Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Открытое заявление Общественного комитета по правам человека №58 от 24 июля 2003 г. по ситуации вокруг учебника А.В.Бородиной «Основы православной культуры»

 

В условиях формирования демократического общества верхом цинизма и политической извращенности являются попытки дискриминации православных христиан – граждан Российской Федерации, тем более осуществляемые под лозунгом прав человека. Уже более года ксенофобы Л.А.Пономарев и Е.В.Ихлов со своими помощниками беспрепятственно провоцируют межнациональные и религиозные конфликты, с каждым разом все более нагнетая социальную напряжённость и распространяя клеветнические измышления в отношении учебника А.В.Бородиной «Основы православной культуры». Целью учебника является ознакомление с традиционной культурой народов России, с православием, основы которого формируют христианскую любовь и взаимное уважение людей разных национальностей. Именно христианское терпение и любовь не позволяют россиянам поддаваться на провокации Пономарёва. Однако направленные против православия и возможности распространения христианских идеалов среди молодёжи ненависть и действия Л.А.Пономарева продолжаются и еще больше обостряют ситуацию.

4 июня 2003 года на сайте www.portal-credo.ru было опубликовано ксенофобское и провокационное заявление исполнительного директора ООД «За права человека» Л.А.Пономарева под громким названием - «Российское общество обязано объединить усилия для защиты светского характера государственного образования», несоответствующим содержанию заявления. Несоответствующим, потому что защищать светскость образования и государства необходимо, в первую очередь, от таких, как сам Л.А.Пономарев, и потому что само заявление очень сильно напоминает кляузные наветы эпохи военного коммунизма и ненавистника христианства Емельяна Ярославского-Губельмана.

Очевидно, что вся развязанная Л.А.Пономаревым ксенофобская кампания травли автора учебника «Основы православной культуры» вызвана исключительно лишь личной ксенофобной нетерпимостью  и ненавистью Л.А.Пономарева к православному христианству. Здесь Л.А.Пономарев недалеко ушел от своего «духовного отца» - Губельмана.

Основываясь на своих голословных суждениях, являющихся, по сути, клеветой на автора учебника А.В.Бородину и представителей Министерства образования, Л.А.Пономарев изо всех сил пытается подвести некую идеологическую платформу под обоснование своего главного вывода о якобы имеющихй место «нетолерантности» и антисемитской направленности православного христианства: «Общероссийское движение «За права человека» с огромной озабоченностью (что страна возмущена и озабочена безнаказанностью его провокаций, Л.А.Пономарева даже не интересует! – прим. авт.) следит за стремлением представителей Министерства образования РФ использовать введение религиоведческих дисциплин для насаждения в общеобразовательных учреждениях идеологии, пропитанной православным клерикализмом и ксенофобией»; «Прежде всего, для этого уже больше года используется печально известный учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры» и его модификации. Несмотря на то, что внедрение «ОПК» уже вызвало множество протестов со стороны демократических СМИ, педагогических и правозащитных организаций, ученых, священнослужителей, депутатов и высокопоставленных должностных лиц, руководящие работники системы образования с упорством, достойным лучшего применения, продолжают политику внедрения псевдоправославных учебных пособий».

Л.А.Пономарёву следовало бы уточнить, что «священнослужители» во множественном числе – это всего лишь печально известный своими антицерковными нападками Яков Кротов, недавно, как сообщали СМИ, «рукоположенный» в подвале ООД «За права человека» (непонятно, чьими руками и куда положенный). Собственно и все прочие лица, на которых постоянно ссылается в обоснование своих экстремистских тезисов Л.А.Пономарев, являются в подавляющем большинстве неспециалистами в той сфере, где пытаются выдать свое мнение за авторитетное.

Л.А.Пономарёв напоминает о той оценке, которую дали учебнику А.В. Бородиной «Основы православной культуры» (первое издание) «эксперты и общественность», к которым относит: 1) руководителя Центра изучения религий РГГУ Н.В. Шабурова, 2) РОО «Клуб учителей «Доживем до понедельника», 3) Якова Кротова, 4) «Объединенный комитет в защиту евреев в бывшем СССР», 5) Военно-историческая организация «Добровольческий корпус». Бессмысленно вдаваться в полемику относительно «авторитетности» перечисленных организаций. И так все ясно…

Однако следует акцентировать внимание общественности на том, что Л.А.Пономарёв сознательно искажает картину, объективность которой легко восстанавливается, если воспоминания расширить, добавив к ним:

I. Отзыв доктора юридических наук, профессора М.Н. Кузнецова и доктора филологических наук, профессора В.Ю. Троицкого на экспертное заключение Н.В. Шабурова, приведём общие итоговые выводы:

«1. Экспертное заключение руководителя Центра изучения религии РГГУ Н.В. Шабурова от 16.01.2003 г. по учебнику А.В. Бородиной «Основы православной культуры» построено на ложных утверждениях и нелогичных умозаключениях Н.В. Шабурова, искажениях им смысла текста учебника А.В. Бородиной и исторических фактов, неэтичном приписывании автору учебника положений, в действительности отсутствующих в учебнике.

