Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Понкин И.В. Светскость государства: Словарь / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. М., 2003. 48 с.

 

 

 

В работе кандидата юридических наук, преподавателя кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ, директора Института государственно-конфессиональных отношений и права И.В.Понкина представлены разработанные автором определения ряда понятий в проблеме правового содержания светскости государства. Курсивом выделены цитаты из трудов других авторов, приведенные для подкрепления разработанных определений.

 

©  И. В. Понкин, 2003

 

 

 

Понятийный аппарат в проблеме светскости государства

 

Светскость – определенное качество:

1) (фр.: la laïcité) характеристическое свойство (существенный признак, конституционно-правовая характеристика) государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающее или закрепляющее их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от санкционирования или давления религии или идеологии, от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, или от подчиненности таковым;

2) публичность, включая принадлежность или относимость к элите («высшему обществу»), к изысканным или элитарным мероприятиям, в том числе называемым таковыми, лишь исходя из внешних признаков, абстрагируясь от их содержания; воспитанность, отвечающая требованиям света, утонченности, изысканного этикета.

 

Светский – обладающий чертами светскости, качеством светскости:

1) (фр.: laïc; англ.: secular) общегражданский; характеристическое свойство государственных, муниципальных или общественных институтов, отражающее или закрепляющее их общегражданскую, мирскую направленность; независимый от санкционирования или давления религии или идеологии, от религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, или от подчиненности таковым;

2) не являющийся служителем религиозного культа, мирянин;

3) принадлежащий или относимый к элите («высшему обществу»), к изысканным или элитарным мероприятиям, в том числе называемым таковыми, лишь исходя из внешних признаков, абстрагируясь от их содержания; хорошо воспитанный, отвечающий требованиям света, утонченности, изысканного этикета.

 

Светское государство (фр.: l'État laïque; англ.: the secular state) – государство, легитимность которого не зависит от религиозных или идеологических источников, в котором абсолютный суверенитет государственного порядка не позволяет противопоставлять себе никакой предшествующий или высший порядок, не устанавливающее какую-либо религию или идеологию в качестве общеобязательной, свободное от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, независимое от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, в устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-по­литических институтов.

 

Светскость государства (фр.: la laïcité de l'État) – характеристическое свойство (существенный признак, конституционно-правовая характеристика), отражающее или закрепляющее социальную и формальную независимость легитимности государства от религиозных или идеологических источников, недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка, отсутствие общеобязательной религии или идеологии, независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-по­литических институтов.

 

Понимание светскости государства – обусловленная особенностями государства и его правовой системы, национально-культурными традициями, картиной распределения национально-культурной и религиозной идентичности общества система взглядов на содержание светскости государства и обусловленные светскостью государства ограничения на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями. Каждой модели взаимоотношений между государством и религиозными объединениями корреспондирует определенное качество светскости как категории и определенное ее понимание. Если в США реализовано понимание светскости как «светскости индифферентной» или «светскости агрессивно-индифферентной», в СССР – как светскости, тождественной атеистичности, то в современных Франции, Германии, Великобритании и других европейских странах светскость понимается как «светскость конструктивная», «светскость понимающая».

Доктор истории Жан Боберо, президент Высшей школы практических исследований (École pratique des hautes études), профессор Сорбонны: «Попытаемся… определить, что во Франции понимают под термином «светскость». Прежде всего, светскость можно охарактеризовать как одновременный отказ от государственного атеизма (конституционное положение о том, что Республика уважает все вероисповедания) и от признания какой-либо религии в качестве официальной (светский характер публичной системы образования, принцип отделения церкви от государства). Благодаря этому обеспечиваются полное равенство граждан в вопросах веры и полная свобода совести»[1].

Доклад Р.Дебрэ «Преподавание в светской школе предметов, касающихся религии» (доклад Министерства национального образования Франции, февраль 2002 г.): «Подавление ре­лигии и закрепление за ней статуса «черной дыры» Разума сви­детельствовало, возможно, о том, что принцип светскости был отягощен негативными проявлениями своего младенческого со­стояния. Только в результате надежной светской деонтологии можно избежать смущения среди представителей духовной власти, ибо такой подход требует от учителей непредвзятости, нейтралитета и отказа от всего, что отдает «столкновением двух Франции». Собственно, принцип светскости с самого начала отмежевался от воинствен­ной антирелигиозной пропаганды… Теперь пришло время перейти от некомпетентной светскости («религия нас не касается») к понимающей светскости («наш долг — ее понять»)»[2].

 

Признаки существенные светскости государства:

• независимость социальной и формальной легитимности государства от религиозных или идеологических источников; недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка;

• отсутствие общеобязательной религии или идеологии;

• отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, – независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-по­литических институтов.

 

Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, – один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-по­литических институтов.

 

Отделение религиозных объединений от государства – составная часть более общего, являющегося одним из существенных признаков светскости государства принципа отделения от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии.

 

Признаки существенные отделения от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии:

1. Независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-по­литических институтов.

2. Недопустимость со­здания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, за исключением:

• осуществления ими образовательной, культурно-просветительской, социальной и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• совместного их с государством учредительства в социально значимых проектах;

• аренды или безвозмездного пользования ими зданиями, сооружениями или помещениями, находящимися в собственности государства.

3. Невозможность (недопустимость) делегирования государством религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, их органам управления, руководителям, должностным лицам или служителям религиозного культа госу­дарственно-властных полномочий или возложения на них функций органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений.

4. Независимость действий или решений органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений от санкционирования или контроля религиозными объедине­ниями и объединениями, деятельность которых направлена на распространение идеологии, за исключением осуществляемого институтами гражданского общества общественного контроля выполнения государством своих функций в рамках действующего законодательства.

