Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


“Иолоя” Центр Нравственной Реабилитации Человека

Другие названия: Индивидуальное частное предприятие Центр Нравственной Реабилитации Человека “Иолоя”.

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-9 “Контактеры и их сообщества” с признаками подгруппы О-13 “Педагогические инициативы оккультно-религиозного характера”.

Руководство

Основатель и руководитель - Татьяна Васильевна Козлова (именует себя Татьяной Дивнич), по образованию геофизик.

Директор Школы семейного воспитания Центра “Иолоя” - Корнеичева Наталья Мироновна.

Месторасположение центров

Центр Нравственной Реабилитации Человека “Иолоя” возник и ныне активно действует в Архангельской области (Архангельск, Новодвинск и др.).

Организация зарегистрирована главой администрации Приморского района А.М.Селивановым за №6/39 по юридическому адресу: Архангельская обл., Приморский район, п.Лахта, ул.Геологов, д.21, кв.34 [6].

Доктрина

Согласно учению Т.В.Козловой, наступает эпоха Водолея - эпоха разумного, высокодуховного человека. Земля эволюционирует, вступая в период смены энергетики, и человечеству предстоит жить в новом излучении, принять новую энергию, для чего необходимо устранить болезни в своем теле. Утверждается, что человечество - это результат великого космического эксперимента. В далеком прошлом представители разных цивилизаций, исключительно добровольцы, отправились обживать Землю. Предварительно им закрыли память и все чакры, отвечающие за сверхспособности. Поэтому далеко не каждый из нас, будучи потомком пришельцев, является гением, целителем или ясновидящим. Ими становятся самые высокоодаренные и высокодуховные, нравственно чистые люди, руководство из космоса открывает им чакры. Они призваны спасти остальных, указав им верный путь. Себя Т.В.Козлова считает избранной, способной и готовой учить “Новому знанию”.

Т.В.Козлова заявляет, что эксперимент, поставленный космическими пришельцами, оказался неудачным и подходит к концу. На Земле решили сменить энергетику. Замена окажется губительной для большинства людей, выживут только избранные. Времени для “очищения” осталось мало, но те, кто будет беспрекословно следовать за Учителем, т.е. за Т.В.Козловой, спасутся.

Руководитель “Центра нравственной реабилитации человека “Иолоя” (далее - Центра “Иолоя”) Т.Дивнич декларирует цели создания своего центра как: “возрождение духовного начала человека через осознание своей ответственности за будущее своих детей, возрождения чести и достоинства человека, как человека Разумного, возрождения законов гармонии, истины на планете; согласования законов Земли и законов Космоса” [5].

Следует отметить, что за типичными для оккультно-религиозных сект демагогическими декларациями о заботе о всем человечестве ясно просматривается оккультная платформа. В научных рамках “согласование законов Земли и законов Космоса” звучит как нонсенс, в рамках же православной или какой-либо иной традиционной для России религиозной системы таковая цель является ересью [2]. Не бывает духовности вообще как таковой в отрыве от какой-либо религиозной системы. Даже в советские времена духовность в людях воспитывалась со школьной скамьи на литературных произведениях известных российских классиков (Пушкин, Лермонтов, Чехов и др.), духовную основу которых составляло православие.

Не бывает духовности “вообще”, бывают духовные традиции - положительные или негативные. Сатанизм тоже можно назвать духовностью (хоть и с большой натяжкой), но это духовность деструктивная, духовность негативная и разрушительная. Поэтому, “возрождение духовного начала человека” Центром “Иолоя” планируется и осуществляется, судя по предоставленным для экспертизы материалам, в рамках некой оккультно-религиозной системы. Этот вывод подтверждает анализ доклада Т.Дивнич “Эффективный аспект нравственной реабилитации человека” [4].

При этом руководство Центра “Иолоя” старается скрыть свою истинную конфессиональную принадлежность. Практика показывает, что анонимная духовность проповедуется в большинстве случаев представителями деструктивных религиозных новообразований (в основном оккультного направления), отличительными чертами которых являются ложь, сокрытие своей полной доктрины даже от своих адептов, маскировка своего религиозного оккультно-мистического вероучения под некие “духовные знания”, “культурологические изыски и новшества”.

Характеристика

По мнению ученых Поморского государственного университета, Центр нравственной реабилитации человека “Иолоя” представляет собой практически саентологическое объединение, оперирующее наукообразной терминологией. При этом в деятельности Центра ярко выражено стремление к дискредитации науки. Себя же он рекламирует, как и в саентологии, “новой, расширенной системой восприятия” [1].

