Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Понкин И.В. Иностранное законодательство о правах религиозных организаций на недвижимое имущество

 

Зачем нужна недвижимость религиозным организациям

Религиозные организации, особенно это касается организаций традиционных, исторически сложившихся религий, имеют множество специализированных учреждений в области образования и воспитания, здравоохранения, социальной помощи, осуществляют большую социальную работу, освобождая частично от расходов федеральный и местные бюджеты. В частности, деятельность религиозных организаций в светском государстве освобождает государственный бюджет от части необходимых затрат на реставрацию и содержание памятников истории и культуры, на капитальное строительство, на подготовку соответствующего персонала, на содержание социальных приютов (детских домов и приютов, домов для престарелых), больниц, школ.

Однако для широкомасштабной и многообразной социальной деятельности религиозным организациям требуется значительная финансовая и имущественная база. То есть одних только зданий, сооружений и помещений, предназначенных для отправления религиозного культа и земельных участков под культовыми зданиями и сооружениями для полноценной деятельности религиозных организации явной недостаточно. Воскресные школы при христианских храмах и молельных домах, при мусульманских мечетях, иудаистских синагогах и т.д., здания или помещения, в которых располагаются органы управления и складские помещения созданных религиозными организациями благотворительных организаций и организаций социальной защиты, расположены учрежденные религиозными организациями негосударственные образовательные учреждения и организации дошкольного, общего, высшего и дополнительного образования, мастерские и иные предприятия по производству необходимой религиозной атрибутики и пр. – все это требует необходимых объектов недвижимости. Причем заведомая экономическая нерентабельность этих организаций, учреждений и предприятий и высокая социальная значимость благотворительной и культурно-просветительской деятельности религиозных организаций обуславливает необходимость ее государственной поддержки в тех или иных формах.

Свободная купля-продажа земли обуславливает для большинства невозможность ее купить. Высокая цена на землю делает невозможным ее общественно полезное использование или значительно препятствует этому. Поэтому в тех странах, которые прошли через исторический этап тоталитарного антирелигиозного государства, используется такая форма, как бессрочное пользование религиозными организациями объектами недвижимости.

Так, статья 1 Закона Литовской Республики от 21 марта 1995 г. № 1-822 «О порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество» устанавливает: «Настоящий Закон регламентирует условия и порядок восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое; имущество, в соответствии с законами бывшей Литовской ССР (СССР) национализированное или иным путем отчужденное государством, за исключением земли, внутренних вод, лесов и парков, а также имущества, являющегося в соответствии со статьей 47 Конституции Литовской Республики исключительной собственностью Литовской Республики. Объекты истории, археологии и культуры государственного значения, как исключительная собственность Литовской Республики, могут передаваться в бессрочное пользование с установлением для данного объекта условий охраны памятников и подписанием религиозной общиной взятого на себя обязательства по охране»[1].

Используется предоставление земельных участков на льготных условиях аренды.

Статья 13 Закона Литовской Республики от 21 марта 1995 г. № 1-822 «О порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество» устанавливает льготные условия аренды религиозными организациями земельных участков, прилегающих к возвращенным религиозным общинам зданиям и строениям: «Аренда земельных участков Земельные участки, прилегающие к возвращенным религиозным общинам зданиям и строениям, формируются посредством причисления участков, используемых религиозными общинами во время возврата зданий и строений, а также посредством согласования планов их границ с городскими (районными) службами архитектуры и землеустройства. Земельные участки, прилегающие к возвращенным религиозным общинам зданиям и строениям, арендуются не в порядке проведения аукциона, посредством установления условий, ограничений их использования и земельных сервитутов в порядке, предусмотренном законами».

