Куликов И. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. - Издание третье, дополненное и переработанное. - Том 2. Оккультизм. Часть 1. - Москва, 1999. - 596 с.


Гурджиева последователи

Классификационный код

Класс - “Экология духа, оккультизм и оккультное целительство”.

Подгруппа О-4 “Оккультные центры”.

Руководство

Гурджиев Георгий Иванович (1872-1949) - греко-армянский мистик, один из наиболее известных в мире оккультистов. Гурджиев пытался воплотить свое учение в жизнь сначала в Институте гармоничного развития человека в Тифлисе (Грузия), а затем в центре, открытом в Фонтенбло (Франция) [1,5].

Его ученик Успенский Петр Демьянович (Ouspensky, 1880-1947) изложил основы учения в форме, приемлемой для западного читателя [1,2,3].

Месторасположение центров: Москва, Санкт-Петербург, ряд других крупных городов России.

Доктрина

Вероучение Гурджиева носит название “Система” или “Четвертый Путь”. По его словам, три первых пути - факира, монаха и йога - односторонние и неполные.

Основы своего вероучения Гурджиев описал в книгах: “Рассказы Вельзевула внуку”, “Встречи с замечательными людьми” и “Жизнь - истина, только когда я есмъ” (другой вариант перевода названия - “Жизнь реальна, лишь когда я есть”) [6].

В первой книге Гурджиев комментирует жизнь современного человека через взгляд некоего космического существа, прилетевшего на Землю. По собственному признанию Гурджиева, при помощи этой книги он хотел “вырвать верования и предрассудки, укоренившиеся в психике людей”. Во второй книге он рассказывает свою историю поисков оккультного знания, пишет про своих оккультных наставников и необычных людей, которых встретил в своих странствиях в поисках эзотерического знания. В третьей - дает отчет о личном оккультном развитии, делает попытку внушить читателю “правильное представление о реальном мире”, описывает специальные оккультно-религиозные практики, которые развивают оккультное сознание в человеке. В 1933 г. была написана еще одна книга “Вестник грядущего добра”, представившая идеи, на которых основываются работы Гурджиева, и описывающая Институт гармонического развития Человека [4,6].

Сочинения Гурджиева лишь отчасти дают представление о тех целях, которые он ставил перед собой. Более полно его деятельность представлена в книге П.Д.Успенского “Фрагменты неизвестного воспитания” (1949 г.) [6].

Основные постулаты оккультно-религиозного вероучения Гурджиева:

убежденность в иллюзорности обычной жизни;

идея соотношения микрокосмического плана с макрокосмическим;

признание особой роли Луны в космической эволюции человечества;

деление человека на четыре тела;

учение о центрах, их проявленном или непроявленном функционировании;

учение о типах человеческой личности;

особенности психической работы человека над собой;

идея “Луча творения”;

возрастание числа законов, которым подчиняется материальность по мере удаления от Абсолюта;

подчиненность эволюции Вселенной “Закону Октавы” [4].

Гурджиев придумал так называемый “Закон Октавы” - закон изменения первоначально заданного направления, определяющий развитие любой системы макрокосма и микрокосма. Назван по аналогии с наличием разноразмерных интервалов между нотами музыкальной октавы (интервалы ля-си и си-до короче остальных, здесь и наступает изменение). Гармоничную структуру законов Космоса Гурджиев представлял следующим образом (снизу вверх):

до - Абсолют - 1 закон;

си - множество миров - 3 закона;

ля - наша галактика - 6 законов - 4-е тело;

соль - Солнце - 12 законов - 3-е тело;

фа - Солнечная система - 24 закона - астральное тело;

ми - Земля - 48 законов - физическое тело;

ре - Луна - 96 законов” [2].

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Гурджиев утверждал, что жизнь обычного человека - всего лишь сон. Чтобы выйти из состояния оцепенения, необходимо приложить значительные усилия. Но если только человек “проснется”, он сможет достичь высших уровней жизни и осознания. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы [1,4].

Основными целями, которые ставил перед собою и перед своими учениками Гурджиев, провозглашались следующие: “разрушить безжалостно веру и взгляды, столетиями укоренявшиеся в сознании обо всем, существующем в мире; ознакомить читателя с материалом, необходимым для нового творчества; помочь возникновению истинного представления о мире, заменив то фантастическое, иллюзорное, которое существует сейчас. Дать представление о мире, существующем в действительности” [4]. Разумеется Гурджиев, как и прочие оккультисты, мечтал разрушить именно христианскую веру. Отсюда, а также из оккультного характера учения, и вытекает деструктивный характер системы Гурджиева - деструктивный по отношению к традиционных российским духовным ценностям.

