Государство и религиозные объединения


ЦДДК "Старая Русь"

Юридическое заключение доктора юридических наук, профессора М.Н.Кузнецова от 29 октября 2001 г.

 

Анализ взаимоотношений местной религиозной организации «Сурб Хач» и централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви, закрепленных в их уставах, и исследование возможности выхода местной религиозной организации «Сурб Хач» из состава централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви были осуществлены экспертом в связи с обращением главы централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви на основании изучения представленных на заключение документов и в соответствии с поставленными перед экспертом вопросами.

Для исследования были представлены следующие правовые документы:

1. Устав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. Принят Епархиальным Советом 20 июля 1991 г. Зарегистрирован Министерством юстиции РСФСР 31 июля 1991 г., свидетельство №59.

2. Устав централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви. Принят Епархиальным Советом 20 июля 1991 г. Дополнения и изменения утверждены Общим Собранием Представителей 28 ноября 2000 г. Утверждены И.о. главы Епархии иеромонахом Езрасом Нерсисяном[1]. Изменения и дополнения в уставе зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2000 г., свидетельство о регистрации №59.

3. Устав местной религиозной организации Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач» г.Москвы. Принят общим собранием 16.03.1993 г., зарегистрирован в Управлении юстиции г.Москвы 30.06.1993 г., свидетельство №376. Изменения и дополнения утверждены Приходским собранием 10 сентября 1999 года, Устав зарегистрирован Главным управлением юстиции г.Москвы 28 апреля 2000 г., свидетельство №1204.

4. Устав религиозной организации - Объединение Армянских Апостольских Церквей Москвы, утвержден Учредительным Собранием Представителей 30 мая 2000 г., зарегистрирован 30 июля 2000 г. Управлением юстиции г.Москвы, свидетельство №1206.

5. Устав централизованной религиозной организации - Объединение Армянских Апостольских Церквей Москвы, утвержден Учредительным Собранием Представителей 30 мая 2000 г., изменения и дополнения внесены Собранием Представителей 16 марта 2001 г.; зарегистрирован 20 апреля 2001 г. Главным управлением Министерством юстиции Российской Федерации по г.Москве, свидетельство №1206.

 

Исследовательская часть

 

1. Относится ли местная религиозная организация «Сурб Хач» по своему вероучению к вероучению Армянской Апостольской Церкви?

Соответствующие положения устава местной религиозной организации «Сурб Хач»:

«1.1. Местная религиозная организация  Армянской  Апостольской  Церкви «Сурб Хач» («Святой Крест»), именуемая в дальнейшем «Церковь», создана верующими гражданами Армянской Апостольской Церкви с благословения Главы Епархии Армянской Апостольской Церкви, входит в состав Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви»;

«1.10. Полное наименование и местонахождение церкви: Местная религиозная организация Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач» города Москвы…»;

«1.2. Церковь - добровольная, религиозная организация совершеннолетних граждан, образованная   верующими   гражданами   Армянской   Апостольской   Церкви древневосточного православия»;

«3.1. … Членом церкви может быть любой крещенный в церковной купели армянин, а также лицо другой национальности, находящееся в смешанном браке, исповедующее вероучение Армянской Апостольской Церкви, следующее ее канонам, принимающее и участвующее в совершении обрядов и таинств»;

«3.5. В состав Приходского собрания входят священнослужители Церкви, его учредители, а также прихожане, достойные по своей приверженности к вероучению Армянской апостольской Церкви…»;

позволяют сделать однозначный вывод об относимости местной религиозной организации «Сурб Хач» по своему вероучению к вероучению Армянской Апостольской Церкви.

 

2. Закреплено ли в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» признание и представление местной религиозной организацией «Сурб Хач» себя как внутренней составной части организационно-правовой структуры конкретной централизованной религиозной организации - Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви?

Да, в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» закреплено признание и представление местной религиозной организацией «Сурб Хач» себя как внутренней составной части организационно-правовой структуры конкретной централизованной религиозной организации - Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.

К такому выводу приводит анализ нижеследующих положений, закрепленных в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач»:

«1.1. Местная религиозная организация  Армянской  Апостольской  Церкви «Сурб Хач» («Святой Крест») г. Москвы, именуемая в дальнейшем «Церковь», создана верующими гражданами Армянской Апостольской Церкви с благословения Главы Епархии Армянской Апостольской Церкви, входит в состав Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви».

