Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


“Институт интегральной педагогики”

Другие названия: “Институт духа”.

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-13 “Педагогические инициативы оккультно-религиозного характера” с признаками подгруппы О-6 “Теософия, антропософия, последователи Рерихов и Блаватской”.

Руководство

Основатель “Института духа”, переименованного позже в “Институт интегральной педагогики”, и его нынешний руководитель - Мурашов Валерий Иванович. В прошлом - научный руководитель Центра интегральной педагогики, заведующий кафедрой проблем воспитания и социальной педагогики Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) Министерства образования РФ.

Его “правая рука” - Карапетян Давид Георгиевич, помощник депутата Государственной Думы РФ.

Месторасположение центров: Москва, Санкт-Петербург.

Основной центр в настоящее время расположен по адресу: 125801, Москва, ул.Смольная, д.14, ВНТИЦ, к.1006, т.456-77-01.

Контактный адрес редакции: 109004, Москва, а/я 12.

Количество адептов: от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Доктрина

Вероучение “Института интегральной педагогики” (“Института духа”) носит оккультно-религиозный характер рерихианского толка. Основу учения Мурашова составляет собственноручно модернизированная “Агни-йога” Рерихов [8].

В мировой науке принята устоявшаяся практика определения компетентности и занятой позиции (ориентации) того или иного специалиста - анализ его трудов. Этим же методом можно воспользоваться и сейчас. Ибо набожный индуист, всегда проповедовавший индуизм, не станет в одночасье менять конфессиональную принадлежность. А буддист, проповедовавший в 12 часов 10 минут буддизм, не станет в 12 часов 15 минут проповедовать кришнаизм [8].

Религиоведческий анализ таких работ В.И.Мурашова, как книга “Космическая педагогика Эпохи Огня” [1], книга “Интегральное воспитание: Педагогические беседы” [2], книга “Курс интегральной педагогики. Выпуск первый. Универсальный смысл и метод интегральной педагогики” [21], статья в ныне запрещенном к распространению сборнике “Учитель и общество” [3] ясно показывает, что Институт духа - ни что иное, как религиозная организация оккультно-мистической (теософской) направленности. Разработанная Мурашовым “Космическая педагогика Эпохи Огня”, “Азбука духовности” и “Наука духа” ничем не отличаются от хорошо известных неоязыческих построений космистов и оккультистов XX века [8].



И цитаты из книг Мурашова “Интегральное воспитание: Педагогические беседы” и “Космическая педагогика Эпохи Огня”, совершенно ясно доказывают религиозный характер (огнепоклонство, теософия, оккультизм) наработок Мурашова и его произведений:

В процессе мышления человек производит как логически истинные и огненно-сияющие, так и ложные, морально-нечистые и огненно-темные мысли. Мировые энергии, проходя через человека, выходят из него либо мыслью-светом, либо мыслью-тьмою, а также мыслеформами со смешанной светотенью. Духовно низкие мысли - это психоэнергетические существа мира четвертого измерения, называемые лярвами. Как вампиры, притягиваются они к энергетическим оболочкам своего создателя и высасывают из него жизненные силы” ([2], с.46);

Можно переломать кости, но мощь огненной воли победить нельзя... Цель воспитания - развивать волю через дисциплину духа: управление мыслью, преодоление своеволия низших тел, овладение умственной, эмоциональной и физической оболочками души человека и преображение их в Духовный Свет... Огорчение - зараза мира, поражающая печень и порождающая вредные бациллы; обида - скрытый нарыв; сомнение - пожирание огня” ([2], с.48-49);

Универсальный способ воспитания Добром - устремление огненно напряженной человеческой воли к Высшей Воле... Главное - соединиться с Высшим Огнем, удержаться в его орбите и действовать Волей Ведущей” ([2], с.50);

Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями... Именно Огонь любви по своему химизму ближе всего к Миру Огненному” ([2], с.35);

По своей божественной сущности человек - существо огненное... Мысль, чувство и волеопределение - это оформленный человеческим духом пространственный Огонь. Дух-огонь мыслит огнем. Пропуская через себя волну Океана-Огня и преобразуя ее в соответствующую мыслеформу, дух человека оставляет на ней свою печать” ([2], с.38-39);

Истоки Учения вне пределов человеческих... Учение Живой Этики имеет земное и надземное происхождение. Его первоисточник - Иерархия Сил Света, состоящая из Духовных Существ... Это освобожденные Души различных степеней посвящения - Махатмы, Арахаты, Дхиан-Коганы и т.д., образующие в своей совокупности космический и планетарный Разум, управляющий эволюцией нашей планеты, в далеком прошлом были обыкновенными людьми. В будущем они станут планетными, солнечными и космическими Логосами, а выдающиеся представители земного человечества займут их места в системе планетной иерархии” ([1], с.8);

Попросту говоря, развитие человеческого индивида в системе понятий религиозного культа “Агни-Йоги” предполагает в перспективе превращение адепта в “духа” планеты, звезды или какого-то еще космического тела.

У нас, у Сынов Разума - Руководителей Планеты, говорит Великий Владыка, есть, на вашей планете доверенная... Этот Великий Дух, тысячелетиями сотрудничавший с Иерархией Светлых Сил... Дочь Великого Владыки, стоящего во главе Иерархии нашей планеты, воплотилась среди людей. Живя жизнью обычной женщины, она показала, что каждый, не уходя от обычной человеческой жизни, может пройти путь Нового Учения и зажечь все центры высшими огнями. Ее опыт... Огненного Крещения, лег основанием Нового Учения... Свидетельница великих космических явлений, носительница поручений Владыки Превышнего, пророчица будущего человечества прошла весь опыт пробуждения духа, познав непередаваемые радости духа и страдания тела. Опыт Матери Агни Йоги был не только опытом восприятия Огня, но и искуплением человечества, испитием всех ужасных ядов, которые наводнили планету до такой степени, что угрожали ей взрывом ([1], с.9).

“Космическая педагогика Эпохи Огня” вообще насквозь пронизана оккультизмом. Провозглашающий идею “Начало всему в педагогике - духовность”, Мурашов на деле пропагандирует в качестве духовности именно оккультизм Блаватской и Рерихов, разрушительную духовность, духовность со знаком “минус” в отношении традиционной духовной культуры россиян.

