Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Заключение доктора юридических наук, профессора М.Н.Кузнецова и кандидата юридических наук И.В.Понкина от 14 июля 2002 г. по проекту создания Исламского университета

 

I. Содержание проекта

Представленный для заключения проект реализуется в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 21 мая 2002 г. № Пр-849 и от 19 июня 2002 г. № Пр-1089 (МК-ПЗ-09156 от 24 июня 2002 г.), поручением Председателя Правительства РФ М.Касьянова от 23 мая 2002 г. №МК-ПЗ-07388, с пунктом 4 Протокола от 7 июня 2002 г. совещания у Полномочного представителя Правительства РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е.Себенцова; письмом начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ Ф.М.Мухаметшина №ПЗ-600 от 1 июля 2002 г. заместителю Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко «О мерах по оказанию организационной, материальной и методической помощи мусульманским религиозным организациям в развитии системы религиозного образования».

В соответствии с проектом, запланировано создание и размещение в г.Москве и в Московской области негосударственного образовательного учреждения Исламский университет, реализующего светские образовательные программы, в составе которого планируется создать  образовательное учреждение профессионального религиозного (духовного) образования со статусом религиозной организации. Запланирован объем ежегодного выпуска в количестве 100 специалистов не менее чем по пяти специальностям - для негосударственного образовательного учреждения, 50 специалистов - для духовного образовательного учреждения при проживании всех обучающихся в общежитии на полном пансионе. Для этого планируется изыскать средства из государственного бюджета.

Судя по представленным документам, организацию комплектования создаваемого Исламского университета преподавательским составом, разработку образовательных программ и методического обеспечения планирует взять на себя Совет муфтиев России и малоизвестная некоммерческая организация «Фонд содействия духовному образованию мусульман». Задачи обеспечения создаваемого образовательного учреждения зданиями, помещениями и необходимым учебным оборудованием, финансирования из бюджетных средств функционирования создаваемого образовательного учреждения возлагаются Правительством Российской Федерации на Министерство образования Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Правительство г.Москвы.

В целях исполнения поручения Президента Российской Федерации от 21.05.2002 г. №Пр-849 о проработке вопроса об открытии в г.Москве Исламского университета в Аппарате Правительства Российской Федерации 7.06.2002 г. состоялось рабочее совещание с участием представителей Администрации Президента, Аппарата Правительства, Минобразования России, Минимущества России, Минфина России, Минюста России, Российской академии наук, Правительства г.Москвы. Совещание проходило под председательством заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации А.Е.Себенцова.

 

II. Данный проект, в целом, весьма любопытен на общем фоне доминирования вульгарно-атеистических взглядов на отношения государства и религиозных объединений и дискриминации верующих традиционных религий России. Заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных организаций при Правительстве Российской Федерации А.Е.Себенцов в своем выступлении на «круглом столе» на радио «Радонеж» «В нашем Государстве нет места для Церкви? Отделять так отделять?» 25.04.2002 г. императивно заявлял, что любые формы религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях должны быть реализованы за счет религиозных организаций, но ни в коем случае не за счет государства. Заместитель министра юстиции Российской Федерации Е.Н.Сидоренко в письме №08/392-ЕС от 16 января 2001 г. в Министерство образования Российской Федерации подверг совершенно неаргументированным нападкам образовательный стандарт по специальности Теология. Первый заместитель министра юстиции Российской Федерации Ю.Г.Демин в своем письме №07/4013-ЮД от 24.04.2002 министру образования Российской Федерации В.М.Филиппову потребовал признать недействующим и не подлежащим применению письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.06.1999 №14-53-281ин/1404 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений». Православные негосударственные образовательные учреждения общего и профессионального образования сегодня сталкиваются со значительным противодействием со стороны государства при прохождении лицензирования и аккредитации. Список можно продолжать бесконечно.

