Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Аналитическая записка О.А.Гревцовой от 2.09.2003 о проблемах совершенствования норм земельного законодательства в части устранения  имеющихся противоречий, касающихся предоставления земельных  участков религиозным организациям

 

В связи с принятием 25 октября 2001 года нового Земельного кодекса Российской Федерации перед Русской Православной Церковью и другими религиозными организациями России встал ряд вопросов, связанных с использованием фактически занимаемых ею земель. До введения в действие Земельного кодекса религиозные организации получали и использовали земельные участки безвозмездно на праве постоянного бессрочного пользования. Многие приходы Русской Православной Церкви, а равно и иные конфессии вообще никак не оформляли свои права на занимаемые ими земельные участки, поскольку помещения передавались им лишь в безвозмездное пользование.

Принятый в 2001 году Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает, что постоянно бессрочно пользоваться земельными участками могут только государственные организации и учреждения. Предоставление земельных участков в безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование всем прочим не предусматривается, поэтому безвозмездное бессрочное пользование землей религиозными организациями стало невозможно. Согласно принятому 25 октября 2001 года Земельному кодексу земля может передаваться религиозным организациям только в аренду или в собственность.

Теоретически законодательство предусматривает, что если храм или другие строения были переданы в собственность религиозной организации, то и земельный участок может быть до 1 января 2004 года без выкупа переоформлен из безвозмездного пользования в собственность. Кодекс не уточняет размеры безвозмездно передаваемой в собственность земли. Размер прилегающего к храму земельного участка передаваемого в собственность определяется законодательством субъекта Федерации, если храм является собственностью субъекта Федерации, и федеральным законодательством, если храм – федеральная собственность.

Однако реальная ситуация обусловлена тем, что здания религиозных организаций в подавляющем большинстве случаев не являются собственностью религиозных организаций, но переданы им в пользование, а земля под зданиями не оформлялась в безвозмездное пользование. Находящиеся в пользовании Русской Православной Церкви здания, строения и сооружения, в том числе являющиеся памятниками истории и культуры, примерно на 99% являются собственностью государства. Они не переданы в собственность Русской Православной Церкви и во многих случаях не могут быть переданы в собственность (как объекты культурного наследия), но могут находиться лишь в безвозмездном пользовании. Согласно нормам Земельного кодекса, религиозные организации не могут получить в собственность земельные участки, на которых находятся храмы и монастыри, если эти объекты принадлежат государству.

Законодательство предполагает, что если земля под храмом до 30-го октября 2001 года не была оформлена в безвозмездное пользование, то ее можно использовать только на условиях аренды. Если приход успел оформить земельный участок в безвозмездное пользование, то это право у него сохраняется до 1 января 2004 года, а до истечения этого срока религиозная организация обязана либо приобрести землю в собственность (если храм является собственностью религиозной организации), либо переоформить землю в пользование на условиях аренды.

Арендная плата устанавливается решением Правительства. Земельный кодекс Российской Федерации не предусматривает льгот по арендной плате для религиозных организаций. Размер платы устанавливается согласно кадастру, в зависимости от места расположения участка. Земля не может оформляться в аренду бессрочно, но предусматривается лишь аренда на определенный срок, после чего договор аренды необходимо заключать заново.

Данные положения Земельного кодекса вступают в определенные противоречия с Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», который устанавливает, что передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно (п. 2, ст. 22).

Серьезное беспокойство религиозных организаций вызывали положения Земельного кодекса Российской Федерации относительно режима использования земель историко-культурного  назначения, к которым относятся земли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Так, согласно пунктам 2 и 4 статьи 99 Земельного кодекса эти земли должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением. Особый правовой режим их использования запрещает деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

Таким образом, если исходить из того, что основной целью использования этих земель являются меры по их сохранности и иные научно-культурные действия, то очевидно, что уставная деятельность Русской Православной Церкви и иных религиозных организаций, проводимая ей в храмах, монастырях и иных объектах религиозного назначения, являющихся памятниками истории и культуры, преследует цели иного характера. В этой связи есть серьезные опасения, что богослужения, монашеский быт, занятия в воскресных школах и духовных учебных заведениях, паломничество, а также иная религиозная деятельность, могут быть признаны несовместимыми с основной целью использования этих земель. Такое положение нельзя признать нормальным.