2. Н.В. Шабуров, выступивший экспертом по вопросу оценки содержания или отсутствия в учебнике А.В. Бородиной положений, возбуждающих религиозную или национальную вражду, показал себя в своем заключении некомпетентным в этих вопросах. Значительное число некорректных, ошибочных утверждений Н.В. Шабурова позволяет усомниться в его компетентности и в религиоведении. Выводы экспертного заключения Н.В. Шабурова о наличии в учебнике А.В. Бородиной «Основы православной культуры» положений, оскорбляющих представителей еврейского и других народов, являются необоснованными и свидетельствуют о предвзятости эксперта. Экспертное заключение Н.В. Шабурова не может быть признано экспертным в точном юридическом смысле этого слова и юридически значимым.

3. Н.В. Шабуров не знаком с требованиями, предъявляемыми к школьной учебно-методической литературе, игнорирует в экспертном заключении требования современной педагогики, в целом, и, следовательно, не может выступать экспертом учебного пособия для школы.

4. Экспертное заключение Н.В. Шабурова характеризуется отсутствием четкой, содержательной и логичной аргументации по существу сделанных им выводов, безосновательностью и надуманностью обвинений Н.В. Шабурова в адрес А.В. Бородиной, ангажированностью и направленностью действий Н.В. Шабурова на безосновательную дискредитацию учебника А.В. Бородиной».

II. Заключение адвоката, члена Российской ассоциации международного права Потоцкого Д.В. и юриста Гревцовой О.А. по содержанию экспертного заключения Н.В. Шабурова, в документе читаем:

«Вывод: в подготовленном Н. В. Шабуровым заключении допущено много ошибок и намеренных искажений в толковании смысла написанного А. В. Бородиной в ее учебнике "Основы православной культуры". Само заключение Н. В. Шабурова характеризуется некорректностью и безосновательностью выводов и показывает некомпетентность его автора в проблеме религиозной и национальной вражды, а также весьма слабые его познания в религиоведении.

Учитывая, что Н. В. Шабуров является руководителем Центра изучения религий, то есть ожидается, что он является лицом, обладающим достаточным объемом знаний для объективной религиоведческой оценки, некорректность в рецензировании следует расценивать как умышленную, имеющую цель подорвать репутацию автора и рецензентов учебника. В связи с этим, целесообразно А. В. Бородиной и рецензентам учебника обратиться с заявлением в соответствующие органы о возбуждении уголовного дела по факту совершения Н. В. Шабуровым деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного статьей 129 УК РФ ("Клевета").

Также можно сделать вывод, что Н. В. Шабуров умышленно не признает за А. В. Бородиной права свободно выражать такие свои убеждения, которые не противоречат положениям российского законодательства, но не нравятся или не кажутся истинными самому Н. В. Шабурову. Тем самым он причиняет существенный вред не только деловой репутации А. В. Бородиной как компетентного в своем деле, а главное, законопослушного лица, но и материальному положению А. В. Бородиной, так как вынуждает ее прибегать к дорогостоящим услугам экспертов, которые могут с религиоведческой и юридической позиций обосновать несостоятельность заключения Н. В. Шабурова. В данном случае возможно ходатайствовать о возбуждении уголовного дела в отношении Н. В. Шабурова по факту совершения им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного статьей 136 УК РФ ("Нарушение равноправия граждан").

III. Отзыв председателя Президиума Геополитического Общества, кандидата философских наук С.А. Шатохина на программу «С христианской точки зрения. Ведущий Яков Кротов об учебнике «Основы православной культуры»», цитата:

«Однако на самом деле все нападки на православную культуру исходят от одной небольшой группы людей. Яков Кротов – это подвергающий постоянным нападкам Русскую Православную Церковь деятель, являющийся самозваным священником в весьма странной организации, именуемой «апостольская православная церковь» (или, другое название, «православная церковь возрождения», по сути дела - секта). Возглавляет ее некий лжемитрополит Стефан Линицкий, а идеолог в этой псевдоцеркви – преданный анафеме Глеб Якунин. Члены этой маргинальной и насчитывающей всего несколько человек общинки собираются на свои «богослужения» в подвале, принадлежащем общественному объединению Льва Пономарева[1] – другого деятеля, остервенело нападающего на тот же учебник по православной культуре. Роднит всех этих людей нетерпимость и неприязнь к православию и к русской культуре. Я. Кротов путает и смешивает очевидные и элементарные вещи. В частности, такие разные области как религиозная культура и государственное право. <…> Подведем итог. Яков Кротов обрушил на учебник «Основы православной культуры» целый поток мелочных, пустых и ни на чем не основанных придирок и обвинений. Вся критика Я. Кротова в адрес учебника «Основы православной культуры» не имеет никакой внятной и справедливой аргументации, во многом основывается на логических и смысловых подменах».