«2.2. Основными формами деятельности Церкви являются:… межцерковное общение как с церковными общинами внутри страны, так и с зарубежными приходами Армянской Апостольской Церкви;… иная деятельность, соответствующая правилам и традициям Армянской Апостольской Церкви, не противоречащая законодательству РФ».

«2.5. Церковь создает школы и другие образовательные учреждения для обучения древневосточного вероисповедания детей Армянской Апостольской Церкви детей и взрослых. В этих целях используются собственные помещения, а также предоставляемые безвозмездно или по другим договорным условиям, помещения государственных, общественных и иных организаций и частных лиц».

«4.11. Церковь может осуществлять: производственную,   строительную, реставрационную, сельскохозяйственную, издательскую деятельность, а также заниматься иными видами предпринимательской, производственно-хозяйственной деятельности, соответствующими традициям и правилам, принятым в Армянской Апостольской церкви».

«6.1. … Документы священнослужителей и по личному составу работников по трудовым договорам и контрактам хранятся в Церкви, а в случае прекращения ее деятельности установленным порядком передаются на хранение в Епархиальный Совет армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви».

«6.4. В случае ликвидации церкви, как юридического лица, его недвижимое и движимое имущество религиозного назначения, финансы Церкви, оставшиеся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами по решению Приходского собрания, утвержденному Епархией, передаются в распоряжение других объединений Армянской апостольской Церкви, либо епархии, либо направляются на благотворительные цели».

 

3. Имеются ли в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» положения о том, что местная религиозная организация «Сурб Хач» создавалась именно и исключительно как составная неотъемлемая часть Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви?

Да, в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» имеется целый ряд положений о том, что местная религиозная организация «Сурб Хач», действительно, создавалась именно и исключительно как составная неотъемлемая часть Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.

·                  местная религиозная организация «Сурб Хач» - это организация Армянской  Апостольской  Церкви: «Местная религиозная организация  Армянской  Апостольской  Церкви «Сурб Хач» («Святой Крест») г.Москвы…» (п.1.1 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  местная религиозная организация «Сурб Хач» создана верующими гражданами Армянской Апостольской Церкви с благословения Главы Епархии Армянской Апостольской Церкви (п.1.1 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  местная религиозная организация «Сурб Хач» входит в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.1.1 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» изначально было заложено, что она объединяет не просто граждан, относящих себя по вероисповеданию к верующим, исповедующим армянское дневневосточное православие, а именно граждан, входящих в Армянскую Апостольскую Церковь (ее Ново-Нахичеванскую и Российскую епархию), как организационно-правовую структуру конкретной централизованной религиозной организации (пп.1.1, 1.2, 2.1 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»); о том, что местная религиозная организация «Сурб Хач» может объединять верующих, относящихся к какой бы то ни было иной централизованной религиозной организации, пусть даже и с тем же вероучением, в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» ничего не сказано.

Принятие Общим собранием в 1993 году, а затем в 1999 г. Приходским собранием местной религиозной организации «Сурб Хач» добровольного и осознанного волевого решения о вхождении в структуру Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви в качестве составной части, что было юридически зафиксировано в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач», принятом общим собранием 16.03.1993 г. и зарегистрированном  30.06.1993 г. Управлением юстиции г.Москвы (свидетельство №376), а также в уставе, изменения и дополнения в который были утверждены Приходским собранием 10.09.1999 г. и который был зарегистрирован Главным управлением юстиции г.Москвы 01.12.1999 г. (свидетельство №1204), повлекло за собой принятие членами местной религиозной организации «Сурб Хач» на себя обязательств подчиняться внутренним установлениям и нормам, принятым в Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, включая нормы канонического права, установленные правила подчиненности и ответственности.

Устав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, принятый Епархиальным Советом 20 июля 1991 г. и зарегистрированный Министерством юстиции РСФСР 31 июля 1991 г. (свидетельство №59) установил и закрепил следующие нормы:

«1.1. Ново-Нахичеванское и Российское Епархиальное Управление Армянской Апостольской Церкви (в дальнейшем - Епархия) является централизованным духовным управлением религиозных объединений Армянской Апостольской Церкви, действующих на территории РСФСР.

1.2. Епархия является частью Эчмиадзинского Католикосата Армянской Апос­тольской Церкви.

