Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


“Движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-13 “Педагогические инициативы оккультно-религиозного характера”.

Месторасположение центров: Московская область и Москва.

Руководство

Основатель и руководитель “Движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” - Талгат Фохатович Акбашев.

Акбашев в прошлом доцент Башкирского пединститута, ныне - руководитель множества оккультно-религиозных организаций, в том числе таких как: “Отделение ноосферного образования Международной Академии общественного развития”, “Колыбель Сибири” и пр., академик “Международной Академии энергоинформационных наук” и пр. [1]

Характеристика

“Движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” - очередная оккультно-религиозная инициатива плодовитого на оккультные группы Акбашева. Основная идея деятельности организации - внедрение в государственную систему образования России оккультно-религиозных учений, в частности рериховского и контактерского толка.

Главный созидатель этой программы - “Межрегиональная педагогическая лига” (прежде она называлась “Образование ради выживания”), одним из руководителей которой является Т.Акбашев. Вице-президент ее - Шендерович Андрей Александрович. Идея сформировать “детское и молодежное движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” родилась давно. Еще на собраниях в городской Думе любители иррационального хотели пристроиться к президентской программе “Дети России”, а соответствующий Указ главы государства интерпретировали как основание для внедрения собственных разработок [2].

Зимний лагерь, или “орг-сбор Мира, Здоровья и Согласия” (начальник - научный руководитель “пионеров Башкирии” и автор книги “Путь животворящий” Нина Филиппова) состоялся без предъявления необходимой документации. Его государственный заказчик - район Ясенево - получил кота в мешке, а Управление образования ЮЗАО Москвы оказалось вообще не у дел [3].

В лагере практиковались ритуалы “высасывания” энергии из деревьев, которые заключались в долговременном стоянии детей, прислонившись к коре деревьев. “Мастера” лагеря (нечто вроде пионервожатых прошлого) учили детей, что можно не есть и не пить, но возыметь много сил. В ответ дети сонно кивали, топали по снегу и встречали рассвет в обнимку с деревом. Спать ложились далеко за полночь, хотя медики предупреждали: бдения и большие интервалы в еде к добру не приведут, а древесным стволом и дыхательными упражнениями сыт не будешь. Но ничего не менялось. Школьники “обменивались энергиями”, во время специального массажа пробуждали “внутренние силы”, тренировали какие-то пассы, прикосновения и взгляды “глаза в глаза”. А также помногу раз повторяли бессмысленные фразы и выражения. Инструкторы говорили, что “формальное мышление разрушительно”, а “головное” и вовсе “может быть вредным для организма” и втолковывали, что детей дома ждут непонимающие родители, но “мастера” всегда помогут: нужно только выполнять миссию - приводить своих друзей и знакомых. Тем временем “программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” претендует на государственный статус и высасывает не только энергию из деревьев, но и деньги из бюджета. Любители потустороннего скромно требуют 1,5 миллиарда рублей (!) [2].

Некоторое время назад Правительство Москвы запретило распространение в московских учебных заведениях очередной инициативы Акбашева под названием “Формирование детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”, собравшей огромный пакет резко негативных заключений и отзывов различных авторитетных специалистов [3].

Официальное заключение Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы на Региональную целевую программу по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия (№248/1-23м от 27 марта 1997 г.) было так же негативным. Пакет документов за подписью Председателя Комитета по делам семьи и молодежи при Правительстве Москвы И.Н.Муравьевой был направлен Заместителю Премьера Москвы В.А.Коробченко. В сопроводительном письме было, в частности, сказано: “Реализация данной программы может создать ситуацию непредсказуемого социального кризиса, аналогичного кризисам после развития сектантских организаций “Белое Братство”, “АУМ Синрике”.