И на этом фоне целый ряд федеральных органов государственной власти внезапно и единодушно озаботился «оказанием организационной, материальной и методической помощи мусульманским религиозным организациям в развитии системы религиозного образования» и созданием Исламского университета (Поручение Президента РФ В.В.Путина от 21 мая 2002 г. №Пр-849 М.М.Касьянову, Ю.М.Лужкову, Ю.С.Осипову;   Поручение Председателя Правительства РФ М.Касьянова от 23 мая 2002 г. №МК-ПЗ-07388;  Письмо заместителя Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко Президенту РФ В.В.Путину от 18 июня 2002 г. №3510п-ПЗ на №Пр-849 от 21 мая 2002 г. «О проработке вопроса об открытии в г.Москве Исламского университета»;  Письмо заместителя секретаря Совета безопасности РФ В.Соболева от 10 июня 2002 г. №А21-1688 заместителю Руководителя Администрации Президента РФ В.Ю.Суркову;  Письмо первого заместителя начальника Главного управления внутренней политики Президента РФ С.А.Абрамова №А25-1826 от 25 июня 2002 г. начальнику Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ  Ф.М.Мухаметшину; Письмо начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ Ф.М.Мухаметшина №ПЗ-600 от 1 июля 2002 г. заместителю Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко;  Протокол от 7 июня 2002 г. совещания у Полномочного представителя Правительства РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е.Себенцова; Письмо заместителя министра имущественных отношений РФ С.Б.Косарева в Министерство образования РФ от 08.07.2002 г. №СК-13/12680 «О развития религиозного образования»; Письмо заместителя начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Г.Гаджимагомедова №ПЗ-598 от 1 июля 2002 г. в Министерство образования РФ, Министерство финансов РФ; Письмо первого заместителя министра экономического развития и торговли РФ М.Э.Дмитриева в Министерство образования РФ от 09.07.2002 г. №МД-1235/20 «Об оказании помощи в развитии сферы религиозного образования»).

Такую инициативу, несомненно, следует признать позитивной тенденцией в отношениях между государством и религиозными объединениями, представляющими традиционные религии, в Российской Федерации.

Вместе с тем, содействие за счет бюджетных средств созданию и функционированию мусульманского учреждения высшего профессионального образования при имеющемся сегодня практически полном игнорировании государством интересов и потребностей граждан Российской Федерации, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви и составляющих по своей численности, по разным оценкам, 75-85% от общей численности населения России, может быть квалифицировано как дискриминация граждан Российской Федерации по критерию выражения ими принадлежности или предпочтительного отношения к Русской Православной Церкви. Причем фактом дискриминации будет являться не то, что государство помогает мусульманам (это обязанность государства), а тот факт, что государство при этом не оказывает аналогичной пропорциональной поддержки деятельности православных образовательных учреждений, игнорирует права и законные интересы граждан Российской Федерации, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, закрепленные в ч.2 ст.26, ч.1 ст.27 Всеобщей декларации прав человека; ч.1 ст.1, ч.1 ст.13, п.«а» ч.1 ст.15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ч.1 ст.1 Международного пакта о гражданских и политических правах; ч.1 ст.1, ч.1 ст.8 Декларации о праве на развитие; ч.2 ст.26, ч.2 и 3 ст.44 Конституции Российской Федерации.

Поэтому, прорабатывая вопрос о содействии государства в создании и функционировании мусульманского учреждения высшего профессионального образования, следует параллельно поднять вопрос о пропорциональной государственной поддержке православных образовательных учреждений и образовательных учреждений других традиционных религий (в соответствии с ч.2 ст.26, ч.1 ст.27 Всеобщей декларации прав человека; ч.1 ст.1, ч.1 ст.13, п.«а» ч.1 ст.15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ч.1 ст.1 Международного пакта о гражданских и политических правах; ч.1 ст.1, ч.1 ст.8 Декларации о праве на развитие; ч.2 ст.26, ч.2 и 3 ст.44 Конституции Российской Федерации; ч.3 ст.4, ч.3 ст.18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Только в этом случае указанный проект не будет, фактически, дискриминационным в отношении других традиционных религиозных организаций, прежде всего в отношении Русской Православной Церкви.