Основываясь на подобного рода псевдоучении, Мурашов никоим образом не может привнести в школы ничего, кроме вреда. Оккультно-теософский характер пособий В.Мурашева подтверждает “Словарь теософских понятий” на с.70 в [1]. Здесь приведены понятия, заимствованные в религиозной культуре индуизма (архат, ашрам, карма, махатма, аум), буддизма (майтрейя, нирвана), а также из собственно теософско-оккультных религиозных систем (атлантида, трансмутация, шамбала, иерархия).

Характеристика

“Институт интегральной педагогики” - оккультно-религиозная организация педагогической направленности.

В 1996 году В.И.Мурашов зарегистрировал общественную организацию “Институт духа” - зарегистрирован отделом по регистрации некоммерческих организаций Департамента общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы (свидетельство № в реестре 5040-2 от 19 марта 1996 г.). Сам он, являясь его учредителем, стал, соответственно, директором этого “Института духа”.

“Институт духа” рекламировал себя как одно из подразделений авторитетнейшей в государственной системе образования структуры АПКиППРО. Во всех рекламных документах “Института духа” (например, в листовке, рекламирующей журнал Мурашова “Школа духовности”) указывались данные АПКиППРО, а именно - адрес (Москва, ул.Короленко, 2), номер телефона (тел. №268-76-20 - комн. 30 АПКиППРО). Практически окопавшись в АПКиППРО, “Институт духа”, возможно, на государственные деньги и деньги, выделяемые из внебюджетных средств, некоторое время проводил переподготовку учителей со всей страны, преподающих школьные курсы по различным предметам (психология, логика, правоведение, экология, москвоведение, человековедение, экология, мироведение, этика, эстетика, религиоведение). Часть денег учителям предлагалось оплатить самим [22].

Учителям предлагалось пройти такие курсы, как, например, “Наука духа”, “тео-космо-антропогенез”, “феноменология духа” и т.п.

Самое тревожное заключается в том, что “Институт духа”, обучая учителей со всей страны чистой воды оккультизму, рекламировал выдачу дипломов, свидетельств и удостоверений государственного образца об окончании курсов обучения: “Институт духа приглашает работников образовательных учреждений на повышение квалификации (переподготовку) по проблемам духовно-развивающего обучения и воспитания учащихся методом интегральной педагогики. 1. Для учителей, преподающих школьные курсы по предметам: логика, психология, правоведение, этика, эстетика, религиоведение, мироведение, человековедение, экология, москвоведение, институт предлагает следующие образовательные программы: двухгодичные очно-заочные с выдачей диплома государственного образца о профессиональной переподготовке;... одногодичные при сессионной форме обучения с выдачей свидетельства государственного образца...” (рекламная листовка Института духа).

Согласно Закона РФ “Об образовании” (ст.33, п.17), любая негосударственная организация может выдавать дипломы государственного образца только после ее аккредитации. Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием или по их доверенности иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации (ст.33, п.18). Аттестация образовательного учреждения проводится один раз в пять лет (ст.33, п.19). Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее, чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет. Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться не ранее, чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации (ст.33, п.20).

На момент такой активной образовательной деятельности права на образовательную деятельность “Институт духа”, судя по обращениям Мурашова в различные инстанции в 1996 году, не имел. Кроме того, с 1996 года (года регистрации этой оккультно-религиозной организации) три года, необходимых для прохождения первой аттестации, на тот момент явно не истекли. Соответственно, государственной аккредитации у “Института духа” не было, и дипломы государственного образца эта организация выдавать не имела права. Получается, религиозная организация “Институт духа” выдавал дипломы АПКиППРО, ибо больше “Институту духа” дипломы государственного образца взять было просто негде [22].

Налицо ситуация, когда в государственной образовательной структуре АПКиППРО действовала оккультно-религиозная организация. Это происходило в нарушение: Конституции РФ, Закона РФ “О свободе совести и религиозных объединениях” 1997 г., Приказа Министерства образования Российской Федерации № 47 от 5 февраля 1996 г. “О мерах по выполнению решений Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации”, Письма Министерства образования Российской Федерации №47/20-11п от 19 марта 1993 г. “О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации”, Письма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации №17-36-37/17-22 от 18 октября 1996 г. “О соблюдении законодательства Российской Федерации о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений”, Распоряжения мэра Москвы №642-РМ от 19 августа 1997 г.

Мурашов только лишь на “Институте духа” не остановился. Им был разработан проект Центра интегральной педагогики, включая программу и концепцию. Штат центра планировался из 180 человек [4]. Что это будет за центр, абсолютно ясно из анализа трудов Мурашова по интегральной педагогике, в частности [2].

С самого начала этот проект поддержала “Лаборатория “Грядущее”, в лице А.И.Леонтьевой, которая в своем проекте предложений от 27 мая 1996 года писала, что деятельность такого центра была бы направлена на формирование духовно-нравственных основ образования, на подъем авторитета учителя и профилактику преступности.

В 1996 году В.Мурашов зарегистрировал в Комитете РФ по печати (регистрационный №015120 от 30 июня 1996 г.) журнал “Школа духовности”, главным редактором стал он сам. Летом 1997 года вышел в свет №1 журнала “Школа духовности” [5], осенью 1997 г. - второй [6].

Первый номер этого журнала за 1997 год содержит в основном вполне нормальные статьи, за исключением статей самого Мурашова - “Школа духовности” ([5], с.6-18), “Воспитание духовности российских школьников. Программа курса для учителей” ([5], с.47-61.), которые явно демонстрируют оккультно-религиозный характер разработок Мурашова. Есть оккультные тезисы и в статье М.А.Люкшиной “Чуткость раскрывает цветок души” ([5], с.39). Эксперты, учитывая религиозный характер “Института духа” и всех известных им произведений Мурашова, однозначно оценивают этот журнал как очередной рупор оккультизма в России.

В рекламном объявлении журнала Мурашова сказано: “Основная идея новых изданий - выработка духовно-практического мировоззрения - внутренней основы нравственно-правового образа жизни. С этой целью на страницах журнала-учебника будут систематически публиковаться: статьи, посвященные космической и социальной природе духа,... тексты из редких философско-педагогических источников, в том числе и малоизвестных широкому кругу педагогов...”. Вполне закономерно будет предположить, что “редкие тексты будут представлены преимущественно оккультными произведениями Блаватской, Рерихов и т.п. или отрывками вероучений ряда неоиндуистских и оккультных религиозных сект.