В экспертном заключении эксперта Московского комитета образования Белькинда Ю.Г. на “Программу инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” Талгата Акбашева написано: “Региональная целевая программа по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия” представляет из себя необъявленную религиозно-вероучительную инициативу и является попыткой проникновения в образовательную и социальную сферы одной из новых российских оккультных групп... Практические мероприятия программы (оргсборы, мастерские, праздники и проч.) устроены как своеобразный мировоззренческий миксер. Включение детей в то или иное практическое задание (общественное дело, образовательное упражнение, оздоровительная процедура и т.д.) используется руководителями мероприятий для психотехнического или религиозно-идеологического воздействия, диапазон которого простирается от уважаемых русских космистов (Федоров, Вернадский) до скандальных индуистских эзотериков (культ Ошо), и обратно: от гималайских высот Рерихов - на хутор Верхний Кондрючий к Порфирию Корнеевичу Иванову. Политическое обоснование программы можно квалифицировать как своего рода подлог. Ссылка на Указ №1696 и Постановление №1299, касающиеся государственной программы “Дети России”, сформулирована таким образом, как будто бы Президент и Премьер поручили московскому депутату и башкирскому педагогу сформировать в столице детское и молодежное движение. Надо полагать, что это и ввело в заблуждение авторов рецензии профессоров В.П.Зинченко и Д.Д.Зуева. На основании вышеизложенного следует рекомендовать учреждениям МКО воздержаться от всякого рода участия в “движении инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”.

Доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, зам. председателя областного Общественного Экспертного Совета содействия формированию здорового социально-психологического климата при Комитете по связям с общественностью и общественными организациями Администрации Нижегородской области Волкова Е.Н. в своей Аналитической записке о “Региональной целевой программе по формированию детского и молодежного движения инструкторов Мира, Здоровья и Согласия на 1996-1997 годы, г.Москва” от 23 января 1997 г. так охарактеризовал эту программу Акбашева: “Как методы реализации программы также предлагаются подходы и техники, не прошедшие настоящего научного исследования на эффективность и отсутствие негативных побочных эффектов (“онтопсихология”, “нейролингвистическое программирование”, “оргдеятельностные игры”, “дэнс-терапия” и т.п.). Подобные методы, к тому же, широко применяются в псевдодуховных и псевдопсихотерапевтических группах и движениях, получивших на Западе определение “деструктивные культы”. Общий характер концепции, предлагаемые и применяемые методы, словарный состав программных текстов, наблюдения педагогов за реальным ходом занятий позволяют со значительной уверенностью утверждать, что предлагаемая программа относится к ряду дилетантских непрофессиональных проектов, создаваемых амбициозными, некритично относящимися к себе личностями, претендующими на создание “абсолютно истинных инструментов” мирового переустройства. Это еще один вариант “пирамиды” в духе МММ, только в качестве фантастических дивидендов обещаются невиданные достижения в духовной и образовательной сферах. Как показывает мировой и отечественный опыт, авторы и лидеры подобных движений плохо вменяемы в плане восприятия критики и вряд ли способны к созданию действительно научно и практически обоснованных проектов с социально приемлемыми положительными результатами. Анализируемая программа не подлежит улучшению или развитию на явно и скрытно предлагаемых методологических основаниях и должна быть безусловно отвергнута и лишена какой-либо государственной и муниципальной поддержки в любом виде”.

Процитированные выше документы практически характеризуют все предыдущие и все последующие инициативы Талгата Акбашева.

Бывший заместитель министра образования России Александр Асмолов негативно оценил деятельность Акбашева: “Когда я узнал, что в его программе говорится об энергии Второй мировой войны, трансформации энергии вообще, у меня в уме возникла формула: “Чур меня”. Как личности мне зябко становится от этого, как заместителя министра образования России меня это злит... Уже в процессе верстки этих программ я выступил за их приостановление” [2,4].

К разделу “Движение инструкторов Мира, Здоровья и Согласия”

1. Неокультовые объединения в Беларуси / Институт философии и права Национальной академии наук Беларуси / Под редакцией чл.-корр. НАН Беларуси А.С.Майхровича. - Минск: Веды, 1998. - 184 с.

2. Шлейнов Р. Петров, к доске. И захвати свою ауру // Новая газета, 15-21 сентября 1997 г. - №37(457).

3. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования: Аналитическое исследование. - М.: Паломник, 1999. - 96 с.

4. “Чур меня” // Благовест, февраль 1996 г. - №2.

Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"