1.3. Епархия создается и упраздняется, ее границы определяются решением Верховного Патриархата и Католикоса Всех Армян.

1.4. В своей внутренней деятельности Епархия руководствуется Каноническим Уставом Армянской Апостольской Церкви, постановлением Синода епископов Эчмиадзинского Католикосата, указаниями Святейшего Патриарха, традициями Армянской Апостольской Церкви».

«3.4. Глава епархии:

3.4.1. Осуществляет общее руководство епархиальными учреждениями и местными религиозными объединениями, входящими в Епархию…

 3.4.7. По согласованию с Епархиальным Советом…

назначает или заменяет Викариев и священников религиозных объеди­нений Епархии;

рукополагает священников и дьяконов для религиозных объединений Епархии;…

рассматривает жалобы на духовных лиц Епархии и принимает надлежа­щие меры.

3.4.9. подтверждает принадлежность к Армянской Апостольской Церкви и Епар­хии входящих в нее Викариатов и религиозных объединении, уставы которых предс­тавляются на регистрацию».

«6.1. Создание, разделение, объединение или прекращение деятельности Епархии осуществляется Католикосом Всех Армян».

Устав централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2000 г. (свидетельство о регистрации №59) установил и закрепил следующие нормы:

«1.1. Hoво-Нахичеванская и Российская Епархия Армянской Апостольской Церкви (в дальнейшем - Епархия) является централизованной религиозной организацией (приходов, викариатов) Армянской Апостольской Церкви, действующей на территории Российской Федерации за исключением Епархии Юга России (Церкви и приходы Армянской Апостольской Церкви на территориях Краснодарского и Ставропольского краев и республик Северного Кавказа)».

«1.4. Епархия является частью Эчмиадзинского Католикосата Армянской Апостоль­ской Церкви.

1.5. Епархия создается и упраздняется, ее границы определяются решением Вер­ховного Патриарха и Католикоса Всех Армян».

«1.7. В целях улучшения управления Епархии, по решению Католикоса Всех Армян, в рамках Епархии могут образовываться Викариаты с правами юридического лица».

 «4.3. Глава Епархии:

осуществляет общее руководство епархиальными учреждениями и местными религиозными организациями, входящими в Епархию;…

подтверждает принадлежность к Армянской Апостольской Церкви и Епархии входящих в нее религиозных организаций, а также утверждаем их Уставы, которые пред­ставляются для регистрации в соответствии с установленным порядком;…

решает вопросы связанные с назначением или замещением священнослужителей в религиозных организациях Епархии, принимает на работу и увольняет иных служащих Епархии…

4.3.1. По согласованию с Епархиальным Советом:

открывает (освящает) новые религиозные организации Епархии;

назначает или заменяет священников религиозных организаций Епархии;

рукополагает священников и дьяконов для религиозных организаций Епархии;…

рассматривает жалобы на духовных лиц Епархии и принимает надлежащие меры и решения».

Таким образом, принятие Общим собранием в 1993 году, а затем в 1999 г. Приходским собранием местной религиозной организации «Сурб Хач» добровольного и осознанного волевого решения о вхождении в структуру Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви в качестве ее составной части, повлекло и добровольное принятие на себя обязательств подчиняться следующим внутренним установлениям Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви:

·                  глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви назначает и заменяет священников и дьяконов входящих в состав епархии религиозных организаций, включая и местную религиозную организацию «Сурб Хач»; причем это право главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии неотъемлемо и императивно в пределах его епархии;

·                  местная религиозная организация, входящая в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, не вправе выйти из состава Ново-Нахичеванской и Российской епархии без соответствующего на то решения Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян;

·                  местная религиозная организация, входящая в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, не вправе самостоятельно, без соответствующего на то решения Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян, изменять границы (не только территориальные, но и границы в смысле структуры) Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.1.5 и 1.7 устава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви 2000 г.).

 

4. Какой порядок финансовых взаимоотношений местной религиозной организации «Сурб Хач» и централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви установлен в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач»?