Вступительная статья первого номера журнала “Школа духовности” под названием “Слово к читателю” сразу же вызывает устойчивые подозрения в именно оккультном характере всего журнала. Автор, по всей видимости, Мурашов, приглашает читателей “совершить трудное, но и увлекательное путешествие в Мир Духа. Путь к нему, проходящий по сознанию, чувству и воле человека и освещаемый Духовным Светом Учителей человечества, и есть суровая школа духовности, требующая от путника напряжения всех его сил в восхождении по огненным ступеням школы духовной жизни”. Любой квалифицированный религиовед сразу же классифицирует термин “Учителя человечества” (в культовой основе журнала), причем именно с большой буквы, как элемент “Агни-йоги”, имеющий отношение к “Владыкам Космической Иерархии” или “Махатмам”. Понятие “огненные ступени” - это не метафора, приведенная для “красного словца”, а вполне конкретный термин, который в “Агни-йоге” обозначает этапы “духовно-космической трансформации бытия” и сопутствующей ей реинкарнации [7].

Здесь необходимо уточнить, что адепты “Живой Этики” или “Агни-йоги” уверяют всех, что их учение - не религия, а культура, культурологическое учение, причем совместимое с православием. Поэтому в “Школе духовности” есть и околоправославные материалы. В №1 журнала иллюстрация рублевского образа “Святой Троицы” препровождена довольно странными комментариями члена редколлегии журнала К.С.Столярова: “Жить в священном может только тот человек, который следует ипостасям Святой Троицы. Бог Отец - Воля, Бог Сын - Любовь и Бог Дух - Разум. Только три эти качества божественного и человеческого духа могут рождать великое, Святое Добро” (с.5). Процитированный тезис является не столько похвалой Святому Добру, сколько хулой на Бога, Ипостаси Которого, никогда не понимаются как “качества” какого-либо “духа”. Термин “Качества Бога” присущ опять же рерихианству или индуистским религиозным течениям (“качества Кришны” и т.д.) [7].

В разделе “Авторские программы” редактор В.И.Мурашов предложил свою “Программу курса для учителей” под многообещающим названием “Воспитание духовности российских школьников”. В этой программе педагогам предлагается объяснять детям, что христианство - лишь определенный вид и “логический и исторический результат развития Абсолютной Духовности”. И это отнюдь не отвлеченный взгляд. Это четкая и именно религиозная концепция, в которой все иные формы религии воспринимаются как эпифеномены, неполноценные проявления религии истинной. Напомним, что в другом своем “эпохальном” труде Мурашов называет подлинной религией рериховскую “Агни-йогу” (“Живую Этику”) [8].

Однозначно негативную оценку дал мурашовской программе курса для учителей “Воспитание духовности российских школьников” профессор колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, председатель Отделения “Наука и теология” РАЕН, доктор философских наук Ю.А.Шрейдер [9]: “Программа просто чудовищна. Абсолютно недопустимо ее использовать как основу подготовки учителей и, тем самым, как основу духовной подготовки школьников. О недостатках здесь и говорить не приходится - порочен сам замысел... Рецензируемая программа подготовлена узкой маргинальной группой единомышленников, где роль лидера играет г-н В.И.Мурашов... Рекламируемый журналом “Институт духа” предлагает совершенно несусветную специализацию учителей (феноменологии духа, человековедения, мироведения, экологии и пр.) на основе никому не ведомой “интегральной педагогики”, объявляя о наличии в его распоряжении “ведущих ученых”, имена которых не называются. Автор использует никому неведомые жаргонные словечки вроде “цугпланетарной катастрофы”... Буквально по каждому пункту программы можно продемонстрировать его полную несостоятельность и вопиющую неграмотность составителя г-на Мурашова... Все это может служить иллюстрацией амбициозности и невежества составителя. Здесь не о чем дискутировать”.

Во втором номере журнала “Школа духовности” была опубликована статья “Наследие Ивана Ефремова и ценностные ориентиры российской национальной доктрины образования” ([6], с.21-26), в которой из фантастических произведений И.Ефремова вполне в духе последователей рерихианства сделана попытка обожествить Ефремова, наполнить его (хорошие в литературном смысле, но вовсе ни какие ни эзотерические) произведения несуществующим религиозным подтекстом. В религиозной практике российских последователей “Агни-Йоги” уже был подобный прецедент. В Челябинске существует секта “Бажовцы”, основатель и нынешний духовный лидер которой Соболев обожествил произведения известного сказочника Павла Бажова. И вновь была сделана попытка навязать оккультное толкование научной фантастики. Но как фантастику не толкуй, она фантастикой и останется. Можно по-разному относиться к подобным трактовкам абсолютно не имеющих никакого отношения к духовности или религии произведений, однако совершенно ясно, что подобные интерпретации фантастики не имеют никакого права использоваться в системе государственного образования России в духе “ценностных ориентиров российской национальной доктрины образования”.

В этой же статье преподавателям рекомендовано в обязательном порядке включать в программы школьного образования “элементы психофизиологической саморегуляции, заимствованные из культур Востока” ([6], с.23). Автор статьи забыл добавить к слову культур слово “религиозных”, так как на Востоке нет никаких нерелигиозных систем психофизиологической саморегуляции. Возникает вопрос, почему в православной и мусульманской, по большинству населения, стране в качестве одного из обязательных элементов концепции образования следует вводить элементы восточного религиозного мистицизма, тем более круто перемешанного с оккультизмом? Ответ находится далее: “По мнению автора “Лезвия бритвы”, каждый гражданин должен прежде всего знать культуру своего народа, но ни в коем случае не замыкаться в ней... Он устами Гирина жестоко осуждает церковь за то, что она не отмежевалась публично от иудео-христианской традиции отношения к женщине как к сосуду греха... Ефремов восхищался достижениями восточной культуры (прежде всего индийской) в области психофизиологической саморегуляции, искал не просто рациональное зерно, но глубокий смысл в древних легендах и верованиях” ([6], с.24). Как и следовало ожидать, вновь нападки на православие, умышленное смешивание иудейской традиции и христианства и реклама индуизма [8].