 

III. Проект создания Исламского университета в сегодняшнем его варианте противоречит Конституции Российской Федерации.

Пункт 4 Протокола от 7 июня 2002 г. совещания у Полномочного представителя Правительства РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е.Себенцова определял: «Минобразованию России совместно с Минимуществом России, правительством Москвы, Советом муфтиев России и другими духовными управлениями мусульман проработать возможные варианты создания и размещения в г. Москве и в Московской области негосударственного образовательного учреждения, реализующего светские образовательные программы, со статусом института или университета, а также духовного образовательного учреждения со статусом религиозной организации (без необходимости аттестации, с минимальным преподаванием дисциплин общеобразовательного характера). При проработке исходить из объема ежегодного выпуска в количестве 100 специалистов не менее чем по 5 специальностям для негосударственного образовательного учреждения и 50 специалистов - для духовного образовательного учреждения при проживании всех обучающихся в общежитии на полном пансионе».

В соответствии с Протоколом от 7 июня 2002 г. совещания у Полномочного представителя Правительства РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ, заместителя председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ А.Е.Себенцова, в письме начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ Ф.М.Мухаметшина №ПЗ-600 от 1 июля 2002 г. заместителю Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко «О мерах по оказанию организационной, материальной и методической помощи мусульманским религиозным организациям в развитии системы религиозного образования» указано, что «в ходе упомянутого совещания для дальнейшей проработки вопросов, связанных с исполнением поручения Президента Российской Федерации, признано целесообразным осуществить следующие мероприятия: 1.Минобразованию России совместно с Минимуществом России, правительством Москвы, Советом муфтиев России и другими духовными управлениями мусульман проработать возможные варианты создания и размещения в г.Москве и в Московской области негосударственного образовательного учреждения, реализующего светские образовательные программы, со статусом института или университета, а также духовного  образовательного учреждения со статусом религиозной организации. При проработке этого вопроса исходить из объема ежегодного выпуска в количестве 100 специалистов не менее чем по пяти специальностям - для негосударственного образовательного учреждения, 50 специалистов - для духовного образовательного учреждения при проживании всех обучающихся в общежитии на полном пансионе (выделение, - авт. заключения)… Учитывая необходимость подготовки доклада Президенту Российской Федерации В.В.Путину о результатах дальнейшей проработки данного вопроса, просим поддержать вышеуказанные решения совещания и поручить Минобразованию России, Минфину России, Минимуществу России, Минюсту России, Российской академии наук, правительству Москвы принять меры по их реализации в соответствии с настоящей запиской Департамента Аппарата Правительства. Проект поручения прилагается».

В соответствии со ст.14 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство не вправе:

финансировать из бюджетных средств создание и функционирование конфессионального образовательного учреждения профессионального религиозного (духовного) образования, направленного на подготовку священнослужителей для отправления религиозного культа и совершения богослужения, - в части собственно профессионального религиозного (духовного) образования;

финансировать из бюджетных средств создание и функционирование в светском негосударственном учреждении высшего профессионального образования факультета (отделения) профессионального религиозного (духовного) образования, направленного на подготовку священнослужителей для отправления религиозного культа и совершения богослужения, - в части собственно профессионального религиозного (духовного) образования.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.19 Конституции Российской Федерации, государство также не вправе обеспечивать за государственный счет проживание в общежитии на полном пансионе ни обучающихся конфессионального образовательного учреждения профессионального религиозного (духовного) образования, направленного на подготовку священнослужителей для отправления религиозного культа и совершения богослужения, ни обучающихся светского негосударственного учреждения высшего профессионального образования, так как это было бы дискриминацией учащихся других вузов (дискриминацией учащихся неисламских вузов – по признаку отношения к религии), которые практически ни в одном другом учреждении высшего профессионального образования сегодня не обеспечены за государственный счет проживанием в общежитии на полном пансионе.