 В уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» установлен следующий порядок ее финансовых взаимоотношений с централизованной религиозной организацией Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви:

·                  местная религиозная организация «Сурб Хач» обязана отчислять средства на общеепархиальные нужды; такие отчисления делаются в обязательном, императивном порядке, вне зависимости от желания или нежелания органов управления или членов местной религиозной организации «Сурб Хач», однако относительно размеров таких отчислений в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» ничего не сказано, то есть здесь имеет место диспозитивный характер взаимоотношений - размеры отчислений на общеепархиальные нужды определяются в результате согласования позиций местной религиозной организации «Сурб Хач» и Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.4.4 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности местной религиозной организации «Сурб Хач» принадлежит ревизионной комиссии Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви; причем ревизионной комиссии Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви уставом местной религиозной организации «Сурб Хач» дано безусловное такое право - ревизионная комиссия Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви вправе по указанию главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви или самостоятельно назначить и провести такие проверки в любое время без каких-либо предварительных согласований с органами управления или членами местной религиозной организации «Сурб Хач» и каких бы то ни было предварительных условий с их стороны; в свою очередь, органы управления и члены местной религиозной организации «Сурб Хач», в свою очередь, обязаны подчиниться и обеспечить все необходимые условия для проведения таких проверок (п.3.25 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  местная религиозная организация «Сурб Хач» обязана утверждать у главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви годовой бюджет, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительские цели, все свои финансовые и прочие отчеты, а также доклады своей ревизионной комиссии; причем, исходя из нормы, записанной в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач», такое утверждение финансовых и иных отчетных документов носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер (п.3.7 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  в случае ликвидации местной религиозной организации «Сурб Хач», как юридического лица, все недвижимое и движимое имущество религиозного назначения, финансы местной религиозной организации «Сурб Хач», оставшиеся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами по передаются в распоряжение других объединений Армянской  апостольской Церкви,  либо  епархии,  либо  направляются  на благотворительные цели; осуществляется это по решению Приходского собрания, которое в императивном, обязательном порядке утверждается главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (пп.6.4 и 6.3 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»).

 

5. Какой характер подчиненности местной религиозной организации «Сурб Хач» централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви закреплен в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач», и вправе ли местная религиозная организация «Сурб Хач» выйти из состава централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви?

Анализ устава местной религиозной организации «Сурб Хач» дает основания утверждать, что в этом уставе закреплена жесткая организационная подчиненность местной религиозной организации «Сурб Хач» централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви. Такие отношения подчиненности местной религиозной организации «Сурб Хач» централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви добровольно и без принуждения установлены и закреплены в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» при ее регистрации в органах юстиции.

Соответствующие положения устава местной религиозной организации «Сурб Хач», имеющие отношение к обозначенной проблеме:

«1.1. Местная религиозная организация Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач» («Святой Крест») г. Москвы, именуемая в дальнейшем «Церковь», создана верующими гражданами Армянской Апостольской Церкви с благословения Главы Епархии Армянской Апостольской Церкви, входит в состав Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви».

«1.8. Изменения и дополнения настоящего Устава после утверждения Епархиального Совета Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций».

«3.7. Приходское собрание

утверждает Устав Церкви, изменения и дополнения к нему, которые утверждаются Главой Епархиального Совета армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви и вступают в силу с момента государственной регистрации;…

представляет на утверждение Главы Епархиального Совета армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви кандидатуру Настоятеля церкви;…

принимает годовой бюджет, включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительские цели, и представляет его на утверждение Главы Епархиального Совета армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви;…

рассматривает и представляет на утверждение Главе Епархиального Совета армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви финансовые и прочие отчеты Церкви и доклады Ревизионной комиссии».

«3.10. Приходской совет: … выполняет распоряжения Главы Епархии и решения Епархиального Приходского собрания в рамках прав и обязанностей по настоящему Уставу».

«3.12. Приходской совет избирается Приходским собранием. Приходской совет состоит из духовных и светских лиц, избираемых открытым голосованием простым большинством из списка, предлагаемого Приходским собранием. Результаты выборов в Приходской совет подлежат утверждению Епархиальным Советом и Главой Епархии».

«3.15. Духовный пастырь может быть перемещен с согласия Главы Епархии. Приходское Собрание большинством голосов в две трети может предложить Главе Епархии решение о замене Духовного пастыря».

«3.17. Разногласия, возникающие между Духовным пастырем и Приходским советом, представляются на соответствующее решение Главы Епархии. Решение Главы Епархии является окончательным».

«3.25. Право ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Церкви принадлежат ревизионной комиссии Епархии».