В декабре 1997 года эксперты Российской академии образования так же дали резко негативное заключение на авторскую (В.Мурашова) программу учебного курса для учителей “Воспитание духовности российских школьников” в №1 за 1997 г. журнала “Школа духовности” и другие труды Мурашова, где было доказано [11]:

а) деятельность “Института духа” и концепция и содержание журнала “Школа духовности” носят оккультно-религиозный характер;

б) вероучение данного религиозного направления содержит элементы, которые могут быть оценены как деструктивные;

в) в содержании обоснования и текста “Программы” просматривается желание Мурашова завуалировать ее религиозную направленность, скрыть действительную мировоззренческую основу и духовно-нравственные принципы за отвлеченными, ничего не поясняющими по существу формулами;

г) в отношении текста программы можно сказать, что он вообще не воспринимается как разработка учебного курса по духовно-нравственному образованию;

д) применение образовательных материалов данного религиозного направления в педагогической практике государственной общеобразовательной школы не может способствовать естественнонаучному и гуманитарному образованию учащихся, их культурному развитию, нравственному совершенствованию, а религиозная экзальтированность, жесткий психологический прессинг, направляемый на ребенка, могут дестабилизировать психику детей, отрицательно сказаться на учебе, межличностных отношениях, провоцировать конфликты в семье;

е) в психолого-педагогическом отношении образовательная практика, имеющая своим источником данное религиозное направление (“Агни-йога”), является ненаучной, потенциально опасной для психического здоровья детей и нравственно неприемлемой.

Труды Мурашова и журнал “Школа духовности” были проанализированы экспертами московского Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий, которые так же дали негативный на них отзыв: “Исходя из анализа трудов В.И.Мурашова, как главного редактора журнала “Школа духовности”, ряда статей, опубликованных в этом журнале, общей концепции журнала, мы вправе сделать вывод об оккультной направленности журнала “Школа духовности” [8].

В начале 1998 года на оккультно-религиозный журнал “Школа духовности” негативное заключение было дано целым коллективом ученых (15 авторитетнейших специалистов) Института этнологии и антропологии РАН [10].

Если бы Мурашов просто выпускал этот журнал для себя, проблем бы не было. Но он подает свой журнал как “журнал-учебник”. При этом на тот момент Мурашов занимал далеко не последнее место в структуре АПКиППРО Минобразования РФ, чем активно пользовался для распространения своего журнала.

Сам Мурашов или его покровители из Государственной Думы РФ подписали у заместителя Министра образования В.Д.Шадрикова письмо (№04-52-425/ин от 5 сентября 1997 г.), информирующее и, учитывая характер подписанных столь высоким лицом документов, фактически рекомендующее принимать журнал “Школа духовности” как учебное пособие в государственной системе образования и подписываться на него. Письмо было адресовано руководителям министерств образования республик РФ, комитетов, департаментов и управлений образования краев, областей, городов Москва, Санкт-Петербург, автономных областей и округов, руководителям институтов повышения квалификации работников образования, ректорам педагогических вузов. Своим письмом В.Д.Шадриков отчего-то присваивает журналу “Школа духовности” статус учебника: “Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации информирует о выходе в свет нового журнала-учебника “Школа духовности”, который ставит своей целью педагогически эффективное осуществление духовно-нравственного образования и воспитания, обучения основам практической психологии”. Подписанное В.Д.Шадриковым письмо стараниями благодетелей Мурашова сразу же попадает на стол исполняющей обязанности Председателя Московского комитета образования Л.Е.Курнешовой, которая была вынуждена продублировать письмо В.Д.Шадрикова по Москве за своей подписью (№2-1-16 от 23 сентября 1997 г.).

После того, как копии письма В.Д.Шадрикова, а по Москве - и письма Л.Е.Курнешовой, с рекомендациями о применении журнала “Школа духовности” в качестве учебника были разосланы по методическим центрам страны, с копиями этих двух писем член редакционного совета журнала Карапетян Давид Георгиевич отправился по различным методическим центрам Москвы. Он приносил в каждый окружной методический центр Москвы копии этих писем по количеству образовательных учреждений в округах. Карапетян убеждал, что письма имеют не чисто информативный, а именно инструктивно-рекомендательный характер, настаивал на распространении информации о журнале среди всех образовательных учреждений и на организации широкой подписной кампании на этот журнал. При этом представителям каждого образовательного округа Москвы он дарил оккультные книги Мурашова, в частности “Космическую педагогику Эпохи Огня” [7].

Скандал вокруг “Института духа” и журнала “Школа духовности” получил широкий общественный резонанс.

Интересно, что когда по запросу депутатов Государственной Думы РФ по поводу деятельности “Института духа” в Министерстве общего и среднего образования Российской Федерации была проведена проверка, то рериховцы стали везде разъяснять, что “Институт духа” существует пока только на бумаге и не работает. Однако, объявления публикуются по-прежнему. Кроме того, известно, что В.Мурашов в 1996 г. от своего “Института духа” обращался в органы управления образованием г.Москвы с тем, чтобы организовать за бюджетный счет подготовку “творческих учителей”, то есть, фактически, вербовку новых адептов в религиозную организацию. При этом, действуя от лица образовательного учреждения дополнительного профессионального образования “Институт духа”, он предлагал органам управления образованием оказать ему содействие в получении лицензии на право ведения образовательной деятельности. А помимо того, предоставить помещения, технические средства обучения и бюджетные средства финансирования на десятки миллионов рублей.

11 декабря 1998 г. на прошедшей в Москве Конференции “Духовная безопасность России” было принято Обращение участников Конференции к Президенту, Правительству, Федеральному Собранию, Совету безопасности и Генеральной прокуратуре России, в котором относительно этой вопиющей ситуации говорилось: “Участники Конференции встревожены проникновением множества оккультно-религиозных сект в систему государственного образования России. Одним из наиболее вопиющих таких фактов стало проникновение в структуру Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиППРО) Министерства образования РФ оккультно-религиозной группы “Институт духа”. “Институт духа” распространял журнал оккультной направленности “Школа духовности”, в чем оккультной группе активно содействовал заместитель министра образования. Такая акция могла быть лишь следствием невежества или враждебной деятельности против государства” [14].