IV. Научная консультация по вопросам смысловой (социально психологической) направленности книги А.В. Бородиной, подготовленная сотрудниками НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка в связи с запросом Прокуратуры, выводы:

«Проведённый анализ показал, что основная цель этой книги – ознакомить читателей с ролью православия в русской культуре, истории. <…> …в книге отсутствуют отрицательные эмоциональные оценки, унизительные характеристики представителей той или иной конфессии. Более того, здесь прямо подчёркивается, что «религиозные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам и во избежание разного рода недоразумений и конфликтов». Несмотря на то, что автор не одобряет политики атеизма, которая проводилась после Октябрьской революции и называет атеистическую идеологию, совершенно чуждой российской культуре, использованные им лексические средства не передают оскорбительных характеристик в отношении последователей атеизма. …в учебнике отсутствуют какие-либо специальные языковые средства, которые бы формировали негативные уступки и побуждали к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как их представителей.

V. Заключение государственного советника юстиции 3 класса В.Н. Жбанкова по заявлению исполнительного директора ООД «За права человека» Л.А. Пономарёва, выводы:

«1. Заявление Л.А. Пономарева характеризуется правовой безграмотностью и полным отсутствием каких-либо правовых доводов, показывает практически полную некомпетентность Л.А. Пономарева в вопросах правового регулирования запрещения и пресечения проявлений возбуждения религиозной и национальной вражды и вопросах правового содержания светскости государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Особенно безграмотными с правовой точки зрения являются суждения Л.А. Пономарева относительно правового содержания светскости государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Заявление Л.А. Пономарева переполнено неправовой терминологией и жаргонными словами: «ксенофобия», «клерикальная пропагандистская нагрузка», «сеющее рознь», «примитивный катехизис», «ксенофобный выпад», «грубейшее искажение действительности», «вопиющее воспитание», «лобовая клерикальная агитация», «сугубо церковный» и т. д. Процитированные из заявления Л.А. Пономарева выражения не могут быть признаны в качестве правовой аргументации наличия противоправности в действиях А.В. Бородиной. Однако факт использования таких выражений в отношении книги А.В. Бородиной может послужить основанием для обвинения Л.А. Пономарева в клевете, то есть в распространении заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (статья 129 Уголовного кодекса Российской Федерации). Не удовлетворяясь массой неправовых и оскорбительных выражений в адрес книги А.В. Бородиной, Л.А. Пономарев подвергает эту книгу и ее автора прямой клевете: «…содержит юдофобское обвинение, сравнимое с худшими образцами черносотенной и нацисткой пропаганды»; «пособие для инквизиторов». Очевидно, что именно отсутствие правовой и предметной аргументации заставляет Л.А. Пономарева использовать подобного рода пустые, с правовой точки зрения, терминологические «штампы». Вызванная некомпетентностью в проблеме противодействия проявлениям религиозной вражды и правовой безграмотностью «эксперта» Я.Г. Кротова и заявителя Л.А.Пономарева крайняя неряшливость в терминологии еще больше подчеркивает чисто идеологический характер причин, обусловивших претензии Л.А. Пономарева к книге А.В. Бородиной «Основы православной культуры».

2. Заявление Л.А. Пономарева свидетельствует о явном доминировании в мотивации претензий к книге А.В. Бородиной «Основы православной культуры» идеологических установок Л.А. Пономарева, в том числе о резко выраженной личной неприязни Л.А. Пономарева к православному христианству и православной культуре. То есть имеются основания сделать вывод о том, что Л.А. Пономарев осуществляет свои действия по мотиву религиозной вражды. Необходимо отметить, что ситуация с нагнетаемой Л.А. Пономаревым истерией вокруг книги А.В. Бородиной «Основы православной культуры» несет в себе гораздо более глубокий смысл, чем просто претензии Л.А. Пономарева к отдельным фрагментам текста определенной книги. Связано это с тем, что основные претензии Л.А. Пономарева адресованы, по существу, не столько книге А.В. Бородиной, сколько некоторым отраженным в ней положениям христианского вероучения. В этом смысле следует обратить внимание на ревностную и искреннюю защиту Л.А. Пономаревым сатанистских религиозных сект.

3. Сомнительны доказательства, приложенные Л.А. Пономаревым к своему заявлению: «копия гранок статьи историка Кротова Я.Г. о данном учебнике» и «изложение радиопередачи, посвященной данному учебнику». Однако Я.Г. Кротов не является ни специалистом в проблеме правового регулирования запрещения и пресечения проявлений религиозной вражды, ни специалистом, который был бы профессионально компетентен оценить содержание книги А.В. Бородиной «Основы православной культуры», в силу отсутствия у Я.Г. Кротова профессиональной подготовки психолога-лингвиста или филолога, специализирующегося на проблеме возбуждения религиозной, национальной или расовой вражды. Поэтому упоминаемые Л.А. Пономаревым в качестве «доказательств» расшифровки выступлений и «гранки статей» Я.Г. Кротова не имеют никакой значимости…

Следствием привлечения в качестве эксперта человека, профессионально некомпетентного делать подобного рода экспертизы, явились такие нелепые формулировки, как «средневековый антисемитизм». Я.Г. Кротов так же некомпетентен давать оценки, соответствует книга А.В. Бородиной «Основы православной культуры» стандартам учебного пособия или нет. Кроме того, бессмысленно само понятие «стандарт учебного пособия» в силу отсутствия таковых стандартов. Очень странно выглядят претензии по поводу содержания в книге «Основы православной культуры» «клерикальной пропагандистской нагрузки». В понимании Л.А. Пономарева «клерикальный» - синоним «церковного». Но если книга озаглавлена как «Основы православной культуры», то было бы очень странно и нелогично, если бы ее содержанием явилась антицерковная атеистическая пропаганда или пропаганда идеологии Л.А. Пономарева.