«4.4. Церковь в обязательном порядке отчисляет средства на общеепархиальные нужды».

«6.3. Церковь, как юридическое лицо, может быть ликвидирована по решению Приходского собрания с последующим утверждением этого решения Главой Епархиального Совета армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви, а также по решению суда в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством РФ».

«6.4. В случае ликвидации церкви, как юридического лица, его недвижимое и движимое имущество религиозного назначения, финансы Церкви, оставшиеся после расчетов с бюджетом, банками и другими кредиторами по решению Приходского собрания, утвержденному Епархией, передаются в распоряжение других объединений Армянской  апостольской Церкви,  либо  епархии,  либо  направляются  на благотворительные цели».

Гражданско-правовой и конституционно-правовой анализ устава местной религиозной организации «Сурб Хач» позволяет выявить, что указанный устав императивно устанавливает и закрепляет следующее:

А). Местная религиозная организация «Сурб Хач» изначально создавалась как входящая в состав Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви: «Местная религиозная организация  Армянской  Апостольской  Церкви «Сурб Хач» («Святой Крест») г. Москвы … входит в состав Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской Церкви» (п.1.1 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»).

Б). Глава Епархиального Совета армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви - глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (а именно он является главой Епархиального Совета, так как, согласно п.4.3. Устава централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2000 г., св. о регистрации №59, «осуществляет общее руководство епархиальными учреждениями и местными религиозными организациями, входящими в Епархию»):

·                  утверждает кандидатуру настоятеля Церкви - местной религиозной организации «Сурб Хач»; причем, исходя из нормы, записанной в уставе, такое утверждение носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер; настоятель Церкви местной религиозной организации «Сурб Хач» не может быть назначен без утверждения его кандидатуры главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.3.7 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  дает согласие на перемещение или замену духовного пастыря местной религиозной организации «Сурб Хач»; причем, исходя из нормы, записанной в уставе, необходимость получения такого согласия главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер; духовный пастырь местной религиозной организации «Сурб Хач» не может быть заменен или перемещен без получения согласия главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.3.15 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  разрешает разногласия между духовным пастырем и Приходским советом местной религиозной организации «Сурб Хач»; причем, исходя из нормы, записанной в уставе, такое утверждение носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер - «Решение Главы Епархии является окончательным» (п.3.17 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  по совокупности трех предыдущих выводов - глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви управляет духовной, церковной, внутренней религиозной (обрядовой и пр.) жизнью общины местной религиозной организации «Сурб Хач»;

·                  утверждает персональный состав Приходского совета; причем, исходя из нормы, записанной в уставе, такое утверждение носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер; формирование Приходского совета и любые изменения в нем не могут быть осуществлены без получения утверждения главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.3.12 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  утверждает изменения и дополнения в устав местной религиозной организации «Сурб Хач»; причем, исходя из нормы, записанной в уставе, такое утверждение носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер; изменения и дополнения в устав не могут быть зарегистрированы в органах юстиции без предварительного утверждения их главой Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (пп.1.8 и 3.7 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  утверждает годовой бюджет местной религиозной организации «Сурб Хач», включая размеры отчислений на благотворительность и религиозно-просветительские цели; причем, исходя из нормы, записанной в уставе, такое утверждение носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер (п.3.7 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  утверждает все финансовые и прочие отчеты местной религиозной организации «Сурб Хач» и доклады ревизионной комиссии этой местной религиозной организации; причем, исходя из нормы, записанной в уставе, такое утверждение носит не диспозитивный или совещательный, по желанию, а именно императивный, обязательный характер (п.3.7 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  вправе назначить проверку финансовой и хозяйственной деятельности местной религиозной организации «Сурб Хач» и организовать проведение такой проверки силами ревизионной комиссии Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.3.25 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  по совокупности трех предыдущих выводов - глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви полностью контролирует всю финансовую отчетность местной религиозной организации «Сурб Хач»;

·                  утверждает решение Приходского собрания местной религиозной организации «Сурб Хач» о ее самоликвидации (п.6.3 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

·                  утверждает решение Приходского собрания местной религиозной организации «Сурб Хач» о том, куда будет направлено имущество местной религиозной организации «Сурб Хач» после ее ликвидации (п.6.4 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»);

Особо следует отметить, что в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» в большинстве случаев относительно ее взаимоотношений с Ново-Нахичеванской и Российской епархией Армянской Апостольской Церкви используется термин «утверждение», а не термин «согласование», почти не использующийся и носящий менее жесткий и императивный характер, что указывает на императивное, а не диспозитивное (к примеру, ассоциативное, на правах наблюдателя и пр.) подчинение местной религиозной организации «Сурб Хач» централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви.