Широкий общественный резонанс Мурашову был не нужен. Поэтому после того, как депутаты Государственной Думы обратились к тогдашнему вице-премьеру Правительства РФ Олегу Сысуеву с протестом против нарушения законодательства о светском характере образования в РФ, выразившегося в деятельности ряда государственных чиновников от образования по внедрению оккультизма в систему государственного образования, в том числе посредством оккультно-религиозного журнала “Школа духовности”, и разразился скандал, журнал “Школа духовности” был спешно перерегистрирован как журнал уже не “Института духа”, а вновь созданной организации “Институт интегральной педагогики”. Указанная организация была создана все теми же людьми, что стояли у истоков создания оккультно-религиозной организации “Институт духа”, - В.Мурашовым, Д.Карапетяном, В.Шадриковым, О.Смолиным и другими. У самого журнала “Школа духовности” осталась абсолютная та же концепция и то же самое внешнее оформление [13].

В июне 1999 г. резко негативное заключение на характер содержания №4 за 1998 г. [18], №№1 и 2 за 1999 г. [15,16] журнала “Школа духовности” дал известный православный миссионер, директор Пермской общественной организации “Православное общество “Панагия” М.Медведев [17]:

“За исключением нескольких нейтральных и позитивных статей - статьи Толстого Л.Н., Карамзина Н.М. Скрыпника В.И. (1998. - №4), Богачева С.В., Ильина И.А., Скрыпника В.И. (1999. - №1), Иоанна Кронштадтского, Воронцова В.И., Макаровой Б.А., игумена Иоанна (Экономцева), Скрыпника В.И. (1999. - №2) и некоторых других, общая ориентация журнала “Школа духовности” по прежнему осталась оккультно-религиозной. Судя по центральным и доминирующим по смысловому содержанию и объему статьям, цель журнала “Школа духовности” состоит в пропаганде различных оккультно-религиозных и оккультно-философских учений, в том числе оккультного учения Елены и Николая Рерихов, в государственной системе образования. Имеются весьма серьезные сомнения в здравом смысле и научности таких статей, как: Стрелец Ю.Ш. Дух и буква (1998. - №4. - С.46-51); Махмутова Н.П. Духовно-нравственный потенциал гуманитарных дисциплин (1999. - №1. - С.54-55) и ряде других.

Вне всякого сомнения, оккультно-религиозный характер носит содержание следующих статей: Мурашов В.И. (главный редактор журнала “Школа духовности”). Идея образования: Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI века (1999.- №2. - С.28-46); Мурашов В.И. Духовность отечественного образования как интегральный ресурс российских реформ (1998. - №4. - С.23-40); Мурашов В.И. Гегель: философ-педагог (1998. - №4. - С.11-19; 1999. - №1. - С.23-30; имя Гегеля Мурашов использовал для маскировки оккультного содержания предлагаемых воззрений); Бачурина С.К. Радужка душа. Жизненный опыт познания Божьего промысла через природу (1999. - №2. - С.72-76).

Статья Бачуриной о “радужках” вообще отличается полной нелепостью и антинаучностью, засоряет сознание детей и учителей бредовыми и оккультными измышлениями автора. Мурашов, помимо изложения в пропагандистских целях рериховского оккультного учения о “Духе”, предлагает в качестве духовного образования совершенно нелепую специализацию “феноменология духа”. В №4 за 1998 г. на с.44 рекламирует Н.К.Рериха и его учение автор статьи “Власть и духовность” Рожкова Л.П. (1998. - №4. - С.41-45). Учитывая общую направленность деятельности “Института интегральной педагогики” и журнала “Школа духовности”, это не удивительно.

Именно оккультно-религиозные статьи занимают доминирующее место в номерах журнала по месту в структуре номеров, объему, смысловой нагрузке и уровню заявленных задач. И именно поэтому эти статьи как раз и определяют общую направленность журнала “Школа духовности” (по крайней мере №№4 за 1998 г. и 1 и 2 за 1999 г.). Все это, учитывая множество негативных экспертных заключений на предыдущие номера журнала “Школа духовности”, позволяет с уверенностью сделать вывод об оккультно-религиозной направленности указанного журнала. Внедрение такого журнала в государственную систему образования абсолютно недопустимо, аморально и по российскому законодательству противоправно” [17].

Негативное заключение на номера 1 и 2 журнала “Школа духовности” за 1999 г. [15,16] дал председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ) епископ Ряховский Сергей Васильевич. Целесообразно процитировать здесь это заключение почти полностью. С.В.Ряховский писал [13]: “Анализ же внутреннего содержания “обновленного” журнала “Школа духовности” (№№1 и 2 за 1999 г.) позволил сделать вывод, что, несмотря на включение ряда вполне позитивных и нейтральных статей, сохранена общая направленность журнала на популяризацию оккультного антихристианского учения Рерихов и привнесение его в систему государственного образования.

На с.70-77 в №1 журнала [15] напечатан рассказ Владимира Киверецкого “Яблоко раздора”. Автор поставил перед собою, казалось бы, прекрасную цель - научить детей делать добро, не ожидая за него награды. Но между заявленной целью и смысловым содержанием рассказа - огромная пропасть. Напротив, рассказ абсолютно непедагогичен. Реализуя стиль какой-то подворотни, автор не пожалел для своего детища множества нелитературных и жаргонных словечек... Пристрастие автора к подробному описанию “туалетных дел” наводит на тревожные мысли. Кроме того, создается такое ощущение, что автор живописует вовсе не девочку, а пьяную бабу лет сорока. Конечно, в наше время и девочки бывают всякие, но для педагогического журнала, каким объявил свою “Школу духовности” Мурашов, такой тип девочки в качестве положительного персонажа не совсем типичен. Этот очень странный рассказ вряд ли сможет научить чему-либо доброму детей или их учителей. Скорее, наоборот.

Есть ряд вопросов и к статье Н.П.Махмутовой “Духовно-нравственный потенциал гуманитарных дисциплин”, опубликованной в том же №1 “Школы духовности” на с.54-55 [15]... Думается, что одними “бабами Ягами” и кикиморами Духовно-нравственный потенциал гуманитарных дисциплин вовсе даже не исчерпывается. И существует гораздо более широкий круг тем для разговора с детьми на темы духовности.

Основная статья в №2 - статья главного редактора журнала В.И.Мурашова “Идея образования: Российская идея образования как основа государственной образовательной политики XXI века” ([16], с.28-46). По объему, глобальности заявленных задач и месту расположения в журнале эта статья, очевидно, является центральной и определяющей общую направленность смыслового содержания журнала.