5. Недопустимость сопровождения деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений публичными религиозными обрядами и ритуалами.

6. Отсутствие религиозных или идеологических испытаний или цензов для замещения должности государственной службы, недопустимость использования должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также военнослужащими своего служебного положения для формирования того или иного отношения к религии, вмешательства государства, его органов и должностных лиц во внутренние дела законно действующих религиозных объединений, в том числе в вопросы внутреннего устройства религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии.

7. Недопустимость участия религиозных объединений и их органов управления, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в выборах в органы государственной власти, за исключением прав членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке, недопустимость вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в де­путаты и на выборные должности, ведения предвыборной агитации, выпуска и распространения любых агитационных материалов, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной и иной помощи.

8. Отсутствие в государственной судебной системе особых духовных, идеологических или религиозных судов, распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений или объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии; недопустимость участия государства в реализации их решений.

9. Светский характер права, предполагающий, что нормы религиозных или идеологических установлений (внутриконфессиональные установления, религиозное право, каноническое право, шариатское право, документы политических партий и т.д.) не являются источниками права в государстве (за исключением специально оговоренных в законодательстве, в ряде стран – религиозно-правовые установления в сфере брачных отношений и пр.), решения руководящих органов религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, не имеют силы публично-правовых или частноправовых норм или актов; государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений.

10. Невозможность финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений и идеологической деятельности объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, при допустимости содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой и социально востребованной деятельности указанных объединений.

 

Признаки существенные отделения религиозных объединений от государства:

1. Независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям, от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-по­литических институтов.

2. Недопустимость со­здания и деятельности в органах государственной власти, иных государственных органах и учреждениях религиозных объединений, за исключением:

• осуществления ими образовательной, культурно-просветительской, социальной и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

• совместного их с государством учредительства в социально значимых проектах;

• аренды или безвозмездного пользования ими зданиями, сооружениями или помещениями, находящимися в собственности государства.

3. Невозможность (недопустимость) делегирования государством религиозным объединениям, их органам управления, руководителям, должностным лицам или служителям религиозного культа госу­дарственно-властных полномочий или возложения на них функций органов государственной власти, иных государственных органов или учреждений.

4. Независимость действий или решений органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений от санкционирования или контроля религиозными объедине­ниями, за исключением осуществляемого институтами гражданского общества общественного контроля выполнения государством своих функций в рамках действующего законодательства.

5. Недопустимость сопровождения деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений публичными религиозными обрядами и ритуалами.

6. Отсутствие религиозных испытаний или цензов для замещения должности государственной службы, недопустимость использования должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также военнослужащими своего служебного положения для формирования того или иного отношения к религии, вмешательства государства, его органов и должностных лиц во внутренние дела законно действующих религиозных объединений, в том числе в вопросы внутреннего устройства религиозных объединений, а также в вопросы определения гражданами своего отношения к религии.

7. Недопустимость участия религиозных объединений и их органов управления, а также их руководителей, выступающих в качестве представителей соответствующих религиозных объединений, в выборах в органы государственной власти, за исключением прав членов религиозных объединений принимать участие в личном качестве в выборах и референдумах в установленном законом порядке, недопустимость вхождения религиозных объединений в избирательные блоки, выдвижения религиозными объединениями кандидатов в де­путаты и на выборные должности, ведения предвыборной агитации, выпуска и распространения любых агитационных материалов, внесения пожертвований в избирательные фонды кандидатов, участия в деятельности политических партий и политических движений, оказания им материальной и иной помощи.

8. Отсутствие в государственной судебной системе особых духовных или религиозных судов, распространяющих свою юрисдикцию на всех граждан судов религиозных объединений; недопустимость участия государства в реализации их решений.

9. Светский характер права, предполагающий, что нормы религиозных установлений (внутриконфессиональные установления, религиозное право, каноническое право, шариатское право и т.д.) не являются источниками права в государстве (за исключением специально оговоренных в законодательстве, в ряде стран – религиозно-правовые установления в сфере брачных отношений и пр.), решения руководящих органов религиозных объединений не имеют силы публично-правовых или частноправовых норм или актов; государство не участвует в их реализации для членов религиозных объединений.

10. Невозможность финансирования государством религиозной деятельности религиозных объединений при допустимости содействия государства благотворительной и культурно-просветительской и иной социально значимой и социально востребованной деятельности религиозных объединений. Государство осуществляет правовое регулирование и предоставление религиозным объединениям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными объединениями в соответствии с законодательством. Предоставление такой помощи не нарушает принципа отделения религи­озных объединений от государства, поскольку такая помощь предоставляется независимо от конфессиональной принадлежности и выходит за рамки религиозной деятельности религиозных объединений, имея общественную и государственную значимость.

 

Светскость государственной службы – производная светскости государства, характеристическое свойство, отражающее или закрепляющее независимость государственной службы от санкционирования или давления религии или идеологии, от подчинения религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, и от их вмешательства, отсутствие религиозных или идеологических испытаний или цензов для замещения должности государственной службы.

 

Светскость местного самоуправленияхарактеристическое свойство, отражающее или закрепляющее независимость местного самоуправления от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения деятельности органов местного самоуправления, иных муниципальных органов и учреждений религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, от их вмешательства в устройство и деятельность органов местного самоуправления, иных муниципальных органов и учреждений, в совокупность урегулированных правом отношений, складывающихся в связи с признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации самостоятельной и под свою ответственность деятельностью населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

 

Светскость муниципальной службы – характеристическое свойство, отражающее или закрепляющее независимость муниципальной службы от санкционирования или давления религии или идеологии, от подчинения религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, и от их вмешательства, отсутствие религиозных или идеологических испытаний или цензов для замещения должности муниципальной службы.

