Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Обращение заместителя Председателя Центрального духовного управления мусульман России по информационному взаимодействию, муфтия Фарида Салмана от 4 сентября 2003 г. к Председателю Государственной Думы РФ Г.Н.Селезневу

 

Уважаемый Геннадий Николаевич!

 

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ, религиозные организации обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если до 30 октября 2001 г. земельный участок под мечетью или иным зданием мусульманской религиозной организации не был оформлен в собственность или в безвозмездное пользование, то этот земельный участок можно использовать только на условиях аренды.

Теоретически нормы Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривают, что если культовое здание или иные строения были переданы в собственность религиозной организации, то и земельный участок может быть до 1 января 2004 года без выкупа переоформлен из безвозмездного пользования в собственность. Однако в реальности часто верующие мусульмане пользовались мечетями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а земельные участки под мечетями не оформлялись в безвозмездное пользование. Многие здания, строения и сооружения, используемые мусульманскими религиозными организациями, являются памятниками истории и культуры и поэтому являются собственностью государства и могут находиться лишь в безвозмездном пользовании. Получается безвыходная ситуация – в безвозмездное пользование мусульманам земельный участок никто не передавал, взять в собственность было невозможно в силу ограничений, наложенных законодательством. И теперь остается только брать в аренду.

Так как Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает льгот по арендной плате за аренду земельных участков для религиозных организаций, нет никаких сомнений, что практически все религиозные организации традиционных религий России, в том числе и мусульманские религиозные организации, будут финансово несостоятельны выплачивать значительные средства за аренду земельных участков под культовыми зданиями, а также земельных участков, функционально связанных с иным недвижимым имуществом религиозных организаций. У российских мусульман таких средств просто нет. Российское государство свыше 70 лет подвергало то ограблению, то дискриминации мусульман. И теперь в новой демократической России российские мусульмане, всегда верно служившие своему Отечеству, ждут, что государство вникнет в нужды мусульман и осознает, что недопустимо делать деньги на религиозных чувствах и потребностях верующих.

Кроме того, земельные участки не могут оформляться в аренду бессрочно, предусматривается аренда на определенный срок, по истечении которого договор аренды необходимо будет продлять или заключать заново. Все это будет создавать значительные проблемы и трудности для религиозных организаций, особенно тех, которые расположены в деревнях и поселках. Для таких религиозных организаций подобное положение дел приведет к полному параличу любой их деятельности.

Брать земельные участки в собственность было бы наиболее оптимальным вариантом, однако у нас есть определенные опасения и по этому поводу, так как не факт, что государство не станет душить религиозные организации налогами на находящиеся в их собственности земельные участки. Попытки изменить российское законодательство в этом направлении уже предпринимаются сегодня. В частности, обсуждаемый в Министерстве образования проект Кодекса Российской Федерации об образовании уже не предусматривает освобождения образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю, в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, в отличие от действующей нормы части 3 статьи 40 Закона РФ «Об образовании».

Рассчитывать на то, что Правительство введет мизерную арендную плату, так же не приходится. Тем более что, скорее всего, символическая арендная плата будет установлена только на земельные участки под культовыми зданиями, не распространяясь на земельные участки, не связанные с собственно культовыми зданиями, но связанные с имуществом, необходимым для обеспечения предусмотренных законодательством различных видов деятельности религиозных организаций.

В Земельном кодексе Российской Федерации множество неурегулированных вопросов. Одним из которых является отсутствие правового механизма определения размеров безвозмездно передаваемого в собственность земельного участка. Часть 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает лишь, что границы и размеры земельного участка определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Обоснованно предположить, что в реальности повсеместно будут складываться ситуации, когда религиозной организации будут передавать в собственность земельный участок, расположенный только под культовым зданием, тогда как земельные участки, функционально связанные с иными зданиями и сооружениями религиозных организаций, будет предложено взять в аренду по ставкам, непосильным для бюджетов религиозных организаций. Однако религиозная организация не в состоянии осуществлять свою религиозную, благотворительную и культурно-просветительскую деятельность  (статья 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») без соответствующих зданий и помещений. Учрежденным религиозными организациями негосударственным образовательным учреждениям, зарегистрированным как некоммерческие (но не как религиозные) организации, вообще не оставляется никакой возможности для деятельности. А ведь такие образовательные учреждения (школы при мечетях, воскресные школы при православных храмах и т.п.) являются важнейшей частью и важным направлением деятельности религиозных организаций. Есть еще целый ряд проблем, неразрешенность которых создает сколь неоправданные, столь значительные трудности для законной деятельности религиозных организаций.

Центральное духовное управление мусульман России внимательно проанализировало проект Федерального закона «О внесении дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», разработанный и вносимый членами Совета Федерации В.П.Гореглядом, И.В.Стариковым и депутатом Государственной Думы Г.В.Куликом.

На наш взгляд, указанный законопроект снимает лишь малую часть имущественных проблем религиозных организаций, урегулирует лишь небольшое количество правовых вопросов, не решая проблему в целом.

Центральное духовное управление мусульман России категорически не согласно с идеей закрепления в законодательстве прав религиозных организаций на земельные участки только лишь в виде прав на безвозмездное срочное пользование, а не в виде безвозмездного бессрочного пользования. В случае очередной смены в будущем политического режима или политического курса в России это приведет к значительным проблемам для религиозных организаций. Срочное пользование предполагает заключение договора о передаче земельного участка в пользование на определенный срок, по истечении которого договор может быть и не продлен – особенно это актуально для земельных участков, не связанных с собственно культовыми зданиями, но связанных с имуществом, необходимым для обеспечения предусмотренных законодательством различных видов деятельности религиозных организаций. Чтобы договор не был продлен, много не потребуется, достаточно будет лишь какому-нибудь коммерсанту, которому приглянулся земельный участок, занимаемый религиозной организацией, дать соответствующему чиновнику взятку. Отсутствие четкого правового механизма, вне всяких сомнений, приведет к произволу на местах. Или же в дальнейшем может появиться норма, требующая ежегодного перезаключения договора о предоставлении религиозной организации земельного участка в безвозмездное срочное пользование, что также приведет к большим сложностям, учитывая, какое количество бумаг каждый раз придется собирать, подписывать и предоставлять. При том отношении к религиозным организациям со стороны многих чиновников, до сих пор не избавившихся от атеистических идеологических установок и от собственной нетерпимости к исламу и христианству, с которым мы вынуждены сталкиваться на сегодняшний день, бессмысленно ожидать понимания при решении земельных вопросов на практике. Запретить свободу вероисповедания в России можно не только административным путем, экономическими мерами это получится гораздо эффективнее.

Центральное духовное управление мусульман России просит Вас обратить внимание на проблему, обозначенную нами, и предупредить тем самым те проблемы, которые начнут массово возникать у религиозных организаций после 1 января 2004 г., обуславливая социальные волнения и многочисленные протесты верующих. Центральное духовное управление мусульман России готово предложить свое видение возможных вариантов решения проблем и принять участие в их обсуждении.

 

С глубоким уважением,

 

Заместитель Председателя

Центрального духовного управления мусульман России

по информационному взаимодействию,

муфтий

ФАРИД САЛМАН

 

 

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"