Также в Государственной Думе был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В нем не учтена специфика религиозных организаций как некоммерческих и не преследующих цели извлечения прибыли, которые традиционно использовали земельные участки сельскохозяйственного назначения, чем обеспечивали свое существование. Данный законопроект также исключает безвозмездное пользование землей и не определяет механизм передачи ее в аренду.

Весной 2002 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием II было направлено письмо Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу с просьбой внести поправки в Земельный кодекс, предусматривающие возможность передачи безвозмездно в пользование или собственность земельных участков, непосредственно находящихся под храмами, монастырями, а также непосредственно прилегающих к ним; внести поправки в Земельный кодекс, гарантирующие религиозным организациям право осуществления своей уставной деятельности на объектах культурного наследия религиозного назначения.

Первоначальная позиция Правительства Российской Федерации по вопросу внесения изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации была крайне отрицательной. В выступлении статс-секретаря, заместителя Министра экономического развития и торговли РФ А.В.Маслова на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 20 декабря 2002 года было подчеркнуто, что одним из основных принципов земельного законодательства в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц осуществляется бесплатно в только в соответствии по нормами статьи 20 Земельного кодекса, где определен исключительный перечень лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. К таким лицам отнесены только юридические лица, собственником имущества которых является государство (государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия) и органы государственной власти и местного самоуправления. В то же время религиозные объединения отделены от государства, и наделение религиозных организаций правом постоянного (бессрочного) пользования и, соответственно, расширение круга лиц, установленного статьей 20 Кодекса, Правительство РФ считало нецелесообразным.

В позиции Правительства РФ подчеркивалось, что культовые здания и сооружения, иное имущество религиозного назначения передается религиозным организациям в безвозмездное пользование, но земельные участки, на которых расположены указанные объекты, могут передаваться только в аренду, поскольку религиозная организация не является собственником переданного ей в безвозмездное пользование имущества. Предполагалось, что арендная плата за такие земельные участки определяется в размере одного рубля. По мнению Правительства Российской Федерации, не требовалось внесения поправок в Земельный кодекс и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Вопрос о поправках к Земельному кодексу рассматривался в течение достаточно длительного времени. По данному вопросу имели место многочисленные консультации представителей религиозных организаций с Президентом РФ, Администрацией президента, Правительством РФ и соответствующими министерствами.

С законодательной инициативой выступили несколько депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В частности, депутат С.Ю. Глазьев внес законопроект «О внесении изменения и дополнения в Земельный кодекс». В данном законопроекте предусматривалось в пункте 1 статьи 20 после слов «органам местного самоуправления» дополнить словами «, а также религиозным организациям для использования в уставных целях, связанных с их функциональной деятельностью». Таким образом С.Ю.Глазьев предлагал включить религиозные организации в перечень лиц, которым земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. К таким лицам в Земельном кодексе отнесены только юридические лица, собственником имущества которых является государство и органы государственной власти и местного самоуправления. Депутат С.Ю.Глазьев предложил также дополнить статью 85 Земельного кодекса пунктом 13 следующего содержания: «Земельные участки, занятые объектами религиозного назначения (зданиями и сооружениями, в том числе монастырскими и иными культовыми комплексами, построенными для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования) подлежат бесплатной приватизации религиозными организациями, при условии обеспечения последними сохранности и использования недвижимого и движимого имущества в соответствии с функциональными целями деятельности религиозной организации, определяемыми ее уставом».