В статье 20 закона Латвии «О земельной реформе в городах Латвийской Республики» перечислены «субъекты сделки», которые могут получить право собственности на землю городов Латвийской республики: а) граждане Латвийской Республики; б) государство и самоуправления, государственные предприятия и предприятия самоуправлений (уставные общества); в) зарегистрированные в Регистре предприятий ЛР уставные общества: больше чем половина уставного капитала которых принадлежит гражданам ЛР, государству или самоуправлениям - каждому субъекту отдельно или совместно нескольким субъектам,  больше чем половина уставного капитала которых принадлежит физическим или юридическим лицам тех государств, с которыми у ЛР заключены международные договора о защите вложений, утвержденные Сеймом до 31.12.1996 года. Вышесказанное относится также к физическим и юридическим лицам государств, с которыми международные договора заключены после 31.12.1996 года, в случае если данные договора предусматривают права зарегистрированных в ЛР физических и юридических лиц приобретать права на землю соответствующего государства,  больше чем половина уставного капитала которых принадлежит нескольким субъектам, описанным в пунктах а) и в) вместе, которые имеют статус публичного (открытого) акционерного общества, в случае если их акции котируются на фондовой бирже; г) религиозные организации, зарегистрированные в Латвии до 21.07.1940 года. Закон Латвии «О приватизации земли в сельской местности», регламентирующий приобретение в собственность земли в сельской местности (волостях, селах и т.д.), называет конкретных субъектов сделки – круг лиц, которые обладают правом совершать сделки с землей. В соответствии с этим законом, а также согласно Гражданскому Закону и другим законам Латвийской Республики, правом приобретения земли в собственность обладают: а)граждане Латвийской Республики; б) государство и самоуправления, государственные предприятия и предприятия самоуправлений (уставные общества); в) уставные общества, зарегистрированные в Регистре предприятий ЛР: больше чем половина уставного капитала которых принадлежит гражданам ЛР, государству или самоуправлениям - каждому субъекту отдельно или совместно нескольким субъектам, больше чем половина уставного капитала которых принадлежит физическим или юридическим лицам тех государств, с которыми у ЛР заключены международные договора о защите совместных вложений, утвержденные Сеймом до 31.12.1996 года. Вышесказанное относится также к физическим и юридическим лицам государств, с которыми международные договора заключены после 31.12.1996 года, в случае если данные договора предусматривают права зарегистрированных в ЛР физических и юридических лиц приобретать права на землю соответствующего государства, большая половина уставного капитала которых принадлежит совместно нескольким упомянутым выше в пунктах а) и в) субъектам; которые имеют статус публичного (открытого) акционерного общества, в случае если их акции котируются на фондовой бирже; г) религиозные общества, зарегистрированные в Латвии, срок работы которых с момента их регистрации в Латвийской Республике, не менее 3 лет.[2]

 

Передача религиозным организациям собственности посредством реституции

 

Одной из форм государственной поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций может быть возврат ранее национализированного имущества.

Закон Латвийской Республики «О денационализации домовладений в Латвийской Республике» определяет правовые основания и порядок восстановления правового статуса собственников на недвижимое имущество, которое после 1940 года в административном порядке было неправомерно национализировано органами советской власти. Согласно данному закону, лица или их наследники, собственность которых была национализирована, в порядке предусмотренном законом, могут обратится в самоуправление с заявлением о восстановлении прав на недвижимую собственность в порядке денационализации. Кроме того, данным законом оговариваются права нанимателей по использованию квартир в денационализированной собственности, установлены максимальные размеры платы за жилые помещения и ограничение на время, в течение которого собственник недвижимости не может прерывать договор найма с нанимателем, имеющим право проживать и управлять квартирой в денационализированном доме[3].

Закон Литовской Республики от 21 марта 1995 г. № 1-822 «О порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество» устанавливает, что правом на возврат недвижимого имущества обладают религиозные общины, которые действовали в Литовской Республике до 21 июля 1940 года и имущество которых было отчуждено государством. Таким же правом обладают религиозные общины, признанные правопреемницами  восстанавливаемых религиозных общин. Этот статус должен быть апробирован верховными иерархами соответствующей религиозной общины. Спор относительно преемства деятельности и прав религиозной общины, прекративший деятельность, разрешается в суде (статья 2). Восстанавливается право собственности религиозных общин на сохранившееся на территории Литвы недвижимое имущество, национализируемое или иным путем отчужденное государством у религиозных общин против их воли. Право собственности восстанавливается: 1) путем возврата сохранившегося недвижимого имущества религиозных общин в натуре; 2) путем выкупа сохранившегося недвижимого имущества в порядке, установленном статьей 12 настоящего Закона (статья 3). В статье 4 указанного закона определяется порядок возврата имущества в натуре: «Религиозной общине по ее пожеланию осуществляется возврат сохранившегося недвижимого имущества в натуре, за исключением следующего имущества: 1) жилых домов и квартир, если в них проживают наниматели; 2) зданий и иных строений, вследствие переустройства и перепланировки которых общая площадь увеличилась более чем на 1/3 и вновь образовавшаяся площадь не может быть отделена от прежней, или если более 50 процентов их основных конструкций претерпели изменения; 3) зданий и строений, переданных научным учреждениям, учреждениям по надзору за здоровьем, учреждениям культуры, образования, связи; 4) зданий или их частей, переданных в частную собственность в соответствии с законами, действующими на момент уступки. Порядок передачи имущества, возвращаемого религиозным общинам в натуре, устанавливается Правительством Литовской Республики». Статья 5 закона устанавливает порядок представления ходатайств о возврате сохранившегося недвижимого имущества: религиозные общины ходатайства о восстановлении права на сохранившееся недвижимое имущество и о возврате имущества представляют управляющему этим имуществом по месту нахождения имущества в течении одного года со дня введения в действие настоящею Закона. При этом документы, удостоверяющие право собственности, должны быть представлены в течение одного года со дня представления ходатайства о восстановлении права собственности на сохранившееся недвижимое имущество.