Из всего этого следует, что члены религиозной общины, создававшие и регистрировавшие местную религиозную организацию «Сурб Хач», на момент принятия общим собранием ее устава в 1993 г. и утверждения в 1999 г. Приходским собранием изменений и дополнений в устав и их регистрации в органах юстиции добровольно, полностью осознавая свои действия и отдавая себе отчет в своих действиях и целях таких действий, закрепляли такое положение дел, когда создаваемая ими и регистрируемая в органах юстиции местная религиозная организация «Сурб Хач» создавалась и регистрировалась в органах юстиции ими именно и исключительно как неотъемлемая, органичная составная часть организационно-правовой структуры конкретной централизованной религиозной организации - Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, без закладывания в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» какой-либо возможности выхода из ее состава и обозначения путей или правовых механизмов такого выхода.

Тот факт, что в уставе местной религиозной организации «Сурб Хач» Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви обозначена как «епархия армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви» или как «Ново-Нахичеванская епархия», ничего не меняет, так как на момент перерегистрации в 1999 г. местной религиозной организации «Сурб Хач» наименования «епархия армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви» и «Ново-Нахичеванская епархия Армянской Апостольской Церкви» относились именно к той централизованной религиозной организации, входящей в структуру Армянской Апостольской Церкви с центром в Эчмиадзине (Армения), которой руководил архиепископ Тиран Кюрегян, как тогдашний глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, и которая была зарегистрирована в органах юстиции как Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви.

Все выше сказанное обуславливает вывод о невозможности выхода местной религиозной организации «Сурб Хач» из состава и из подчинения централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви. Причем такая невозможность обусловлена, прежде всего, тем, что в случае выхода местной религиозной организации «Сурб Хач» из состава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви был бы грубо нарушен устав самой местной религиозной организации «Сурб Хач». В частности, оказались бы нарушены пункты 1.1., 1.8, 3.12, 3.15, 3.17, 3.25, 3.7, 4.4 и др. устава местной религиозной организации «Сурб Хач».

 

6. Вправе ли местная религиозная организация «Сурб Хач» нарушать или не выполнять положения своего устава относительно целей и порядка ее деятельности?

Часть 1 статьи 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. устанавливает: «Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г., контроль за деятельностью религиозных организаций со стороны регистрирующих органов должен осуществляться по двум направлениям:

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно целей ее деятельности,

контроль за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности.

Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций (Приложение к письму Министерства юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. №08-18-257-97) устанавливают:

«При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на:

соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации;

соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия…

В случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, и вынесения ей более двух предупреждений в письменной форме, регистрирующий орган обращается в суд с заявлением о ликвидации указанной религиозной организации (ст. 33 ФЗ «О некоммерческих организациях»)».

Таким образом, указанные нормативно-правовые акты устанавливают обязанность религиозных организаций соблюдать свои уставы относительно целей деятельности и порядка деятельности, в том числе обязанность соблюдать уставные положения, касающиеся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (каноническим) установлениям религиозной организации, а также устанавливающие порядок и процедуру внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия.

 

7. Вправе ли местная религиозная организация «Сурб Хач» самостоятельно изменить свой устав без утверждения Главой централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви?

Нет, устав местной религиозной организации «Сурб Хач» не дает ей такого права и, более того, запрещает местной религиозной организации «Сурб Хач» самостоятельно изменять свой устав без утверждения Главой централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви.

Устав местной религиозной организации «Сурб Хач» устанавливает:

«1.8. Изменения и дополнения настоящего Устава после утверждения Епархиального Совета Ново-Нахичеванской Епархии Армянской Апостольской Церкви подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций»;

«3.7. Приходское собрание: утверждает Устав Церкви, изменения и дополнения в него, которые утверждаются Главой Епархиального Совета армян России и Новонахичевании Армянской Апостольской Церкви и вступают в силу с момента государственной регистрации…».