 

Светскость образованияхарактеристическое свойство образования, отражающее или закрепляющее независимость образования от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии; несвязанность образования с проведением религиозных обрядов в рамках образовательных программ, с обучением или навязыванием какой-либо религии или идеологии, с катехизацией или «воцерковлением» либо аналогичными формами привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, ненаправленность образования на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа. Светскость образования не препятствует преподаванию знаний о религии и религиозной культуре.

 

Светское образование (гражданское, общегражданское, общесоциальное) образование, обладающее чертами светскости, качеством светскости; образование, независимое от санкционирования или давления религии или идеологии и от подчинения образовательной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии, несвязанное с проведением религиозных обрядов в рамках образовательных программ, с обучением или навязыванием какой-либо религии или идеологии, с катехизацией или «воцерковлением» либо аналогичными формами привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, ненаправленное на профессиональную религиозную (духовную) подготовку служителей религиозного культа.

 

Светскость (светский характер) образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – производная светскости государства, характеристическое свойство образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, включающее и обеспечиваемое соблюдением следующих требований:

• недопустимость установления какой-либо религии или идеологии в качестве обязательной в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• независимость управления государственными и муниципальными образовательными учреждениями от санкционирования или давления религии или идеологии, от вмешательства религиозных объединений, а также политических партий и иных объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, недопустимость передачи им полномочий и функций администрации государственных или муниципальных образовательных учреждений;

• обеспечение прав учащихся и преподавателей на свободу убеждений и слова; недопустимость принуждения при обучении религии или изучении религиозной культуры, а также к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, к определению своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию в религиозных обрядах и праздниках, участию в деятельности и мероприятиях религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии;

• недопустимость проведения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиозных обрядов в рамках образовательных программ;

• недопустимость осуществления государственными или муниципальными образовательными учреждениями профессиональной религиозной (духовной) подготовки служителей религиозного культа;

• недопустимость со­здания и деятельности в государственных и муниципальных органах управления образованием и образовательных уч­реждениях религиозных объединений, а также политических партий и иных объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, за исключением осуществления ими образовательной, культурно-просветительской и благотворительной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

Секуляризация (фр.: la sécularisation; от поздне-лат. saecularis - мирской, светс­кий) –

1) «обмирщение», сокращение влияния религии (религиозного мировоззрения, религиозной культуры, религиозных объединений) на государство, личность, общественные институты, на государственно-правовые и общественные отношения, на деятельность политических партий и движений; в большинстве случаев секуляризация представляет собой дехристианизацию, частично это – деисламизация (Турция, Тунис - в определенные периоды истории, и еще ряд стран), секуляризация как деиудаизация практически не встречается, за исключением отдельных проявлений на территории Израиля; в ряде случаев секуляризация сопровождается квазиориентализацией;

2) выход лица из духовного состояния (из духовного сана служителя религиозного культа), за исключением случаев лишения духовного сана как формы наказания (деградация);

3) отчуждение или переход вещи из собственности религиозной организации в собственность государства, местного самоуправления, общественного института или частного лица, в некоторых случаях сопровождаемые утратой вещью всех свойств имущества религиозной организации (церковного имущества).

Дэвид Мартин в своей работе «Религиозное и секулярное» пишет, что концепция секуляризации представляет собой инструмент антирелигиозной идеологии, направленной именно против христианства.

И.А.Ильин писал: «Процесс обособления культуры от веры, религии и церкви начался давно и совершается уже в течение нескольких столетий: давно уже медленно нарастала, крепла в Европе и Америке светская культура, «секуляризованная», и процесс этой секуляризации ведет свое начало еще от эпохи Возрождения»[3].

 

Секуляризация искусства – сокращение влияния религии (религиозного мировоззрения, религиозной культуры, религиозных объединений) на искусство; «обмирщение», десакрализация человеческого творчества (искусства).

 

Секулярностьавтономность сфер общественной жизни и общественных отношений, основанная на утверждении собственных, нерелигиозных оснований для своего существования, воспроизводства, деятельности и развития, на обосновании своих мировоззренческих позиций достижениями рационального познания.

 

 

 

Секуляризм

1) индифферентное отношение к религии и религиозным взглядам;

2) идеология, отрицающая социальную роль религии и ее способность изменения мира к лучшему, стремящаяся обосновать нравствен­ное развитие человека и общества, исходя из данных опыта земной жизни, минимизировать влияние и воздействие религии на общество и государство на основе необоснованного ограничения религиозной жизни исключительно рамками частной жизни лица. Крайней формой секуляризма в данном значении является лаицизм.

Г.Керер отмечает, что «дискуссии о секуляризме как характерной черте нашего времени с некоторых пор навевают тоску на исследователей и вызывают более осторожную, чем раньше, реакцию со стороны теологов»[4].

 

Лаицизм – светскость, трансформированная в идеологию; крайняя форма секуляризма; секулярная религия, идеология, апеллирующая к светскости, но основанная на искажении смысла светскости, на требованиях дехристианизации (реже – деисламизации), «борьбы с клерикализмом» и тотального исключения влияния религии на индивидуума, общество и государство, стремящаяся исключить такое влияние основе необоснованного ограничения религиозной жизни исключительно рамками частной жизни лица. Идеологические основания могут быть различными - идеология кемализма, марксистско-ленинский атеизм и пр.