Статья 12  Закона Литовской Республики от 21 марта 1995 г. № 1-822 «О порядке восстановления права религиозных общин на сохранившееся недвижимое имущество» устанавливает, что в случаях, когда религиозная община не желает возвращать имущество в натуре или оно не подлежит возврату в натуре в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, государство производит выкуп этого имущества следующими способами: 1) посредством безвозмездной передачи в собственность общины имущества такого же вида или такой же стоимости; 2) посредством выплаты денежной компенсации; 3) посредством оказания помощи в проведении ремонта (реставрации) мемориальных ансамблей, культовых знаний; 4) посредством аренды земельного участка не в порядке проведения аукциона. Выбор способа выкупа производится религиозной общиной. Выкуп имущества осуществляется в порядке и сроки, установленные Правительством Литовской Республики, с учетом реальной стоимости имущества на время выкупа, за вычетом расходов по его улучшению. Выплата денежной компенсации за выкупаемое недвижимое имущество начинается по истечении пяти лет со дня принятия решения относительно выплаты компенсации. Статья 14 определяет, что выплата денежных компенсаций религиозным общинам за недвижимое имущество осуществляется за счет государственного бюджета и бюджетов самоуправлений. Статья 13 указанного закона определяет порядок аренды земельных участков, прилегающих к возвращенным религиозным общинам зданиям и строениям: «Земельные участки, прилегающие к возвращенным религиозным общинам зданиям и строениям, формируются посредством причисления участков, используемых религиозными общинами во время возврата зданий и строений, а также посредством согласования планов их границ с городскими (районными) службами архитектуры и землеустройства. Земельные участки, прилегающие к возвращенным религиозным общинам зданиям и строениям, арендуются не в порядке проведения аукциона, посредством установления условий, ограничений их использования и земельных сервитутов в порядке, предусмотренном законами».

 

Различия в подходах в определении недвижимости

 

Земельное законодательство в различных странах имеет свои отличия, обусловленные влиянием социально-экономических, исторических, этнокультурных и иных особенностей.

Прежде всего, следует отметить различия в подходах к определению самого понятия «недвижимость» и к определению перечня видов недвижимого имущества.

Во Французском гра­жданском кодексе 1804 г. в ст. 517-526 определен перечень ве­щей, относящихся к недвижимости: 1) недвижимость по своей природе – земельные участки и строения; неснятые урожай и плоды; 2) недвижимость по назначению – земледельческие ору­дия, удобрения, определенное промышленное оборудование и другие предметы, помещенные собственником на своем земельном участке для целей его обслуживания и эксплуатации; также недвижимостью по назначению признаются все пред­меты, присоединенные к недвижимости таким образом, что их отделение невозможно без повреждения или ухудшения части последней; 3) «недвижимые права и иски» – узуфрукт на недвижи­мость, земельные повинности, сервитуты, иски, имеющие сво­им предметом возвращение недвижимого имущества[4].

Статья 655 Швейцарского гра­жданского уложения 1907 г. относит к недвижимости следующее имущество: 1) земельные участки; 2) горные прииски; 3)зарегистрированные  самостоятельные  и  постоянные права на недвижимость. Земельный участок, согласно ст. 667, есть не только почвенный слой или территориальный базис, а также и недра, строения и растения. Все это единый объект вещных прав и оборота. Строения, возведенные так, что отсутствует их постоянная связь с землей, не составляют часть земельного участка и третиру­ются в качестве движимости (ст. 677). По общему правилу Швейцарское гра­жданское уложение 1907 г. не рассматривает и прочно свя­занные с землей строения в качестве самостоятельного вида недвижимости и объекта прав, а считает их неотъемлемыми и невыделяемыми частями земельного участка. Из этого прави­ла, однако, ст. 675 устанавливает исключение. Согласно нор­ме, в ней содержащейся, капитальные строения могут быть са­мостоятельным объектом права собственности. Однако они не образуют отдельный вид недвижимости, а относятся к само­стоятельным и постоянным правам (3-я группа), что объясняется тем, что Швейцарское гра­жданское уложение 1907 г.  предписывает вносить в поземельную книгу записи о строениях на чужой земле в качестве записей о сервитутах. Именно этот сервитут и будет являться объектом оборота, а право собственности на строение являться изначально огра­ниченным, сводимым лишь к пользованию и владению. К самостоятельным и постоянным правам на недвижи­мость относятся сервитуты, поземельные долги и залоговые права. Отметим, что к недвижимости относятся и постоянные, и самостоятельные права, а не относятся так называемые лич­ные права: право преимущественной покупки, аренды и др.[5]