Государство также не вправе брать на себя полностью решение вопросов проектирования и создания негосударственного учреждения светского высшего профессионального образования. Судя по обращениям Совета муфтиев России в различные федеральные органы государственной власти (Письмо председателя Совета Муфтиев России Президенту РФ В.В.Путину от 29.04.2002 г. №101-СМ; Письмо председателя Совета Муфтиев России, председателя Духовного Управления Мусульман Европейской части России Шейха Равиля Гайнутдина, председателя Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан ректора Российского Исламского Университета Гусмана хазрата Исхакова, президента некоммерческой организации «Фонд содействия духовному образованию мусульман» А.X.Бахтиозина секретарю Совета безопасности Российской Федерации Рушайло В.Б. и др.), развернутого проекта создания планируемого негосударственного учреждения светского высшего профессионального образования и соответствующего экономического расчета не существует. Но, в соответствии с ч.1 ст.14 Конституции Российской Федерации, устанавливающей запрет на установление какой-либо религии в качестве государственной, а также в соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство не может вмешиваться во внутренние дела религиозной организации и создавать за нее какие-либо организационные структуры. В соответствии с ч.1 ст.19 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала, то есть государство не вправе создавать учреждения профессионального религиозного (духовного) образования. Государство может оказать религиозной организации помощь в реализации ее проектов, но готовить эти проекты религиозная организация должна самостоятельно.

Учитывая неготовность проекта создания исламского негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования сомнительным выглядит требование муфтия шейха Равиля Гайнутдина (письмо №101-СМ от 29.04.2002 г.) о скорейшем открытии этого образовательного учреждения.

При внесении в проект изменений (см. п.IV настоящего заключения) существующие противоречия проекта Конституции Российской Федерации могут быть устранены.

 

IV. Проект создания исламского негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования не будет противоречить Конституции Российской Федерации при выполнении следующих условий:

1. Название создаваемого образовательного учреждения не должно звучать как Исламский университет. Возможное название - Университет исламской культуры или другое название такой же содержательной – культурологической – направленности.

Если создаваемое образовательное учреждение по своей направленности будет специализироваться на вопросах изучения этнокультурной и этно-религиозной идентичности народов, традиционно исповедующих ислам, на подготовке специалистов в этой области, то государство не только вправе, но обязано содействовать в создании и функционировании такого образовательного учреждения – в соответствии с ч.2 ст.26, ч.1 ст.27 Всеобщей декларации прав человека; ч.1 ст.1, ч.1 ст.13, п.«а» ч.1 ст.15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ч.1 ст.1 Международного пакта о гражданских и политических правах; ч.1 ст.1 и ч.1 ст.8 Декларации о праве на развитие; ч.2 ст.26, ч.2 и 3 ст.44 Конституции Российской Федерации.

Как уже было отмечено, государство не может содействовать созданию и функционированию конфессионального образовательного учреждения профессионального религиозного (духовного) образования, реализующего подготовку священнослужителей для отправления религиозного культа и совершения богослужения, - в части собственно профессионального религиозного (духовного) образования. Это бы противоречило ст.14 Конституции Российской Федерации и вызвало бы требования такой же поддержки со стороны всех прочих религиозных объединений, прошедших официальную регистрацию. Причем не только религиозных объединений традиционных религий, но и любых других.

Учитывая, что в Российской Федерации проживает несколько миллионов граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к исламу, государственная поддержка в создании образовательного учреждения, специализирующегося на вопросах изучения этнокультурной и этно-религиозной идентичности народов, традиционно исповедующих ислам, на изучении исламской культуры и на подготовке специалистов в этой области, не будет противоречить Конституции Российской Федерации. Такую поддержку (при условии учета п.II настоящего заключения) нельзя квалифицировать ни как дискриминацию или нарушение прав и законных интересов верующих других религий, ни как нарушение принципа светского характера государства или принципа отделения религиозных объединений от государства, закрепленных в ст.14 Конституции Российской Федерации.

2. Учреждение профессионального религиозного (духовного) мусульманского образования, зарегистрированное как религиозная организация, и светское негосударственное учреждение высшего профессионального образования должны быть созданы раздельно.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, возможен вариант, когда в составе негосударственного учреждения высшего профессионального образования (Университета исламской культуры) будет создан специализированный факультет (отделение), на котором будет осуществляться подготовка учащихся по светской специальности и одновременно их профессиональная религиозная (духовная) подготовка.