4. Изучение заявления Л.А. Пономарева позволяет сделать вывод, что действия как раз именно Л.А. Пономарева направлены на возбуждение религиозной вражды и пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии. В частности, заявление Л.А. Пономарева можно рассматривать как попытку возбуждения религиозной вражды между православными гражданами и гражданами, исповедующими другие религии.»

VI. Заявление Руководителя Душепопечительского Центра Московской Патриархии для лиц, пострадавших от деструктивных неокультов и оккультизма, члена Координационной комиссии по борьбе с наркоманией и наркобизнесом при Полномочном представителе Президента РФ в ЦФО, иеромонаха, доктора медицинских наук Анатолия (Берестова) Генеральному прокурору Российской Федерации В.В. Устинову по возбуждению религиозной вражды Л.А. Пономаревым и Е.В. Ихловым, фрагменты:

«Образующие состав преступления, предусмотренного статьей 282 УК Российской Федерации, действия Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова выразились в их многократных и публичных клеветнических и глубоко оскорбительных для православных верующих нападках на учебник А.В. Бородиной «Основы православной культуры» и на православную культуру в целом. Е.В. Ихлов, подвергая нападкам учебник «Основы православной культуры» по тем основаниям, которые являются элементами православного вероучения, по существу, оскорблял православную культуру, называя ее «скинхедовской», «сокровищницей национал-социалистической мысли», «черносотенной», «ксенофобной», способной «превратить Россию в большой Ливан» (в переводе на русский язык - экстремистской и способной вызвать межрелигиозные войны). Православных и мусульман Е.В. Ихлов оскорбительно называет «сторонниками средневековой ментальности». Осуждение приличным обществом провокационных и возбуждающих религиозную вражду заявлений псевдоправозащитников Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова Л.А. Пономарев клеветнически и хамски называет «проявлениями клерикального большевизма» и «средневекового мракобесия», а Е.В. Ихлов оскорбительно и провокационно называет «союзом сторонников средневековой ментальности против светского государства». Тот факт, что православных поддержали российские мусульмане и протестанты, резко осудившие провокационные и направленные на возбуждение религиозной вражды действия Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова, Л.А. Пономарев называет «отвратительным». Действия Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова, совершенно очевидно, направлены на оскорбление религиозных чувств православных верующих и на возбуждение религиозной вражды.

Л.А. Пономарев и Е.В. Ихлов совершенно незаслуженно называют себя правозащитниками. Они не защищают ни право в широком смысле, как правовую систему, ни права граждан – в данной ситуации. Наоборот – оскорбляя религиозные чувства православных верующих своими ксенофобными и клеветническими нападками на православную культуру, Л.А. Пономарев и Е.В. Ихлов нарушают права граждан, то есть являются не «право-защитниками», а «право-нарушителями»! Л.А. Пономарев и Е.В. Ихлов могли бы задуматься, почему их не считают правозащитниками не только православные, но и мусульмане, и протестанты. Но гордыня и ксенофобная нетерпимость не позволяют им сделать это. Ошибочно называя себя правозащитниками и тем самым вводя общественность в заблуждение относительно реальной подоплеки скандальной ситуации вокруг Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова, указанные лица компрометируют высокое звание правозащитника в глазах российской и мировой общественности. Пономарев публично заявляет, что якобы собственной персоной представляет светское государство и защищает «российскую общественность и принцип светского государства и светского образования» от «клерикализма». Но на самом деле, это именно Пономарев является образчиком клерикализма и экстремизма – либерально-атеистического по форме и ксенофобно-антихристианского по сути. Никто не уполномочивал ни Л.А. Пономарева, ни Е.В. Ихлова представлять светское государство. Антирелигиозное и ксенофобное государство не бывает светским, а, соответственно, ксенофобы, ненавидящие религию (в данном случае – православие), не вправе представлять светское государство. Светское государство (любое – будь то европейское, или российское, или американское государство!) не нуждается в таких самозваных «представителях» и «защитниках».

Гневно заступаясь за «художников», глумившихся над религиозными чувствами православных верующих в музее им. Сахарова, апеллируя к свободе творчества, Л.А. Пономарев при этом отказывает в свободе творчества православным творческим деятелям, развязывая травлю, видите ли, не понравившегося ему учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной. При этом Л.А. Пономарев еще смеет заявлять, что православные якобы «не правильно интерпретируют библейские тексты», видимо, выставляя себя не только в качестве самозваного «защитника светского государства», но и цензором-интерпретатором Библии. Думается, что православные как-нибудь сами справятся и без «помощи» Л.А. Пономарева. Мало того, Е.В. Ихлов пропагандирует неполноценность граждан по признакам отношения к религии и национальности и нарушают равенство прав и свобод человека и гражданина, отказывая русским в праве на национально-культурную и религиозную идентичность, отказывая православным в праве даже факультативно, на добровольной основе изучать родную для них религиозную культуру, то есть совершают преступление, предусмотренное статьей 136 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ненависть Л.А. Пономарева к православной культуре настолько сильна, что, очевидно, затмила ему разум. В результате появляются доселе неслыханный «винегрет» вроде придуманного Л.А. Пономаревым «религиозного национализма», которым Л.А. Пономарев за неимением внятных и правовых аргументов обозначает ситуацию».