По Гражданскому кодек­су Квебека 1991 г. недвижимостью по природе являются зе­мельные участки, строения и сооружения постоянного харак­тера, а также растения и полезные ископаемые – до тех пор, пока они не отделены от земли (не извлечены из нее). При этом даже если растения и полезные ископаемые фактически связаны с землей, то есть находятся в естественном состоянии, при распоряжении ими отдельно от земли и строений они тре­тируются законом в качестве движимости (ст. 900). Недвижимостью по назначению признаются движимости, если они: 1) потеряли свою индивидуальность, являясь неотъемле­мой частью недвижимости, и обеспечивают полезность по­следней (ст. 901); 2) являются отделенными от недвижимости неотъемлемы­ми частями, если они предназначены для последующего при­соединения к ней (ст. 902). Например, если оборудование из котельной здания извлечено для ремонта, при распоряже­нии зданием в его состав будет включено также и это «отделенное» оборудование; 3) движимости, постоянно физически соединенные с недвижимостью, – в любом случае, коль скоро они реально на­ходятся в таком состоянии (ст. 903). Например, картины на стенах здания, покуда они не сняты[6].

В соответствии со статьями 93, 94, 98 и 905 Германского граж­данского уложения 1896 г., земельный участок складывается из существенных составных частей, каждая из которых не может быть об­особленным, самостоятельным объектом прав. Среди этих составных частей можно выделить три группы объектов: 1) собственно «земля» – почвенный слой, недра и «воз­душный столб»; 2) строения и продукты земли, включая растения; 3) права, связанные с правом собственности на земельный участок, например сервитут, и наследственное право застройки. Недвижимость по целевому назначению относится Германским граж­данским уложением 1896 г. к принадлежностям земельного участка. В нее включают­ся: промышленный инвентарь (мельницы, кузницы, пивовар­ни, станки, другие машины, предназначенные для производ­ства и т.д.) и сельскохозяйственные средства производства (орудия, скот, удобрения и т.п.). Соответственно сельскохо­зяйственный инвентарь является принадлежностью непосред­ственно земельного участка, а промышленный – строения как составной части земельного участка. Германское граж­данское уложение 1896 г. допускает возведение строений на чужой земле для осуществления сервитута. В этом случае оно не будет являть­ся существенной составной частью земельного участка. Такое строение выступает в несколько ином качестве – его можно рассматривать, скорее, как принадлежность сервитута. Таким образом, реализуется особая концепция опре­деления понятия «недвижимость», отказываясь даже от упо­требления самого термина[7].

Понятие «недвижимость» в Калифорнийском гра­жданском уложении. Термин «недвижимо­сть» (immovable property) в общем праве тождествен термину «реальное имущество» (real property). Имущество, которое в континентальных системах именуется движимым, обознача­ется как personal property или личное имущество. Объяснение такого употребления терминов кроется в том историче­ском обстоятельстве, что иски о недвижимых имуществах в Англии именовались реальными (real) в противовес личным (personal) искам о движимости. Кроме того, личное имуще­ство именуется так потому, что следует за лицом при смене места жительства. Последнее, конечно, весьма условно. К недвижимости, в соответствии со ст. 658-662, относятся: 1) земельные участки; 2) растения и всякие сооружения, прочно и постоянно при­крепленные к земле; 3) всякие движимости, прочно прикрепленные к земле или строениям (прикрепления или fixtures); 4) машины и другое оборудование, используемые при раз­работке рудников; 5) принадлежности земельного участка: дороги, текучие воды, проходы для света, воздуха или тепла через землю (с земли) другого лица. Режим всяких прикреплений к нед­вижимости оценивается судебной практикой, исходя не столь­ко из характера их механической связи с недвижимостью, сколько из намерений лица, осуществившего прикрепления, а также из юридического характера отношений такого лица с собственником недвижимости (если речь идет о разных субъ­ектах). Так, если арендатор, обустраивая дом, повесил в нем картины, он имеет полное право их снять по истечении срока аренды. Если же то же самое сделал собственник и решил дом продать, то, поскольку иное не оговорено в договоре, карти­ны станут частью дома и будут следовать его судьбе в каче­стве прикреплений, являясь недвижимостью. Таким образом, здесь происходит сближение с концепцией «недвижимости по целевому назначению». Калифорнийское гра­жданское уложение не относит к недвижимости права иски[8].