 

Лаицизация (фр.: la laïcisation) – основанная на искаженном понимании и толковании светскости одна из форм насильственной секуляризации; процесс установления, распространения или усиления влияния идеологии лаицизма на государственные и общественные институты, сопровождающийся подавлением влияния и социальной роли религии; процесс насильственной секуляризации в государственном масштабе, сопровождаемый значительными изменениями в государстве, серьезными социальными потрясениями и активным противостоянием и противодействием культур или традиционной культуры и идеологии; агрессивная дехристианизация.

 

Десекуляризация – процесс, обратный секуляризации.

 

Десекуляризация мира (десекуляризация мировой истории) – представляющая собой обратную сторону процесса глобализации мировая тенденция возрождения религиозности в мире, проявляющаяся как в глобальном, так и в региональных масштабах и опровергающая утверждения приверженцев секуляризма о том, что религия и религиозная жизнь исчезает или сводится исключительно к вопросу частной жизни лица по мере повышения образованности населения и развития демократического общества в силу прямой, по их мнению, связи современного прогресса и секуляризации.

По мнению гарвардского профессора Самуэля Хантингтона, «десекуляризация мира – одно из доминирующих социальных явлений конца XX в.»[5]

Как считает Фрэнсис Фукуяма, мнение, будто благодаря прогрессу образования и модернизации вообще религия неизбежно уступит место научному рационализму, само по себе чрезвычайно наивно и оторвано от эмпирической реальности. Ф.Фукуяма пишет: «Несколько поколений назад многие социологи полагали, что модернизация непременно предполагает секуляризацию. Но эта схема подтвердилась только в Западной Европе; ни в Северной Америке, ни в Азии рост образованности и научной грамотности не приводил к упадку религиозности. В одних случаях веру в традиционную религию заменила вера в секулярные идеологии такие как «научный» социализм, не более рациональные, чем религия; в других произошло мощное возрождение самой традиционной религии. Способность современных обществ «освобождаться» от представлений, основанных на авторитете, о том, что они такое и куда идут, не так очевидна, как полагают многие ученые. Неочевидно также, что, избавившись от подобных представлений, данные общества обязательно выиграют»[6].

 

Постсекулярный мир современный этап развития общества, характеризующийся окончанием диктата секулярных религий XX века (нацизм, коммунизм, воинствующий атеизм и пр.), упрощением религиозности до образа жизни, приходом «светскости понимающей», «светскости конструктивной» на смену «светскости антирелигиозной» и «светскости агрессивно-индифферентной», возрождением религиозности в мире и актуализацией доминирования учета государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реализации государством расширенного сотрудничества с религиозными объединениями традиционных религий.

 

Секулярная теология – особая разновидность протестантской те­ологии, утверждающая, что не Бог, Божественное, трансцендентное должны и могут являться предметом теологии, а только человеческие реалии и проблемы, характеризующаяся своеобразной пантеистической интерпретацией сущности Бога, отказом от транс­цендентного Бога христиан и поисками нового образа Бога в сфере человеческих отношений, отождествляющая этический рационализм и евангельскую этику, стремящаяся трансформировать христианство на основе пантеистической переинтерпретации и «вписать» трансформированное христианство (модель секулярного христианства) в современный «постхристианский», как считается в секулярной теологии, мир, онтологически чуждый христианству в силу своей секулярности, придать трансформированному христианству новую социальную ориентацию.

 

Секулярное христианство – в секулярной теологии теоретическая модель нового, трансформированного христианства, которая была бы в гармонии с современным «постхристианским», как считается в секулярной теологии, миром, онтологически чуждым христианству в силу своей секулярности.

 

Секулярная религия (секулярная квазирелигия, гражданская религия, светская духовность) – идеологическая система, основанная на религиозном (квазирелигиозном) отношении к определенным публичным общественно-политическим, мировоззренческим ценностям, традициям и догмам (или категориям, позиционируемым в качестве таковых), на основе требования верности которым претендующая на объединение людей различной религиозной принадлежности, выражающаяся в определенных ритуалах и политической или идеологической мифологии (квазирелигиозное почитание определенных символов и предметов, собственный культ власти, «героев» и «святых»). Примеры секулярных религий – атеизм, толерантизм, лаицизм и др.

Папа Римский Иоанн Павел II писал: «Когда люди начинают претендовать на обладание секретом совершенной общественной организации, они полагают возможным пользоваться для ее построения всеми средствами, включая насилие и ложь. Политика становится в таком случае «секулярной религией», живущей иллюзией построения рая в этом мире»[7].

 

Свободомыслящие – в нач. XIX века общее название отрицавших христианское учение о Троице; в XX веке и в наст. время – самоназвание приверженцев идеологии атеизма.

Русский ислам (проект «Русский ислам») – секулярная религия, направленная на разрушение национально-культурной и религиозной идентичности русского и других народов России, создание новой «рамочной общероссийской идентичности», которая бы «перекрыла все остальные», на столкновение культур для «высвобождения социальной энергии» и ее дальнейшего использования, замену «неправильного» российского ислама новым, «пророссийским» исламом, «зондирование» православного и мусульманского сообществ России для определения их жизнеспособности и сопротивляемости, выявления их сил для последующей отработки более изощренных манипуляций с общественным сознанием российских граждан.

 

Либертаризм – секулярная религия, основанная на либеральной идеологии и представляющая собой крайнюю форму либерализма.

По определению немецкого философа Гюнтера Рормозера, «либертаризм - извращенная форма либерализма»[8].

 

Толерантизм – толерантность, трансформированная в идеологию; секулярная религия, основанная на искажении понятий толерантности и терпимости, претендующая на общеобязательность и статус государственной идеологии, на роль принципа правоотношений и на универсальность в удовлетворении духовных потребностей, характеризующаяся двойными стандартами, нетерпимостью к любому отличному от нее мировоззрению или убеждению и, одновременно, жестким диктатом идеологической позиции принудительной индифферентности к проявлениям безнравственности и разрушению исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей и религиозно-культурных традиций. Примеры разновидностей толерантизма – идеология «толерантность в духе культуры мира» и толерантизм, представленный в России турецким Фондом «Толеранс».

