соответствует действительности, а то, что Маршак, как следует из рекламы его центра, заменяет одну зависимость - от наркотиков - на другую, зависимость религиозную - от неоиндуистской религиозной системы, которая и носит название “Кундалини-йога”. Мало того, что сокрытие конфессиональной принадлежности своих практик Маршаком неэтично (а по отношению к православным и мусульманам это именно так), оно еще противоречит действующему российскому законодательству. Даже простейшая Хатха-йога не может быть нерелигиозной (исключительно оздоровительными могут быть лишь некоторые упражнения Хатха-йоги, взятые вне общей системы), Кундалини-йога совершенно определенно носит религиозный характер.

Есть все основания полагать опасность Кундалини-йоги для психического, психологического и духовного здоровья людей. Кстати, ранее эту разновидность йоги активно популяризировал в России Асахара и нижестоящие руководители религиозно-террористической секты “АУМ Синрике”. Те страшные события в японском метрополитене и множественные случаи психологического насилия над российскими адептами этой секты обязательно должны подвигнуть нас сделать соответствующие выводы. Строительство действительно правового государства в России не может соседствовать с разрешением всевозможного мракобесия в лице всевозможных йогов. Возможно, центр “Кундала” и лишь частично использует практики “Кундалини-йоги”, но даже одного этого достаточно для того, чтобы поднять вопрос о проведении экспертизы используемых в этом центре методов, для чего следовало бы привлечь таких известных независимых специалистов, как: доктора медицинских наук Ф.В.Кондратьев и Ю.И.Полищук, кандидат психологических наук Е.Н.Волков. Прошу Вас принять решение о недопущении в дальнейшем рекламы Центра “Кундала”, использующего в своих попытках снятия наркотической зависимости неоиндуистские религиозно-психофизические практики” [1].

Организация квалифицирована как оккультно-религиозная и не способная принести пациентам ничего, кроме вреда их духовному и физическому здоровью, в отзыве от 12 августа 1999 г. на характер деятельности оккультных целителей, составленном бывшим экстрасенсом, а ныне православным человеком, народным лекарем-костоправом Анисовым Андреем Андреевичем.

К разделу “Кундала” Центр”

1. Письмо эксперта Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий А.Рассказова №31/1 от 12 июня 1999 г. главному редактору газеты “Совершенно секретно” Боровику А.Г. по поводу центра “Кундала” Якова Маршака.

2. “Кундала”: секретное оружие против наркомании // Совершенно секретно. - 1999. - №5.

3. Экспертное заключение от 7 октября 1997 г. доцента кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского Е.Н.Волкова.

4. Castillo Richard J. Depersonalization and Meditation. Psychiatry, Vol. 53, May 1990. - P.158-167.

5. Мурадов Б. Наркомания: хочешь жить - умей лечиться! // Аргументы и факты. - 1999. - №15.

Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"