Гражданский кодекс Португалии признает самосто­ятельным видом недвижимости и объектом прав составные части зданий и строений (ст. 204). Гражданский кодекс Мексики 1928 г. (далее – ГК Мексики) содержит воистину огромный перечень имущества, являющегося недвижимостью, в который среди прочего вхо­дят: голубятни, пасеки, пруды с рыбами; статуи, барельефы и картины (при намерении постоянно содержать их в соста­ве недвижимости); семена, предназначенные для посева; по­движной состав на железных дорогах; плотины; плавучие со­оружения, предназначенные для нахождения в определенном месте водоема (ст. 750). Гражданский кодекс Бразилии 1916 г. включает в себя, пожалуй, самые загадочные пред­писания на рассматриваемую тему. Он считает недвижимо­стью государственные кредитные билеты, обремененные усло­вием об их неотчуждаемости, и право на открытое наследство (ст. 44)[9].

 

Право на земельный участок: аренда или собственность?

 

В развитых зарубежных странах земельный рынок достаточно ограничен, и эффектив­ной формой использования земли в является аренда. Доля арендо­ванной земли составляет в Дании 15%, в Италии – 20%, США, Великобритании и Ни­дерландах – 40%, во Франции – 50%, Бельгии – 70%.

В ряде стран (Германия, Дания, Франция) купля-продажа сельскохозяйственной зем­ли для нецелевого (несельскохозяйственного) использования запрещена или ограничена. Так, в ФРГ в частной собственности физического лица может быть не более 100 га земли. Без разрешения государственного органа можно продать уча­сток, в зависимости от земли (субъекта федерации), размером от 0,1 до 1 га. Причем в год продается не более 0,4% сельскохозяйственных земель. Покупателем и арендатором земли могут быть гражда­не, прошедшие специальную подготовку и обязавшиеся вести сельскохозяйст­венное производство в течение 18-20 лет.

Доля зе­мель, меняющих своего собственника (купля-продажа, наследование, дарение) в год приблизительно со­ставляет в США и Ирландии - 3%, Великобритании, Франции и Италии - 2%, в Западной Германии, Голландии, Бельгии - 1,5%.

На территории западных (старых) земель ФРГ в государственной собственности находится лишь около 1% сельскохозяйственных земель, на территории бывшей ГДР, то есть на территории новых федеральных земель, - 20% (процесс приватизации этих земель еще не завершен)[10].

В Канаде в частной собственности находится 10% сельхозугодий. Однако разница в зависимости от различных территорий Канады очень существенна.

 

Структура землевладения в Канаде[11]

Провинция или административная территория

Доля в суммарной площади, %

Земли Британской короны

 

Частные земли

Федеральные

Провинций или административных территорий

Ньюфаундленд

0,7

94,9

4,4

Остров Принца Эдуарда

0,8

12,1

87,1

Новая Шотландия

2,9

29,8

67,3

Нью-Браунсуик

3,0

42,9

54,1

Квебек

0,2

92,1

7,7

Онтарио

0,9

88,0

11,1

Манитоба

0,8

78,0

21,2

Саскачеван

2,4

59,7

37,9

Альберта

9,6

62,6

27,8

Британская Колумбия

0,9

93,3

5,8

Юкон

99,8

0,2

< 0,1

Северо-западные территории

88,4

0,1

11,5

Канада в целом

40,3

50,0

9,7

 

В Канаде наблюдается заметное расширение масштабов земельной аренды. За 1971-1991 гг. арендуемая земельная площадь увеличилась на 28%[12]. В 1970-х годах в Канаде получил развитие институт земельной аренды у государства.

В Италии у крупных землевладельцев (свыше 300 га) земля после войны национализирована. Выкуп земли у государства крестьянами производится в рассрочку на 30 лет.

В Шотландии до сих пор действует земельное законодательство времен феодализма со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время в пятимиллионной Шотландии 2/3 земельных угодий принадлежит 1252 крупным землевладельцам (0,025% населения)[13].

Таким образом вопрос о том, что приоритетнее, выгоднее и эффективнее – аренда или собственность – в различных странах решается по-разному, в зависимости от целого ряда условий.

Что касается религиозных организаций, то в большинстве стран мира религиозные организации имеют объекты недвижимости, в том числе земельные участки, в собственности.

По некоторым оценкам, в США на начало 1970-х годов общая стоимость недвижимого имущества религиозных организаций составляла более 100 млрд. долларов. Только в Нью-Йорке церкви имели на тот момент недвижимость на сумму 692 млн. долларов[14].