 

Толерантность – искренняя осознанно уважительная терпимость (способность мириться с кем-либо, чем-либо, относиться снисходительно к кому-либо, чему-либо), специфическая психологическая установка, ориентирующаяся на уважительное восприятие чужой этничес­кой или религиозной самобытности, других куль­тур, обычаев и образа жизни, нравственных ценностей, мировоззренческих убеждений и мнений, проявлений человеческой индивидуальности как достойных уважения, связанная с активным психологическим процессом, направленным на внутреннее самостоятельное психологическое преодоление или ослабление нетерпимости и неприятия отличающегося (не похожего, иного) на уровне собственного менталитета, связанная с волевыми усилиями по ослаблению реакции на какой-либо неблагоприятный фактор в межрелигиозных, межнациональных и, в целом, межличностных отношениях и стремлению к мирному сосуществованию и взаимопониманию.

В светском государстве искренняя осознанно уважительная терпимость есть одна из целей образования и воспитания граждан, не являясь, однако, общеобязательной идеологией. Гражданин вправе иметь любые убеждения. Однако внешние проявления его убеждений ограничены в светском правовом государстве законодательно установленными запретами, в том числе, на возбуждение религиозной, национальной или расовой вражды, пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии, национальности или расе или их дискриминации по этим признакам, на оскорбление религиозных или национальных чувств (часть 5 статьи 13, часть 2 статьи 19, часть 2 статьи 29 Конституции РФ, статьи 136, 282, 2821 и 2822 Уголовного кодекса РФ).

 

Толерантность в духе культуры мира – секулярная религия, разновидность толерантизма; идеологическая система, основанная на смысловой подмене понятий «культура» и «мир», трансформированных в новое понятие «культура мира», не тождественное и не корреспондирующее понятиям «миролюбие», «терпимость», «уважение», «культура», «мир», «солидарность», «неприятие экстремизма» и иным этическим понятиям, характеризующаяся претензиями на общеобязательность и на универсальность в удовлетворении духовных потребностей, обоснованиями, имеющими манипулятивный характер, двойными стандартами, агрессивной нетерпимостью к любому отличному от нее мировоззрению или убеждению, к национальной или религиозной самобытности, жестким диктатом идеологической позиции принудительной индифферентности к проявлениям безнравственности и разрушению исторически сложившихся духовно-нравственных ценностей и религиозно-культурных традиций, обладающая собственными мировоззренческими «миро­культурными технологиями, призванными формировать убеждения, внутренние установки и принципы».

 

Равенство религиозных объединений перед законом – конституционный принцип, означающий равенство конституционных прав и обязанностей каждого члена любого религиозного объединения, действующего в соответствии с законодательством, равные требования, предъявляемые законодательством ко всем религиозным объединениям, вне зависимости от каких-либо их характеристик, установление единых правовых основ деятельности религиозных объединений, распространение установленных законодательством запретов и ограничений на все религиозные объединения в одинаковом объеме, установление в законодательстве равных мер ответственности в отношении любых религиозных объединений и их членов за совершение правонарушений. Принцип равенства религиозных объединений перед законом допускает возможность предоставления тем или иным религиозным объединениям дополнительных преференций, являющихся элементом государственной политики в области отношений с религиозными объединениями, и не препятствует выделению государством религиозных организаций традиционных религий, наделению их соответствующим конституционно-правовым статусом и расширенному сотрудничеству с ними.

 

 

Теократическое государстворазновидность несветского государства; зависимое от санкционирования и давления религии государство, в котором вся полнота высшей государственно-политической власти принадлежит религиозному руководству (руководству религиозной организации), духовным (религиозным) лидерам, божеству, а источником права и регулятором государственно-правовых, политических и общественных отношений являются религиозно-правовые предписания.

 

Идеократическое государство (государство с общеобязательной идеологией, секулярной религией) разновидность несветского государства; зависимое от санкционирования и давления идеологии государство, в котором вся полнота высшей государственно-политической власти принадлежит идеологическому руководству, руководству объединения, деятельность которого направлена на распространение идеологии, а источником права и регулятором государственно-правовых, политических и общественных отношений являются идеологические предписания.

 

Эквипотенциальная модель светского государства – модель светского государства, характеризующаяся стремлением государства к достижению максимально возможной внерелигиозности и изоляции религиозных объединений от государственной и общественной жизни, к созданию видимости фактического равенства (равного фактического потенциала) всех религиозных объединений в отношениях с государством, запретом на какое бы то ни было проявление предпочтения государства той или иной религии (какому-либо религиозному объединению) в любой форме.

 

Преференциальная модель светского государства – модель светского государства, характеризующаяся одним из наиболее «мягких» режимов отделения религиозных объединений от государства из всех моделей светского государства, выделением государством одной или нескольких религий или представляющих их религиозных объединений, для которых создается льготный режим существования и деятельности, доминированием исторической обусловленности среди причин выделения государством одной или нескольких религий (представляющих их религиозных объединений) и наделения их преимущественным режимом.

 

Контаминационная модель светского государства – модель светского государства, характеризующаяся максимальной размытостью границы между религиозным и светским, значительной степенью влияния норм религиозного права на правовую систему государства. Контаминационная модель светского государства определяется спецификой «восточной» цивилизации, «восточным» путем возникновения и развития устройства и содержания деятельности государства, а также особенностями государственной правовой системы и исторически укоренившейся системы религиозно-нравственных ценностей.