Статья Мурашова вновь, как и прочие его оккультно-религиозные сочинения, изобилует оккультной терминологией. Мурашов постоянно употребляет понятие “дух”, однако его трактовка этого слова совсем не та, что общепринята, и уж тем более не та, что в христианстве:

Глубинный корень дезинтеграции общественной жизни - саморазорванный дух: нецелостный способ мышления, грубо материалистическое мировоззрение, духовно не просветленное чувство, морально слабая, эгоистически направленная воля, изолированность от Высших Сил Единой Жизни - словом, бездуховность. За исключением того, что ниже и выше человека, бездуховность - это единственная сила, разрушающая жизнь человека, природы и общества. Именно бездуховность, отравившая смертоносным ядом невежества и произвола социальный организм России, есть основополагающая причина бедственного состояния Отечества, внутренняя угроза национальной безопасности” ([16], с.28);

Между тем универсальной идеей жизни, ее животворящим принципом, пронизывающим все Сущее, является Всеединство, гармоническая Целостность мировых противоположностей: духа и материи - смысл и эволюционное назначение всех форм Единой Жизни. И как бы ни отпадали феномены Жизни от своей мировой скрепы, силой всепроникающего магнетизма духа она все равно собирает их в единое гармоничное Целое. В этом состоит эволюционная заданность Идеи Жизни - источника Веры в Духовное будущее великой России...” ([16], с.31);

Всеобщее понятие идеи образования заключается в творении духа духом в соответствии с природой, смыслом, эволюционным назначением и по законам духа” ([16], с.35-36).

Даже не проводя изыски в прочих оккультно-религиозных сочинениях Мурашова, и в этой его статье можно отыскать, какой же именно смысл вкладывает Мурашов в понятие “дух”. Мурашов понимает “дух” именно в рериховской оккультно-религиозной традиции:

Идея есть Божественная Мыслеформа, духовная энергия эволюции... Дух - это творческая, самоопределяющая энергия, живой носитель идеи, а идея - существенное содержание духа, его бессознательный, либо самосознательный смысл” ([16], с.35).

Свою оккультную теорию “духа” Мурашов развил и в статье “Гегель: философ-педагог”, опубликованную в №1 за 1999 г. на с.23-30 (имя Гегеля, очевидно, было использовано им лишь для прикрытия своих оккультно-религиозных идей)...

В свое время оккультно-религиозная организация “Институт духа” (детище Мурашова) предлагала учителям российских школ пройти обучение по странным специализациям вроде “феноменологии духа”. Мурашов перерегистрировал свою организацию на “Институт интегральной педагогики”, но в №2 журнала “Школа духовности” теперь уже этой организации мы вновь можем увидеть эти несусветные предметы, по которым Мурашов настойчиво желает учить российских детей и учителей:

Другим существенным недостатком содержания национального образования, препятствующим осуществлению прирожденного, абсолютного права человека на абсолютную цель, духовный смысл жизни и образования - самопознание и самореализацию в соответствии с эволюционным назначением и смыслом индивидуально-общественной жизни, является отсутствие образовательно-воспитательных программ, направленных на изучение самого человека во всей его целостности и взаимосвязи с миром, на практическое самосознание его сущности - духа и на развитие (раскрытие) его универсальных способностей - мышления, чувства и воли с помощью соответствующих форм их теоретического выражения: феноменологии духа, или основ науки духа, логики, практической психологии, эстетики, практической этики и их синтеза -человековедения в качестве общезначимых и общеобязательных учебно-воспитательных предметов для всех без исключения образовательных учреждений” ([16], с.33).

Мурашов пишет про “Высшие Силы”: “В сфере эволюционного назначения человеческой жизни бездуховность выразилась в виде отклонения жизни от своего смысла - истины, красоты и добра, т.е. от самой духовности. Отпадение от Высших Сил, погружение в эгоизм и материальность суть обессмысливание жизни, ее сущностный распад” ([16], с.29). Но судя по его прочим работам, он понимает их в духе Рерихов. Говоря про “Высшие Силы”, он имеет в виду “космических махатм”, о которых много писали Рерихи и последователи их оккультно-религиозного учения, но которые не имеют ничего общего с наукой, духовно-культурными традициями России, да и здравым смыслом тоже.

Зная общую оккультную направленность идей Мурашова по его трудам, можно с большой степенью вероятности предположить, что и понятие “Единая Жизнь”, столько раз употреблявшееся Мурашовым, в корне отличается от понимания светскими людьми и так же носит оккультно-религиозный характер, являя собой вновь одно из понятий оккультной теории Рерихов.

Мурашов всерьез уверен, что без оккультной доминанты в духовном образовании российских граждан, система образования останется, как он пишет, убогой: “Принцип светского образования: “Не верь, но знай”, - знай основы всех мировых религий, которые научают смыслу человеческой жизни - духовности. Без этого образование останется обессмысленным к убогим” ([16], с.46). Ну что ж, это его право - считать то, что ему вздумается. Однако российское законодательство о светском характере образования в нашей стране категорически запрещает практически реализовывать планы Мурашова по внедрению оккультизма в систему образования в российские школы.

Оккультный характер второго номера “Школы духовности” статьей Мурашова не исчерпывается. Есть в нем еще и, например, статья некой С.К.Бачуриной “Радужка душа. Жизненный опыт познания Божьего промысла через природу” ([16], с.72-76), которая вообще “ни в одни ворота не лезет”.

Полубредовые, совершенно антинаучные мысли Бачуриной о каких-то мистических радужках, надерганные ею для своей статьи в журнале “Школа духовности” из оккультно-религиозных учений и обильно разбавленные собственными измышлениями, вообще не достойны какого-либо обсуждения и не выдерживают абсолютно никакой научной критики. Любой шестиклассник, только-только начавший изучение оптики и биологии, запросто докажет полную нелепость и глупость таких, например, ее утверждений, как:

Рождение цветов происходит от белого цвета, который мы видим каждый день, но только иногда наблюдаем его содержание... Все цвета радуги есть и в организме человека в открытом и скрытом виде... Внутренние органы тоже окрашены, насыщение цветом происходит в результате взаимодействия с внешним цветным миром. Это процесс накопления и отображения происходит через радужку внутреннего мира человека. Чем богаче цветом эта радужка, тем больше шансов понять и воспринять творение Господа” ([16], с.74).

