Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Отзыв иеромонаха, доктора медицинских наук, профессора Анатолия (Берестова) от 4 марта 2003 г. на проект «Русский ислам»

 

Отношения государства и религиозных организаций в России строятся исходя из принципа их отделения от государства и принципа невмешательства власти во внутренние дела религиозных организаций. Государство предоставляет религиозным организациям возможность жить, исходя из своих собственных традиций и правил. Национальная политика нашей страны строится на том, чтобы обеспечивать народам Российской Федерации возможность сохранения своих национально-культурных традиций. Невозможно и представить себе проведение перспективной и нацеленной на согласие национальной и конфессиональной политики по отношению к исламским регионам внутри России без учета образа жизни мусульман, их духовных и национальных традиций.

Тем не менее, в России - стране, где исторически проживают различные по численности мусульманские народы, имеющие свою духовную культурную традицию, основанную на исламе, - отдельные госслужащие начинают рассуждать о том, что «мусульманская традиция должна прорастать в русской культуре», потому что «русская культура в свое время «переварила» большинство финно-угорского, тюркского и кавказского населения…» Речь идет о проекте «Русский ислам» и интервью одного из его идеологов - главного советника полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе С.Н.Градировском.

Внимательное изучение опубликованного в журнале «Эксперт» (Русский ислам, Эксперт, 17.02.2003 г. №6) интервью С. Н. Градировского, одного из авторов так называемого проекта «Русский ислам», позволило выявить, что указанный проект основан на множестве логических и фактологических подмен, направлен на осуществление социальных манипуляций в угоду корпоративным интересам небольшой политической группы, в которую в качестве исполнителя входит и С. Н. Градировский.

Авторы проекта «Русский ислам» вводят в заблуждение чиновников своими рассуждениями о якобы создаваемом ими новом, пророссийском исламе. В действительности, социальные и политические манипуляторы С.Н.Градировский и П.Г.Щедровицкий своим проектом повлекут дестабилизацию обстановки в Российской Федерации, спровоцируют межнациональные и межрелигиозные столкновения между русскими и мусульманами.

Известно, что проект «Русский ислам» вызывает критику, прежде всего, со стороны тех, кто исповедует традиционный ислам. Как известно, Центральное духовное управление мусульман России в лице заместителя председателя ЦДУМ России уже заявило о своем категорическом неприятии проекта «Русский ислам» и иных навязчивых услуг его авторов. Русские, кстати, так же не нуждаются ни в каких модификационных и манипуляционных «проектах» С.Н.Градировского и П.Г.Щедровицкого. Указанные лица при желании могут попытаться помодифицировать идентичность своего родного народа и то лишь при согласии других его представителей, вторгаться же в вопросы национально-культурной самобытности русских они не вправе.

Российских мусульман настораживает не только открытая попытка вмешательства во внутренние дела религиозных организаций, но и надуманная и крайне утопичная идеология самого проекта. Вот как объясняет его суть С.Н.Градировский: «Русский ислам - это не русские, принявшие ислам, а ислам, принявший форму русского... Я его всегда определял как русско-культурный ислам, ислам, включенный в пространство русской культуры и русского языка… В то же время это должен быть настоящий ислам, не подструганный под чьи-то «общечеловеческие ценности». «Методологически понятно, что надо делать: нужна связующая гражданская, общероссийская идентичность, которая перекрыла бы все остальное.  Собственно, на это и был нацелен безуспешный пока поиск национальной идеи.  На это «заточен» и концепт «Русский ислам».

Напомним некоторые общеизвестные факты. Исламская религия характеризуется не просто наличием некоторого набора верований, но целостной системой ценностей, образом жизни, который вовлекает всего человека. В отличие от многих других религий, ислам не отделяет то, что относится к религии, от относящегося к взаимоотношениям между людьми и различным социально-политическим сферам. Для мусульманина не существует разделения на светское и религиозное, всеми аспектами жизни управляет одна и та же Божественная воля, одни и те же данные Богом законы и нормы. Коран и Сунна служат равно и руководящими началами в поведении отдельного мусульманина, и жизни всего общества, и источниками законодательства. Ислам охватывает всю жизнь человека как индивидуальную, так и коллективную, во всех ее аспектах – личных, общественных, политических, экономических  и др.

С.Н.Градировский намеренно вводит в заблуждение, когда пишет об оскудении российского ислама и о том, что «многомиллионная российская умма вынуждена ориентироваться на зарубежные центры». Это неверно. В России за много веков сложилась своя уникальная исламская традиция и исламская культура. Российский ислам имеет ряд очень важных особенностей.

Во-первых, российский ислам глубоко укоренен в национальной традиции и культуре тех народов, чья культура с ним была исторически тесно связана. Россия имеет свои многообразные региональные формы ислама со своими специфическими для России этническими, социальными, культурными, политическими и иными чертами. Характерная черта для российского ислама заключается в его тесной связи с национальным фактором.

Во-вторых, в России ислам – это религия национальных меньшинств и обращение к исламу является в огромной степени фактором этнической самоидентификации мусульман, средством их самосохранения, выживания как меньшинства, окруженного этнически и конфессионально иным большинством. Особенно это характерно для татар, башкир. Чувство национальной и культурной принадлежности к своей общине, размытое и в значительной степени утраченное, реконструируется под воздействием возвращения религиозной традиции.