Характеристика

В целом, движение последователей Гурджиева аморфно, организационно не структурировано и представляет собой массив оккультистов-одиночек или адептов, являющихся членами других оккультных сект, но, тем не менее, считающих Гурджиева своим учителем, есть лишь небольшое количество малочисленных групп: “В большинстве крупных городов Европы, Америки, Южной Америки можно найти группы людей, изучающих идеи и практическую технику, данные Георгием Ивановичем Гурджиевым. Гурджиевские группы обычно избегают публичности, не обращают в свою веру, относительно невидимы в мире и ведут обычную жизнь, занимаясь интенсивной внутренней работой” [4].

Гурджиев родился в 1872 г. на Кавказе, в Александрополе у отца - грека и матери - армянки. Мальчиком он был учеником настоятеля Русского кафедрального собора, оказавшего огромное влияние на его развитие. Согласно запискам Гурджиева, его родной отец и его духовный отец - настоятель собора - зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле и, в особенности, цели человеческой жизни. Город Карс, где он жил, находящийся между Черным и Каспийским морями, был городом многих народов, вер, культур. Уже в подростковом возрасте Гурджиев окунулся в атмосферу великой смеси культур. Здесь жили последователи христианской, армянской, ассирийской, исламской и даже зороастрийской традиций. Гурджиев выбрал оккультизм. С группой друзей, которые называли себя “искатели Истины”, в 16 лет он отправляется на Восток, в трехлетнее путешествие через Центральную Азию, далее достигает Эфиопии, Соломоновых островов. Во время путешествия он учится, знакомится со многими традициями. Особенно большое влияние оказали на его становление мастера эзотерических исламских орденов. Именно суфийские учения стали тем источником, на основе которого во многом было создано его Учение. Гурджиев стал последователем суфийского ордена “Накшбендийя. Более 10 лет прожил он в Тибете - с начала 1890 гг. и до 1910 г. Известно лишь, что он изучал древнейшие эзотерические тексты, вел свои поиски в ламаизме и практике ламаизма, в ламаистких монастырях, изучал сибирский шаманизм. Следующим важным этапом в его биографии является 1915 год, когда он впервые появляется в России (Санкт-Петербурге и Москве) как популяризатор оккультизма. В Петербурге он встречается с Петром Успенским. В 1917 году из-за потрясений, охвативших страну, группа его учеников покидает Россию, совершает запутанное путешествие пешком по горам в Тифлис. Здесь он собирает новую группу и несколько лет работает с ней, но когда революция достигла Грузии, они пересекли границу, достигли Константинополя, затем Берлина и, наконец, через несколько лет лишений, Парижа. Здесь Гурджиев решил обосноваться, за год собрал деньги, необходимые для приобретения Замка Авон близ Фонтенбло, где он основал Институт для гармонического развития Человека. С 1933 г. по 1949 г. протекает новая фаза его деятельности. Он закрывает Институт, путешествует повсюду, создает новые группы в некоторых городах Америки. Ко времени его смерти, в 1949 г., у него было несколько сотен учеников, главным образом, в Нью-Йорке и Париже. Теперь число последователей его учения насчитывается тысячами [2,4].

К разделу “Гурджиева последователи”

1. Энциклопедия мистических терминов / Сост. С.Васильев, Д.Гайдук, В.Нугатов. - М.: Локид, Миф. - 576 с.

2. TAURUS: Энциклопедический словарь / Сост. Het Monstre. - Москва, 1992.

3. Pовнер А. В поисках чудесного // Наука и религия. - 1990. - №8.

4. Георгий Иванович Гурджиев // http://www.ipcom.ru/~sd/.

5. Мейлах М. “Четвертый путь” Георгия Гюрджиева // Наука и религия. - 1989. - №9-10.

6. Бросс Ж. Духовные учителя: Пер. с франц. - Санкт-Петербург: “Академический проект”, “Larousse-Bordas”, 1998. - 336 с.

Ó Игорь Куликов, 1999 г.

Охраняется законом РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Воспроизведение всей книги или любой значительной ее части запрещается без письменного разрешения автора. Любые попытки нарушения авторских прав, в том числе посредством выставления текста любого тома 3-го издания настоящего справочника в Интернете без согласия автора, будут преследоваться в судебном порядке вне зависимости от статуса нарушителя и мотивов его действий.

 

damadoma
Вышивальное оборудование
damadoma.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"