На самом же деле, это не так. Центр нравственной реабилитации человека “Иолоя” является типичной оккультно-религиозной организацией контактерского типа с элементами рерихианской “Агни-йоги” [2]. Хотя какие-то связи Козловой-Дивнич с “Церковью саентологии”, возможно, и имеются, анализ вероучения Центра “Иолоя” не позволяет ее идентифицировать как саентологическую организацию.

Заявленные цели деятельности - просветительная работа, чтение лекций и проведение семинаров, парапсихологических и психологических консультаций, целительство [1].

Вряд ли кто-то клюнул бы на нелепые и абсурдные идеи Козловой-Дивнич, но “высокими” идеями нравственной реабилитации человека ей удалось увлечь работников Эстетического центра Архангельска, во главе которого стояла Корнеичева Наталья Мироновна. Она приняла Козлову-Дивнич как родную и обеспечила ей огромную аудиторию слушателей. В основном ими были педагоги, в среде которых Наталья Мироновна имела авторитет. На первых порах лекции были бесплатными. Небольшой зал Дворца пионеров желающие приобщиться набивали до отказа. Поначалу людьми двигало любопытство и жажда приобщения к новым знаниям, тайне.

Адепты секты пытались открыть свой детский сад, но вмешались городские власти, прислушавшиеся к заявлениям специалистов. Во время проверки выяснилось, что детей брали в сад, не требуя прививок. Больного ребенка принимали и сразу вели на мороз на обливание. Потом отправляли в группу к здоровым детям. В саду постоянно находились посторонние люди, грудные дети, беременные женщины. По вечерам Дивнич вела там прием населения. Она устроила в саду свою очередную свадьбу. Поутру, когда пришли проверяющие, гости еще спали. Психологи отмечали, что “относительно детей применялась методика подпорогового восприятия”. Их вводили в полугипнотическое состояние [3].

Сад закрыли, но иолоевцы не опустили руки. Они решили создать школу семейного воспитания “Иолоя” и стали искать помещение. А.А.Вавилин, заместитель генерального директора АО “Артелеком”, предложил Т.В.Дивнич пустующие группы д/к №117 “Веселые звоночки”. Причем сначала речь шла об открытии Центра эстетического воспитания. Лишь спустя некоторое время на дверях появилась вывеска “Школа семейного воспитания “Иолоя”. Здесь повторилась та же ситуация, что была в 45-м детском саду. Снова беспрививочные дети, снова сборище посторонних людей, лекции. К тому, что ребятишки бегают босиком по грязному снегу, жильцы окружающих домов постепенно привыкли. Но истошный крик малышей, обливаемых водой на морозе, до сих пор заставляет всех вздрагивать [3].

Странное учреждение призвано было давать дополнительное образование. Именно на эту деятельность у него лицензия. Но Н.М.Корнеичева, директор школы семейного воспитания “Иолоя”, и учредитель ее Т.В.Дивнич решили, что для них закон не писан, и устроили там настоящую общеобразовательную школу (7 классов). В общеобразовательный процесс никто извне не вмешивается. Лишь школа №4, за которой числятся эти ученики, устраивает раз в полгода символические проверки - из “Иолои” приносят на контроль письменные работы.

В школе семейного воспитания “Иолоя” считают, что желание учиться должно возникнуть само. Когда оно возникнет, ребенок сам придет на урок. Надо ждать. И ошибки у школьника не от того, что не научили, а из-за проблем в жизни. В феврале 1997 года школу закрыла санэпидстанция, обнаружившая серьезные нарушения. Тогда же, кстати, выяснилось, что занятия с детьми проводились без лицензирования образовательной деятельности. Школу с 1 марта 1997 г. закрыли, но фактически она продолжила свою работу. Вот как отзывалась о впечатлениях от посещения этой школы журналист Елена Доильницына: “Открываешь дверь - и в нос бьет кислый, тошнотворный запах. Сразу бросаются в глаза неухоженность помещений, неопрятные босые малыши. Мне стало противно и страшно. Страшно за детей, которых собственные родители привели сюда” [3].

В Центре “Иолоя” практикуются все методы контроля сознания, характерные для деструктивных религиозных организаций.