Идентификационная модель светского государства – модель светского государства, характеризующаяся расширенным сотрудничеством государства с несколькими религиозными объединениями на основе партнерства государства и граждан в гарантиях, защите и реализации их прав на национально-культурную и религиозную идентичность, партнерства государства и религиозных объединений, представляющих традиционные религии, доминированием учета государством современной национально-культурной и религиозной идентичности граждан среди причин и оснований реализации государством расширенного сотрудничества с выделенными религиозными объединениями, реализацией в государственных и муниципальных образовательных учреждениях основанной на учете национально-культурной и религиозной идентичности граждан оптимизации между светским характером и культуросообразностью образования.

 

Теология основанный на определенном религиозном вероучении комплекс наук, изучающих историю и содержание религии и религиозной практики, культуру религии и традиционный уклад жизни исповедующих ее религиозных объединений, а также религиозное право.

 

Культуросообразность образованиясоответствие содержания образования современному уровню культурного развития, культурным и нравственным традициям, ценностям и особенностям российского общества, направленность образования на приобщение личности к ценностям российской и мировой культуры и на интеграцию личности в российскую национальную и мировую культуру, на сохранение и воспроизводство исторической преемственности поколений и связей образования с историческими и национально-культурными традициями и ценностями российской культуры, культурных традиций и наследия народов Российской Федерации.

 

Внерелигиозность образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – одно из идеологических требований секуляризма, представляющее собой или утопическое требование, равнозначное требованиям внекультурности или вненациональности образования, или сознательную дискриминацию и нарушение прав граждан по признаку отношения к религии, поскольку интеграция личности в национальную культуру и современное общество как раз предполагает ознакомление учащихся со своей национальной культурой – русской, татарской, еврейской, калмыцкой и пр., которые создавались на основе конкретных религий – православия, ислама, иудаизма, буддизма и т. д.

И.А.Ильин писал, что любые попытки создать культуру вне веры и Бога бессмысленны и бесплодны в силу того, что «культура творится не сознанием, не рассудком и не произволом, а целостным, длительным и вдохновенным напряжением всего человеческого существа, отыскивающего прекрасную форму для глубокого содержания, значит - и бессознательными, ночными силами души и, прежде всего, инстинктом. А инстинкт способен держать и творить форму, вынашивать глубокие замыслы, вдохновляться, любить и беречь культуру лишь постольку, поскольку он приобщен духовности в порядке любви и веры. Вера есть духовный язык инстинкта»[9].

 

Открытое ношение знаков религиозной принадлежности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях [10] – составная часть прав на свободу совести и выражения убеждений. Открытое ношение знаков религиозной принадлежности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях допускается в пределах того, что обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях из предметов одежды, носимых по религиозным мотивам, допускается публичное ношение обучающимися в этих учреждениях головных платков таким образом, чтобы оставался открытым овал лица, за исключением тех занятий, когда недопустимость ношения платков обусловлена соображениями гигиены или безопасности обучающихся. Открытое ношение знаков религиозной принадлежности преподавателями государственных и муниципальных образовательных учреждений не допускается, за исключением ношения нательных знаков религиозной принадлежности в той мере, в какой оно обосновано свободой совести и выражения религиозных убеждений. Администрация государственного (муниципального) образовательного учреждения вправе временно или постоянно ограничить или запретить открытое ношение знаков религиозной принадлежности в этом учреждении в случаях, если открытое ношение таких знаков сопровождается или направлено на вовлечение других обучающихся в религиозное объединение, способствовало нарушению обучающимся, носящим знак религиозной принадлежности, общественного порядка и внутренних установлений образовательного учреждения, сопровождается его поведением, требующим мер по восстановлению необходимого порядка в образовательном учреждении. Ограничения или запреты открытого ношения знаков религиозной принадлежности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучающимися в этих учреждениях могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Религиозное образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения и сопровождающийся приобретением знаний о религиозном вероучении, религиозной практике, религиозной культуре и деятельности представляющих эту религию религиозных объединений, а также формированием качеств личности на основе этого религиозного вероучения и присущих ему нравственных ценностей.

 

Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться в следующих формах:

преподавание знаний о религиозной культуре в образовательных учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования – в качестве курса национально-регионального компонента или компонента образовательного учреждения из числа предметов по выбору или как факультативный курс вне рамок образовательной программы;

теологическое образование – в образовательных учреждениях профессионального образования в соответствии с государственным стандартом по специальности и направлению «Теология» в рамках образовательной программы;

обучение религии религиозными организациями обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательных программ.

Религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях осуществляется с соблюдением требований обеспечения светского характера образования, на основе собственного осознанного, информированного и добровольного волеизъявления обучающихся, а для несовершеннолетних – также при условии информированного согласия их родителей (законных представителей). Используемые в процессе обучения религии или преподавания знаний о религиозной культуре литература и учебно-ме­тодические пособия, включая аудио- и видеоматериалы, выпущенные религиозной организацией, должны иметь мар­кировку с ее официальным полным наименованием.

 

Обучение религии – несветская форма религиозного образования, осуществление религиозной организацией или под ее управлением или контролем катехизации и воцерковления либо аналогичных форм в нехристианских религиозных объединениях, направленных на привлечение обучаемого в религиозное объединение. Другой несветской формой религиозного образования является узкопрофессиональная подготовка служителей культа.

Основное отличие обучения религии от других форм преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, состоит в том, что обучение религии включает в себя обучение религиозной практике и саму религиозную практику отправление религиозного культа, совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний. Именно этим, а также направленностью на привлечение обучаемых в религиозное объединение обусловлены несветский характер этой формы преподавания знаний, касающихся религий и религиозных объединений, и обязательность соблюдения принципа добровольности как основы ее осуществления.