По оценкам Л.Ходова, церковные всех христианских конфессий в Европейском сообществе ежегодно располагают суммой примерно в 40 млрд. евро, примерно такой же величины достигают церковные бюджеты в странах Латинской Америки, более 45 млрд. долл. – в США и Канаде. Суммарный годовой бюджет всех христианских конфессий должен составлять свыше 150 млрд. долл., не считая бюджетов религиозных организаций и клерикально ориентированных учреждений. Доходы христианских церквей Германии, Австрии, Швейцарии и Нидерландов примерно равны российскому бюджету, доходы церквей США и Канады вдвое превосходят доходы бюджета России. Доходы мусульманских, буддийских, индуистских, иудейских и других религиозных организаций не меньше.[15]

Очевидно, что при таких финансовых возможностях нет необходимости для государства вводить право бессрочного безвозмездного пользования, которое просто не требуется в условиях значительной финансовой состоятельности религиозных организаций и их обеспеченности необходимыми для осуществления всех (по крайней мере, большинства) направлений их деятельности.

Однако в России совершенно иная ситуация. За период коммунистического режима было разрушено огромное количество культовых зданий, большое количество зданий, принадлежавших религиозным организациям, было национализировано и отдано под дома культуры, клубы, мастерские, фабрики, бассейны, иные предприятия бытового обслуживания, торговые и промышленные предприятия, в результате чего многие здания пришли в ветхое состояние, многие были просто снесены. По сути, за 70 лет была полностью разрушена вся инфраструктура религиозных организаций, создававшаяся и предназначенная для осуществления образовательной, культурно-просветительской, благотворительной, социальной работы.

Учитывая, что часть 3 статьи 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет обязанность государства оказывать содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий, очевидно, что государство должно осуществлять поиск эффективных способов такой поддержки, а не подменять их на нереализуемые в последующем пустые декларации.

 

Права религиозных организаций на недвижимое имущество: зарубежный опыт

 

Израиль

Со времен основания Израиля государство является крупнейшим землевладельцем. В середине 90-х годов в его собственности, а также в собственности Еврейского национального фон­да – ЕНФ (организации, ведавшей до провозглашения Государства Израиль в 1948 г. скупкой земель в Палестине, а затем делами сельскохозяйствен­ных поселений) находилось 95% всего земельного фонда страны. В настоящее время Израиле 91% сельхозугодий находятся в государственной собственности и предоставляются в пользование. После 1948 г. основная часть земельной собственности ЕНФ, приобретшего форму квазигосударственного учреждения, перешла государству. Кроме того, госу­дарство было объявлено владельцем всех незанятых земель и тем самым положен конец первичному частному приобретению земель. В государствен­ный фонд помимо приобретенных ЕНФ площадей вошли: земли, находив­шиеся ранее в собственности турецких, а затем британских властей; значи­тельные по площади бесхозные и непригодные для обработки участки; земли, оставленные палестинскими беженцами, и участки, конфискован­ные у арабского населения, проживавшего в Израиле (по Закону об остав­ленной земельной собственности 1951 г. и Закону о приобретении земель 1953 г.). Большая часть всех лесных угодий (4/5) находится в собственности ЕНФ. Частные земли составляют приблизительно 1/20 земельных угодий страны. Общественные земельные угодья в Израиле четко делятся на следующие категории: территории общественного пользования (дороги, морское побережье); принадлежащие государству и ЕНФ земли, которые, в свою очередь, подразделяются на земли, сельскохозяйственного исполь­зования и участки, используемые государственными предприятиями в иных целях. Земля Израиля помимо прямой хозяйственной ценности имеет в глазах еврейского народа особое символическое значение неотчуж­даемого наследия всех евреев. Поэтому согласно Основному закону о зе­мельных владениях государственные и общественные земли неотчуждаемы посредством продажи или каким-либо другим путем. Характерно, что госу­дарство обладает обширными полномочиями вмешиваться в право частной собственности на землю. Государство может экспроприировать «любую зем­лю, находящуюся в частной собственности или сданную в любую форму арен­ды», на общественные нужды в интересах экономического развития, нацио­нальной безопасности, строительства новых поселений. Право государства отчуждать частную собственность на землю и другую недвижимость абсо­лютно, любые требования по договорам с государством не имеют законной силы[16].

Статья 107 Закона 5729-1969 о земле Израиля: «В этой главе – «народная земля» означает землю Израиля (в значении Основного Закона: Израильская земля) и недвижимость местных властей или органа общеустановленного указом; «запасная земля» означает народную землю, используемую для интереса народа, особенно – 1) побережье, включая имущество в черте; 2) реки, ручьи, каналы и берега; 3) дороги и железные дороги, включая имущество, используемое для железнодорожной станции; 4) аэропорты; 5) такие и другие виды народного имущества, которые определены уставом и одобрены Экономическим комитетом Кнессета, в этой главе означает как запасная земля».

Статья 1 Закона «Основной Закон: Земля Израиля»: «Собственность Земли Израиля, являясь землей в Израиле Государства, Развития Властей или Керен Кейсмет Ле Израил, не будет перенесена ни продажей, ни по другим причинам».