Навязчивость. Стоит только поддаться, и тебя сразу станут обрабатывать всеми возможными способами. Одному скажут, что ты полон черной энергии и от нее необходимо срочно избавляться. Другому подскажут, что вся его энергетическая оболочка в дырах, ее надо лечить, иначе - катастрофа. И обязательно следует найти среди своих знакомых вампира, который все это натворил. Третьему поведают, что он светится, ему надо развивать свои экстрасенсорные способности. Среди обрабатываемой функционерами “Иолои” аудитории находится значительное число доверчивых людей, которые верят и попадают на крючок “Иолои”.

Нехватка питания. У иолоевцев запрет на употребление в пищу мяса, рыбы и других продуктов животного происхождения. Т.В.Козлова заявляет, что от мяса клетки в организме принимают неправильную форму и человек лишается контакта с космосом. На самом же деле, голодным человеком легче управлять, он становится податливым и внушаемым.

Запрет на обращение за медицинской помощью к врачу. Козлова-Дивнич утверждает, что медицина - это зло и ребенок, бывший на приеме у врача, подвергается порче, а прививки превращают людей в мутантов, лечиться можно только у нее самой.

Запрет на ношение креста, посещение храмов и произнесение имени Христа. Крест, по утверждению адептов учения, мешает открытию чакр, а священники - энергетические вампиры [1,3].

Регулирование интимных отношений адептов руководителями секты, даже в браке. Сексуальные отношения между супругами возможны только для продолжения рода и в строго определенные Учителем дни.

Комплекс вины. Если ребенок болен - виноваты родители. Не в то время, не в том месте зачали. А еще того хуже, если “супруги - не энергополовинки”. Если болеешь - виноват сам. Ведешь неправильную жизнь, не следуешь указаниям учителя, зарабатываешь негатив и получаешь “сверху” наказание [1,3].

Нагруженный язык как средство манипуляции сознанием адептов. Лекции, которые читает Козлова-Дивнич, буквально переполнены формулами из различных религиозных учений (прежде всего восточных), наукообразными терминами, оккультно-религиозными понятиями.

Подтверждают факты насилия над личностью в Центре “Иолоя” и специалисты Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, которые проводили специальное исследование указанной организации. В справочнике, выпущенном кафедрой религиоведения РАГС говорится, что людей, приходящих на лекции “Иолои”, “подвергают тщательной психологической обработке, говоря о необходимости избавления от “черной энергии”, о лечении “энергетической оболочки”, о необходимости развивать собственные экстрасенсорные способности” [1].

“Я тебя заставлю, сволочь, быть счастливой”, - этот девиз проходит красной нитью во всех ее лекциях”, - говорит бывшая ученица Козловой-Дивнич [3].

Т.В.Козлова утверждает, что получила от некоего Левашова способность проникать в подсознание людей и дар целительства. Психиатр, побывавший на “целительском” сеансе Козловой-Дивнич, отметил ее как личность невротическую, экзальтированную, задавленную комплексами и купающуюся во власти над людьми [3].

Те, кто побывал на псевдоцелительских и псевдообразовательных сборищах “Иолои” и через годы вспоминают это время со слезами на глазах [3].

- После сеанса встать не могла, руки и ноги оцепенели. Только после дополнительных манипуляций Дивнич конечности размораживались.

- Девчонка одна так плакала, головой мотала. А ей говорят: - Ничего, это полезно.

- Вижу летит на меня Дивнич в образе дьявола и душит, душит.

- Мне начали стихи приходить. Измучилась. То ночью поднимаюсь, то днем от дела отрываюсь. Не запишу - забуду. И будто кто их диктует. Не по себе как-то было от этого.

- Дальше - больше. Казаться мне стало. То рука из темноты возникает, то какая-то тень все время за мной стоит. “Это твоя энергополовинка”, - успокаивает Татьяна.

- Дошло до того, что я иду, а рядом со мной - еще она я. И та, вторая, все спорит со мной и злится.

Многим Дивнич “помогает” на индивидуальных целительских (естественно, небесплатных) консультациях. “Открывает третий глаз”, решает семейные вопросы (“если муж против учения “Иолои”, плюет на все запреты, не понимает тебя - с ним надо расстаться, он не твоя энергополовинка”). По данным местных журналистов, распад семей в “Иолое” не исключительное явление, а правило [3].

Понимание нравственности в Центре “Иолоя” сводится к механистическому понятию: “Нравственность - это высококачественное состояние среды (материи) самого Человека (как вещества), в котором присутствуют все виды материи...”. Безотносительно данной организации, заметим, что подобное гностическое отношение к таким важным понятиям, как нравственность, мораль неизбежно приводит к размыванию морально-психологических сдержек и поведенческих положительных стереотипов в сознании человека, что чревато или разрушением психики, или же оправданием разного рода преступлений. И таких фактов в истории достаточно много.

