Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Обращение заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана №37 от 7 ноября 2002 г. к Полномочному Представителю Президента РФ В Центральном федеральном округе РФ Г.С.Полтавченко

 

Уважаемый Георгий Сергеевич!

 

Центральное духовное управление мусульман России выражает свое беспокойство относительно предпринимаемых сегодня отдельными политтехнологами (Градировский С.Н. и пр.) попыток внести разлад в отношения между православными и мусульманами. По нашему мнению, религия сегодня видится такими политтехнологами не как путь духовно-нравственного оздоровления и возрождения российского общества, а как одна из предвыборных технологий, как средство для достижения своих узкокорыстных политических интересов. Люди, мало что понимающие в исламе и этнически не имеющие совершенно никакого отношения ни к мусульманам, ни к русским, вдруг разворачивают активную деятельность по созданию так называемого «русского ислама», тем самым намеренно стравливая православных и мусульман. Мы воспринимаем такую ситуацию как проявление скрытой ненависти к Исламу и проявление враждебных намерений по отношению к российским мусульманам. Не может быть, в принципе, никакого отдельного «русского ислама», это - бессмыслица. В Исламе нет делений по национальным направлениям или течениям.

Если русский, еврей, якут в соответствии с собственным душевным порывом примет Ислам, мы, конечно же, будем это только приветствовать. Но мы считаем недопустимым и невозможным принудительно-искусственное культивирование госчиновниками так называемого «русского ислама», так как это, наверняка, будет воспринято нашими русскими согражданами как грубейшее посягательство на их национально-культурную и религиозную идентичность, на их право на свободное мировоззренческое (и религиозное) самоопределение. Мы, российские мусульмане, точно так же негативно восприняли бы принудительное создание и культивирование государством некоего «татарского христианства» в среде этнических мусульман. Если татарин выбирает христианство в соответствии со своим правом на свободу совести, это – его право и его личное дело, но никто не вправе разрушать сложившуюся национально-культурную и религиозную идентичность. В середине прошлого века люди, так же не имевшие отношения к этническим православным и мусульманам, уже пытались переделать на свой лад культуру русских, татар, башкир и других народов России, привело это к геноциду и разрушению традиционной культуры народов России, от чего наше общество не оправилось до сих пор.

Результатом политических игр с идентичностью народов и противоестественных опытов над религиозной принадлежностью станут множественные столкновения на религиозной почве, что может привести к очень серьезной дестабилизации ситуации в нашей стране по югославскому сценарию.

Любой человек имеет право на свободу мысли, убеждений и слова. Но отнюдь не каждый вправе пытаться модифицировать на свой лад культуру другого народа. Русский, принявший иудаизм, вправе предлагать и реализовывать свою помощь на благо иудаизма, но никак не вправе пытаться модифицировать иудаизм, это было бы своего рода формой духовного посягательства (а в значительных масштабах – геноцида), было бы воспринято этническими носителями иудаизма как оскорбление их религиозных и национальных чувств, как враждебное намерение к их религиозной или национальной общности (и проблема такая в иудаизме существует – в связи с деятельностью организаций типа «Евреи за Иисуса», см. интернет-ресурс http://www.magen.org). Точно так же не вправе агрессивно вмешиваться в вопросы, связанные с национально-культурной и религиозной идентичностью этнических православных и мусульман, люди, не имеющие к ним отношения. В нашей стране и так слишком много проблем, связанных с проявлениями межрелигиозной и межнациональной ненависти и вражды, чтобы такие проявления еще искусственно приумножать с помощью государственного ресурса.

Поэтому, по нашему мнению, кампания по принудительной исламизации православных русских Поволжья и центральной России есть ничто иное, как провокация, направленная на намеренное стравливание православных и мусульман России.

К нашему сожалению, зачастую возникновению проблем в отношениях между мусульманами и православными способствуют своими необдуманными действиями и органы государственной власти. Так, по нашему мнению, письмо председателя Комитета по связям с религиозными организациями Правительства Москвы Н.В. Меркулова председателю Московского Комитета образования Л.П. Кезиной от 1 марта 2002 г. №51-15-107/02, предлагавшее ввести, по существу, квотирование мест в вузах Москвы по религиозному признаку, противоречит конституционным нормам о светском характере государства в Российской Федерации и равенстве граждан вне зависимости от их религиозной принадлежности, наносит непоправимый ущерб православно-мусульманским отношениям и ведет к провоцированию межрелигиозной вражды.

Поддерживая, в целом, идею укрепления мусульманского образования в России, полагали бы особо необходимым тщательно изучить возможные социальные, политические и иные последствия открытия подобного учебного заведения в Москве или Московской области, чтобы это не привело к обострению межэтнических и межконфессиональных отношений, что было бы пагубным для России. Считаем, что учреждение ещё одного Исламского университета в г. Москве, при поддержке государства и с использованием бюджетных средств может способствовать возникновению противоречий между правоверными и православными в самом центре России, отчуждению между ними. Прибытие в г. Москву и Московскую область множества мусульман в качестве преподавателей и учащихся такого университета может вызвать к мусульманам, традиционно проживающим в г. Москве и Московской области, неприязнь со стороны местного населения. Это не нужно никому из мусульман Москвы и Московской области. По нашему мнению, создание Исламского университета именно в г.Москве нецелесообразно, поскольку такой Российский Исламский Университет уже существует в г. Казани. Кроме того, выступающий в качестве организатора Исламского университета Совет муфтиев России уже является учредителем Российского Исламского Университета в г.Казани и Московского исламского университета, размещающегося по ул.Стасовой, д.2Б. Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2000г. №304 указанному Московскому исламскому университету были переданы 3,5 тысячи кв. м. под учебные цели, которые до сих пор не использованы по назначению. Вместо создания очередного проекта Совету муфтиев России, по нашему мнению, следовало бы озаботиться устроением работы Московского исламского университета.

Выражаем наше глубокое уважение и надежду, что мнение Центрального духовного управления мусульман России будет учтено руководством Центрального федерального округа при реализации проектов в сфере отношений с религиозными объединениями.

 

Заместитель председателя

Центрального духовного

управления мусульман России -

муфтий

ФАРИД САЛМАН

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"