Учащиеся этого факультета (отделения) будут получать высшее светское образование по одной из светских специальностей – «теолог», «историк», «филолог» и др., и такое образование будет реализовано мусульманскими духовными управлениями во взаимодействии с государством. Вместе с тем, учащиеся этого факультета (отделения) будут получать и профессиональное религиозное (духовное) мусульманское образование. Собственно профессиональное религиозное (духовное) образование должно быть реализовано исключительно самими мусульманскими духовными управлениями и исключительно за счет их собственных или привлеченных средств. Государство не вправе финансировать из бюджетных средств профессиональное религиозное (духовное) образование, направленное на подготовку священнослужителей для отправления религиозного культа и совершения богослужения.

Это – единственный путь реализации проекта, обозначенного в письме начальника Департамента по связям с Федеральным Собранием, общественными организациями и религиозными объединениями Аппарата Правительства РФ Ф.М.Мухаметшина №ПЗ-600 от 1 июля 2002 г. заместителю Председателя Правительства РФ В.И.Матвиенко «О мерах по оказанию организационной, материальной и методической помощи мусульманским религиозным организациям в развитии системы религиозного образования», предполагающий возможность взаимодействия мусульманских религиозных организаций с государством в организации образовательной деятельности в рамках одного учебного заведения. Иной вариант – раздельное создание двух полностью независимых и автономных, работающих изолированно образовательных учреждений: 1) негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, не реализующего профессиональное религиозное (духовное) образование, и 2) учреждения профессионального религиозного (духовного) образования, зарегистрированного как религиозная организация.

Попытки создать негосударственное образовательное учреждение, осуществляющее профессиональное религиозное (духовное) мусульманское образование и реализующее за государственные средства подготовку священнослужителей для отправления религиозного культа и совершения богослужения, противоречат ст.14 Конституции Российской Федерации.

 

3. Обсуждаемое негосударственное учреждение высшего профессионального образования должно создаваться как централизованное образовательное учреждение, обслуживающее интересы всех мусульман России. 

Содействие государства в создании негосударственного учреждения высшего профессионального образования только лишь при Совете муфтиев России приведет к превращению этого учреждения в узко групповой вуз, явится дискриминацией других крупнейших мусульманских духовных управлений - Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа, каждое из которых представляет большее число российских граждан, исповедующих ислам, чем Совет муфтиев России.

Сегодня в России сложилось определенное равновесие сил и интересов крупнейших мусульманских религиозных объединений. Столь массированная государственная поддержка Совета муфтиев России в решении кадровых вопросов (содействие государства  в ежегодном выпуске 100 специалистов не менее чем по пяти специальностям в негосударственном образовательном учреждении и 50 специалистов в духовном образовательном учреждении, всего – ежегодно 150 человек!) значительно изменит расклад сил в мусульманской общине России, последствия чего вряд ли кто-либо просчитывал. В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство не вправе вмешиваться в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству. Поэтому необходимо решение вопроса о совместном учредительстве Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа в создании негосударственного учреждения высшего профессионального образования и негосударственного учреждения профессионального религиозного (духовного) образования, зарегистрированного как религиозная организация, которое будет обеспечивать функционирование специализированного факультета (отделения) профессионального религиозного (духовного) образования в создаваемом негосударственном учреждении светского высшего профессионального образования.

Указанным духовным управлениям мусульман было бы неплохо также прийти к соглашению (учесть при совместном учредительстве) вопросы  квотирования для каждого учредителя преподавательских и учебных мест в создаваемом образовательном учреждении с закреплением квоты за каждым из учредителей, а также вопросы размещения создаваемого негосударственного учреждения светского высшего профессионального образования и реализации совместного управления данным учреждением.

В соответствии с указанными выше соображениями, нецелесообразно и неоправданно создание проектируемого образовательного учреждения светского высшего профессионального образования в Москве или Московской области, что сделало бы такое образовательное учреждение де-факто обслуживающим интересы исключительно Совета муфтиев России. Гораздо оптимальнее было бы разместить создаваемое образовательное учреждение в одном из регионов исторического компактного проживания этнических мусульман. Например, в одном из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Приволжского федерального округа. Это также предупредило бы возможное обострение религиозной ситуации и возникновение этно-конфессиональных конфликтов в Москве и Московской области.