Пресс-секретарь епископа Архангельского и Холмогорского Сергей Волохов, специалист в области духовной безопасности, так квалифицирует деятельность Центра “Иолоя” [9]:

“Иолоя” имеет все признаки секты, которая собрала в одно целое суррогаты других сект - что-то от саентологии, что-то от оккультизма, от мифологии, языческой обрядовости и др. Но это полбеды, главное, не было бы влияния на подсознательную сферу человека, а это у “Иолои” есть. Люди, попавшие в эту организацию, в лучшем случае мучаются, в худшем у них деформируется отношение к окружающему миру. Создание ситуаций отчуждения, использование эмоциональных взлетов и спадов, культивирование чувства страха - главное свойство всех деструктивных организаций. Таким образом они поддерживают членство своей группы, не отпускают от себя человека. В своем уставе, в перечне видов деятельности “Иолоя” указывает: просветительская работа, проведение лекций и семинаров. Все это хорошо, но следует обратить внимание на последний пункт - целительство. За счет чего? С помощью парапсихологических опытов? Этот вопрос, на мой взгляд, должен заинтересовать правоохранительные органы, поскольку речь идет о нанесении вреда здоровью человека... Люди идут в “Иолою”, не подозревая, на чем все основывается. Христа они отрицают, крест отвергают, поскольку “чакры закроются”, это ни что иное, как демонизм, антихристианство... Что же касается “Иолои”, то здесь ни о какой нравственности не может быть и речи”.

Возможно, именно поэтому несколько публикаций в СМИ ([3,9] и др.) акцентировали внимание на опасность деятельности Центра “Иолоя”.

В ответ Козлова-Дивнич стала забрасывать органы государственной власти Архангельской области с протестами против того, чтобы ее организацию называли сектой, требовала от СМИ, опубликовавших по поводу Центра “Иолоя” негативные статьи, извинений [7].

Некоторое время назад Т.В.Козлова-Дивнич предприняла попытку баллотироваться на выборах в Архангельской области. Предвыборная листовка гласила: “Мы говорим россиянам: “Хватит менять шило на мыло! Одних атеистов на других!” Только духовные люди с Творцом в сердце способны поднять и поднимут Россию из сегодняшних руин мафиозно-уголовного капитализма... В этом и только в этом залог будущего преображения России” [8].

По информации местных журналистов Центр “Иолоя” опекает депутат Государственной Думы РФ О.Н.Смолин [3], известный своей постоянной поддержкой оккультно-религиозных организаций “Институт интегральной педагогики” (ранее носил название “Институт духа”) В.Мурашова, ОВФО “СУПЕР” А.Казаковой, а также рериховцев.

Имеется поддержка “Иолои” и со стороны местных влиятельных лиц, девять из которых входят в попечительный совет Центра “Иолоя” [3].

К разделу “Иолоя” Центр нравственной реабилитации человека”

1. Новые религиозные культы, движения и организации в России / Под ред. Н.А.Трофимчука. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Изд-во РАГС, 1998. - 346 с.

2. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №51-э от 5 декабря 1997 г. по поводу “Центра нравственной реабилитации человека “Иолоя”, выполненное по запросу Епископа Архангельского и Холмогорского Тихона.

3. Доильницына Е. “Я тебя заставлю, сволочь, быть счастливым...”: Те, кто побывал в трале “Иолои”, и через годы вспоминают то время со слезами боли // Архангельск, 28 марта 1997 г., 29 марта 1997 г.

4. Дивнич Т. Эффективный аспект нравственной реабилитации человека. Доклад на конгрессе “Общественное развитие и общественная информация”, 1997 г.

5. Устав благотворительного частного предприятия “Центр нравственной реабилитации человека “Иолоя”.

6. Свидетельство о регистрации индивидуального частного предприятия “Центр Нравственной Реабилитации Человека “Иолоя” №6/39.

7. Запрос пресс-секретаря епископа Архангельского и Холмогорского С.П.Волохова №80 от 22 марта 1998 г. в Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий по поводу характера деятельности Центра “Иолоя”.

8. Предвыборная листовка директора “Центра нравственной реабилитации человека “Иолоя” Т.В.Дивнич (Козловой) к избирателям Архангельской области.

9. Волохов С.П. Бомбежка любовью // Архангельск, 29 марта 1997 г.

Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"