В-третьих, поскольку в России мусульмане всегда составляли меньшинство, а государство имело сначала православный, затем атеистический, а сейчас светский характер, поэтому в России сложилась уникальная и единственно приемлемая для такой страны исламская традиция, которая сегодня органично вписывается в общество, где существует отделение религии от государства и светская правовая система. Традиционный российский ислам может органично вписаться в современное российское общество, его искусственная переделка может только повредить и России, и исламу.

Сегодня основная проблема, связанная с исламом – проникновение в российский ислам чуждых ему радикальных течений и экстремизма, который несет огромный разрушительный заряд, создает серьезную угрозу безопасности и территориальной целостности страны. Возникновение в России нового так называемого «чистого ислама» порождает напряженность, ведет к социальным потрясениям. Радикально-фундаменталистские подходы к интерпретации исламского вероучения могут иметь различные истоки и разных учителей. Однако очевидно, что эти радикальные фундаменталистские идеи, распространенные сегодня в исламском мире, стоят на одной идеологической платформе с проектом «Русский ислам» и имеют к нему непосредственное отношение.

И для «учителей» и идеологов «Русского ислама», и для ваххабитов характерно стремление реформировать традиционный суннизм, адаптированный к российским историческим реалиям и привести его в соответствие с тем пониманием ислама, который якобы привился во времена пророка Мухаммеда и его сподвижников. Идеологи «русского ислама» так же как и ваххабиты не признают традиционные этнические влияния на ислам и проповедуют идеи «очищенного» ислама. Их общая идеологическая платформа: признание источником вероучения только Корана и Сунны, выступление против того, чтобы мусульмане следовали своим национальным традициям, призыв к «очищению» ислама от «недозволенных новшеств», которыми якобы «оброс» ислам в России. Известно, что ваххабиты, устремляясь к возрождению «истинных» исламских ценностей, резко выступают против обычаев и обрядов, укоренившихся среди российских мусульман. Конечно, идеологи «Русского ислама» говорят, что их проект нацелен на предотвращение распространения экстремистских идей и течений в исламе. Учителя и «пророки» «Русского ислама» утверждают, что они выступают против ваххабизма, фундаментализма и радикалистского прочтения ислама, но, по сути, в основе их идеологии лежат те же положения, и объективно она будет способствовать распространению радикализма в Российской Федерации.

Дело еще и в том, что до сих пор главным препятствием на пути распространения в России ваххабизма и радикального ислама был именно традиционный российский ислам. Именно традиционный ислам был мощным сдерживающим фактором на пути радикализации ислама в Российской Федерации, он выступал щитом против фундаменталистов и экстремистов. А причины распространения «радикального» ислама в России до сих пор были в основном внешние (прежде всего – арабские государства). Сейчас появился свой «очищенный» «Русский ислам», стоящий на тех же идеологических основах, что и его «чистые» братья из Саудовской Аравии, хотя и в новой обертке. Задача одна – подорвать жизнеспособность традиционного российского ислама, столкнуть мусульман с православными в намеренно разожженной межрелигиозной войне.

Очевидно, что ничего положительного проект «Русский ислам» предложить не сможет. Также очевидно, что проект «Русский ислам» не может быть доведен до своего логического результата даже при благоприятном отношении к нему со стороны государства и общества, так как нет и не будет достаточного количества специалистов и образованных исламских богословов, нет харизматических лидеров, способных поднять этот проект. То есть, в любом случае, проект «Русский ислам» направлен на деструктивный результат – разрушение существующих традиций российского ислама и установившихся в нашей стране межрелигиозных добрососедских связей между православными и мусульманами. Проект «Русский ислам» будет способствовать распространению идеологии исламского фундаментализма в России, влияния нетрадиционного ислама, создаст условия для радикализации ислама в России, нарушит относительную стабильность в российском исламе, подольет масла в огонь вражды и нетерпимости в вопросах веры.

Другой немаловажный момент заключается в следующем. Русские люди никогда не питали никаких враждебных чувств к исламу и народам, его исповедующим. Это традиционно сложилось, и это надо сохранять, этим надо дорожить.

В России православие и ислам сроднились, если можно так сказать, и этнически, ибо в стране заключалось и заключается немало браков между русскими и мусульманами. И такие браки существуют, несмотря на религиозную разность, а дети воспитываются по согласию родителей - либо на основе православия, либо на основе ислама. Мне, как священнику, нередко приходится исповедовать людей из таких семей. Могу констатировать факт, что межрелигиозные конфликты в них встречаются редко, и лично меня это радует, так как эти устойчивые браки способствуют лучшему взаимопониманию и уживчивости народов с разными религиозными традициями в обществе. Идеи «русского ислама», вне всякого сомнения, внесут разлад в эту семейную устойчивость и повлекут ненависть и отчуждение. Много веков складывались взаимоуважительные и добрососедские отношения между мусульманами и теми, кто исповедует другие религии. Шел процесс взаимного влияния различных религиозных культур, усиление контактов и взаимоотношений между ними, преодоление барьеров. Насаждение некоего «Русского ислама» вопреки традициям и особенностям развития нашей страны - это прямой путь к разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни.

Проект, предлагаемый главным советником Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе С.Н.Градировским, нужно считать крайне опасной утопией, дестабилизирующей обстановку и дискредитирующей государственную власть, ведущей к разрушению жизненно важных традиций нашей страны.

 

Руководитель Душепопечительского Центра Московской Патриархии

для лиц, пострадавших от деструктивных неокультов и оккультизма,

иеромонах, доктор медицинских наук, профессор

Анатолий (Берестов)

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"