Законопроект С.Ю.Глазьева по изменению статей 20 и 85 Земельного кодекса Российской Федерации не получил поддержки Правительства РФ. Однако в апреле 2003 года при голосовании в Государственной Думе Федерального Собрания  Российской Федерации в первом чтении за законопроект отдали свои голоса более трети депутатов. Аналогичный законопроект был предложен депутатом А.В.Чуевым, законопроект А.В.Чуева также  не прошел первое чтение в Государственной Думе.

Весной 2002 года председатель Аграрно-продовольственного комитета Совета Федерации И.В.Стариков выступил с инициативой реституции церковных земель, бывших в собственности Русской Православной Церкви и конфискованных у нее. Данная инициатива сенатора Старикова имела большой общественный резонанс, широко обсуждалась в средствах массовой информации. По мнению И.В.Старикова, Русская Православная Церковь могла бы стать в наши дни эффективным собственником земли. Учитывая, что сельское хозяйство в России убыточное, а Церковь демонстрирует готовность и способность к нормальному землепользованию, то было бы целесообразно предоставить ей такую возможность. По мнению И.В.Старикова, возвращение Церкви конфискованных земель также позволило бы сохранить значительную часть земельного фонда страны от незаконной приватизации. Данная инициатива была совершенно нереальной, не была согласована с Русской Православной Церковью, не учитывала, что на многих землях сельскохозяйственного значения, которые принадлежали Церкви, на этих землях сейчас стоят города и т.д. После сделанного заявления сенатор Стариков имел консультации с представителями Русской Православной Церкви. Его предложение о возвращении всей земли, которой до революции владела Церковь, было отклонено Патриархом Московским и всея Руси. Тем не менее, к вопросу пользования земли религиозными организациями было привлечено общественное внимание и были акцентированы  реальные проблемы, связанные с введением в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В результате в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации был подготовлен проект Федерального закона № 323738-3  «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Законопроект предусматривал внесение в Земельный кодекс Российской Федерации ряд изменений и дополнений. Эти дополнения и изменения оговаривали участие граждан, общественных объединений, религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные объединения, религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством.

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"" был направлен на совершенствование норм земельного законодательства, устранение имеющихся противоречий, касающихся предоставления земельных участков, в частности, юридическим лицам, владеющим объектами культурного наследия народов Российской Федерации (памятниками истории и культуры), и религиозным организациям. В законопроекте уточнялся предельный срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Предполагалось дополнить пункт 1 статьи 24 подпунктом 4 следующего содержания: "из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты недвижимости, в том числе объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), юридическим лицам, которым указанные объекты в соответствии с федеральными законами предоставлены в безвозмездное пользование. Земельные участки предоставляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, на срок, определенный договором безвозмездного пользования объектом недвижимости, в том числе до прекращения юридического лица". Пункт 3 статьи 30 предлагалось изложить в следующей редакции: "3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям - в безвозмездное срочное пользование". 

23 апреля 2003 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановил внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект данного федерального закона.

Однако уже 13 мая 2003 года законопроект был отклонен Государственной Думой. Согласно выписке из протокола № 171 заседания Совета Государственной Думы  было принято решение согласиться с предложением Комитета Государственной Думы по собственности вернуть указанный законопроект авторам законодательной инициативы в связи с несоблюдением требований части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, которые говорят о необходимости заключения Правительства Российской Федерации по законопроектам, требующим дополнительных расходов из бюджета. Инициатором отклонения законопроекта был депутат Г.В. Кулик – председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, который готовил свой законопроект на данную тему.

20 декабря 2002 года на заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации рассматривались вопросы о плате за земельные участки, находящиеся в собственности религиозных организаций, а также относящиеся к находящимся в государственной или муниципальной собственности зданиям и сооружениям религиозного назначения, переданным религиозным организациям в пользование. Комиссия рекомендовала Министерству имущества России совместно с Минэкономразвития России, Минюстом России при участии заинтересованных религиозных организаций дополнительно проработать вопросы, касающиеся пользования земельными участками, относящимися к зданиям и сооружениям религиозного назначения, переданным религиозным организациям. Комиссия также рекомендовала Минфину России совместно с МНС России рассмотреть вопрос о расширении льгот по уплате налога за земельные участки, находящиеся в собственности религиозных организаций.