Обучение религии осуществляется в религиозных объединениях, негосударственных образовательных учреждениях, в семье. Обучение религии может осуществляться и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом часть 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», закрепляющая: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы», устанавливает лишь одну из форм реализации религиозными организациями обучения религии учащихся государственных и муниципальных образовательных учреждений, не ограничивает все виды религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях только лишь обучением детей религии вне рамок образовательной программы. В статье 5 этого Федерального закона не содержится никаких запретов на реализацию религиозного образования в иных формах, нет в указанной статье и бланкетных или отсылочных норм к другим законам относительно этого вопроса. Следовательно, нет оснований для ограничительного толкования правовой нормы, закрепленной в части 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 

Предоставление государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать религии вне рамок образовательных программ  одна  из форм осуществления религиозного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Обучение религиозными организациями несовершеннолетних религии в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений может осуществляться вне рамок образовательных программ, в согласованное религиозными организациями и образовательными учреждениями время не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока обязательных занятий[11].

Обучение религиозными организациями несовершеннолетних обучающихся религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только при условии их согласия и согласия их родителей (законных представителей). Согласие родителей (законных представителей) на обучение конкретной религиозной организацией их несовершеннолетних детей религии оформляется заявлением родителей (законных представителей) в администрацию образователь­ного учреждения. Обучение религии несовершеннолетнего старше 14 лет может проводиться, если имеется заявление родителей (законных представителей) обучающегося и его заявление о согласии на посещение им указанных занятий. Обучение религиозными организациями несовершеннолетних религии в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений может осуществляться только на основе договора образовательного учреждения с религиозной организацией, заключаемого по инициативе группы родителей (законных представителей) обучающихся в данном образовательном учреждении, с согласия вышестоящего органа управления образованием.

Обращение религиозной организации о предоставлении ей возможности обучать несовершеннолетних религии в конкретном образовательном учреждении оформляется официальным письмом руководителя религиозной орга­низации администрации образовательного учреждения. К указанному письму прикладываются копии документов о государственной регистрации религиозной организации и копия заявления инициативной группы родителей (законных представителей) учащихся данного образовательного учреждения в адрес религиозной организации.

Обучение религиозными организациями несовершеннолетних религии в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется за счет религиозных организаций и (или) за счет родителей (законных представителей) учащихся, выразивших желание посещать эти занятия.

Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации при обучении религиозной организацией несовершеннолетних религии в помещениях государственного (муниципального) образовательного учреждения осуществляется администрацией образовательного учреждения и вышестоящими органами управления образованием.

 

Преподавание знаний о религии – светское преподавание учебных предметов, основное содержание которых составляют знания о религии, путем научно-культурологического ее рассмотрения.

Преподавание знаний о религии может быть реализовано в двух формах:

• религиозно-культурологическое образование;

• религиоведческое образование.

Преподавание знаний о религии в зависимости от формы его реализации может быть как общеобязательным, так и реализуемым в соответствии со свободным выбором учащихся и их родителей (законных представителей).

 

Преподавание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний о религиозной культуре – религиозно-культурологическое образование, осуществляемое в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с государственными образовательными стандартами в качестве факультативного курса или курса компонента образовательного учреждения из числа предметов по выбору, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и ненаправленное на вовлечение обучающихся в религиозные объединения.

Учебные курсы, связанные с преподаванием знаний о религиозной культуре, не могут быть обязательными для обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Посещение обучающимися указанных занятий может осуществляться только на основе их добровольного выбора, а несовершеннолетними обучающимися – также при условии обязательного согласия их родителей (законных представителей). Согласие родителей (законных представителей) на преподавание их несовершеннолетним детям знаний о религиозной культуре оформляется заявлением родителей (законных представителей) в администрацию образователь­ного учреждения. Преподавание знаний о религиозной культуре несовершеннолетнему старше 14 лет может проводиться, если имеется заявление родителей (законных представителей) обучающегося и его заявление о согласии на посещение им указанных занятий. Обучающиеся, отказавшиеся от посещения занятий по учебным курсам, связанным с преподаванием знаний о религиозной культуре, вправе выбрать для посещения во время этих занятий альтернативные занятия по нерелигиозным дисциплинам этической направленности. В случае невозможности организовать такие альтернативные курсы для указанных обучающихся, занятия, связанные с преподаванием знаний о религиозной культуре, должны проводиться последними.

При преподавании знаний о религиозной культуре в качестве факультативного курса эти занятия проводятся вне сетки часов (основных занятий) и не ранее, чем через 45 минут после окончания последнего урока обязательных занятий[12]. Время факультативных групповых и индивидуальных занятий в образовательных учреждениях входит в объем максимально допустимой нагрузки обучающихся. Финансирование преподавания знаний о религиозной культуре в качестве курса компонента образовательного учреждения из числа предметов по выбору осуществляется за счет финансирования, обеспечиваемого учредителем. Финансирование преподавания знаний о религиозной культуре в качестве факультативного курса обеспечивается учредителем дополнительно к базовому финансированию образовательного учреждения по государственному образовательному стандарту или за счет внебюджетных средств.

 

Религиоведческое образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях – связанное с общекультурным познавательным интересом обучающихся и реализуемое в соответствии с государственными стандартами преподавание описательных знаний о существенных отличительных особенностях вероучения, практики, самоорганизации, об основных событиях и исторически значимых личностях, историко-политической и социально-культурной роли религий и представляющих их религиозных объединений, а также преподавание, в том числе в сравнительном аспекте, иных знаний о религии как специфической форме культуры и явлении социальной жизни. К данной форме преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях знаний, касающихся религий и религиозных объединений, относятся как религиоведческие курсы, связанные с преподаванием знаний о нескольких религиях (религиозных объединениях), так и учебные курсы, связанные с изучением какой-то одной религии (религиозного объединения).