Статья 1 Закона о Земле Израиля 5720-1960: «В этом законе – «земля Израиля» имеет такое же значение как и в Основном Законе: Земля Израиля (здесь и далее рассматривается как «Основной Закона»); «городская земля» означает землю, расположенную в площади, запланированной для города».

Статья 3 Закона 5729-1969 о земле Израиля: «Аренда недвижимости – это право владения и пользования недвижимостью за арендную плату. Аренда, заключенная на период более 5 лет будет называться «аренда». Аренда, заключенная на период более чем на 25 лет, будет называться «долговременная аренда».

Основу аграрного сектора Израиля составляют различные типы коопе­ративных объединений, возникшие на базе коллективной аренды. Израиль­ское сельское хозяйство представляет собой своеобразный гибрид частных ферм и хозяйств-поселений, основанных на тесном кооперировании в про­изводственной, сбытовой деятельности, снабжении и потреблении с явным преобладанием кооперативного сектора. В израильском сельском хозяйстве доминируют кибуцы и мошавы (элементы израильской сельскохозяйственной кооперации), на их долю приходится около 80% производимой в стране аграрной продукции, которую делят между собой примерно в равной пропорции. Они обрабатывают примерно 70% пахотной земли, владеют 75% основных сельскохозяйственных фондов страны. Согласно условиям аренды кибуцы обязаны возделывать землю сами и лишь для тех нужд, которые указаны в договоре. Иными словами, кооператив, арендующий у государства землю под поля и плантации, не имеет права возводить здесь промышленные предприятия, не получив на то согласия собственника земли[17].

Законодательство Израиля выделяет недвижимое имущество религиозных организаций, правовой статус и налогообложение которого регулируется специальными законами.

Статья 162 Закона Израиля о недвижимом имуществе от 1969 г. (опубликован 27.07.1969 г.) устанавливает, что нормы этого Закона не отменяют и не вносят изменений в специальный закон, существовавший до вве­дение в действие этого Закона в отношении недвижимого имущества вида «Мокофа», и земель, относящихся к религиозным конфессиям.

Израильское законодательство устанавливает льготный режим налогообложения и тех организаций, чья деятельность имеет высокую социальную значимость.

Статья 32 Закона Израиля о доверительном управлении от 1979 г. (опубликован 03.08.1979 г.) определяет статус «компании, приносящей пользу обществу», под которой понимается «компания, зарегист­рированная в соответствии с Ордонансом о компа­ниях при соблюдении одного из перечисленных ниже условий: 1. Компания получила от министра юстиции раз­решение, в соответствии со ст. 23 Ордонанса о компа­ниях. 2. Компания освобождена от уплаты налогов, в соответствии со статьей 9 Ордонанса о подоходном налоге, в соответствии со статьей 39 Закона о налоге на имущество и фонде денежных компенсаций - 1961 г., или в соответствии со статьей 61 Закона о на­логе на увеличение стоимости недвижимого имуще­ства – 1963 г. 3. Суд по ходатайству Юридического советника при правительстве установил юридический факт при­надлежности компании к категории компаний, при­носящих пользу обществу, в силу того, что деятель­ность компании связана с интересами образования, религии, науки, искусства, социальной сферы, здра­воохранения, спорта либо иными общественными интересами».

Более того, пункт «а» статьи 41 Закона Израиля о доверительном управлении от 1979 г. устанавливает, что в случае, если религиозный благотворитель­ный фонд создан в соответствии с решением религи­озного суда и на основании норм религиозного зако­на, религиозный суд имеет право постановить, что положения настоящего Закона не действуют в отно­шении образования благотворительного фонда и воп­росов, связанных с внутренним управлением этим фондом.

 

Франция

Во Франции сельскохозяйственные земли почти полностью являются собственностью физических лиц. Более 40% лесов и застроенных территорий принадлежат юридическим лицам (государство, местные территориальные образования, публичные учреждения), менее 40% используемой сельскохозяйственной площади – землевладельцам на праве собственности, более 60% - на праве аренды. Традиционно аренда доминирует в регионах с крупными хозяйствами (север, центр, запад), тогда как обработка земли самим владельцем превалирует на юге, востоке и в Бретани[18].

Во Франции продажа земель сельскохозяйственного назначения производится через специальные земельные службы, которые требуют обязательно вести сельскохозяйственное производство не менее 15 лет. Покупателем и арендатором земли может быть лицо, имеющее специаль­ную подготовку. Статья 838 Гражданского кодекса Франции устанавливает возможность экс­проприации земельных участков у собственников (с выплатой справедливой цены), не обрабатывающих землю, либо приведших землю в упадок, или если использование на­носит ущерб публичным интересам.

