Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Письмо председателя Совета муфтиев России, муфтия Равиля Гайнутдина №167 от 22 октября 2002 г. заместителю Председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Себенцову А.Е.

 

Уважаемый Андрей Евгеньевич!

 

От имени Совета муфтиев России (СМР) и Духовного управления мусульман Европейской части России выражаем Вам свое искреннее уважение и настоящим хотим проинформировать Вас о нижеследующем.

В СМР подведены итоги участия наших представителей в работе научно-практической конференции «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования» 10-11 октября 2002 г. Высоко оценивая актуальность и глубину поставленных целей и задач, уровень ее организации, полагаем целесообразным довести до Вас некоторую нашу озабоченность по ряду позиций.

Во-первых, в период подготовки и проведения конференции не была соблюдена квотность и равномерность в приглашении участников, определении выступающих, ведущих круглых столов. Так, в комиссию по выработке итогового документа конференции, который планируется доложить Президенту РФ до 1 декабря с.г., не вошли представители Совета муфтиев России. Предлагаем включить двух представителей Совета муфтиев России.

Во-вторых, в проекте итогового документа, который так и не был поставлен на голосование, не нашла полноценного отражения позиция Совета муфтиев России, а также ряда представителей государственных структур и преподавателей высших учебных заведений страны.

В-третьих, на конференции был поставлен (секция №3), но не нашел ответа вопрос об эффективности государственной системы образования в вопросах воспитания духовности и нравственности у россиян. Никто не доказал, что воспитательная работа в системе государственного образования является менее эффективной по сравнению с религиозным образованием, при условии, что такая задача перед средней и высшей школой государством будет поставлена. Мы бы хотели получить ответ на этот вопрос от соответствующих государственных структур.

В-четвертых, полагаем необходимым еще раз четко сформулировать нашу позицию по вопросу введения в среднюю школу предмета «Основы православной культуры», как и любого иного, преследующего цели вовлечения учащихся в религиозную организацию помимо их воли.

Представители религиозных организаций, теологи, священнослужители не могут быть нейтральной стороной, светскими учителями и воспитателями по определению. Преподавание религиозных учений от имени какой-либо из религий не подпадает под понятие «светский»; его суть - в формировании определенного отношения к религии. Основы одной религиозной культуры в школе и теология в вузах не могут быть обязательными дисциплинами, это может стать принуждением, насилием над совестью и унижением религиозных чувств. Если мусульманскому ребенку будут внушать под угрозой получения неудовлетворительной оценки, лишения стипендии, исключения из школы или из вуза православное учение о культе икон, то сможет ли он стать патриотом страны, унижающей веру его отцов и дедов? Не станет ли это ударом по единству нации?

Мы возражаем против самой возможности высказываний о преимуществах «религии большинства», о том, что «Россия - это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами», что основы религий национальных меньшинств можно, якобы, преподавать таким же образом в «местах компактного проживания» этих меньшинств. Термин «места компактного проживания» напоминает такие термины как «резервация» или «черта оседлости». Подобные высказывания, на наш взгляд, способны дестабилизировать многонациональное и многоконфессиональное общество. Предложенная на конференции модель преподавания конфессиональных дисциплин по регионам представляется совершенно неприемлемой: во-первых, это может опять усилить региональный сепаратизм и разрушать единое правовое поле России; а во-вторых - даст право регионам игнорировать Конституцию РФ, в которой однозначно утверждается светский характер государственного образования в нашей стране.

Но мы не против возможности изучения религии в стенах школы и вуза. Религиозно ориентированные дисциплины могут преподаваться в светских, в том числе государственных и муниципальных образовательных учреждениях, при соблюдении следующих условий:

1. Преподавание основ конфессиональной культуры и теологии не должно носить обязательного характера; оно должно быть факультативным. Учащиеся должны иметь право конфессионального выбора.

2. Должны строго соблюдаться нормы Конституции РФ относительно равенства всех религий и религиозных объединений перед законом, отделения религиозных объединений от государства, недопустимости придания какой-либо религии характера государственной или обязательной и оскорбления религиозных чувств и убеждений граждан.

3. Курс богословия не должен ни противопоставляться религиоведению как светской философской дисциплине, ни заменять его, ни подменяться им.

Пользуясь случаем, возобновляем наше глубокое уважение и выражаем надежду, что мнение СМР будет учтено организаторами конференции при подготовке итогового документа, а также тех материалов, которые будут представляться руководству государства, что послужит делу укрепления межнационального и межрелигиозного сотрудничества и государственно-исламских отношений на благо единства и целостности России.

С уважением и добрыми молитвами,

 

Председатель Совета муфтиев России,

муфтий шейх

Равиль Гайнутдин

 

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"