VII. Заключение юриста О.А. Гревцовой по содержанию высказываний Е.В. Ихлова.

VIII. Обращение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по поводу травли Л. Пономарёвым и Е. Ихловым учебника А.В. Бородиной «Основы православной культуры», подписанное священником О. Олегом Стеняевым. Выдержки из Обращения:

«Высказывания Л. Пономарёва и Е. Ихлова, на наш взгляд, носили однозначно провокационный характер и были направлены на оскорбление религиозных чувств верующих России и на возбуждение религиозной вражды. <…> А. Бородина в своём учебнике лишь отразила содержание Православного вероучения. Прекрасно осознающие это Л. Пономарёв и Е. Ихлов сделали попытку ревизии Православия, на наш взгляд, в интересах антихристианских сил или же из личных мотивов ненависти к Православию. Поскольку Л. Пономарёв и Е. Ихлов были не в состоянии обосновать свои претензии к учебнику А. Бородиной, они использовали различные «словесные штампы», призванные посеять неприязнь как к учебнику А. Бородиной (по сути дела, клевеща на него), так и к православной культуре вообще. <…> В силу значимости общественного резонанса по поводу действий Л. Пономарёва и Е. Ихлова и высокой социальной опасности их действий прошу Вас взять расследование действий указанных лиц под свой контроль».

IX. Обращение Центра «Жизнь» к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по Л. Пономарёву и Е. Ихлову. Цитируем:

«Издеваясь над религиозными чувствами православных верующих и подвергая травле автора учебника «Основы православной культуры» Бородину А.В., Пономарёв Л.А. заявляет, что на самом деле это травят его – «борца с клерикализмом и ксенофобией». Такое чудовищное извращение ситуации, когда всё ставится с ног на голову, и агрессор объявляется жертвой, можно вспомнить только в связи с геббельсовскими и сталинскими пропагандистами. Несомненно, выходка Пономарёва Л.А. и Ихлова Е.В. также попадёт в анналы истории как проявление чудовищной антирелигиозной ксенофобии».

X. Заявление настоятеля Крестовоздвиженского храма Ярославской епархии иеромонаха Антония Танькова.

XI. Обращение заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана № 5 от 8 января 2003 г. к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по Л. Пономарёву и Е. Ихлову:

«Центральное духовное управление мусульман России выражает свой протест по поводу истерии, нагнетаемой движение «За права человека» в лице Е. Ихлова и Л. Пономарёва вокруг учебника А. Бородиной «Основы православной культуры». Называющие себя, по нашему мнению, без должных на то оснований правозащитниками Е. Ихлов и Л. Пономарёв, требуя извращения православного вероучения в духе политкорректности и обвиняя учебник А. Бородиной в «разжигании межнациональной вражды» и «ксенофобии», в действительности, сами совершают действия, направленные на возбуждение национальной и религиозной вражды».

XII. Обращение заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана № 10 от 26 января 2003 г. к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по Л. Пономарёву и Е. Ихлову:

«Мы требуем немедленно пресечь антимусульманские и антиправославные, направленные на возбуждение религиозной вражды высказывания псевдоправозащитника Е.В. Ихлова».

XIII. Обращение председателя Российского Объединённого Союза Христиан Веры Евангельской, епископа С.В. Ряховского к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по учебнику А.В. Бородиной:

«Российской Объединённый Союз Христиан Веры Евангельской воспринимает действия членов общественного движения «За права человека» Льва Пономарёва и Евгения Ихлова по травле учебника А.В. Бородиной «Основы православной культуры» как очень тревожную тенденцию начала антирелигиозной кампании, вызванной ксенофобными мотивами её организаторов, хотя и прикрываемой рассуждениями о правах человека. Права на свободу совести и свободу убеждений, кстати, являются важнейшими конституционными правами человека. Л. Пономарёв и Е. Ихлов подвергают нападкам не столько учебник А.В. Бородиной, сколько само Христианство».

XIV. Заявление Ассоциации защиты семей и лиц от негативных информационно-психологических воздействий к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по Л. Пономарёву и Е. Ихлову, подписанное председателем Ассоциации к.т.н. и психологом Канатовой Л.В. «…Л. Пономарёв и Е. Ихлов намеренно осуществляли пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии и возбуждение религиозной вражды».

XV. Обращение Православного медико-просветительского центра «Жизнь» к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову по Л. Пономарёву и Е. Ихлову, подписанное руководителем Центра священником Максимом Обуховым:

«Центр «Жизнь» выражает своё возмущение намеренно провокационными и направленными на возбуждение религиозной вражды и пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии ксенофобскими действиями исполнительного директора общероссийского общественного движения «За права человека» Пономарёва Л.В. и члена указанного объединения Ихлова Е.В.