Закон Французской Республики о разделении церквей и государства от 9 декабря 1905 г. упразднил государственные церковные учреждения, заменив их частными религиозными ассоциациями.

Однако статья 2 Закона Французской Республики о разделении церквей и государства от 9 декабря 1905 г. устанавливала: «Республика не признаёт, не оплачивает, не субсидирует никакую религию. Следовательно, начиная с 1-го января 1906 года будут отменены в государственных, департаментских бюджетах и в бюджетах коммун все расходы на религиозные культы. Однако, в данные бюджеты могут быть включены расходы на функционирование благотворительных служб и служб, гарантирующих свободу вероисповедания в таких государственных учреждениях как лицеи, колледжи, школы, приюты и тюрьмы».

При всем том, что декларируются и отстаиваются идеалы светского государства во Франции, французское законодательство не препятствует финансированию государством или муниципалитетами строительства культовых зданий. Это может быть как прямое финансирование, так и кредитование.

Статья 11 Закона Французской Республики о финансах от 29 июля 1961 г. устанавливает: «Займы, предоставленные для финансирования строительства местными объединениями или религиозными организациями в агломерациях зданий, соответствующих коллективным потребностям религиозного характера, могут быть гарантированы департаментами и коммунами. Министр финансов и экономики также имеет право давать государственную гарантию на займы, которые будут эмитированы во Францию с той же целью объединениями и организациями национального характера.

Следует отметить, что институт права пользования религиозными организациями зданиями, принадлежащими государству (департаментам) и муниципалитетам (общинам) распространен и во Франции. Так, статья 24 Закона Французской Республики о разделении церквей и государства от 9 декабря 1905 г. устанавливала: «Здания, принадлежащие государству, департаментам или коммунам, предназначенные для осуществления религиозных служб, продолжают не облагаться земельным налогом и налогом «дверей и окон». Здания, служащие жильём для духовных лиц, семинарии, факультеты протестантской теологии, принадлежащие государству, департаментам или коммунам, имущество, являющееся собственностью организаций или союзов, облагаются налогами также как и собственность частных лиц. Здания, предназначенные для осуществления религиозных служб, которые были переданы во владение организациям или союзам в соответствии с положениями статьи 4-й настоящего закона, также как и те, которые принадлежат государству, департаментам или коммунам, освобождаются от земельного налога и налога «окон и дверей». Организации и союзы не платят налоги, предусмотренные статьёй 33-й закона от 8 августа 1890 года, а также четырёхпроцентный подоходный налог, установленный законами от 28 декабря 1880 года и от 29 декабря 1884 года».

Таким образом светское государство вполне может осуществлять особые преференции религиозным организациям (в сравнении с прочими некоммерческими организациями), вводя для них льготный режим налогообложения, в том числе по земле.

 

Понкин И.В., кандидат юридических наук

 



[1] Ведомости Литовской Республики №11 от 20 апреля 1995 г.

[2] http://www.realty.lv/rus/information/legislation.

[3] http://www.realty.lv/rus/information/legislation.

[4] Бабкин С.А. Основные начала организации оборота недвижимости. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2001. С.44-53.

[5] Там же.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Там же.

[10] Земельный вопрос / Е.С.Строев, С.А.Никольский, В.И.Кирюшин и др.; Под ред. Е.С.Строева. М.: Колос, 1999. С.286.

[11] The State of Canada’s Environment. Ottawa: Government of Canada. 1996. P.10-28. Цитируется по: Земельный вопрос / Е.С.Строев, С.А.Никольский, В.И.Кирюшин и др.; Под ред. Е.С.Строева. М.: Колос, 1999. С.366.

[12] Agriculture in Canada. Ottawa: The Canadian Federation of Agriculture, 1995. P.17.

[13] Справка Генконсульства России в Эдинбурге (Великобритания) «О проблемах земельной реформы в Шотландии». Сопровождена письмом первого заместителя директора Департамента по связям с субъектами федерации, парламентом и общественно-политическими организациями МИД России №4379/дело от 29.05.2000

[14] Клочков В.В. Религия, государство, право. М.: Мысль, 1978. С.188.

[15] Ходов Л. Источники финансирования западных христианских церквей // Вопросы экономики. 2002. №1. С. 152–157.

[16] Земельный вопрос / Е.С.Строев, С.А.Никольский, В.И.Кирюшин и др.; Под ред. Е.С.Строева. М.: Колос, 1999. С.380-382, 397.

[17] Там же. С.382, 385, 386.

[18] Земельный вопрос / Е.С.Строев, С.А.Никольский, В.И.Кирюшин и др.; Под ред. Е.С.Строева. М.: Колос, 1999. С.311-312.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"