 

4. Должно быть реализовано следующее разделение задач.

Государство в лице Министерства образования Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства имущественных отношений Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти и Правительства г.Москвы, в соответствии с ч.1 и 2 ст.13, ст.14, ч.3 ст.17, ч.1 и 2 ст.19, ч.2 ст.26, ст.28, ч.2 и 3 ст.44 Конституции Российской Федерации; ч.2 и 3 ст.4,  ч.3 и 4 ст.3,  ч.1 и 3 ст.5, ч.2 и 3 ст.18, ст.19, ст.22 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»; ч.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании»:

 выделяет в собственность или аренду здания и помещения под создание и размещение негосударственного учреждения высшего профессионального образования (далее - Университет исламской культуры), в том числе и под факультет (отделение) профессионального религиозного (духовного) образования;

содействует в обеспечении Университета исламской культуры (кроме факультета (отделения) профессионального религиозного (духовного) образования) необходимым учебным оборудованием;

регулирует предоставление Университету исламской культуры налоговых и иных льгот;

оказывает финансовую, материальную и иную помощь Университету исламской культуры в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, при наличии на его балансе таковых зданий и объектов;

содействует в комплектовании библиотечных фондов Университета исламской культуры;

оказывает содействие духовным управлениям мусульман в осуществляемом за их счет ремонте выделенных под Университет исламской культуры зданий и помещений;

осуществляет государственную регистрацию Университета исламской культуры, выдает в установленном законом порядке государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности;

при условии лицензирования и аккредитации в установленном законом порядке преподавания светских образовательных программ общего и профессионального образования обеспечивает преподавание общеобразовательных и профессиональных дисциплин на светских факультетах (отделениях) Университета исламской культуры, в том числе оказывает методическую помощь в разработке образовательных программ и в иных вопросах методического обеспечения образовательной деятельности;

обеспечивает гражданам, обучающимся по очной форме обучения на факультете (отделении) профессионального религиозного (духовного) образования (в случае получения соответствующей государственной лицензии), реализацию права на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с законодательством о воинской обязанности и военной службе и на иные льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Совет муфтиев России, Центральное духовное управление мусульман России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа совместно возлагают на себя следующие задачи для совместного их решения:

разработка образовательных программ, учебников, учебных и учебно-методических пособий с последующей сертификацией учебных пособий по светским учебным дисциплинам в Министерстве образования Российской Федерации;

обеспечение совместно с Министерством образования, Министерством финансов Университета исламской культуры (кроме профессионального религиозного (духовного) образования) необходимым учебным оборудованием;

решение кадровых вопросов, подбор преподавательского состава и прочего персонала для Университета исламской культуры;

финансирование оплаты труда преподавательского состава (государство не обязано, но вправе оказывать в решении этой задачи содействие - кроме профессионального религиозного (духовного) образования);

финансирование создания и функционирования Университета исламской культуры, в том числе, финансирование ремонта зданий и помещений, выделенных государством под создаваемый Университет исламской культуры; финансирование создания и комплектования библиотечных фондов Университета исламской культуры;

финансовое и иное обеспечение создания и функционирования факультета (отделения) профессионального религиозного (духовного) образования Университета исламской культуры, в том числе, финансирование обеспечения факультета (отделения) профессионального религиозного (духовного) образования Университета исламской культуры необходимым учебным оборудованием, учебными и учебно-методическими пособиями; финансирование оплаты труда преподавательского состава и пр. работников факультета (отделения) профессионального религиозного (духовного) образования Университета исламской культуры – в части реализации собственно профессионального религиозного (духовного) образования; организация и финансирование разработки содержания основных профессиональных образовательных программ и требований к их реализации в мусульманских религиозных образовательных учреждениях.

 

Вывод.

Проект создания Исламского университета в сегодняшнем его варианте противоречит Конституции Российской Федерации. Однако при внесении в проект соответствующих корректив, обозначенных в настоящем заключении, существующие противоречия могут быть устранены.

 

Доктор юридических наук, профессор

М.Н.Кузнецов

 

Кандидат юридических наук

И.В.Понкин

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"