XVI. Благодарственное письмо первому проректору МИОО Романову С.Б. от Департамента Смоленской области по образованию и молодёжной политике:

«Департамент по образованию и молодёжной политике Смоленской области выражает благодарность педагогов области за издание учебного пособия Бородиной А.В. «Основы православной культуры». В нашей области 720 общеобразовательных учреждений ведут преподавание факультативного курса «Основы православной культуры и этики» и данное учебное пособие оказало неоценимую помощь в создании региональной системы духовно-нравственного образования и воспитания школьников и молодёжи. Особую признательность мы выражаем Алле Валентиновне Бородиной, оказавшей помощь в создании нашего регионального учебного пособия «История православной культуры земли Смоленской». Текст введения в учебник А.В. Бородиной представляет собой лучший вариант доступного по форме и сжатого по объёму изложения вероучительных основ православия, который предваряет и наш учебник. Благодарность Алле Валентиновне за предоставленные авторские тексты в наш региональный учебник (введение и Богородичная иконография) помещена в нашем учебнике среди имён, оказавших помощь в издании учебника «История православной культуры земли Смоленской».

XVII. Отзыв по поводу курса «Православная культура» и учебного пособия А.В. Бородиной «Основы православной культуры» кандидата исторических наук О.В. Кириченко, кандидата исторических наук Г.Н. Мелеховой и кандидата культурологии И.В. Моклецовой.

XVIII. Обращение Союза писателей России, принятое на расширенном Секретариате Правления Союза писателей России и подписанное председателем Правления В.Н. Ганичевым и секретарём Правления С.В. Перевезенцевым:

«Писатели России глубоко возмущены действиями группы лиц (Пономарёв Л.А., Ихлов Е.В. и др.), организовавших травлю автора первого учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной.

Пономарёв Л. и Ихлов Е., используя и сочетая антиправославные, антисемитские и другие ксенофобские идеи, искажая смысл текста учебника, примитивно, по своему ксенофобскому разумению, истолковывая его, делая выгодные для своей деятельности выводы, разжигают национальную вражду, оскорбляют честь и достоинство людей разных национальностей и вероисповеданий.

Религиозная нетерпимость названных лиц нашла наиболее циничную форму: под лозунгом «за права человека» в демократическом государстве в условиях роста национального самосознания и поисков путей выхода России из социокультурного и демографического кризиса делается попытка осуществления геноцида верующих с использованием ст. 282 Уголовного Кодекса.

Пономарёв Л.А. и Ихлов Е.В. дискредитируют термин «права человека», извращая его смысл, навязывая ложное понимание его как общественно-политического механизма, направленного против народов, их культурных и духовных традиций.

Проявляя религиозную и национальную нетерпимость, оскорбляя и запугивая граждан России и других государств, Л. Пономарёв и Е. Ихлов, опираясь на некоторые СМИ (НТВ, «Новые известия», «МК») и на руководителя Центра изучения истории религий РГГУ Шабурова Н.В., оскорбляют национальное достоинство граждан России и других государств, дискредитируют авторский курс и учебник А. Бородиной, получивший множество авторитетных положительных рецензий и отзывов. Действия Пономарёва, Ихлова и некоторых СМИ направлены на уничтожение духовных и культурных традиций, извращения Священного Писания христиан и величайшего исторического памятника человечества.

Каждый народ имеет право на свою национальную культуру, язык, историю, также на их осмысление и собственную оценку, позитивную и критическую. А вера любого человека основывается всегда на уверенности в абсолютной истинности религиозного учения. И попытки корректировать тысячелетние религиозные традиции народов осознаются нами как провокация с целью разжигания религиозной и национальной вражды.

Разжигание национально-религиозных конфликтов Пономарёвым, Ихловым и их помощниками, равно как и возмутительная практика истерии в СМИ вокруг употребления слов «русский», «православный», «иудей», «еврей», «Церковь» и безосновательного «навешивания» ярлыков: «экстремист», «ксенофоб», «фашист» должна быть публично осуждена и пресечена как провоцирующая к национально-религиозным конфликтам, разрушительная для культуры и гуманитарных наук.

Союз писателей России выражает поддержку автору замечательного учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной и обращается ко всем гражданам России и ответственным лицам с просьбой защитить Учебник и его Автора от ксенофобских нападок и обеспечить внедрение православной культуры в школьное и вузовское образование России. Это необходимо для прекращения духовно-нравственного разложения российских детей, для сохранения духовных, языковых отечественных традиций, для формирования культуры, в том числе и культуры прочтения авторских и канонических текстов, эстетической и творческой культуры, а также в целях предупреждения национальных и религиозных конфликтов».