Уставные нормы, закрепленные в пп. 1.8 и 3.7 устава местной религиозной организации «Сурб Хач» устанавливают императивное требование обязательного утверждения любых изменений и дополнений в устав местной религиозной организации «Сурб Хач» Главой централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви. Внесение любых изменений и дополнений в устав местной религиозной организации «Сурб Хач» без утверждения Главой централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви явилось бы нарушением устава местной религиозной организации «Сурб Хач», а потому незаконно.

Методические рекомендации по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций (Приложение к письму Министерства юстиции РФ от 24 декабря 1997 г. №08-18-257-97) устанавливают: «Нарушение установленного порядка деятельности и управления религиозной организации является основанием для признания принятых с нарушением устава решений религиозной организации неправомочными и, в установленных Законом случаях (государственная регистрация изменений и дополнений устава, реорганизация и ликвидация религиозной организации…), влечет отказ регистрирующего органа в удовлетворении соответствующего заявления религиозной организации».

 

8. Является ли участие местной религиозной организации «Сурб Хач», входящей в состав централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви, в составе другой централизованной религиозной организации Объединение Армянских Апостольских Церквей Москвы нарушением устава местной религиозной организации «Сурб Хач»?

Участие местной религиозной организации «Сурб Хач», входящей в состав централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви, одновременно в составе другой централизованной религиозной организации Объединение Армянских Апостольских Церквей Москвы является фактическим нарушением устава централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви, в состав которой местная религиозная организация «Сурб Хач» входит и входила изначально, то есть, по существу, является неподчинением внутренним установлениям, принятым в Армянской Апостольской Церкви. Уставом централизованной религиозной организации Ново-Нахичеванская и Российская епархия Армянской Апостольской Церкви создание местными религиозными организациями, входящими в состав епархии, каких-либо новых централизованных религиозных организаций без соответствующего решения Верховного Патриарха и Католикоса Всех Армян не предусмотрено. А вследствие этого, подобные действия повлекли за собой нарушение устава самой местной религиозной организации «Сурб Хач», в котором закреплено обязательство ее членов подчиняться (см. выше) внутренним установлениям Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви.

При этом вопрос, являлось ли такое участие местной религиозной организации «Сурб Хач» в составе другой централизованной религиозной организации Объединение Армянских Апостольских Церквей Москвы на момент, предшествовавший расколу в Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, нарушением устава местной религиозной организации «Сурб Хач», в настоящем заключении не рассматривается.

 

9. Вправе ли местная религиозная организация «Сурб Хач» осуществлять какие бы то ни было отчисления на благотворительность и религиозно-просветительские цели в составе своего годового бюджета, в том числе отчисления на финансирование централизованной религиозной организации Объединение Армянских Апостольских Церквей Москвы, без утверждения главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви?

В п.4.1 устава централизованной религиозной организации Объединение Армянских Апостольских Церквей Москвы указано, что средства Объединения Армянских Апостольских Церквей Москвы формируются за счет, в том числе, пожертвований и вкладов религиозных объединений, входящих в структуру Объединения, то есть местных религиозных организаций «Сурб Хач», «Сурб Арутюн» и «Сурб Ованес Мкртыч».

Однако устав местной религиозной организации «Сурб Хач» запрещает какие бы то ни было отчисления на благотворительность и религиозно-просветительские цели в составе годового бюджета без утверждения главы Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви (п.3.7 устава местной религиозной организации «Сурб Хач»).

 

10. Кто вправе поставить вопрос о ликвидации местной религиозной организации «Сурб Хач» в случае нарушения религиозной организацией уставных целей и задач?

Согласно части 2 статьи 25 и статьи 26 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» №125-ФЗ от 26 сентября 1997 г., Методическим рекомендациям по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций (Приложение к письму Министерства юстиции РФ от 24.12.1997 №08-18-257-97) и Методическим рекомендациям о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Приложение к письму Министерства юстиции РФ от 24.12.1997 г. №08-18-257-97), орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности и в случае нарушения религиозной организацией уставных целей и задач вправе поставить вопрос о ее ликвидации.

 

 

Доктор юридических наук,

профессор кафедры государственного строительства и права

Российской академии государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

М.Н.Кузнецов

29 октября 2001 г.



[1] Ныне - епископ Езрас.

© 2007-2012 Центр древнерусской духовной культуры "Старая Русь"