Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Спасет ли Магомет Россию? Интервью С.Долгополовой с В.Жбанковым

Мегаполис-Новости, 26 марта 2003 г.

 

В течение нескольких десятилетий наша страна имела одну-единственную идеологию под названием марксизм-лени­низм. Создали ее великие классики, и сомнений она ни у кого не вызывала. Демок­ратическая Россия решила, что она ни в каких идеологиях не нуждается, и жестоко просчиталась. Сейчас со всех сторон раздаются тре­бования вернуть народу веру — хоть в Бога, хоть в черта, лишь бы какая-нибудь идея объединила нацию. И вот тут-то началась битва за так на­зываемую идеологическую нишу, а проще говоря — за умы людей. Со своими идеями прибегают все кому не лень.

Одно из таких идеологических течений - проекту «Русский ислам». За  разъяснениями по поводу того, что же он собой представляет, обозреватель «М-Н» обратилась к Владимиру Николаевичу Жбанкову - человеку, который больше 20 лет был экспер­том по строительству обще­ственных объединений и ре­лигиозных организаций.

— Владимир Николае­вич, вы ушли с должности заместителя начальника Главного управления Ми­нюста России по Москве, но наверняка проблемы религиозных организаций и отношений между госу­дарством и религиозными конфессиями продолжают вас волновать. Какова сейчас ситуация в хорошо знакомой вам сфере?

— Ни для кого не секрет, что в России государствен­но-религиозные отношения слишком политизированы. Некоторые государственные деятели, не имея от госу­дарства никакого на то карт-бланша, ведут с рели­гиозными организациями свои игры, пытаясь поста­вить их под свой контроль, причем их деятельность на духовно-религиозной ниве резко активизируется с приближением выборов. Сейчас, например, пытаются раскрутить идею так назы­ваемого русского ислама.

Что же он собой представляет?

— Проект «Русский ис­лам» включает целый комп­лекс мероприятий по насильственной исламизации русского населения. Затронет он прежде всего жителей трех федеральных округов России - Приволж­ского, Южного, Центрально­го, и будет осуществляться на государственные деньги, хотя реализовывать его пы­тается, я подчеркиваю, не государство, а клановая группировка людей.

— Сначала расскажите об идее проекта, а потом мы перейдем и к клановой группировке.

— Предполагается из мирового ислама выделить ислам якобы чисто русский, который будут культивировать и навязывать народу. В результате значительная часть русского населения принудительно исламизируют, а русский язык объявят одним из мировых языков ислама наряду с арабским, фарси и английским. По за­мыслу авторов проекта службы и проповеди в мече­тях должны проходить толь­ко на русском языке.

Чего же хотят до­биться авторы идеи?

— Они утверждают, что в результате Россия станет одной из ведущих держав в мировом исламе, после чего террористы перестанут на­зывать ее «врагом ислама», а русских — неверными. И в результате все заживут счастливо и весело.

— Как они предполага­ют внедрять ислам в обще­ство?

— Предполагается взять под контроль государственные структуры, ведающие вопросами отношений с исламом (например, соответствующие подразде­ления в Минюсте), создать специальные группы в Сове­те безопасности России, в администрации президента и т. д. Планируют они создать и некую русскую исламскую богословскую школу — при­чем на базе государствен­ной системы образования.

— Но ислам ведь совсем не соответствует ментали­тету нашего народа. Мне один православный свя­щенник рассказал, что, когда в позапрошлом веке из буддистов в принуди­тельном порядке делали христиан, они тут же спи­вались.

— Конечно, все очень на­поминает выведение нового искусственного клона под названием «русский му­сульманин». То есть чело­век якобы с русским миро­ощущением, но исповедую­щий без ущерба для своей ментальности ислам.

— Но ведь им же еще придется как следует по­работать и с нашей Православной Церковью, и с различными исламскими организациями, чтобы они их проект одобрили.

— У них все давно проду­мано. Они предполагают взять под контроль Русскую православную церковь, крупнейшие духовные уп­равления мусульман, пяти­десятников, баптистов и т. д. Как они сами считают, уже увенчалась успехом работа с Советом муфтиев России. Делаются попытки войти в контакт с Центральным ду­ховным управлением му­сульман России. Начато со­здание «ручного» Высшего исламского совета России. Ударными темпами ведется работа по созданию так на­зываемого единого мусуль­манского образовательного пространства. Но одной Россией их аппетиты не ог­раничиваются. Планируется, что под их контроль должны попасть и все исламские ресурсы стран СНГ, и преж­де всего - Узбекистана и Ка­захстана.

— И кто же они, идеологи-«контролеры», которые «общность советских лю­дей» решили заменить «се­мьей русских мусульман»?

— Идею активно поддер­живает ряд представителей Администрации Президента и Аппарата Правительства.

— Конечно же, не обо­шлось без политтехнологов?

— Сейчас многие политтехнологи рванули в религиозную проблематику. Специалисты по манипуля­ции общественным созна­нием понимают, что доверие к церкви в обществе огром­но. Отсюда и их интерес к церковным делам. Я не могу назвать конкретные имена, потому что у меня нет документального подтверж­дения. Главное то, что бе­рется любая идея, раскручи­вается на государственном уровне в интересах какой-нибудь политико-финансо­вой группировки и под нее выделяют огромные денеж­ные средства. Причем важ­на не столько идея, сколько финансовые потоки, которые начинают течь в карманы организаторов.

— А как относятся к русскому исламу предста­вители руководства му­сульманских организаций России?

— Например, некоторые высокопоставленные му­сульманские деятели напра­вили президенту письмо, в котором выражают свое беспокойство. Они выска­зывают удивление тем, что проблемой занялись люди, не имеющие никакого отно­шения к мусульманам. Они считают недопустимым и невозможным принудитель­ное культивирование госчи­новниками так называемого русского ислама, которое будет воспринято русскими согражданами как грубей­шее посягательство на их национально-культурную и религиозную идентичность. Русский ислам — полная бессмыслица. В исламе нет деления по нацио­нальным направлениям или течениям. Поэтому в прин­ципе невозможен ни русский, ни еврейский, ни якутский, ни какой-нибудь ки­тайский ислам.

Какие последствия для России может иметь проведение в жизнь про­екта «Русский ислам»?

— Результатом опасных политических игр и противо­естественных опытов над религиозной принадлежнос­тью станут столкновения на религиозной почве, что мо­жет привести к дестабилиза­ции ситуации в стране. Од­ним словом, игры методоло­гов XXI века могут закон­читься гражданской войной, и тогда Ливан и Югославия по сравнению с Россией по­кажутся тихим раем.

 

Светлана ДОЛГОПОЛОВА

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"