Основное отличие религиоведческого образования от религиозно-культурологического образования состоит в том, что религиоведческое образование как форма преподавания знаний о религии не предполагает добровольности выбора учебного предмета со стороны учащихся и их родителей (законных представителей). Вместе с тем, тот факт, что религиоведческое образование не предполагает добровольности выбора учебного предмета со стороны учащихся и их родителей (законных представителей), не препятствует реализации религиоведческого образования так же в качестве курса по выбору. Религиоведческое образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, являясь светским образованием, осуществляется не под управлением религиозных объединений или объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. В частности, религиоведческое образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не должно быть направлено на навязывание таких идеологий, как «культура мира», «толерантность в духе культуры мира», атеистический гуманизм, атеизм и т. д., или испытывать их давление.

Религиоведческое образование может быть реализовано не только в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В этом случае оно может осуществляться под управлением религиозного объединения (к примеру, религиоведческое образование в учреждении профессионального религиозного образования религиозной организации) в соответствии с государственным стандартом или без такового.

 

Религиозно-культурологическое образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного мировоззрения в интересах личности и общества, сопровождающийся приобретением обучающимся знаний о выбранном им для изучения религиозном вероучении, культуре и традиционном укладе жизни представляющего эту религию религиозного объединения.

Религиозно-культурологическое образование, являясь по целям и форме реализации светским образованием, а по содержанию (составляющим его темам и вопросам) – религиозным, не включает в себя обучение религиозной практике и такую практику – проведение богослужений, религиозных обрядов или церемоний, не направлено на привлечение обучаемого в религиозное объединение. К учебным курсам религиозно-культурологического образования относятся: учебный курс «Православная культура» для желающих изучать традицию православного христианства, учебные курсы «Мы изучаем ислам», «Основы исламской культуры» и т. д. для желающих изучать мусульманскую традицию, учебный курс «Традиция» для желающих изучать традицию иудаизма, учебный курс «Культура протестантизма» для желающих ее изучать, иные учебные курсы.

Религиозно-культурологическое образование может осуществляться в: государственных и муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с государственными образовательными стандартами (например, в рамках специальности профессионального гуманитарного образования «Теология»), с образовательными программами, учебными планами, программами учебных курсов и дисциплин; в религиозных объединениях, в созданных или признанных религиозными организациями негосударственных образовательных учреждениях или организациях; в семье и иных социальных институтах (учреждения исполнения наказаний, Вооруженные Силы Российской Федерации и т. д.).

Религиозно-культурологическое образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях может осуществляться только на добровольной основе, то есть в соответствии со свободным выбором учащихся и их родителей (законных представителей), и может быть реализовано как в рамках специального учебного курса, так и в содержании других учебных курсов.

 

Этноконфессиональное образование в составе этнокультурного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (смешанная форма одновременно религиоведческое и религиозно-культурологическое образование) приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии, как неотъемлемой части национальной культуры, не преследующее цели вовлечения обучающихся в религиозное объединение.

 

Идентичность национально-культурная – сопровождаемый стереотипизацией поведения и ощущением комплиментарности психологический процесс личностной или групповой самоидентификации в качестве принадлежащего к устойчивой, исторически сложившейся национальной группе и присущей ей национальной культуре.

 

Идентичность религиозная – психологический процесс личностной или групповой самоидентификации по критерию и мотиву принадлежности или предпочтительного отношения к той или иной религии или представляющему ее религиозному объединению.

 

Право на национально-культурную и религиозную идентичность – важнейшее право человека, включающее следующие тесно связанные с ним права: на сохранение национальной культуры, на культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на самоопределение и свободное установление и осуществление своего культурного развития, право на духовное благополучие; право на духовное развитие в условиях свободы и достоинства; право на духовное развитие ребенка; право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей в соответствии со своими убеждениями; право на воспитание в ребенке уважения к его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает; право на повышение духовного уровня жизни.

 



[1] Боберо Ж. Светский характер государства // Франция сегодня: справки и анализ (Сайт Посольства Франции в России - http://www.ambafrance.ru/rus/looks/france_today/laicite.asp), январь 2001 г.

[2] Debray Régis. Rapport A Monsieur le Ministre de l’Education nationale «L’enseignement du fait religieux dans l’Ecole laïque». – Paris, Février 2002.

[3] Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993. С. 292.

[4] Kehrer G. Die Kirchen im Kontext der Sakularisieruna //Neue Religiositäl und seculare Kultur / Hrsg.: Baadtc J., Ra­us­dier A. Graz etc., 1988. S.9–10.

[5] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. № 1. С. 35.

[6] Фукуяма Ф. Почему мы должны беспокоиться // Отечественные записки, 15 июля 2002 г.

[7] Папа Римский Иоанн Павел II. Даже вечные муки - не повод для пессимизма // Московские новости, 2 ноября 1999 г.

[8] См.: Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер. с нем., предисловие и редакция д.ф.н. А.А.Френкина. М.: Институт философии РАН, 1996. 298 с.

[9] Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Одинокий художник. М., 1993. С. 297.

[10] Данное определение выведено в результате анализа и учета опыта Франции по данному вопросу, хотя такой порядок и не закреплен нигде в законодательстве Российской Федерации.

[11] Пункт 2.9.14 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02. Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 декабря 2002 г. №3997).

[12] Пункт 2.9.14 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02. Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 декабря 2002 г. №3997).

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"