Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Рецензия доктора юридических наук, профессора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации А.В.Васильева от 28 июля 2003 г. на книгу И.В.Понкина «Правовые основы светскости государства и образования» (М.: Про-Пресс, 2003. 416 с.)

 

Монография И.В.Понкина «Правовые основы светскости государства и образования» является заметным событием в конституционно-правовой науке и весьма актуальна. До И.В.Понкина в российской правовой науке понятие «светскость» использовалось как понятие, смысл которого считался как бы заведомо ясным, и существующие в юридических словарях и энциклопедиях, в учебниках и научных публикациях по конституционному праву, философии права и по общефилософским вопросам формулировки так же не раскрывают правовое содержание понятия «светскость» применительно к государству и образованию. Отсутствие научных исследований, посвященных выявлению правового содержания светскости государства, недостаточная изученность этой важнейшей характеристики демократического государства приводили зачастую к ошибочным ее толкованиям.

Правовой российской науке известны историко-правовые исследования светского государства (например, П.Н.Дозорцева), однако конституционно-правовое исследование правового содержания понятий «светскость государства» и «светскость образования» проведено впервые. Монография И.В.Понкина отличается значительной глубиной и многогранностью исследования категории «светскость», комплексным, системным подходом с позиций конституционного права к раскрытию и осмыслению этого понятия. Бесспорна научная новизна монографии. По существу, первым из российских исследователей обратившись к понятию «светскость» со столь серьезным и многоаспектным анализом, И.В.Понкин поднял большой юридический материал, скрупулезно проанализировал законодательство нескольких десятков стран, большой пласт международных актов о правах человека. Впечатляет и исследованный автором массив научной литературы - свыше тысячи публикаций и монографий, среди которых значительное количество зарубежных исследований. Книга И.В.Понкина в некоторых местах несколько перегружена цитатами из международных актов, однако специфика и сложность проблемы, которую взялся исследовать автор, все же позволяет счесть такую развернутую аргументацию оправданной.

Автор исследует многие вопросы, связанные с понятием «светскость»: закрепление светского характера государства в законодательстве зарубежных государств, существенные признаки отделения религиозных объединений от государства, возможные нарушения конституционного закрепления светскости государства, светскость государства и особый статус религиозных объединений исторически сложившихся религий, законодательство зарубежных государств об особом статусе традиционных религий, общепризнанное положение традиционных религиозных организаций и норма Конституции Российской Федерации о равенстве религиозных объединений перед законом, светскость и идентичность, секуляризация и идентичность, уголовно-правовые гарантии светскости государства и др.

Следует отметить проведенный автором весьма качественный обзор исследований о светскости государства, другим смежным темам, основанный на анализе свыше 500 источников.

Представляет большой интерес проведенный в книге И.В.Понкина анализ существующих типологий государств по критерию светскости, который ценен тем более, что автором предложен собственный вариант типологии. К сожалению, автору не удалось соблюсти все логические требования к построению типологии, однако нужно признать, что данная типология в настоящее время является одной из наиболее разработанных и адекватно отражающих разнообразие моделей светского государства.

К несомненному достоинству монографии следует отнести предложенные в ней определения понятий «религиозное образование», «светское образование», «светский характер образования», «обучение религии», «религиозно-культурологическое образование», «преподавание знаний о религии», «секуляризация», «национально-культурная идентичность», «религиозная идентичность» и др.

К сожалению, автор не дает определения светскости государственных или общественных институтов, однако достаточно интересным и отличающимся научной новизной видится определение светскости государства через раскрытие его существенных признаков, к числу которых автор относит: право на свободное мировоззренческое самоопределение, гарантированное, в том числе, запретом на установление какой бы то ни было религии либо нерелигиозной идеологии в качестве общеобязательной; отделение религиозных объединений от государства, как разделение их функций и полномочий; светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Одним из безусловных научных достижений является разработанный и предложенный автором перечень существенных признаков отделения религиозных объединений от государства. Данная проблема до последнего времени оставалась мало изученной в российской правовой науке, в отличие от правовой науки США (Robert L. Cord, Darien A. McWhirter) и других стран. Проведенное И.В.Понкиным исследование правового содержания светскости государства отличается научной новизной для российской и зарубежной науки.

Исследование И.В.Понкина не ограничивается только разработкой понятийного аппарата. Монография содержит множество примеров из практики отношений между государством и религиозными объединениями в России и за рубежом, анализ многих проблем в этой сфере, актуальных сегодня. Автор тщательно анализирует такие проблемы, как: выражение религиозности в государственных школах, возможность официального участия государственных служащих в религиозных праздниках, религия и Вооруженные Силы и пр.

Значительную научную ценность представляет разработанная автором тема правового содержания требования светскости образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Автор глубоко исследовал такие вопросы, как признаки светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Российской Федерации, понятие религиозного образования, правовые основы реализации религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, обзор зарубежного законодательства о религиозном образовании в светских школах, сотрудничество светского государства и религиозных объединений в реализации религиозного образования.

В заключение рецензии хотелось бы отметить и такой момент. Безусловно ценным в монографии И.В.Понкина является то, что автору удалось добиться максимальной беспристрастности и мировоззренческой нейтральности при изложении материала и формулировании выводов, объективности в исследовании острых вопросов взаимоотношений различных религий друг с другом и с государством, общественными светскими организациями.

 

Доктор юридических наук,

профессор Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

А.В.Васильев

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"