Далее нетрудно было определить, какие цвета какое место занимают в теле человека. Если поставить человека в центр радужки, получится следующее: голубой - горло, синий - лоб, фиолетовый - макушка, красный - копчик, оранжевый - низ живота, желтый - живот (область солнечного сплетения)” ([16], с.73);

“... в системе человека присутствуют энергии, и они могут быть разных цветов. Потом я попыталась создать условную форму, в которой живут и взаимодействуют эти энергии. Получилась форма яйца... По аналогии с преимущественными цветами неба и земли сложилось яичко с холодными цветами сверху и теплыми снизу, а зеленый оказался посредине. Так естественным путем обозначился сердечный центр - центр яичка... И вот это яичко, содержащее семь цветов радуги, я назвала радужкой” ([16], с.73).

Главный редактор анализируемого журнала В.Мурашов тоже очень любит пообсуждать некие “аурические яйца”. Вот, например, какой полубредовый перл он приводил в своем сомнительном труде под названием “Интегральное воспитание”: “Когда люди поймут Мир Огненный и излучения, они не будут бессмысленно махать руками и ногами, трясти головой и качаться без нужды. Если бы они представили свое аурическое яйцо, они не стали бы беспорядочно нарушать его ненужными колебаниями... Именно Огонь любви по своему химизму ближе всего к Миру Огненному” [2]. Упоминание и Бачуриной столь любимых Мурашовым загадочных “аурических яичек” только указывает на устойчивость оккультно-религиозной концепции журнала “Школа духовности”.

Не понятно только, какое отношение имеет наука, и тем более педагогика, к “яичкам с холодными цветами” и “радужкам”?

Но Бачурина этого не понимает. В голове Бачуриной совершенная каша из ее собственных вымыслов, оккультизма и христианства, которое она совершенно не знает и отношения к которому не имеет: “Особое место уделяю священному огню, идущему от церковной свечи. Свеча и огонь в храме насыщены Святым духом, очищающим пространство, очищающим радужку характера прихожан” ([16], с.73)

Несмотря на то, что Бачурина активно претендует на духовное воспитание и образование детей: “Конечно, веру и понимание деяний Бога нужно открывать с детства, когда душа и разум еще помнят о том, что Бог существует и причастен к их рождению. Именно в это время нужно помочь ребенку осознать его интуитивные ощущения. На мой взгляд, лучшего и более быстрого пути к вере, чем осознание Божьего промысла и природе через деяния Господа, трудно себе представить. Такое осознание придает рисованию иной смысл, и рисунок не является самоцелью, а становится средством познания деяний Бога в созданном им мире, оценки и бережного отношения к Великому творению” ([16], с.74), допускать Бачурину к процессу образования и воспитания детей опасно и совершенно недопустимо.

Что еще раз доказывают следующие ее не менее нелепые и антинаучные высказывания: “...я поняла, как объяснить детям божье творение, как заинтересовать. Например, в радужке гармоничного человека в равной степени присутствуют все цвета радуги в одинаковом количестве и качестве. Я попросила детей рассказать об их любимом цвете. Какой цвет они предпочитают в одежде, какие цветы им правятся. Потом - какой цвет не нравится, к какому они равнодушны. Далее я объясняла так: если вам не хватает зеленого цвета, значит у вас мало любви, может быть, обидчивый и несговорчивый характер. Отсутствие или нелюбовь к фиолетовому цвету означает состояние неверия. Такой ребенок не верит маме, папе, бабушке, он все проверяет. Ему труднее осознавать творение Бога” ([16], с.75). То есть если ребенку субъективно не идет фиолетовый цвет в одежде, то он, стало быть - неверующий. Это очень странное утверждение Бачуриной в общем-то самое невинное из того, что она написала в своей шокирующей любого разумного человека статье.

Настоящее заключение не касается вопросов и не ставит цели психолого-психиатрической экспертизы, но слишком уж смущают такие вот ее высказывания:

Например, если болит горло, значит, недостает голубого цвета. Ударился головой - значит мало синего цвета. Просто так не падают” ([16], с.75);

Дети начинают понимать, что с плохой радужкой в области головы плохо соображаешь и отметки по математике плохие. И пока не исправишь радужку, покаявшись в грехах, лучше учиться не будешь” ([16], с.75).

Мало того, что Бачурина начисто отбивает у детей научно-методологические основы познания окружающего мира, так она еще ведет детей к антихристианству в духе Рерихов, Блаватской и т.п., полностью извращая понимание креста и таинства исповеди в христианстве:

“...дети как будто что-то стали понимать. Радужка дала им возможность собраться, сконцентрироваться... Дети научились сами себя оценивать по тому, какой цвет им нравится, а какой нет... Они более охотно и естественно стали креститься, когда поняли и увидели в рисунке, как крест укрепляет радужку и что центр креста приходится на сердечный центр радужки” ([16], с.75);

Прежде всего началась подготовка к исповеди. Ко мне приходили но два-три человека, и мы разбирались, вспоминали поступки. Ребята сами помогали друг другу определить грех. Я показала им еще раз рисунки с измененной радужкой. Каждому греху присуще свое изменение. Например, впадина в радужке в области живота говорит о жадности, а в области сердца - об обидчивости и т.д.” ([16], с.76);

Самое интересное, что дети не стесняются ни меня, ни своих друзей. Наоборот, они сами начинают говорить о своих грехах. Одна девочка призналась, что жадности у нее много, и тут все стали вспоминать свою жадность. Когда спрашиваю, кто хочет избавиться от этого, хором отвечают.Все!” А теперь, говорю я им, осталось попросить прощения у того, кого вы обидели жадностью, и у Господа попросить о прощении греха, а потом, когда почувствуете облегчение, поблагодарите Бога за оказанную поддержку и милость” ([16], с.75)...

Если бы Бачурина просто писала всякие смешные и глупые выдумки в сомнительных журналах типа “Школы духовности”, это было бы, может быть, и не так страшно, но она взяла на себя роль священника и судьи, посмела вторгнуться в ранимую психику ребенка, копаясь в ней и навязывая комплексы вины малышам (она сама же об этом и пишет). Это совершенно недопустимо, опасно и противозаконно, потому что нарушает конституционные права детей. Таких людей нельзя даже близко подпускать к российским школам!

Ввиду того, что ключевые публикации в номерах 1 и 2 за 1999 г. журнала “Школа духовности”, в том числе статья главного редактора этого журнала В.Мурашова, навязывают педагогам принятие религиозной доктрины оккультизма, очевидно, что и сам этот журнал несет вполне определенную религиозную окраску - оккультную. Поэтому, государственные чиновники, причастные к распространению журнала “Школа духовности” нарушают законодательство Российской Федерации о светском характере образования.