XIX. Письмо Общественного комитета по правам человека №45 от 3 июня 2003 г. Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову:

«Как Вам известно, травля политиканами, паразитирующими на теме прав человека, но решающими посредством этого только лишь свои личные интересы, учебника «Основы православной культуры» получила громкий общественный резонанс. В Ваш адрес были направлены обращения ряда авторитетных религиозных деятелей России - заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтия Фарида Салмана, руководителя Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий православного священника Олега Стеняева, православного священника Антония Танькова и председателя Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской епископа Сергея Ряховского, возмущенных «травлей учебника Бородиной» и просивших взять этот вопрос под Ваш личный контроль. Травля псевдоправозащитниками учебника «Основы православной культуры» и его автора А.В. Бородиной продолжается, и, как следствие, Л. Пономарев с Е. Ихловым продолжают совершать преступления, ответственность за которые предусмотрена статьей 282 Уголовного кодекса РФ. Учитывая, что нападки Л.А. Пономарева и Е. Ихлова направлены не против учебника как такового, а против отраженного в этом учебнике конкретного положения православного христианского вероучения (положение об отказе принять Истину Христа частью иудеев – при том, что другая часть эту истину приняла, здесь нет ничего возбуждающего вражду), действия Л.А. Пономарева и Е. Ихлова направлены на пропаганду неполноценности граждан по признаку отношения к религии (из того что культура православных – «скинхедовская», «национал-социалистическая», «черносотенная» следует только утверждение, что православные неполноценны, раз не смогли себе создать нормальной культуры) и возбуждение религиозной вражды. В любом цивилизованном государстве после таких заявлений провокаторы Л.А. Пономарев и Е. Ихлов, открыто выражающие свою ненависть к православию, уже давно были бы осуждены. В сегодняшней России вообще появилось очень много лжеправозащитников. Л. Пономарев с Е. Ихловым отказывают русским в праве на национально-религиозную самобытность, С.А. Ковалев недавно с экрана телевизора вещал в защиту порнографических и педофильских картинок. По моему глубокому убеждению, это - не правозащитники, а политиканы, прикрывающиеся этим высоким званием. Всплеск в последние годы численности проявлений агрессивного русоненавистничества, антиправославной ненависти и вражды при игнорировании этих проявлений Генеральной прокуратурой неминуемо приведет к ответным действиям русских, уставших от хамских ксенофобских нападок пономаревых, ихловых и хакамад. Ни в коем случае нельзя допустить межрелигиозной и межнациональной вражды, провокаторами которых и являются, в частности, Л. Пономарев и Е. Ихлов. 27 мая 2003 г. на съезде раввинов в Москве посол Израиля в России Аркадий Мил-Ман заявил о том, что «еврей неотделим от своей религии – это забывают многие евреи и неевреи, организации и неорганизации. Если мы нарушим это правило связи еврейского народа с нашей религией – мы прекратим существование как народ»[2]. Это – совершенно справедливое утверждение! Но точно так же неотделим русский народ, русская культура от православия! Л. Пономареву и Е. Ихлову в голову не придет требовать от прокуратуры привлечения к уголовной ответственности посла Израиля в России Аркадия Мил-Мана за его процитированные мной слова, потому что его утверждение справедливо. Тогда почему, соглашаясь с тем, что еврейский народ неотделим от иудаизма, Л. Пономарев и Е. Ихлов отказывают русскому народу в точно таком же праве? Может быть, потому что не считают русских за людей? Учитывая, что большинство русских определяет себя как православных и что русская культура неотделима от православия, травля Л. Пономаревым и Е. Ихловым православной культуры и религии (а именно этим и являются их попытки исправлять православное вероучение) показывает их русоненавистничество и русофобство, является формой возбуждения религиозной и национальной вражды. Прошу Вас возбудить уголовное дело в отношении Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова по статье 282 УК РФ и, учитывая значительную социальную опасности их действий, избрать в отношении указанных лиц меру пресечения в виде взятия под стражу» (Т.А. Квитковская).

XX. Огромное количество частных обращений к Генеральному прокурору РФ В.В. Устинову из разных уголков России с требованием возбудить уголовное дело в отношении Л.А. Пономарева и Е.В. Ихлова.

XXI. Открытое обращение Общественного бюро «Граждане против расизма и ксенофобии»:

«Общественное бюро «Граждане против расизма и ксенофобии» продолжают внимательно и с большой тревогой наблюдать за непрекращающейся травлей учебника А.В. Бородиной «Основы православной культуры» недобросовестными личностями (Л. Пономарёв, Е. Ихлов и пр.), коварно прикрывающимися лозунгами защиты прав человека. Эти люди совершенно безосновательно нагнетают истерию в российском обществе, намеренно провоцируя религиозную и национальную вражду, усложняя и без того непростую в межнациональных и межрелигиозных отношениях… 4 июня  2003 г. исполнительный директор так называемого движения «За права человека» Лев Пономарёв распространил очередное обращение под названием «Российское общество обязано объединить усилия для защиты светского характера государственного образования». Упомянутое обращение является ярким свидетельством того, что Л. Пономарёв, Е. Ихлов и поддерживающие их лица не остановятся ни перед чем в своей ксенофобской кампании. Их не останавливает, что ни иудеи, ни представители Армянской Церкви официально не уполномочивали Л. Пономарёва и Е. Ихлова на втягивание их в конфликт с православными гражданами России. Л. Пономарёв и Е. Ихлов игнорируют тот факт, что их ксенофобские действия неоднократно уже получили негативную оценку российского общества и крупнейших религиозных организаций России (православных, протестантских, мусульманских и др.). В рассылаемых или организуемых ими во множестве жалобах и доносах относительно учебника А.В. Бородиной «Основы православной культуры» не содержится никаких правовых аргументов, нет никаких доказательств голословных обвинений. Вместо этого практически все заявления Л. Пономарёва и Е. Ихлова переполнены буквально «зоологической» ненавистью и нетерпимостью к православному христианству, положениями, пропагандирующими неполноценность граждан по признаку отношения к религии и национальности…»