Во исполнение решений Комиссии 31 января 2003 года в Минимущество, Минэкономразвития, Минкультуры и Минюст России было разослано распоряжение заместителя председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко проработать и представить в Правительство законопроект федерального закона «О внесении дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». 21 марта 2003 года Министерством имущественных отношений Российской Федерации законопроект был направлен в Правительство РФ согласованный Министерством имущественных отношений РФ с Минэкономразвития, Минкультуры и Минюста России проект федерального закона «О внесении дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный Закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (письмо от 21.03.2003 № ДА-17/5842 первого заместителя министра имущественных отношений Д.Б.Аратского). Проект содержит только одно дополнение в пункт 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации, предлагающее дополнить статью подпунктом 4 следующего содержания: "из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты недвижимости, в том числе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, юридическим лицам, которым указанные объекты в соответствии с федеральными законами предоставлены в безвозмездное пользование. Земельные участки предоставляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, на срок, определенный договором безвозмездного пользования объектом недвижимости, в том числе до прекращения юридического лица».

В начале 2003 года после переговоров представителей религиозных организаций с Правительством РФ была создана рабочая группа по разработке дополнений и изменений в Земельный кодекс Российской Федерации. В работе ее приняли участие представители религиозных организаций России. В результате ее работы был подготовлен еще один законопроект «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данный проект федерального закона вносится депутатом Государственной Думы ФС РФ председателем Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Г.В.Куликом, членом Совета Федерации ФС РФ первым заместителем Председателя Совета Федерации В.П.Гореглядом, членом Совета Федерации ФС РФ председателем Аграрно-продовольственного комитета Совета Федерации И.В.Стариковым. Документ содержит поправку, предусматривающую возможность передачи в безвозмездное срочное пользование земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, переданные ранее в безвозмездное пользование юридическим лицам, в том числе религиозным организациям. Законопроект имеет много буквальных совпадений с законопроектом, вносимым ранее Советом Федерации и также предусматривает возможность предоставления земельных участков, на которых расположены объекты религиозного назначения, переданные религиозным организациям в безвозмездное пользование, в безвозмездное срочное пользование этим религиозным организациям на срок, определенный договором безвозмездного пользования объектом недвижимости, в том числе до прекращения деятельности религиозной организации. Кроме того, законопроект вводит норму, согласно которой земельные участки, занятые объектами религиозного назначения, находящиеся в собственности религиозных организаций, могут предоставляться в собственность этим религиозным организациям бесплатно.

Предполагается дополнить пункт 1 статьи 24 Земельного кодекса подпунктом 4 следующего содержания: "из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты недвижимости, в том числе объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры), юридическим лицам, которым указанные объекты в соответствии с федеральными законами предоставлены в безвозмездное пользование. Земельные участки предоставляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, на срок, определенный договором безвозмездного пользования объектом недвижимости, в том числе до прекращения юридического лица". Пункт 3 статьи 30 предлагается изложить в редакции: "Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям - в безвозмездное срочное пользование".

Также как и во вносимом Советом Федерации законопроекте предусматривается внесение в Земельный кодекс Российской Федерации ряд изменений и дополнений, касающихся участия граждан, общественных объединений, религиозных организаций в решении вопросов, затрагивающих их права на землю, поскольку граждане Российской Федерации, общественные объединения, религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и формах, которые установлены законодательством. Настоящий проект федерального закона направлен на совершенствование норм земельного законодательства, устранение имеющихся противоречий, касающихся предоставления земельных участков, в частности, юридическим лицам, владеющим объектами культурного наследия народов Российской Федерации (памятниками истории и культуры), и религиозным организациям.