Как нельзя быть чуть-чуть православным или мусульманином, так и нельзя быть “немного оккультистом”. Ни в коем случае не может содержать в себе постулаты и фрагменты религиозно-оккультных учений журнал, претендующий нести духовность в школу. В противном случае такой журнал становится просто оккультно-религиозным, как это ярко проявилось с журналом “Школа духовности” [13].

С.В.Ряховский делает окончательный вывод: “Анализ опубликованных в №№1,2 за 1999 г. журнала “Школа духовности” концептуальных статей, выражающих точку зрения редакции этого журнала, общей концепции журнала, позволил сделать вывод об оккультной направленности №№1,2 за 1999 г. журнала “Школа духовности” [13].

В конце “Школы духовности” №1 за 1999 г. была дана реклама нового журнала “Интегральная педагогика и жизнь”: “Новый журнал ВНТИЦ посвящен величайшему и труднейшему делу на Земле - науке и искусству духовного становления человека - мыслящей части Единой Жизни” ([15], с.101).

По предположению С.В.Ряховского, “скорее всего, это очередной оккультно-религиозный журнал В.Мурашова, О.Смолина и Д.Карапетяна. Заявлено, что выпускает его Всероссийский научно-технический информационный центр, что, учитывая оккультный характер проектов этой группы и отделение религии от государства в России, совсем не делает чести руководству этой государственной организации” [13].

Вскоре после этой рекламы действительно вышел в свет первый номер журнала “Интегральная педагогика и жизнь” [19]. И вновь ключевая статья журнала - статья В.Мурашова “Педагогические беседы” ([19], с.25-33), и вновь она носит оккультно-религиозный характер. Хотя здесь надо отдать должное Мурашову - он не стал перегружать журнал оккультизмом, и первый номер вышел в общем довольно нейтральным. Судя по всем предыдущим проектам В.Мурашова, можно предположить, что это ненадолго, лишь на время “раскрутки” журнала.

Об этом же говорится в экспертном заключении Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №42/2 от 1 августа 1999 г. на содержание №3 за 1997 г. журнала “Школа духовности” и №1 за 1999 г. журнала “Интегральная педагогика и жизнь”, выпускаемых оккультно-религиозной организацией “Институт интегральной педагогики”.

В.Мурашов выпустил свою оккультно-религиозную программу “Воспитание духовности российских школьников” отдельной книгой [20], а “Институт интегральной педагогики” некоторое время назад получил вполне официальную лицензию на право ведения образовательной деятельности. У них все в полном порядке. Они процветают.

Только вот, что станет с детскими мозгами и душами после преподавания им оккультного бреда про “аурические яйца”, столь милые сердцу Мурашова, не может предсказать никто...

Кроме вышеуказанных документов “Институт духа” был квалифицирован как деструктивная оккультно-религиозная организация в:

Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Олег Стеняев в своем экспертном заключении №60-э от 5 августа 1998 г. отнес данную организацию к оккультно-религиозным, деструктивным и грозящим человеку духовной гибелью.

К разделу “Институт интегральной педагогики”

1. Мурашов В.И. Космическая педагогика Эпохи Огня. - М.: “Школа”, 1997. - 72 с.

2. Мурашов В.И. Интегральное воспитание: Педагогические беседы. - М.: “Школа”, 1997. - 56 с.

3. Учитель и общество: Сборник статей / Сост. Леонтьева. - М.: РИЦ “Татьянин день”, 1995. - 144 с.

4. Мурашов В.И. Программа и концепция Центра интегральной педагогики.

5. Школа духовности. - 1997. - №1.

6. Школа духовности. - 1997. - №2.

7. Першин М. Оккультные инициативы Минобразования РФ и Московского комитета образования // Радонеж, декабрь 1997 г. - №20(64).

8. Экспертное заключение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий №40-э от 11 декабря 1997 г.

9. Отзыв профессора колледжа католической теологии св. Фомы Аквинского, председателя Отделения “Наука и теология” РАЕН, доктора философских наук Ю.А.Шрейдера на оккультную программу В.Мурашова, руководителя оккультно-религиозной организации “Институт духа”, курса для учителей “Воспитание духовности российских школьников” (ноябрь 1997 г.).

10. Экспертное заключение Института этнологии и антропологии РАН на оккультно-религиозный журнал “Школа духовности” (1998 г.).

11. Экспертное заключение Института развития личности Российской академии образования на книги В.И.Мурашова “Космическая педагогика эпохи огня”, “Интегральное воспитание” и Программу Мурашова “Воспитание духовности российских школьников”, декабрь 1997 г.

12. Кривельская Н. Религиозная экспансия против России. - М.: “Регионы России”, 1998. - 152 с.

13. Экспертное заключение Председателя Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской епископа Ряховского Сергея Васильевича №70 от 14 июня 1999 г. по содержанию журналов “Школа духовности” №№1,2 за 1999 г., изданных Институтом интегральной педагогики.

14. Православная Москва, февраль 1999 г. - №6-8(180-182).

15. Школа духовности. - 1999. - №1.

16. Школа духовности. - 1999. - №2.

17. Заключение директора Пермской общественной организации Православное общество “Панагия” М.Медведева от 20 июня 1999 г. на характер содержания №№4 за 1998 г. и 1-2 за 1999 г. журнала “Школа духовности”, выпускаемого “Институтом интегральной педагогики”.

18. Школа духовности. - 1998. - №4.

19. Интегральная педагогика и жизнь / Журнал Всероссийского научно-технического информационного центра. - 1999. - №1.

20. Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников. Программа курса для учителей. Одобрена Ученым Советом АПК и ППРО, протокол №32 от 26 июня 1997 г. / Кафедра проблем воспитания и социальной педагогики Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - М.: “Школа”, 1997. - 30 с.

21. Мурашов В.И. Курс интегральной педагогики. Выпуск первый. Универсальный смысл и метод интегральной педагогики. - М., 1993. - 36 с.

22. Письмо-доклад депутата государственной Думы РФ Н.В.Кривельской №3.14/43 от 14 ноября 1997 г. заместителю Председателя Правительства Российской Федерации О.Н.Сысуеву.

23. Молодежная газета (Уфа), 25 марта 1999 г.

Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"