XXII. Множество публикаций в российских газетах и журналах: «Русский вестник», «Радонеж», «Российский писатель», «Союзная газета», «Сто друзей (Приложение к «Учительской газете»)», «Община», «Православная газета для простых людей», «Православная Москва», «Православный вестник Приамурья», «Литературная газета», «Время», «Парламентская газета», «Русский деловой вестник», журналы «Москва», «Роман-журнал XXI век», «Российская Федерация сегодня» и многие другие.

Процитируем некоторые отклики и вопросы, которые ставят сегодня писатели:

«Если отдать время на телевидении не омерзительным Нагиеву и Ерофееву (омерзительным с точки зрения христианской и мусульманской, славянской и тюркской нравственности), а автору учебника «Основы православной культуры» А.В. Бородиной? И ещё – другим во всех смыслах нормальным людям, которые рассказывали бы об основах других культур и других религий? Что мешает нашему телевидению не видеть в гражданах России лишь извращенцев и идиотов? Почему способное влиять на власть сексуальное и прочее меньшинство считает, что детей в школах надо обучать именно сексу, а не основам родной культуры? Потому что меньшинство это необразованно, некультурно и нравственно недоразвито? Или – все это попускается властью с человеконенавистническим преступным умыслом?» (Николай Дорошенко);

«Если мы обратимся к статистике, представленной, например, в 3-м номере журнала «Здоровая жизнь», в статье «Ползущий кризис. Как остановить депопуляцию русского этноса?», то мы узнаем, что «проблема демографии, качества жизни россиян за последние 10 лет обострилась настолько, что под сомнение ставится будущее страны. Президент В. Путин назвал государствообразующий русский народ дряхлеющей нацией…» Думаю, что теперь вполне понятна позиция Бородиной. Она желала бы сохранить народ, к которому принадлежит, оберегая детей от смерти духовной и, через наркоманию, курение, алкоголизм, ещё и физической. В 28 регионах России смертность превышает рождаемость в три раза. Каждый час страна теряет примерно команду атомной подводной лодки типа «Курска». Потому важно позаботиться сегодня хотя бы русским о русских. Однако забота эта, русским о русских, выгодна сегодня и остальным народам России». (Ирина Репьёва);

«Союз православных граждан примет самые энергичные юридические меры в поддержку учебника Аллы Бородиной «Основы православной культуры». <…> Союз православных граждан Украины выражает свою солидарность с братьями России и предупреждает всех тех, кто посмел поднять свою богоборческую руку на Святое Православие: мы не останемся в стороне от этой проблемы и организуем массовый приезд в Москву верующих из Украины на все мероприятия и акции в поддержку Основ православной культуры, которые будут проводить братья из Союза православных граждан. Долой антицерковное лобби в России!!!» (Валерий Каюров).

Однако псевдоправозащитников интересует только собственное мнение. Всех, кто не согласен безоговорочно с его ксенофобной позицией, Пономарев срезу же записывает в «крайние националисты»: «После того, как под давлением защитников светского характера государственного образования начался пересмотр принципов преподавания истории и культуры Православия в школах, в защиту учебника А.В. Бородиной были отмобилизованы широкие круги крайне националистического и религиозно-фундаменталистского направления».

Пономарев пишет: «Наша страна и так заплатила непомерную цену за то, что десятки лет в государственной идеологии и образовании насаждалась большевистская ненависть и нетерпимость».

Но это уже просто возмутительная наглость! Пономарёв, Ихлов и компания сами в течение уже свыше года продолжают насаждать религиозную нетерпимость и ненависть.

Таким образом, Л.А.Пономарев и Е.В.Ихлов самым возмутительным образом уже в течение года при потакании им со стороны Генеральной прокуратуры, выразившемся в полном игнорировании их преступной деятельности, ведут свою ксенофобскую кампанию, безнаказанно продолжают совершать действия, намеренно направленные на возбуждение религиозной и национальной вражды, пропаганду неполноценности православных граждан по признаку их отношения к религии, что выражается в упорной и наглой травле Л.Пономаревым и Е.Ихловым православной культуры, посредством нападок на учебник А.В.Бородиной «Основы православной культуры».

 

Председатель Правления

Т.А. Квитковская

 



[1] Некоторое время назад одновременно православные, мусульмане и протестанты России заявили, что считают Л.А. Пономарева ксенофобом, и потребовали от Генеральной прокуратуры РФ привлечь Л.А. Пономарева к уголовной ответственности за возбуждение религиозной и национальной вражды.

[2] Правило связи. Иудейская ортодоксия вновь ребром ставит вопрос об отношении иудаизма к христианству // Портал Кредо-ру (http://www.portal-credo.ru/site/?act=comment&id=235), 2 июня 2003 г.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"