16 апреля 2003 года проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» был направлен на заключение в Правительство РФ. Учитывая, что законопроект вносится председателями двух профильных комитетов Федерального Собрания (И.В. Стариков – председатель Аграрно-продовольственного комитета Совета Федерации, Г.В. Кулик – председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам) и основные его положения согласованы с федеральными министерствами (Минэкономразвития, Минкультуры, Минюст), поэтому можно предположить вероятность прохождения документа через Федеральное Собрание Российской Федерации как достаточно высокую.

На заседании Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации 20 июня 2003 года были рассмотрены предложения по изменению порядка пользования земельными участками, относящимися к зданиям и сооружениям религиозного назначения, переданным религиозным организациям. В докладе руководителя Департамента земельной политики Минимущества России Е.К.Бондаренко содержались предложения содействовать внесению и рассмотрению в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации", определяющего порядок пользования земельными участками, относящимися к зданиям и сооружениям религиозного назначения, находящимся в собственности либо пользовании религиозных организаций. Данным проектом федерального закона предполагается дополнить пункт 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации нормой, устанавливающей, что находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в безвозмездное срочное пользование юридическим лицам, которым указанные объекты в соответствии с федеральными законами предоставлены в безвозмездное пользование. Законопроектом предполагается также внести дополнение в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право безвозмездного срочного пользования этими земельными участками в случаях, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 24 Земельного кодекса Российской Федерации. Предложенные законопроектом дополнения направлены на обеспечение равных условий пользования земельными участками и расположенными на них объектами недвижимого имущества с точки зрения формирования единого объекта недвижимости, что соответствует концепции Земельного кодекса Российской Федерации.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Минфина России А.И.Косолапов изложил позицию Правительства по расширению действующей льготы по уплате налога за земельные участки, находящиеся в собственности и пользовании религиозных организаций. Комиссия рекомендовала Минфину России совместно с МНС России при доработке проекта Главы 32 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации сохранить и уточнить с учетом высказанных замечаний и предложений норму, предусматривающую льготу по земельному налогу для религиозных организаций. Предложения по расширению действующей льготы по уплате налога за земельные участки, находящиеся в собственности и пользовании религиозных организаций», подготовленные к 20 июня 2003 года Министерством финансов России к заседанию Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, включали предложения об освобождении религиозных организаций от уплаты земельного налога с учетом решений, принятых на заседаниях Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, а также поручения Правительства Российской Федерации от 6 октября 2001 г. № ВМ-ПЗ-17399. Этими решениями, в частности, предусматривалось установить льготу по земельному налогу для религиозных организаций в отношении земельных участков, отведенных для основания и содержания зданий и сооружений религиозного назначения. Правительством предлагался проект главы 32 Земельного кодекса в котором предусматривалось освобождение от налогообложения религиозных организаций в части принадлежащих им земельных участков, отведенных для основания и содержания культовых зданий и сооружений.

Аналогичные предложения были законодательно закреплены в Законе Ленинградской области «Об освобождении местных религиозных организаций от уплаты земельного налога» (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 25.03.2003 г.). Данный законопроект предусматривает освобождение местных религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке на территории Ленинградской области, от уплаты земельного налога в части, зачисляемой в областной бюджет.

Таким образом, в результате длительного процесса согласований и переговоров к настоящему времени подготовлены несколько практически одинаковых проектов закона о внесении поправок в Земельный кодекс РФ, основные положения этих законопроектов согласованы с Правительством РФ и соответствуют пожеланиям и интересам религиозных организаций. Есть вероятность, что в осеннюю сессию 2003 года законопроект будет принят, и ряд существующих в настоящий момент проблем будет снят.

 

Юрист

О.А.Гревцова

 

 

Квартиры в мурино цены
Фотографии, описание условий проживания, цены
murino2017.ru

Фарфор лфз купить
Салон - продажа хрусталя и фарфора. Изготовление каминов и фарфора
centerkom.ru

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"